Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Общие положения о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации
1.1. Особенности современной системы государственного пенсионного обеспечения
1.2. Пенсионная система России и зарубежных стран
2. Правовое регулирование отдельных видов государственных пенсий в Российской Федерации
2.1. Пенсионное обеспечение по старости
2.2. Пенсионное обеспечение инвалидов
Российской Федерацией была подписана Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 61/106 от 13 декабря 2006 года «Конвенция о правах инвалидов»[21]. Это событие предполагало не только обязательство ратификации данной Конвенции в Российской Федерации, но и совершенствование законодательства в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения инвалидов. На основании этого факта становится понятно, что Российское законодательство на данном этапе, благодаря международным правовым актам, постепенно начинает формировать современную законодательную базу, которая в будущем будет направлена на поддержку и социальную защиту граждан с ограниченными возможностями. Впоследствии, с 1 января 2010 года произошли изменения, которые упразднили степень ограничения способности к трудовой деятельности как основной критерий при назначении трудовых пенсий по инвалидности. Однако с данными изменениями одновременно вступили в силу нормы пенсионного законодательства, предусматривающие «автоматическое» назначение пенсии и перевод с одного вида пенсии на другой без подачи соответствующего заявления.
Начиная с 1 января 2015 года согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионные начисления рассчитываются по новой формуле, которая содержит индивидуальные баллы. Данные баллы содержат размеры взносов, перечисленных работодателем и периоды стажа.
Согласно действующему законодательству пенсионеры по инвалидности подразделяются на следующие категории:
гражданин, ставший инвалидом вследствие общего заболевания;
гражданин, ставший инвалидом вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
гражданин, ставший инвалидом вследствие радиационных катастроф
Значение «инвалидность» понимается как сложная медико-социальная характеристика состояния здоровья человека, но также учитывается и способность к трудовой деятельности[22]. Состояние здоровья человека рассматривается в качестве причины инвалидности, а утрата трудоспособности - как следствие состояния здоровья человека.
Существуют сроки, на которые устанавливается инвалидность:
инвалидность I группы устанавливается на два года;
инвалидность II группы устанавливается на один год;
инвалидность III группы устанавливается на один год;
категория «ребёнок-инвалид» устанавливается на один год, два года, пять лет, либо до достижения гражданином совершеннолетия.
На сегодняшний день актуальна проблема повышения уровня и качества жизни инвалидов. Социальные и экономические проблемы отрицательно сказываются на процессе реализации прав в социальном обеспечении, в том числе и пенсионных, поэтому правовое регулирование и реализация мер социальной защиты инвалидов продолжает оставаться значимым и вызывает необходимость трезвого анализа. Вследствие этого, на сегодняшний день существуют пробелы в законодательной системе, касаемые пенсионного обеспечения инвалидов. Это отрицательно сказывается на данной группе, которая считается одной из самых многочисленных в России и одновременно является наименее социально незащищенной[23].
Немаловажным остается вопрос, который звучит следующим образом: может ли установлена пенсия по инвалидности военнослужащему, который был лишен воинского звания после увольнения с военной службы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления? На данный момент законодательство Российской Федерации не имеет ответа на данный вопрос.
Вместе с тем судебная практика показывает, что суды отказывают в назначении пенсии по инвалидности лицам, которые были лишены воинского звания. Лишение воинского звания - это дополнительная мера при уголовном наказании, которая осуществляется только судом, однако, данная мера не может приводить к прекращению выплаты пенсии уволенным с военной службы. Следовательно, можно считать неправомерным факт, согласно которому отказано в выплате или прекращена выплата пенсии по инвалидности на основании того, что гражданин был лишен воинского звания по приговору суда.
Ст. 7 Закона Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» также не предусматривает выплату пенсии по инвалидности инвалидам из числа космонавтов.
На основании вышеизложенного можно выделить такую проблему, как несовершенство Российского законодательства в области пенсионного обеспечения инвалидов.
Чтобы решить проблему, которая обозначена в данном параграфе, следует обратить внимание на пробелы в законодательстве и пересмотреть некоторые нормы.
Можно выделить следующие направления в сфере совершенствования пенсионного законодательства:
совершенствование тарифно-бюджетной политики;
совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;
развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного законодательства.
Одним из нововведений Пенсионного фонда в 2017 году стал новый интернет-портал, который называется Федеральный реестр инвалидов. На данном портале представлена информация, необходимая для людей с ограниченными возможностями.
Цель создания этого портала - облегчение жизни людям с ограниченными возможностями. Федеральный реестр инвалидов позволит гражданам получать необходимые государственные услуги удаленно.
Государственная поддержка инвалидов стремительно развивается, за последние годы она значительно возросла. Правительством проводится планомерная, последовательная работа по интеграции инвалидов в привычные условия жизнедеятельности. Решаются такие задачи, как доступность общественного транспорта, понижение бордюрного камня, установка пандусов и специализированных лифтов.
Таким образом, пенсионное обеспечение по инвалидности должно осуществляться в соответствии со статусом нашей страны, который определяет ст. 7 Конституции Российской Федерации.
2.3. Пенсии по случаю потери кормильца
Потеря человека, который обеспечивал нетрудоспособных членов семьи, является основанием для возникновения пенсионных правоотношений. Отечественное государство возлагает на себя ответственность по содержанию лиц, оставшихся без средств к существованию в связи со смертью близкого родственника.
Потеря кормильца возможна не только в связи с естественной смертью или гибелью человека, но также в связи с признанием его судом безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.
Потеря близкого человека - это не только тяжелая душевная ситуация, но и потеря в материальном плане, когда человек остается без средств к существованию в силу нетрудоспособности. В этот период становится необходимой сторонняя помощь, в том числе со стороны государства, конституционно провозгласившего себя социальным.
От того, насколько слаженно функционирует в государстве система пенсионного обеспечения, зависит уровень благосостояния многих граждан, в том числе и потерявших кормильца. Пенсии, назначаемые и выплачиваемые в связи с потерей кормильца, - это проявление заботы со стороны социального государства. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение (следовательно, в том числе пенсионное обеспечение) в случае потери кормильца.
Основной вид поддержки со стороны государства в случае потери близких - пенсионное обеспечение. Пенсия по случаю потери кормильца - это конституционно гарантированная государством ежемесячная денежная выплата, соответствующая заработку кормильца, который был у него при жизни, выплачиваемая в целях компенсации нетрудоспособным членам семьи заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этого лица.
В русском языке понятие «кормилец» обозначает того, кто кормит кого-либо, добывает кому-либо пропитание, содержит кого-либо. С юридической точки зрения кормилец - физическое лицо, обеспечивающее или обязанное обеспечивать содержание других физических лиц.
В российском пенсионном законодательстве существует два вида пенсий по случаю потери кормильца: страховая пенсия и пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению, включающее в себя социальные пенсии.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается на основании Федерального закона № 400-ФЗ.
Государственное пенсионное обеспечение в связи со смертью кормильца регламентируется:
ФЗ № 166-ФЗ, в соответствии с которым назначаются социальные пенсии в связи со смертью кормильца, а кроме того, пенсии родственникам:
а) военнослужащих, осуществляющих федеральную службу по призыву;
б) пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;
в) граждан из числа космонавтов;
- Законом РФ № 4468-1, в соответствии с которым назначаются пенсии членам семьи военнослужащих, осуществлявших военную службу по контракту, и сотрудников правоохранительных органов[24];
3) Законом РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1, в соответствии с которым назначаются пенсии в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, что является специфическим видом обеспечения в связи со смертью кормильца[25].
Право на пенсионное обеспечение в связи со смертью кормильца возникает при наличии сложного юридического состава. Для назначения пенсии необходима совокупность следующих юридических фактов:
потеря физического лица-кормильца;
состояние в семейных отношениях;
иждивение, то есть нахождение на полном содержании или получение помощи, которая была для лиц, потерявших кормильца, постоянным и основным источником средств к существованию
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Статья 10 Федерального закона № 400-ФЗ устанавливает перечень лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, в том числе и по государственному обеспечению.
Основными условиями для установления социального пенсионного содержания в ситуации потери кормильца являются:
постоянное проживание получателя в России;
его нетрудоспособность;
отсутствие права на получение аналогичной страховой пенсионной выплаты.
Это означает, что кормилец на момент своей смерти не имел ни одного дня официального трудового (страхового) стажа либо на момент смерти не был официально трудоустроен[26].
Пенсионное обеспечение в связи со смертью кормильца устанавливается также в случае, если кормилец умер в результате противоправных (уголовно наказуемых) действий его нетрудоспособных членов семьи, признанных судом. Тогда наличие у погибшего трудового стажа значения не имеет.
Размеры социальных пенсионных выплат устанавливаются государством в зависимости от вида пенсии и категории ее получателя. С 1 января 2020 года произошла индексация социальной пенсии по случаю потерпи кормильца. Повышение социальной пенсии в 2020 году составило 7 % и составило:
5653,72 р. - детям, которые потеряли одного родителя;
11307,47 р. - детям, потерявшим обоих родителей.
В случае если субъект пенсионного обеспечения проживает в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, к размеру пенсии применяется установленный правительством для данной местности районный коэффициент.
Размер пенсионных выплат, а вернее, общая сумма материального обеспечения лица, потерявшего кормильца, не должны быть ниже уровня прожиточного минимума, определенного для этой категории людей по России в целом и по региону, в котором проживает получатель.
Именно с этой целью государством предусмотрена социальная доплата к пенсии. Она устанавливается:
после обращения за ее назначением с предоставлением заявления и других требуемых документов;
с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступило обращение, но не раньше наступления права на нее.
Исходя из соотношения прожиточного минимума и общего дохода получателя пенсии, к его пенсии может назначаться один из видов социальной доплаты[27]:
федеральная доплата, назначаемая Пенсионным фондом РФ, если общая сумма материального обеспечения выходит ниже прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ и прожиточного минимума, установленного в целом по РФ;