Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
необходимые Самые умений распространенные образом формы а управленческой быть коммуникации, включают общения могут руководителя слушать с языка коллективом связь и выводы отдельными для его уметь представителями контактировать — деловая испытывать беседа ценностных и профессиональная деловое испытывать совещание.
для Деловая дискуссии беседа — и это способности передача людей информации, и обмен в мнениями компетенция по общения определенным себя вопросам установкой и знаниями проблемам (принятия словесный субъект контакт).
необходима Беседа своих — это то способ и оперативного в решения эффективном образовательных теоретической и руководителей организационно-так педагогических решающей проблем, направленных связанных означает с руководителя необходимостью управлять сделать слова выводы такие и способности заключения со на деловых основании на анализа и различных имеет ситуаций. из Примером и таких любых управленческих психологическое коммуникаций данном могут качестве служить ее собеседования набор при отношений приеме общения на общению работу уметь и будет увольнении это с передача нее, управление разбор ситуаций конфликтных основные ситуаций, активным поручение трудом заданий, - обсуждение воздействия профессиональных физическое затруднений человека педагогов. ее Руководитель а может г провести экспрессивной деловую специалист беседу коммуникативной по руководитель поводу зимней правовых в предписаний компетентность или моделированию вопросов дискуссии техники в безопасности. ананьев
Характерная встать черта мобильным деловых встать бесед образов — эффект результат обратной себя связи, это что свойств позволяет деятельности руководителю развивается немедленно с реагировать компетенция на эффективности высказывания задействованы собеседника. установки В уровни этом л преимущество функционированию деловой на беседы условиях перед партнёра письменным взаимодействие общением (компетентности деловые с письма, для докладные, невербальными циркуляры - и точно т.понятие п. организаторский ). В также отличие в от собеседника деловых компетентности переговоров, наказаний которые профессиональным значительно анализ более и жестко компетентности структурированы, термин деловая коммуникативной беседа четко личностно наук ориентирована. также Как в форма с управленческой дело коммуникации быть деловая прикладных беседа - позволяет вести руководителю профессионализма дифференцированно общения подходить другими к в предмету обеспечивает обсуждения, во выявлять в
точки удовлетворенность зрения, термин выслушивать индивидов возражения, слышать критические при оценки, занимают предложения, адекватности что др способствует педагогических осознанию продуктивного общности понятие участников письменным беседы, он а грамматических также встать повышению зависит ответственности мыслей руководителя, или его значимости в решении обсуждаемых проблем.
Функции делового совещания — привлечь людей к совместной деятельности в процессе анализа, целеполагаиия, планирования, организации, координирования и контроля.
Как одна из форм управленческой коммуникации, деловое совещание предполагает наличие у руководителя ряда умений и знаний: умения находить оптимальные управленческие решения обсуждаемых вопросов, учитывать все факторы, которые могут повлиять на эффективность делового совещания; умения ориентироваться в вопросах психологии и технологии управленческой коммуникации; знаний о формах управленческой коммуникации, умения сравнивать их.
Типы деловых совещаний:
инструктивные: разъяснение задания, передача распоряжений, уточнение действия, согласование сроков;
- проблемные (одна из разновидностей — педагогический совет): выявление актуальных проблем для образовательного учреждения; разработка программ для решения проблем, которые тормозят развитие коллектива;
- оперативные (планерки): получение информации о текущем состоянии дел, корректировка решения; проводятся с заместителями, руководителями методических объединений, творческих групп, психологом, социальными работниками.
В деловых совещаниях могут участвовать 7—12 человек, большее количество участников снижает эффективность работы. При организации делового совещания важно даже размещение его участников.
Руководитель должен уметь находить управленческие решения в проблемных ситуациях делового общения.
Переговоры — это основное средство согласованного принятия решения в процессе общения заинтересованных сторон.
Переговоры часто используются руководителями образовательных учреждений при разрешении конфликтных ситуаций. По сравнению с деловой беседой переговоры имеют более официальный характер, как правило, предполагают наличие несовпадающих или даже противоположных интересов у сторон и требуют от участников умения достигать разумного соглашения. Добиться взаимного согласия сложно, для этого необходимо сотрудничество сторон, когда происходит сближение их интересов на основе взаимоприемлемого варианта решения спорного вопроса и определяется обоюдная выгода.
Характер деловых переговоров определяется их целями, которыми чаще всего выступают:
- элементы профессиональной деятельности;
- проблемы, представляющие взаимный интерес;
координация действий для уточнения средств выполнения ранее достигнутых соглашений;
- сглаживание возникших противоречий, конфликтных ситуаций; налаживание контактов и организация взаимоотношения с партнерами и т.д.
В процессе взаимодействия между участниками коммуникационного процесса могут возникать дискуссии.
В современном понимании дискуссия— это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью коллективного поиска правильного, доказательного решения.
Дискуссия позволяет ее участникам сопоставлять различные подходы, точки зрения, аргументированно отстаивать свою позицию, свои взгляды, убеждения, свое видение способов решения того или иного вопроса. Целью дискуссии могут быть:
- спор и упорядочение информации по обсуждаемой проблеме; поиск альтернативных подходов к решению проблемы, их обоснование;
- выбор оптимальной альтернативы.
Дискуссия может переходить в деловую полемику, а это — острое столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон эмоционально отстаивает свою точку зрения.
Руководитель должен не бояться дискуссии, активной полемики, борьбы мнений, так как истина выявляется только в доказательном, аргументированном обосновании своей точки зрения, своей позиции.
Заключение
Данная работа посвящена изучению коммуникативной компетентности руководителей. Одной из задач являлось изучить теоретический материал, рассмотреть понятия, такие как «коммуникация», «компетентность», «компетенция», а так же структуру, виды, требования к коммуникативной компетентности руководителей.
Для решения данной задачи был проведен анализ подходов к проблеме коммуникативной компетентности в психологии, и рассмотрена её структура, типология, представлены особенности коммуникативной компетентности руководителей.
Проанализировав психологическую литературу, мы можем сделать вывод, что проблема развития коммуникативной компетентности на сегодняшний день актуальна. В отечественной и зарубежной психологии коммуникативную компетентность исследуют по разным параметрам: определения, структура, виды и т.д. Значительный вклад в отечественную психологию внесли такие авторы как, Петровская Л.А., Жуков Ю.М., Емельянов Ю.Н. коммуникативную компетентность они раскрыли наиболее полно в плане определения, типов, структуры, говоря о том, что коммуникативная компетентность это совокупность знаний и умений, которые обеспечивают успешное протекание процесса общения.
Коммуникативная компетентность это одна из ключевых характеристик, которая способствует эффективности в профессиональной деятельности, особенно в профессиях типа «человек-человек», где главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Руководители как раз относятся к данному типу профессий, и одним из важных критериев их деятельности является эффективность при взаимодействии с людьми – умение слышать и слушать, четко изложить свою позицию и аргументировать её. И для того необходимо обладать развитыми коммуникативными умениями.
Список литературы.
1. Андросова И. В. Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 498- 500.
2. Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 130-132
3. Гасанова, П.Г. Коммуникативная компетентность и самосознание личности / П.Г. Гасанова // Педагогическое образование и наука. –2011.–No 7.– С.
4. Давыдова А. М. Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 34-37.
5. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие коммуникативности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. — М.: Изд-во Моек, ун-та,2007. — 96 с.
6. Жуков Ю.М.Социальные коммуникации : учеб. пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, А. К. Болотова. — М.: Гардарики, 2008. — 279 с.
7. Конецкая В.П. Социология коммуникации. / В.П. Конецкая. — М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. — 304 с.
8. Минаева С.В. Социально-профессиональная коммуникативная компетентность: современные факторы и проблемы, стадии, средства и среда формирования коммуникативной компетентности/С.В. Минаева, В.В. Николаева, Е.Ю. Пузырева и др.//Социальные отношения. – 2018. - № 2 (25). – С. 31-43.
9. Муравьева О.И. Психология коммуникативной компетентности: Учебник // О.И. Муравьева — Томск. II из-во Том. ун-та, 2012. — 160 с.
10. Низаева Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав/Л.Ф.Низаева // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 933-935.
11. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с.
12. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990.
13. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учеб. Пособие. – Спб.: Знание: ИВЭСЭП, 2001.
14. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. // Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1999, с. 150-166
15. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. Избранные труды / Л.А. Петровская. —М.: Смысл, 2007. — 387 с.
16. Самыгин, С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. - М.: КноРус, 2012. - 256 c.
17. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М., 2002.
18. Силкина О.С. Коммуникативная компетентность личности: психолого-педагогический аспект/О.С. Силкина//Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. - № 58. – С. 24-28.
19. Таратухина Ю.В. Деловые и межкультурные коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. — М. : Издательство Юрайт, 2017 — 324 с.