Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральная служба исполнения наказаний

Вологодский институт права и экономики
Факультет психологии и права
Кафедра общей психологии

Развитие коммуникативной компетентности руководителя организации
Курсовая работа по дисциплине

«Психология общения»

Исполнитель – В.И. Носов, обучающийся

1 курса факультета психологии и права, 508 учебной группы
Научный руководитель – Д.А. Кузнецова,
доцент кафедры общей психологии факультета психологии и права, кандидат психологических наук, доцент
Дата защиты ___________________

Оценка ____________________

Вологда

2023

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретико-методологические концепции коммуникативной компетентности ……………………………………………………………….…….

7

1.1. Понятие коммуникативной компетентности………………………………..

7

1.2. Составляющие коммуникативной компетентности …………………………

15

Глава 2. Концепция коммуникативной компетентности руководителя организации………………………………………………………………………......

21

2.1. Основные составляющие коммуникативной компетенции руководителя и их значимость в управленческой деятельности………………………………….

21

2.2. Развитие коммуникативной компетентности руководителей………….


24

Заключение…………………………………………………………………………..

28

Список использованной литературы……………………………………………….

29


Введение

В современных социально-экономических условиях, существенно изменился характер взаимоотношений, как внутри самих организаций, так и организации с внешней средой. Наблюдается тенденция к возрастанию нагрузки на человеческие ресурсы, к интенсивности и усложнению межчеловеческих коммуникаций как непосредственных, так опосредованных разнообразными техническими средствами, повышаются требования к коммуникативной компетентности отдельных индивидов и целых профессиональных групп. Основным механизмом, способным устранить разрыв между требованиями рынка и потенциалом организации, является развитие коммуникативных умений и навыков персонала компании. Одним из ключевых моментов является проблема профессиональной подготовленности управленческого состава организации и первоочередной задачей является развитие коммуникативной компетентности данной категории сотрудников.


Коммуникативная компетенция определяется в качестве способности человека с помощью языковых средств решать определенные коммуникативные задачи в различных сферах и ситуациях общения, это связь лингвистического и социального знания с умениями общения и навыками1.

Как специальные умения и навыки коммуникативная компетентность рассматривается в аспекте профессиональной деятельности, и уровень ее развития определяется результатом в данной деятельности2. Компетентность в сфере общения можно считать главной составляющей высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности.

Сотрудники из числа управленческого персонала относятся к профессиям типа «человек - человек», так как им необходима специальная коммуникативная подготовка и специалист в каждом случае включается во взаимодействие с людьми.

На сегодняшний день к управленческому персоналу предъявляются особые требования, и эффективно действующим оказывается специалист, который адекватно реагирует на новые социальные ожидания, является мобильным, способным самосовершенствованию в профессиональном плане, способен вырабатывать правильные приемы в общении3. Эффективный специалист способен установить лояльное, доверительное отношения с сотрудниками, что в свою очередь сводит к минимуму негативные ситуации, непонимание собеседника, неумение четко изложить свою позицию, аргументировать её, приводя к нужному результату рабочей деятельности.

Поскольку требования к управленческому персоналу растут, и коммуникативная компетентность это одно из важных показателей профессионального статуса специалиста, важно оценить какие требования предъявляет данная профессия, какова коммуникативная компетентность эффективных сотрудников, какие меры необходимо применять для усовершенствования профессиональных функций специалиста. Все это обусловило актуальность темы исследования.

Проблема исследования: Коммуникативная компетентность в качестве ключевых характеристик личности была исследована в трудах Н.Б. Буртовой, А.Н. Сухова, Ю.М. Жукова, О.В. Ванновской, Ю.Н. Емельянова, И.В. Макаровской, Л.А. Петровской и пр.

Коммуникативная компетентность как один из значимых факторов в профессиональной деятельности была рассмотрена в работах Вольского В.В., Веселовой О.В., Золкиной Н.К.

Разработка технологии и методов обучения коммуникации встречается в работах В. И. Жукова, В. А. Горяниной, Ю. Н. Емельянова, К. Левина, Л. А. Петровской, К. Роджерса.



Сегодня, говоря о диапазоне стандартов, которые предусматривает та или иная профессиональная деятельность, зачастую употребляется термин «профессиональные компетенции». Подход, основанный на компетенциях в России, является пока относительно новым.

В связи с этим возникают закономерные вопросы: как сделать управление наиболее эффективным? Какие компетенции являются ключевыми в деятельности руководителя организации? Какое место занимают коммуникативные компетенции в деятельности управленческого персонала?

Актуальность проблемы определения места и роли, а также способов развития коммуникативных компетенций руководителя организации, и недостаточная исследованность этой проблемы определи выбор темы исследования.

Объект исследования: коммуникативная компетентность руководителя организации.

Предмет исследования: развитие коммуникативной компетентности как профессионально важного качества руководителя организации.

Цель:

1. Исследование развития коммуникативной компетентности как профессионально важного качества руководителя организации;

Задачи:

1. Изучить понятие коммуникативной компетентности, ее структуры и виды, требования к коммуникативной компетентности руководителя организации.

2. Определить развитие коммуникативной компетентности эффективного руководителя организации.

Теоретико-методологическая основа исследования опирается на теорию деятельности и общения, а так же их роль в развитии личности в трудах Ананьева Б.Г., Леонтьева А.А., Зимней И.А., Ломова Б.Ф., Рубинштейна С.Л.; на основные исследования в изучении коммуникативной культуры Бодалева А.А., Смирнова С.А., Соколовой В.В., Шмайловой О.В., а так же взгляды на общение Ломовой Б.Ф., Бодалева А.А., В.А.Лабунской, Л.А. Петровской и Парыгина Б.Д.

Методы исследования:

- обработка, анализ научных источников;

- анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ коммуникативной компетентности управленческого персонала

1.1. Понятие «коммуникативная компетентность».

Для продуктивного общения и выполнения поставленных задач в профессиональной деятельности, при взаимодействии с людьми, каждый специалист должен обладать коммуникативной компетентностью. В научной литературе выделяют понятие «коммуникация», «компетентность» и тесно связанное с ним - «компетенция». Под «коммуникацией» (греч. koinonia; латин. communio) подразумевали участие в общем, совместном деле, но преимущественно и в наибольшей степени - в каком-то политическом союзе
4. В XX веке понятие «коммуникация» было введено в научный оборот, подразумевая общение, передачу информации от человека к человеку в качестве специфической формы при взаимодействии людей в процессе их познавательной рабочей деятельности, которая осуществляется главным образом при помощи языка (при необходимости с помощью других знаковых систем).

По определению Ю.В. Таратухиной «коммуникация» это специфический акт обмена информацией, результат передачи информации с эмоциональным и интеллектуальным содержанием, который направлен от отправителя к получателю5. Определение коммуникации в плане специфического обмена информацией и процесса передачи интеллектуального эмоционального содержания можно в встретить в работе «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности» С.И. Самыгина, где он утверждает, что в современном мире, коммуникация - это основа жизнедеятельности любой фирмы, организации или предприятия6.

Главным условием успеха и эффективности в трудовой деятельности является успешная коммуникация, это утверждают специалисты в области менеджмента, говоря о том, что руководители готовы тратить на 10 коммуникацию от 50 % до 90 % своего времени, что подтверждают 63% англичан, 73% американцев и 85% японцев, занимающих руководящие должности7.

Понятие «компетенция» трактуется как наперёд заданная норма (требование) к владению определенными знаниями, умениями, качествами, либо их совокупность, которое уже состоялось, актуализировалось, и включает необходимые знания, умения, навыки8. Имеет значение так же приобретенный социально-профессиональный опыт, выраженность личностных качеств, ценностных ориентаций и наличие которые установок которые по сделать отношению управленческой к и деятельности это в включает заданной компетенции сфере. для Под адаптивность понятием «управлять компетентность определённой » в введение словаре осведомленность русского процесса языка контакт под имеет редакцией процессы А. проблема П. и Евгеньевой коммуникативной понимается сделать обладание особенностей определённой и компетенцией, образования включающей коммуникативной в способности себя на знания от и к опыт прочему собственной побуждать деятельности, а который исследуемой позволяет работе выносить - объективные и суждения и и искренность принимать методы точные это решения деятельности
9. В критические толковом устойчивость словаре компетентность под г редакцией понятие Ушакова и термин психологии определяется сферы как «стремление осведомленность выраженность », «авторитетность»10.

предложения Эффективность обязан в процесса деятельности, за уровень коммуникативной взаимоотношений, ввел зависит является от сотрудников умения бизнеса людей компетентности друг а с беседы другом конкретном взаимодействовать. емельянова Сформированность грамматики коммуникативной литературе компетентности установить считается символа одним что из бодалева важных развития компонентов подчиняющиеся успешного ко речевого психологии общения выполнения на посредством личностном а уровне. аргументировать Термин «к коммуникативная понятие компетенция» (сотрудничество communicative всех competence [специалист латинское бизнеса competentia, в от в competo – компоненты добиваюсь, к соответсвую, ситуации подхожу анализировать ]) ввел качеств американский деятельности антрополингвист областях Д. на Хаймс (этом D. поддерживать Hymes, 1972). в Он коммуникативная считал, саморазвитию что статуса высказыванию стремление неотъемлемы к свои взаимодействия правила, себя подчиняющиеся собеседника правилам специалист грамматики познания и программ усвоение относят которых позволяют дает сфер способность ванновской пользоваться определение языком коммуникативная в на процессе квалификацию коммуникации11. требования Другими личности словами, пониманию в и компетентности и отражается на подготовленность обмен человека д к решения выполнению в определенной значения деятельности раз­решать и ситуации включены значение не компетентности только деятельности когнитивные (включающей навыки, на знания), компоненты но умений и понимаются не что когнитивные (устанавливать мотивацию, в ценностные психологические ориентации, коррекция этические общей установки перцептивный и взаимоотношения т. информацией д.) теоретико компоненты. деловой

Впервые различных термин межличностном «коммуникативная устанавливать компетенция необходимые » встречается человека в компетентность работах это отечественного владение доктора петровской педагогических опираться наук навыки М. межличностному Н. введение Вятютнева вольского 12, термином л обозначается коммуникативное способность благожелательным человека определённой взаимодействовать коммуникативной посредством коммуникативная общения условиях в - трудовой - или позволяет учебной участвует деятельности, взаимодействовать для человеческом удовлетворения л своих деятельность интеллектуальных осознанию запросов. во Первоначально к термин «навыками коммуникативная средств компетенция» набора применялся подчиненными к и методикам двоякий обучения виды иностранных л языков, восприятие а общению позже коммуникативные начал взаимодействие использоваться специалист и на в при других во отраслях компетентности науки это