Файл: Ю. А. Суворова, А. В. Козачек, В. Ю. Богомолов, И. В. Хорохорина, Е. Ю. Копылова управление техносферной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16
Продолжение табл. 1
Подсистема
Законодательная база управления
Управляющая структура
5. Охрана здоровья
Федеральный закон от
21.11.2011 г. № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в
Российской
Федера- ции»;
Федеральный закон от
30.03.1999 г. № 52-ФЗ
«О санитарно-эпиде- миологическом благо- получии населения»
Министерство здраво- охранения и социального развития РФ (Минздрав
России)
6. Экономи- ческая безо- пасность
Указ Президента РФ от
13.05.2017 г.
№ 208
«О Стратегии экономи- ческой безопасности
Российской Федерации на период до 2030 года»
Правительство РФ
2.1. Главным законодательным актом в области охраны труда является «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 г.
№ 197-ФЗ. Данный документ устанавливает государственные гарантии прав работающего на благоприятные условия труда. Трудовой кодекс провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд под угрозой какого-либо наказания и половую, расовую, имущественную, социальную, возрастную и др. дискриминацию работающего, преду- сматривает возмещение вреда от воздействия ОПФ и ВПФ в процессе трудовой деятельности.
Общепризнанные нормы международного права, принятые Меж- дународной организацией труда (МОТ) также являются законодатель- ной базой управления охраной труда. К ним относятся, например,
Конвенции МОТ о еженедельном отдыхе на промышленном предпри- ятии (№ 14), о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю
(№ 47), о возрасте приема детей на непромышленные работы (№ 60), об охране материнства (№ 103) и др.
2.2. Основополагающим нормативным актом в области промыш- ленной безопасности является Федеральный закон от 10.01.2002 г.

17
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производствен- ных объектов».
Федеральный закон определяет промышленные объекты, относя- щие к категории опасных производственных объектов (ОПО) (ёмкости для хранения воспламеняющихся, взрывчатых веществ, грузоподъём- ные механизмы и др.) и указывает мероприятия, обязательные для ис- полнения при эксплуатации ОПО. К ним относятся обязательная реги- страция в государственном реестре, получение лицензии на осуществ- ление деятельности, проведение аттестации работников в области промышленной безопасности, декларирование промышленной безо- пасности, обязательное страхование за причинение вреда в случае ава- рии на ОПО, мероприятия по предупреждению аварий и несчастных случаев и др.
К международным законодательным источникам права в области промышленной безопасности являются Директива Севезо I, провозгла- сившая необходимость декларирования опасности, планирования дей- ствий при аварии, Конвенция ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий и др.
2.3. Основным нормативным актом в области предупреждения и ликвидация ЧС является Федеральный закон от 21.21.1994 г. № 68-ФЗ
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при- родного и техногенного характера», задачами которого являются пре- дупреждение возникновения и развития ЧС, ликвидация ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС. Закон вводит определение чрезвы- чайной ситуации, приводит полномочия и задачи Единой государст- венной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а также органов государственной власти в области защиты от ЧС, приводит основные принципы защиты населения. Отдельная глава посвящена правам и обязанностям граждан в области защиты от ЧС, а также подготовке граждан к защите жизни и имущества в случае возникновения ЧС.
Термины и определения основных понятий, касающихся возник- новения, развития и ликвидации ЧС введены стандартом ГОСТ
Р 22.0.02–94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий». В соответствии с данным норматив- ным документом ЧС могут носить природный, техногенный, биолого- социальный и военный характер. По масштабу распространения при- родные и техногенные ЧС в соответствии с Постановлением Прави- тельства РФ от 21.05.2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» классифицируют на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные ЧС.


18
Законодательная база в области защиты от ЧС включает также:
− Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяющий основные задачи пожарной охраны, пол- номочия органов государственной власти в области пожарной безопас- ности, меры для обеспечения пожарной безопасности и ликвидации по- жаров, а также права и обязанности граждан в данной области;
− Федеральный закон от 9.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», вводящий принципы, требования и опреде- ляющей мероприятия в области радиационной безопасности, опреде- ляющий полномочия органов государственной власти, права и обязан- ности граждан, вводящий ответственность за несоблюдение требова- ний в виде штрафов;
− Федеральный закон от 6.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодейст- вии терроризму», вводящий основные понятия, принципы, организа- ционные основы, предусматривающий меры пресечения террористи- ческих актов, определяющий условия проведения контртеррористиче- ских операций;
− Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ
«О чрезвычайном положении», вводящий определение, обстоятельства и цели введения режима чрезвычайного положения, определяет силы и средства для введения данного режима.
Для подготовки к защите населения от опасностей, которые могут возникнуть при военных конфликтах и при возникновении ЧС преду- смотрены мероприятия, которые называются «гражданская оборона».
В области гражданской обороны (ГО) основополагающим является
Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обо- роне».
Международными правовыми документами в области предупре- ждения и ликвидации ЧС являются Международная стратегия умень- шения опасности бедствий, Конвенция о запрещении химического оружия, Конвенция о запрещении биологического оружия, Договор о запрещении ядерного оружия и др.
2.4. В области экологической безопасности основополагающим является Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Закон направлен на предупреждение вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на объекты окру- жающей среды (ОС), такие как земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, а также на живые организмы и восстановление уже пострадавшей от этой деятельности окружаю- щей среды, улучшение её качества.

19
Закон вводит основные определения в области экологической безопасности, такие как загрязнение ОС, нормативы качества ОС, нормативы допустимых выбросов и сбросов, экологический аудит, экологическая экспертиза, экологический риск, экологическая безо- пасность. Провозглашаются принципы платности природопользова- ния, презумпции экологической опасности хозяйственной деятельно- сти, приоритета сохранения естественных экосистем. Вводятся требо- вания в области охраны ОС при проектировании зданий, эксплуатации автотранспорта, в сельском хозяйстве, при обращении с отходами и использовании радиоактивных веществ.
К области экологической безопасности относятся также феде- ральные законы:
– Федеральный закон от 21.07.97 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», предусматривающий разработку дек- ларации безопасности таких сооружений, обязательное страхование, проведение государственного надзора;
– Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», содержащий принципы управления в области охраны атмосферного воздуха, инвентаризации источников выбросов, нормирования качества атмосферного воздуха, регулирования выбро- сов, их государственного учёта, мониторинга, государственного над- зора, производственного контроля состояния атмосферного воздуха;
– Федеральный закон от 3.06.2006 г. №74-ФЗ «Водный кодекс
Российской Федерации», провозглашающий в качестве основных принципов приоритет охраны водных объектов перед их использова- нием, комплексность и платность использования водных ресурсов, определяющий порядок управления охраной водных объектов, водо- пользования;
– Федеральный закон от 24.06.98 г. № 89-ФЗ «Об отходах про- изводства и потреблениях», определяющий основные пути обращения с отходами – их хранение, захоронение, утилизацию, обезвреживание; вводящий понятия лимитов на размещение отходов, нормативов обра- зования отходов, паспортов отходов; закон классифицирует отходы по степени опасности на пять классов, предусматривает принципы экономического регулирования в данной области, куда входят плата за негативное воздействие на ОС, утилизационный и экологический сборы.
К источникам международного права в области экологической безопасности относятся Парижское соглашение об изменении климата,
Стокгольмская декларация об окружающей среде, Базельский прото- кол об ответственности и компенсации за ущерб, причинённый в ре-


20
зультате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления,
Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединен- ных Наций об изменении климата, Венская конвенция об охране озо- нового слоя, Всемирная хартия природы и др.
Стокгольмская Декларация ООН об окружающей среде от 16 ию- ня 1972 г. провозгласила, что сохранение и улучшение качества окру- жающей среды является важной проблемой, влияющей на благосос- тояние народов и экономическое развитие всех стран мира. К основ- ным принципам декларации относятся:
– природные ресурсы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поко- лений путем тщательного планирования и управления по мере необхо- димости;
– введение в окружающую среду токсических веществ или дру- гих веществ и выброс тепла в таких количествах или концентрациях, которые превышают способность окружающей среды их обезвредить, должны быть прекращены;
– человек и окружающая среда должны быть избавлены от по- следствий применения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а государствам необходимо договориться о ликвидации и полном уничтожении таких видов оружия.
2.5. В области охраны здоровья основополагающими являются два федеральных закона:
– Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», провозглашаю- щий приоритет интересов пациента при оказании медицинской помо- щи, приоритет охраны здоровья детей, приоритет профилактики, дос- тупности и качества медицинской помощи; определяющий права и обязанности граждан и медицинских работников, принципы организа- ции охраны здоровья, медицинской экспертизы и освидетельствова- ния и др.;
– Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», вводящий понятия безопасных условий для человека, гигиенического норматива, сани- тарно-эпидемиологических требований к продукции, воде, воздуху, почве, производственных, общественных и жилых помещений, усло- виям труда и отдыха.
К международным источникам права в области охраны здоровья относится Рамочная конвенция об охране здоровья.
2.6. Под экономической безопасностью в соответствии с указом
Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономиче-

1   2   3   4   5   6   7   8

21
ской безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» понимают «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз».
К основным угрозам экономической безопасности нашей страны в сложившейся политической обстановке в соответствии со Стратеги- ей относятся:
− сосредоточение конфликтных ситуаций в зонах финансовых интересов РФ;
− распространение на экономическую сферу военно-полити- ческих угроз;
− угроза глобального изменения климата и связанный с этим продовольственный дефицит;
− инновационная отсталость ряда наукоемких областей;
− истощение исчерпаемой топливно-сырьевой ресурсной базы, развитие альтернативных источников энергии в мире;
− ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта;
− высокая коррупция;
− одна из крупнейших в мире теневая экономика;
− отток кадров высшей квалификации за рубеж;
− недостаток трудовых ресурсов;
− усиление расслоения общества по уровню доходов;
− неравномерность территориального развития и др.
Основными направлениями государственной политики в данной сфере, направленными на укрепление экономики нашей страны, по- вышения её устойчивости к различного рода угрозам, в соответствии со Стратегией являются:
– разработка инновационных технологий и создание благопри- ятных экономических условий для этого;
– сбалансированное пространственное развитие;
– борьба с коррупцией, теневой экономикой, хищением средств, их нецелевым использованием;
– развитие импортонезависимости;
– развитие человеческого потенциала и др.
Для регулирования основных принципов обеспечения безопасно- сти РФ (общественной, экологической, национальной) существует
Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
В нём отражены основные принципы обеспечения безопасности, такие как приоритет предупредительных мер, системность и комплексность, законность и др. В соответствии с данным законодательным актом к деятельности по обеспечению безопасности относится:

22
− прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопас- ности;
− правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
− разработка и применение мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации по- следствий их проявления;
− применение специальных экономических мер в целях обеспе- чения безопасности;
− разработка, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойно- го и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
− организация научной деятельности в области обеспечения безопасности и др.
Правовую основу обеспечения безопасности составляют Консти- туция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного пра- ва, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Международная организация труда. Цели создания.
2. Международная стратегия уменьшения опасности бедствий.
Основные положения.
3. Цели создания Директивы Севезо I.


23
3. УПРАВЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРЫ
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
3.1. Государственное управление охраной труда, как было сказано ранее (табл. 1), осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ (Минтруд России), выполняющего функции:
− разработки федеральных программ улучшения условий труда работающего, межотраслевых правил по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевых типовых инструкций по охране труда (ТИ РМ), орга- низационно-методических документов по охране труда;
− организации экспертизы соответствия проектов требованиям условий охраны труда, аттестации рабочих мест, сертификации произ- водственных объектов;
− государственной поддержки производителей и потребителей средств индивидуальной защиты (СИЗ);
− улучшения существующей системы обеспечения льготами и компенсациями работников вредных производств;
− регулирования социального страхования и др.
Проблемами безопасности труда занимается Департамент усло- вий и охраны труда министерства, в круг задач которого входит реали- зация нормативно-законодательной базы, внедрение механизмов управления профессиональными рисками, экономического стимулиро- вания предприятий на улучшение условий труда, мониторинг (посто- янное наблюдение) условий труда и профессиональных рисков и др.
Минтруд России стал официальным партнером международной
Концепции «нулевого травматизма» (VisionZero), направленной на повышение безопасности на рабочем месте, улучшение гигиены и условий труда.
В ведении Минтруда России находится Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Роструд осуществляет функции по госу- дарственному контролю и надзору в сфере труда. Под государствен- ным контролем понимают периодическую проверку деятельности предприятий для предупреждения, выявления и прекращения наруше- ний требований безопасности труда. Государственный надзор в дан- ном случае – это регулярный мониторинг деятельности предприятий с целью предупреждения, выявления и прекращения нарушений тре- бований законодательных документов в сфере охраны труда.
Нормы и правила, государственные стандарты и инструкции по обеспечению безопасности труда разрабатываются Государственным

24
комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплек- су (Госстрой России). Госстроем России разрабатываются и утвер- ждаются строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), государственные стандарты и системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ).
Помимо Госстроя, утверждением ГОСТ Р ССБТ занимается также государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Гос- стандарт России). Также в его функции в области безопасности труда входят: экспертиза документов по сертификации техники, средств ин- дивидуальной и коллективной защиты рабочих, регистрация системы сертификации работ по охране труда, руководство и координация ра- бот по метрологии, проверке оборудования и приборов промышленно- санитарных лабораторий, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Общественным объединением граждан, занимающимся, в том числе, вопросами безопасности труда, являются профессиональные союзы (профсоюзы). Деятельность профсоюзов на законодательном уровне регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
В соответствии с законодательством профсоюзы имеют право органи- зовывать собственные инспекции по охране труда, участвовать в рас- следовании несчастных случаев и экспертизе безопасности. В случае выявления нарушений профсоюзы вправе потребовать у работодателя их немедленного устранения вплоть до приостановления работ до того времени, пока жизни и здоровью работника ничего не будет угрожать.
На промышленном предприятии за безопасность работника при исполнении им должностных обязанностей отвечает инженер по охра- не труда. К его функциям относятся:
– контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактических ра- бот по предупреждению производственного травматизма, профессио- нальных и производственно-обусловленных заболеваний, мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии; за предоставлением работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда;
– организация работ по проведению замеров параметров ОПФ и ВПФ, аттестации и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда;
– участие в рассмотрении несчастных случаев и разработке мер по их предотвращению;