Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, принципы всегда являются базовыми, основополагающими принципами, на которых основано все законодательство, и, таким образом, формируют основу права как нормативного правового акта. Что касается ОРД, принципы отражают убеждения и мнения общественности относительно характера, целей и намерений конкретной государственной правовой формы борьбы с преступностью со стороны его законодательных и правоохранительных органов [38].

Принцип конспирации отражает специфику разведки оперативно-розыскных мероприятий и заключается в их организации и проведении таким образом, чтобы посторонние лица скрывали свою тактику, формы и методы, средства проведения специальных оперативно-розыскных операций, ОРМ. В этом случае ОРД осуществляется тайно не только от лиц, причастных к совершению уголовного преступления, но и от ближайших граждан. В искусстве закреплен принцип сочетания гласных и безмолвных приемов и средств. Таким образом, пункт 1 данного закона отражает суть ОРД и, соответственно, входит в определение оперативно-розыскной деятельности [12].

Этот принцип означает тесную взаимосвязь между оперативной и процессуальной деятельностью, направленной на выявление и раскрытие уголовных преступлений. Результаты ОРД могут быть использованы как повод и повод для возбуждения уголовных дел (ст. 140 УПК РФ), а также в доказательственном процессе. В целях обеспечения использования результатов ОРД в уголовном процессе необходимо проверить информацию, полученную неофициальным образом с использованием гласных методов, которые заключаются в предоставлении процессуальной, протокольной формы документов, которые могут служить источниками доказательств.

Заключение

В ходе исследования мы рассмотрели оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой публично и тайно оперативными подразделениями государственных органов.

Мы выяснили, что ОРД — это вид правоохранительной деятельности со стороны государства. Это связано с тем, что оно определяется и санкционируется государством, ограничивается рядом специальных субъектов, действующих от имени государства, осуществляется способом и в пределах, определенных и ограниченных им, контролируемых государственными органами, направленных на обеспечение закона и его защиту с помощью определенных средств и методов. Понятие основы включает, с одной стороны, причины для выполнения ОРМ, которые следует понимать как обстоятельства, приводящие к инициированию соответствующих шагов, а с другой стороны, фактические причины для выполнения ОРМ, которые представляют собой фактические данные, фактическую информацию (информацию), требующую проверки или опровержения. реализация в виде выполнения ОРМ или следственных действий, либо того и другого в совокупности [36].


Правовой основой ОРД является совокупность законодательных и иных нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в сфере данной деятельности. Законодательство условно можно разделить на четыре части. Отправной точкой этой структуры можно назвать конституционную часть. В него вошли нормы Основного закона и решение Конституционного Суда РФ о конституционности норм. К международно-правовым актам относятся акты общего характера, ратифицированные, одобренные, принятые Российской Федерацией или к которым Российская Федерация присоединилась. Следующая часть - законодательная. Он включает этот федеральный закон, Уголовный кодекс, Уголовный кодекс, УИК и другие федеральные законы, которые содержат правила, регулирующие ОРД.

Принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности операционных подразделений, обобщены и сформулированы в теории ОРД и нормативно унифицированы в действующее законодательство и ведомственное законодательство. С принятием Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» принцип ОРД получил статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.

Принцип законности заключается в первую очередь в том, что все участники ОРД обязаны безоговорочно и точно соблюдать нормы Конституции Российской Федерации, соблюдать законы и другие нормативные акты, регулирующие ОРД. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общим принципом права и закреплен в ст. 2 Конституции РФ. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе реализации ОРД распространяется в первую очередь на граждан, которые соблюдают закон, которые могут состоять в тесном (семейном) союзе лиц, ставших субъектами ОРД. Принцип конспирации отражает специфику разведывательного характера оперативно-розыскных мероприятий и заключается в их организации и проведении таким образом, чтобы тактика, формы и методы, средства проведения специальных оперативно-розыскных операций, ОРМ, операций были скрыты от посторонних лиц. В таком случае ОРД проводится тайно не только от лиц, причастных к совершению уголовных преступлений, но и от окружающих граждан. Принцип сочетания гласных и негласных приемов и средств сформулирован в ст. 1 настоящего Закона, и, следовательно, отражает сущность ОРД, и, следовательно, включается в определение операционного [54].

Согласно положениям, представленным в ответе:

Согласно первому положению: «Оперативно-розыскная деятельность — это вид деятельности правоохранительного органа».


ОРД — это вид деятельности правоохранительных органов. Это связано с тем, что оно определяется и санкционируется государством, ограничивается рядом специальных субъектов, действующих от имени государства, осуществляется способом и в пределах, определенных и ограниченных им, контролируемых государственными органами, направленных на обеспечение закона и его защиту с помощью определенных средств и методов.

Положение второе: «Содержание оперативно-розыскных мероприятий - проведение оперативно-розыскных мероприятий».

С материальной точки зрения оперативно-розыскная деятельность состоит из оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых строго ограничен аннотированным законом. Однако ОРД не ограничивается процессом их выполнения. Это также включает в себя реализацию организационных мероприятий, использование тактики, реализацию вспомогательных мер, вовлечение физических лиц в ОРД, использование специальных технических средств и химикатов, которые способствуют осуществлению конкретных оперативно-розыскных мероприятий или их комбинаций. Важно понимать, что организационные, тактические и вспомогательные меры подчинены ОРМ, часто им предшествуют или вытекают из них логически, технически, методически [19].

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 10 декабря 1998 г.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., № 2, ст. 163.
  4. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS № 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2000 г., № 23.
  5. Соглашение о взаимодействии Министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 24 апреля 1992 г.) // Текст Соглашения официально опубликован не был.
  6. Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Киев, 21 октября 1992 г.) //правовая система Гарант.
  7. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 23.
  8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301
  10. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349.
  11. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995, № 17, ст. 1455.
  12. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., № 3, ст. 143.
  13. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15 ст. 1269.
  14. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594.
  15. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 29 апреля 1993 г. № 17 ст. 594.
  16. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 29, ст. 2757.
  17. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503.
  18. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., № 33, ст. 1316.
  19. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., № 29, ст. 2759.
  20. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15.
  21. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 22 ст. 2066.
  22. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»;
  23. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации».
  24. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594.
  25. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г. № 2 ст. 219.
  26. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594.
  27. - Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., № 8, ст. 366.
  28. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995, № 17, ст. 1455.
  29. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июля 2003 г. № 28 ст. 2895.
  30. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., № 17, ст. 888.
  31. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3448.
  32. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27 ст. 357.
  33. Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»// Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 1995 г. № 31 (часть I).
  34. Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 153.
  35. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 марта 1997 г. № 10, ст. 1127.
  36. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»// Собрание законодательства Российской Федерации от 10 марта 1997 г. № 10.
  37. Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. № 28 ст. 3382.
  38. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД от 1 июля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 2000 г. № 12 ст. 1292 // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. № 28 ст. 3382.
  39. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» // Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. № 28 ст. 3382.
  40. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола» // Российской газете от 23 ноября 1996 г.
  41. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 111 «О передаче конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их использованию» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 октября 1996 г. № 43 ст. 4916.
  42. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 2000 г. № 12 ст. 1292.
  43. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1994, № 3.
  44. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1996 г., № 2, с. 1.
  45. Определение Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» от 14 июля 1998 г // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 августа 1998 г. № 34 ст. 4368, в «Российская газета» от 11 августа 1998 г. № 152.
  46. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - М.: «Деловой двор» 2008.
  47. Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». - Система ГАРАНТ, 2007 г.
  48. Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». – «ОСЬ-89» 2006 г.
  49. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. В 3-х ч.: Учебник для вузов.- М.: «Проспект», 2004.
  50. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М.: Административное право России: Учебник. - М.: «Эксмо», 2005.
  51. Кучерена А.Г. Общение с правоохранительными органами. - М.: «Юстицинформ», 2008.
  52. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право.
  53. Бозров В. Результатам оперативно-розыскной деятельности - статус доказательств в уголовном процессе// Российская юстиция, 2004, № 4.
  54. Голубев В.В. Интернет и оперативно-розыскная деятельность// Законодательство, 1999, № 11.
  55. Докучаев О.О. Взаимодействие военных следственных органов с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на этапе, предшествующем возбуждению уголовного дела// Право в Вооруженных Силах, 2008, № 2.