Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Общие положения о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одно из главных нововведений, произошедших с вступлением в силу данного закона, и вызвавшего наибольший общественный резонанс, это повышение пенсионного возраста. Согласно ст. 7 Федерального закона № 350-ФЗ были внесены следующие изменения в Феде­ральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» в части 1 статьи 8: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины и женщины, достигшие возраста 65 и 60 лет соответственно (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»).

Об учете каких положений, предусмотренных приложением идет речь в ФЗ «О страховых пенсиях»? Речь идет о постепенном повышении возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию. Актуальность этого положения продиктована учетом интересов лиц пред пенсионного возраста. В 2019 лица, достигшие возраста 55 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно) имеют право выхода на пенсию по старости в 56 и 61 год соответственно (по формуле V + 12 месяцев, где V - возраст, по достижении которого у человека появляется право на страховую пенсию по старости); лица, которые достигнут воз­раста 55 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно) в 2020 г. будут иметь право выхода на страховую пенсию по старости к 57 и 62 годам; лица, которые достигнут возраста 55 и 60 лет в 2021 - к 58 и 63 годам; в 2022 - к 59 и 64 годам и в 2023 - к 60 и 65 годам (мужчины и женщины соответственно).

Но как известно, право на страховую пенсию, не наступает только лишь при достижении определенного пенсионного возраста; оно возникает при одновременном наступлении (в случае пенсионного возраста) и выполнении (в случае остальных двух условий) трех условий:

  • достижении определенного пенсионного возраста;
  • наличие минимального количества пенсионных баллов;
  • наличие минимального страхового стажа.

Таким образом, в соответствии с частью 1 и частью 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СПст = ИПК x СПК+ФВ

где СПст - размер страховой пенсии по старости;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которо­го назначается страховая пенсия по старости;

ФВ - фиксированная выплата.

СПК устанавливается федеральным законом и ежегодно увеличивается на уровень не ниже инфляции в предыдущем году. На 2019 г. стоимость одного пенсионного балла равна 87 руб. 24 коп.


Фиксированная выплата - это установленная законом в твердом размере сумма, кото­рая гарантированно выплачивается к страховой пенсии. Каждый год фиксированная выплата, также как и СПК, индексируется государством. На 2019 г. ее размер составляет 5334 руб. 15 коп.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,

где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старо­сти;

КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости. Он применяется в случае отсрочки обращения гражданина за назначением страховой пенсии. Причем чем больше полных месяцев истекло со дня возникновения права на страховую пенсию до дня обращения за ее назначением, тем больше увеличиваются на премиальные коэффициенты фиксированная выплата и страховая пенсия.

Таким образом, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - это сумма годовых пенсионных коэффициентов (пенсионных баллов) за период до и после 01.01.2015, с учетом повышающего коэффициента к страховой пенсии, если имела место отсрочка обращения за назначением страховой пенсии по старости. В 2019 году максимальная сумма годовых пенсионных баллов, т.е. баллов за один год составляет - 9,13; с 2021 года - 10. К моменту выхода на страховую пенсию по старости ИПК гражданина должен быть в 2019 году не менее 16,2 баллов, в 2020 году - не менее 18,6, в 2021 - не менее 21, в 2022 - не менее 23,4, в 2023 - не менее 25,8, в 2024 - не менее 28,2, к 2025 году и позднее - не менее 30 баллов.

И третье условие необходимое для получения права на страховую пенсию по старости - наличие страхового стажа. В ФЗ «О страховых пенсиях» в статье 3 дано определение страхового стажа - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Здесь также как и в случае с баллами в период проведения пенсионной реформы идет постепенное увеличение минимально необходимого страхового стажа: в 2019 году мини­мальный страховой стаж должен составлять 10 лет, в 2020 году - 11 лет, в 2021 году - 12 лет, в 2022 году - 13 лет, в 2023 году - 14 лет, в 2024 и позднее - 15 лет.


В определении страхового стажа указаны не только периоды, когда начислялись и уплачивались страховые взносы, но и иные периоды, которые также подлежат учету при подсчете страхового стажа. Что же это за периоды? Это так называемые нестраховые периоды. Эти периоды перечислены в пункте 1 статьи 11 ФЗ «О страховых пенсиях». Всего таких периодов 11, но засчитываются в страховой стаж они только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. За некоторые из этих нестра­ховых периодов также начисляются пенсионные баллы[17].

Таким образом, с 1 января 2019 года приняты существенные изменения в соответствии с которыми теперь будет происходить назначение страховых пенсий по старости. С 1 января 2019 года каждый граждан, собирающийся выйти на пенсию, будет это делать позже с каждым годом.

Какой же будет социальный эффект от введенных в законодательство изменений? Во- первых, стоит обратить внимание на сохранение разницы между пенсионным возрастом женщин и мужчин. Обоснована ли эта норма? Наряду с общим повышением пенсионного возраста и более короткой продолжительностью жизни мужского населения нашей страны, представляется, что не совсем. Различия в пенсионном возрасте между мужчинами и женщинами, т.е. по признаку пола многие исследователи уже давно считают безосновательными. Ведь право на пенсию, представляется в связи с достижением возраста, когда обычно теряется способность к продолжению трудовой деятельности в прежнем режиме, и эта способность меньше всего зависит от половой принадлежности. Во-вторых, относительно времени в течении которого человек получает пенсию, т.е. так называемое время пенсионной жизни. Продолжительность жизни пенсионеров нашей страны после достижения пенсионного возраста существенно ниже чем в других развитых странах. Это связано с более короткой продолжительностью жизни. Поэтому сравнение России с другими развитыми странами, где пенсионный возраст выше, кажется не совсем обоснованным. Многие пенсионеры, особенно среди мужского населения могут просто не воспользоваться правом на заслуженную страхо­вую пенсию по старости или воспользоваться не в полной мере.

Таким образом, изменения возраста выхода на страховую пенсию по старости, изменения стажа и пенсионных баллов с 1 января 2019 года идёт в сторону увеличения. Те, кому не хватит трудового стажа или кто не сможет накопить нужное количество пенсионных баллов, то есть не выполнят хотя бы одно из трех единовременных условий назначения страховой пенсии по старости будут вынуждены получить отказ в назначении им данного вида пенсии.


2.2. Пенсионное обеспечение инвалидов

Анализ норм российского законодательства о социальной защите инвалидов за последние десятилетия показывает: под влиянием международных правовых актов со временем формируется современная законодательная база, направленная на поддержку и социальную защиту граждан с ограниченными возможностями. Проблема инвалидности из медицинского аспекта плавно переходит в социальный.

В современном мире у каждого четвертого человека имеются серьезные проблемы со здоровьем. Получение инвалидности достаточно серьезный, многоступенчатый процесс. После получения статуса гражданин будет иметь определенные льготы, а самое главное - право на получение пенсионных выплат.

Пенсия по инвалидности представляет собой фиксированное денежное пособие. Оно выплачивается каждый месяц государством гражданам с неполной трудоспособностью. Указанное денежное пособие выплачивается в течение всего периода, когда у человека признается наличие ограничений жизнедеятельности[18].

Для пенсионного обеспечения юридическое значение имеют и группа, и причина инвалидности. В Постановлении Минтруда РФ от 15.04.2003 № 17 перечислены пять основных причин инвалидности: трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, общее заболевание [19].

На 2019 год пенсионное обеспечение инвалидов включает страховую, социальную и государственную пенсию по инвалидности. Стоит отметить, что гражданин с инвалидностью может рассчитывать только на одну из вышеперечисленных пенсий. Но в определенных случаях допускается получение двух пенсий.

В современной России основополагающая проблема пенсионного обеспечения инвалидов - маленький размер пенсий. Несмотря на то, что с каждым годом пенсия увеличивается, сумма остается недостаточной для полноценной жизни отдельно взятого инвалида. Уровень и качество жизни инвалидов, проживающих в Российской Федерации весьма далек от уровня жизни в Европе.

Еще одной актуальной проблемой является сам процесс назначения пенсии по инвалидности. Суть проблемы состоит в том, что законодателем определено, что за назначением пенсии инвалид обращается лично с предоставлением всех необходимых документов в органы пенсионного фонда по месту жительства. Но люди с ограничениями по здоровью не всегда могут самостоятельно посетить организации для подачи документов и вовремя собрать нужный пакет документации. У инвалида может быть законный представитель, но в данном случае необходим нотариально заверенный документ или же оформленное опекунство. Оформление доверенности или опекунства - сложный и довольно долгий процесс. В связи с этим время подачи документов ощутимо затягивается и в итоге пенсия инвалиду назначается значительно позже.


Проблему маленьких пенсий можно решить только с привлечением различных некоммерческих организаций. Мероприятия, организуемые частными фондами поднимали бы главные аспекты проблемы инвалидности и ее профилактики в обществе. Средства, вырученные с проведения благотворительных акций, ярмарок шли бы на помощь инвалидам.

Для решения проблемы, связанной с оформлением и назначением инвалидности, нужно создать упрощенный процесс с пакетом минимальных документов и со специалистами из МСЭ, которые будут курировать инвалида и его законно представителя на протяжении процедуры сбора необходимой документации.

Таким образом, данные меры помогут искоренить заторможенность работы пенсионного обеспечения с инвалидами и усовершенствовать современную систему пенсионного законодательства в России.

Пенсия по инвалидности назначается гражданам в связи с установлением им группы инвалидности в законодательном порядке.

Данный вид пенсии устанавливается как на общих основаниях, так и на основаниях, предусмотренных для военнослужащих.

Существуют три группы инвалидности:

первая группа предоставляется лицам, жизнедеятельность которых практически полностью зависит от посторонней помощи;

ко второй группе относятся те, у кого определённые возможности жизнедеятельности имеют ограничения;

третья группа назначается гражданину, патологии которого с некоторыми ограничениями позволяют ему самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность.

Размер страховой пенсии по инвалидности определяется с учётом фиксированной выплаты, размер которой может зависеть от таких факторов, как группа инвалидности гражданина, количество нетрудоспособных членов семьи, которые находятся у него на иждивении, а также наличие стажа работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к нему областях.

За последние пять лет число лиц, относящихся к категории инвалидов, значительно выросло. На данный момент в нашей стране их насчитывается более 12 млн. человек. Практически половина из них - это граждане трудоспособного возраста. Среди них большинство граждан относится к третьей группе инвалидности, наименьшую часть составляют инвалиды с первой группой инвалидности[20].

Почти для всех данных категорий граждан пенсия является основным источником средств для проживания. При отсутствии хорошей пенсионной системы, которая должна отвечать интересам населения и гарантировать достойную жизнь человеку в пенсионный период его жизни, не может функционировать вся система пенсионного обеспечения.