Файл: Современная культурология объект, предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


стандартизации некоторых социально значимых аспектов их сознания и поведения,

обмену информацией, прогнозированию действий друг друга, по взаимообучению и

корректированию и т.п. Компоненты подобных культурных систем тесно взаимо-

связаны, взаимообусловлены и социально эффективны в своих функциях, только

работая "в сборке".

Классические примеры подобных систем: язык, по-настоящему функциональный

только в системном единстве своих лексических, грамматических, фонетических,

графических, артикуляционных, интонационных и иных составляющих; мораль,

действующая как системная совокупность нравственных императивов, разрешений и

запретов, взаимодополняющих, уточняющих, отчасти даже дублирующих друг друга и

к тому же структурно и функционально иерархизированных, что положено всякой

системной организации; этничность - весьма иерархизированная система реальных и

мифических образов и маркеров, поведенческих и идеацианальных стереотипов

национальной идентичности, языковой, культурной и социально-политической кон-

солидации людей, чувства психологического комфорта от процессов, поддержи-

вающих и повышающих уровень этнической солидарности, защищенности, мобилизо-

ванности членов сообщества и т
.п.; социальная престижность - также высоко иерар-

хизированный системный комплекс материальных (в имущественном и денежном

выражении), служебных (чин, должность), ролевых (авторитет, влияние, конъюнктур-

ные связи), социально-статусных (происхождение, образование, вхождение в "элитные

круги"), поведенческих (этикет, церемониал), языковых (профессиональный жаргон),

внешне маркирующих (одежда, украшения, регалии) и иных параметров, демонстри-

рующих социально-ролевой статус личности.

Культурологические исследования этого уровня с известной долей условности

можно назвать культурологией системных объектов. Поскольку типология подоб-

ных объектов весьма обширна, целесообразно выделить несколько частных направ-

лений, каждое из которых по предметно-объектным признакам может претендовать

на статус самостоятельной науки культурологического цикла. Таковы, например:

- социокультурология, занимающаяся системами, формирующимися в процессе

межгрупповой дифференциации социальных функций (т

.е. разделения труда) и общей

социальной стратификации общества - сложения классов, сословий, социально-

профессиональных констелляций, ячеек социальных сетей, политических и

конфессиональных структур и пр.;

- этнокулътурология, исследующая культурные системы (конфигурации), склады-

вающиеся по этнотерриториальному, этнополитическому, этносоциальному и этно-

конфессиональному признакам, доклассовые этноплеменные и позднейшие этни-

ческие, субэтнические и национальные культуры как системно-иерархические норма-

тивные комплексы, основанные преимущественно на внеинституциональных и

мемориальных (традиционных ) механизмах поддержания и трансляции регулятивных

установок социального бытия;

- историческая культурология, изучающая и моделирующая различные исто-

рические варианты социокультурных систем сообществ, находящихся на разных

ступенях общей эволюции, воплощающих разные стадиальные типы, уровни

сложности и различные принципы социальной организации и регуляции коллективной

жизни людей, исторические типы экзистенциальных ориентаций, разные варианты и

результаты работы адаптационных механизмов, коммуникативных каналов, моделей

социокультурной модернизации и пр.

Разумеется, этот перечень охватывает лишь те научные направления
, которые

обращены к наиболее значимым типам системных объектов культуры, и не исчерпы-

вает всю реальную типологию подобных объектов.
3

Третий уровень связан с научными исследованиями и обобщениями феноменов,

хотя и не обладающих выраженными признаками системного характера, но отли-

чающихся, как правило, устойчивой повторяемостью в употреблении и более или

менее явной упорядоченностью способа практического использования в тех или иных

ситуациях. К феноменам такого рода можно отнести: нормы и стереотипы сознания и

поведения в различных жизненных сферах (традиция приветствовать друг друга при

встрече и прощаться при расставании), эталонные образцы, вариативно воспроизво-

димые в различных конкретных ситуациях (стилевые признаки архитектуры);

паттерны сознания, обычно воспроизводимые автоматически (например повышенная

этикетность поведения по отношению к человеку с более высоким статусом);

различного рода ритуальные и церемониальные формы поведения, проявляющиеся

независимо от их практической актуальности (многие религиозные по происхож-

дению элементы социальных обрядов, исполняемые абсолютно неверующими

людьми), и другие явления подобного рода, которые обобщенно можно определить

как культурные формы. В отличие от артефактов культуры,

представляющих собой частные случаи реализации этих форм, варьирующие и


интерпретирующие их в зависимости от конкретных обстоятельств места и времени,

сами формы являются именно базовыми протообразцами, воспроизводимыми (или по

крайней мере разрешенными к использованию) в данной культурной системе или

конфигурации.

Этот уровень исследований и обобщений можно было бы назвать культурологией

упорядоченных последовательностей и культурных форм.

Основания для выделения этого уровня в самостоятельное предметное поле иссле-

дований видятся в том, что именно культурная форма (норма, паттерн, стереотип,

образец, ментальная структура и т.п.) служит основной, базовой, "атомарной" едини-

цей культуры. Она отличается, как правило, функциональной и формальной (по сово-

купности наблюдаемых признаков) дискретностью, автономностью и самодостаточ-

ностью, устойчивостью в использовании, синхронной и диахронной трансли-

руемостью, тиражируемостью, выраженной функциональной обусловленностью

генезиса и высокой полисемантичностью. Некоторые культурные формы отмечены в

столь повсеместном употреблении, что за ними закрепился статус культурных

универсалий.

Культурные комплексы (конфигурации) более высокого ранга - системного и