Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Общие положения о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для назначения страховой пенсии по инвалидности должны быть соблюдены следующие условия:

  • признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности, которое осуществляет федеральное учреждение медико-социальной экспертизы, направляющее выписку из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, в трехдневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение;
  • наличие хотя бы одного дня страхового стажа. Если полностью отсутствует страховой стаж, то назначается социальная пенсия по инвалидности.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца должны быть соблюдены следующие условия:

  • наличие страхового стажа у умершего кормильца (хотя бы одного дня);
  • наступление смерти кормильца либо признание его безвестно отсутствующим в судебном порядке;
  • нахождение на иждивении умершего кормильца, за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

В соответствии с Федеральным законом № 350-ФЗ[9] в законодательство Российской Федерации вводится понятие «предпенсионный возраст». Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 г. для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы[10].

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за пять лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, т. е. начиная с 51 года для женщин и 56 лет для мужчин. С 2019 г. правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.


Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выра­ботка специального стажа. Это, прежде всего, относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам № 1, 2 и другим, позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и получение права на льготы в таких случаях возникают за пять лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 г. выработает необходимый педагогический стаж, с этого момента будет считаться предпенсионером.

У тех, чей пенсионный возраст с 2019 г. не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, т. е. за пять лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии, им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний пе­риод предоставления льгот. Исключением, на которое не распространяется правило пяти лет, являются налоговые льготы.

Таким образом, можно сделать вывод, что государству на современном этапе удалось выполнить лишь одну из поставленных задач: усиление государственного регулирования и непосредственного участия государства в гарантировании финансовой обеспеченности выплаты всех видов пенсий. Для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд[11]. Пенсионная система не стоит на месте, а стремительно развивается. И только время покажет, в лучшую или в худшую сторону данные изменения для россиян.


1.2. Пенсионная система России и зарубежных стран

В 1928 году пенсия выплачивалась для ряда категорий граждан (рабочих горнорудной и текстильной промышленности), а с середины 1930-х пенсию стали платить всем городским рабочим и служащим. В РФ с 1928 по 2018 год возраст выхода на пенсию не менялся: для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет[12].

Теперь перейдем в настоящее время. В 2018 году был принят закон, в котором говорится, что изменения пенсионного возраста будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Увеличению пенсионного возраста способствовало уменьшение доли работающих людей, в то время, как число людей пенсионного возраста растет. Это может привести к «разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства.

Для того чтобы получать пенсию по старости больше социальной необходимо накопить 16,2 балла и минимум 10 лет трудового стажа. Если же данные будут ниже, то пенсионер будет получать только социальную пенсию по старости - 5 334,2 руб..

Наша пенсия состоит из двух частей: накопительной и страховой. Каждая часть имеет свои особенности и значения.

Страховая часть пенсии - это сумма, которую вносит работодатель на пенсионный счет работника. Принято считать, что страховая часть пенсии носит формальный характер, поскольку реальных денег на счете нет - они уходят на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам.

Накопительная часть пенсии - эта сумма, которую также вносит работодатель на пенсионный счет работника, но в отличие от страховой части она не поступает на оплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Деньги из накопительной части аккумулируются и инвестируются[13].

Если будущего пенсионера не устраивает состояние его накопительной части, то это решается обращением в Пенсионный фонд РФ с просьбой о переводе накопительной части в негосударственный институты, которые имеют допуск к управлению обязательной накопительной части.

Величина страховой пенсии и пенсионные коэффициенты рассчитываются по следующим формулам:


СП = ИПК * ПБ + ФП , (1)

где СП -величина страховой пенсии;

ПБ - стоимость 1 пенсионного балла (в 2019 году - 87,24 руб.);

ФП - фиксированная сумма социальной пенсии (в 2019 году - 5 334,2 руб.)

ИПК = Z\T*L, (2)

где ИПК - пенсионные коэффициенты гражданина

Z - зарплата за месяц;

T -максимальная зарплата за месяц по стране (в 2019 году - 95 833 руб.)

L - фиксированный коэффициент (равен 10).

Средний размер пенсии составляет 14 102,1 руб., то есть он превышает МРОТ=11 185 руб. По данным Росстата на 2019 год за чертой бедности оказывается 12,7 % населения.

Теперь рассмотрим пенсионные системы в других странах. Пенсионный возраст в Швейцарии сегодня составляет 64 года для женщин и 65 лет для мужчин. Пенсионно-страховая система имеет 3 уровня[14]:

Первый уровень пенсии: основную роль при расчете итоговых выплат по ней, играет трудовой стаж пенсионера и его годовой доход. Размер выплат по программе колеблется от 1175 франков до 2350 франков ежемесячно.

Второй уровень пенсии: вторым элементом пенсионной системы является выплата взносов, рассчитанная на основе заработка с определенного места работы. Все сотрудники, чей годовой доход превышает 25 000 швейцарских франков, обязаны выплачивать взносы в пенсионный фонд. Взносы увеличиваются с возрастом сотрудника и находятся в пределах 7­18% от валового вознаграждения.

Третий уровень пенсии: человек хочет добровольно увеличить пенсионные отчисления. Взносы вычитаются из налогооблагаемого дохода и облагаются налогом только в момент оплаты. Размер пенсии по старости зависит от выбранного типа политики. Указана максимальная сумма взносов, которые вычитаются из дохода.

Средний размер пенсии составляет 1 150 франков (1 франк = 65 руб. - 74 750 руб.). Прожиточный минимум равен 1 200 франков (78 000 руб.). Таким образом, за чертой бедности оказывается 7% населения.

Теперь рассмотрим пенсионную систему в США. Возраст выхода на пенсию в США сейчас - 67 лет. Средняя продолжительность жизни для мужчин - 76,1 год, для женщин - 81,7 год. Пенсионная система в США - многокомпонентная. Пенсия складывается из той, что выплачивает государство, а также накопительной части. Накопительная, в свою очередь, состоит из того, что выплачивает компания-наниматель (так называемая 401К).

В государственной системе всем лицам, чей возраст превышает официально установленный порог, выплачивается денежное пособие, размер которого зависит от среднего уровня заработной платы. В среднем по стране государственная пенсия составляет 1100-1300 долларов в месяц. Более того, в Америке действует программа для малоимущих (SSI), которая выручает в случаях, когда начисленная государством сумма ниже, чем прожиточный минимум. По условиям программы, каждому пенсионеру-участнику доплачивается сумма, которой не достает до прожиточного минимума[15].


Другой источник пенсионных выплат в США - накопительные фонды и личные счета американцев. Закон, регулирующий этот процесс, был принят в 1974 году. Фонды, которые аккумулируют такие средства, могут быть как частными, так и государственными. Стоит отметить, что переведенная в такой фонд сумма налогом не облагается.

Средний размер пенсии составляет 990 долл. (64 350 руб.). Прожиточный минимум равен 1 200 долл (81 770 руб.). За чертой бедности оказывается 14,5% населения.

В ходе исследования мы пришли к тому, что в формуле расчета пенсии в России не учитывается инфляция; эмоциональное выгорание сотрудника на работе; получаемая пенсия практически на 50% (и более) меньше ранее получаемой зарплаты; в России не развито частное пенсионное добровольное страхование на государственном уровне (оно существует, но только в частных компаниях и в случае банкротства люди рискуют не получить свои денежные средства); нет доплат пенсионерам, у которых пенсия меньше прожиточного минимума.

Мы предлагаем изменить формулу расчета пенсии:

СП = (ИПК: ПБ + ФП) *к>т, (3)

где к = (1+/) - это коэффициент инфляции; i - темп инфляции;

т- это з/п работника за последний год.

Таким образом, мы сравнили пенсионную систему трех стран, а также предложили модернизацию формулы расчета пенсии в России. Так как формула расчета пенсии в России менее справедлива чем в других странах.

2. Правовое регулирование отдельных видов государственных пенсий в Российской Федерации

2.1. Пенсионное обеспечение по старости

Конец 2018 г. и начало 2019 г. ознаменовались принятием и вступлением в силу Федерального закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 «О внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», затраги­вающего интересы подавляющего большинства граждан нашей страны.

Пенсионная система Российской Федерации как известно состоит из 3 обособленных, но тесно взаимосвязанных подсистем: подсистема обязательного пенсионного страхования, подсистемы государственного и негосударственного пенсионного обеспечения. В данном параграфе рассмотрим нововведения, затронувшие интересы граждан, которые являются застра­хованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[16].