ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стандартизации некоторых социально значимых аспектов их сознания и поведения,
обмену информацией, прогнозированию действий друг друга, по взаимообучению и
корректированию и т.п. Компоненты подобных культурных систем тесно взаимо-
связаны, взаимообусловлены и социально эффективны в своих функциях, только
работая "в сборке".
Классические примеры подобных систем: язык, по-настоящему функциональный
только в системном единстве своих лексических, грамматических, фонетических,
графических, артикуляционных, интонационных и иных составляющих; мораль,
действующая как системная совокупность нравственных императивов, разрешений и
запретов, взаимодополняющих, уточняющих, отчасти даже дублирующих друг друга и
к тому же структурно и функционально иерархизированных, что положено всякой
системной организации; этничность - весьма иерархизированная система реальных и
мифических образов и маркеров, поведенческих и идеацианальных стереотипов
национальной идентичности, языковой, культурной и социально-политической кон-
солидации людей, чувства психологического комфорта от процессов, поддержи-
вающих и повышающих уровень этнической солидарности, защищенности, мобилизо-
ванности членов сообщества и т
.п.; социальная престижность - также высоко иерар-
хизированный системный комплекс материальных (в имущественном и денежном
выражении), служебных (чин, должность), ролевых (авторитет, влияние, конъюнктур-
ные связи), социально-статусных (происхождение, образование, вхождение в "элитные
круги"), поведенческих (этикет, церемониал), языковых (профессиональный жаргон),
внешне маркирующих (одежда, украшения, регалии) и иных параметров, демонстри-
рующих социально-ролевой статус личности.
Культурологические исследования этого уровня с известной долей условности
можно назвать культурологией системных объектов. Поскольку типология подоб-
ных объектов весьма обширна, целесообразно выделить несколько частных направ-
лений, каждое из которых по предметно-объектным признакам может претендовать
на статус самостоятельной науки культурологического цикла. Таковы, например:
- социокультурология, занимающаяся системами, формирующимися в процессе
межгрупповой дифференциации социальных функций (т
.е. разделения труда) и общей
социальной стратификации общества - сложения классов, сословий, социально-
профессиональных констелляций, ячеек социальных сетей, политических и
конфессиональных структур и пр.;
- этнокулътурология, исследующая культурные системы (конфигурации), склады-
вающиеся по этнотерриториальному, этнополитическому, этносоциальному и этно-
конфессиональному признакам, доклассовые этноплеменные и позднейшие этни-
ческие, субэтнические и национальные культуры как системно-иерархические норма-
тивные комплексы, основанные преимущественно на внеинституциональных и
мемориальных (традиционных ) механизмах поддержания и трансляции регулятивных
установок социального бытия;
- историческая культурология, изучающая и моделирующая различные исто-
рические варианты социокультурных систем сообществ, находящихся на разных
ступенях общей эволюции, воплощающих разные стадиальные типы, уровни
сложности и различные принципы социальной организации и регуляции коллективной
жизни людей, исторические типы экзистенциальных ориентаций, разные варианты и
результаты работы адаптационных механизмов, коммуникативных каналов, моделей
социокультурной модернизации и пр.
Разумеется, этот перечень охватывает лишь те научные направления
, которые
обращены к наиболее значимым типам системных объектов культуры, и не исчерпы-
вает всю реальную типологию подобных объектов.
3
Третий уровень связан с научными исследованиями и обобщениями феноменов,
хотя и не обладающих выраженными признаками системного характера, но отли-
чающихся, как правило, устойчивой повторяемостью в употреблении и более или
менее явной упорядоченностью способа практического использования в тех или иных
ситуациях. К феноменам такого рода можно отнести: нормы и стереотипы сознания и
поведения в различных жизненных сферах (традиция приветствовать друг друга при
встрече и прощаться при расставании), эталонные образцы, вариативно воспроизво-
димые в различных конкретных ситуациях (стилевые признаки архитектуры);
паттерны сознания, обычно воспроизводимые автоматически (например повышенная
этикетность поведения по отношению к человеку с более высоким статусом);
различного рода ритуальные и церемониальные формы поведения, проявляющиеся
независимо от их практической актуальности (многие религиозные по происхож-
дению элементы социальных обрядов, исполняемые абсолютно неверующими
людьми), и другие явления подобного рода, которые обобщенно можно определить
как культурные формы. В отличие от артефактов культуры,
представляющих собой частные случаи реализации этих форм, варьирующие и
интерпретирующие их в зависимости от конкретных обстоятельств места и времени,
сами формы являются именно базовыми протообразцами, воспроизводимыми (или по
крайней мере разрешенными к использованию) в данной культурной системе или
конфигурации.
Этот уровень исследований и обобщений можно было бы назвать культурологией
упорядоченных последовательностей и культурных форм.
Основания для выделения этого уровня в самостоятельное предметное поле иссле-
дований видятся в том, что именно культурная форма (норма, паттерн, стереотип,
образец, ментальная структура и т.п.) служит основной, базовой, "атомарной" едини-
цей культуры. Она отличается, как правило, функциональной и формальной (по сово-
купности наблюдаемых признаков) дискретностью, автономностью и самодостаточ-
ностью, устойчивостью в использовании, синхронной и диахронной трансли-
руемостью, тиражируемостью, выраженной функциональной обусловленностью
генезиса и высокой полисемантичностью. Некоторые культурные формы отмечены в
столь повсеместном употреблении, что за ними закрепился статус культурных
универсалий.
Культурные комплексы (конфигурации) более высокого ранга - системного и