Файл: Баланс и отчетность (Понятие и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ГК РФ (статья 48), самостоятельный бухгалтерский баланс — это один из признаков юридического лица. Отсюда следует, что он выполняет экономико-правовые функции. [22]

В бухгалтерском балансе содержится заголовочная часть, в которой указывается: отчетная дата, наименование самого отчета, наименование компании и ее организационно-правовая форма, вид деятельности, ИНН, полный почтовый адрес, единица измерения, дата утверждения, дата принятия и отправки. Все без исключения реквизиты имеют соответствующие коды из утвержденных классификаторов.

Бухгалтерский баланс в обязательном порядке подписывается главным бухгалтером и руководителем компании. Реквизит — подпись обязательно должен включать в себя: наименование должностного лица, который подписал отчет (главный бухгалтер акционерного общества, генеральный директор): личную подпись лица; и расшифровку подписи (инициалы и фамилия). Бухгалтерские баланс, в зависимости от своей цели классифицируются по разным признакам. [20]

По времени своего составления бухгалтерские балансы бывают:
• Вступительными (как правило, составляются во время создания компании, баланс будет определять сумму ценностей, с которыми компания начинает личную деятельность). 

• Текущие (составляются периодически в течение всего времени работы компании). 

• Санируемые (составляются в том случае, если компания идет к банкротству, для возможности определить реальное состояние дел в компании). 

• Ликвидационные (составляются в момент полной ликвидации компании). 

• Объединительные (составляются при слиянии либо объединении нескольких компаний в одну).

• Разделительные (составляются в случае разделения крупной компании не мелкие структурные единицы). 

Балансы классифицируются также по форме отображаемой информации: 

• Динамические (составляются на конкретную дату, и в движении – в качестве интервальных показателей (оборотов за отчетный период), к примеру, шахматный оборотный баланс или оборотно-сальдовый баланс.

• Статические (составляются на базе моментальных показателей, которые рассчитаны на определенную дату).

По источнику составления балансы могут подразделяться на:

• Книжные (составляется на базе данных книжных записей/текущего баланса, без предварительной их оценки при помощи инвентаризации);

• Инвентарные (составляются на базе инвентаря /описи средств); 

• Генеральные (составляются на базе сведений бухгалтерского учета, которые подтверждаются данными инвентаризации).


По объему сведений балансы подразделяются на:

• Сводные (составляются при помощи механического сложения сумм по статьям подсчета общих итогов пассивов и активов и нескольких единичных балансов). 

• Единичные (полностью отражают деятельность лишь одной компании). 

• Консолидированный баланс представляет собой баланс компании, юридически самостоятельных, но связанных между собой экономическими отношениями. Он полностью объединяет между собой бухгалтерские балансы главной компании, и ее дочерних, либо зависимых обществ.[12] 

По методу очистки бывают:

• Балансы-нетто. Из них полностью исключены регулирующие статьи, или проводится – очистка. 

• Балансы-брутто. Они включают в себя регулирующие статьи – это автоматизация главных средств, амортизация нематериальных активов и резервы под обесценивание инвестиций в ценные бумаги, торговая наценка).
По характеру деятельности балансы бывают:

• Неосновной деятельности (транспортное хозяйство, ЖКХ и т.д.); 

• Основной деятельности (соответствующей по своему составу). 
По своим целям составления различают следующие балансы:

• Окончательные (выступают официальными документами). 

• Пробные (составляются для проверки тождества баланса). 

• Отчетные (составляются за весь отчетный период на базе данных бухгалтерского учета). 

Прогнозные (составляются при помощи учета прогнозирования и планирования деятельности компании на будущую перспективу).

По форме своей собственности различаются балансы муниципальных, государственных, общественных, кооперативных, совместных и частных компаний. В п.10 4/99 Бухгалтерская отчетность компании установлено, что по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (помимо отчета, который был составлен за 1-ый отчетный период) обязательно должны быть указаны сведения минимум за 2 года – предшествующий отчетному и отчетный. [3]

В форме бухгалтерского баланса, который был утвержден приказом Министерства финансов РФ - О формах бухгалтерской отчетности, данное требование было реализовано. Все данные должны проводиться на отчетную дату текущего периода; 31 декабря прошлого года и 31 декабря того года, который ему предшествовал. Эти сведения являются наиболее информативными, сравнимыми, сопоставимыми и позволяют пользователю грамотно делать выводы о динамике какого-либо показателя.

Компания должна сама принять решение о степени детализации сведений по группе статей отчетности, учитывая требования п.11 ПБУ 4/99- Бухгалтерская отчетность компании. Если учесть эти требования, то можно будет сказать следующее: в том случае, если у компании, к примеру, имеются небольшие личные средства, то можно провести их отчетную стоимость всего одной строчкой в балансе. А провести детализацию движения и состава основных средств, их амортизацию, первоначальную стоимость, изменение за период можно в пояснении.[6]


В данном случае, группы статей – Основные средства в графе - Пояснения, необходимо обязательно проставить ссылку на номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу и также к отчету о доходах и убытках, в котором сведения раскрываются более детально. В том случае, если компания имеет большой объем основных средств, и она хочет подчеркнуть их основной состав на самой первой странице бухгалтерского баланса, она может произвести детализацию в группе Основные средства по статьям. Разрешается указывать общую сумму остаточной цены основных средств, и также можно указать – в том числе, и указать существенные составляющие, которые смогут дать представление пользователям о деятельности компании. 

Кроме традиционного бухгалтерского баланса различают:

• Баланс расходов и доходов организации – это финансово-экономический документ, который самостоятельно разрабатывается компанией на квартал или года для обеспечения сбалансированности и согласованности движения, финансовых и материальных ресурсов, социальное и произведенное развитие организации, и возможность полнее удовлетворить интересы личного коллектива. Баланс расходов и доходов характеризует финансовые взаимоотношения компании с кредиторами; в нем содержаться расчет прибыли, расходов, платежей в бюджет, формирование фондов и резервов компании, распределения чистого дохода.[12]

• Баланс-брутто - это бухгалтерский баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Баланс-брутто применяется для различных научных исследований и совершенствования информационных функций баланса. 

• Баланс-нетто. Это бухгалтерский баланс, не включающий в себя регулирующие статьи. Он позволяет определить реальную имущественную стоимость компании. 

• Вступительный баланс — это первый баланс, составляющийся в начале деятельности компании. В активе данного баланса обязательно должен отображаться состав имущества организации, который был получен при его организации, а в пассиве должны отображаться источники его возникновения. Как правило, перед составлением вступительного баланса, должна проводиться инвентаризация и оценка имеющегося у предприятия имущества.[19] 

• Заключительный баланс — это отчетный документ, в котором отображается производственно-финансовая деятельность компании за определенный период времени. Он составляется на базе проверенных бухгалтерских записей. [7]

• Консолидированный баланс — это бухгалтерская отчетность о финансовых результатах и деятельности дочерних и материнских сообществ в целом. Из данного баланса полностью исключен взаимный оборот дочерних организаций. 


• Ликвидационный баланс — это бухгалтерский отчетный баланс, который характеризует баланс, содержащий сведения о расчетах компании после окончания ликвидационного периода.

• Оборотный баланс — это бухгалтерский баланс, содержащий в себе сведения о движении имущества предприятия (кредитовые и дебетовые обороты) за весь отчетный период, и также остатки средств и основных источников образования имущества на начало либо конец периода. Оборотный баланс в основном используется в виде промежуточного рабочего документа при составлении заключительного, вступительного и ликвидационного балансов. 

• Предварительный баланс — это бухгалтерский баланс, который должен составляться заблаговременно на конец отчетного периода с учетом ожидаемого изменения в составе имущества компании. В данном случае применяются ожидаемые и фактически сведения о хозяйственных операциях. [11]

• Пробный баланс — проверка правильности учета средств организации при помощи ежемесячного балансирования пассивов и активов. 

• Промежуточный баланс — это баланс, который подготавливается до завершения финансового года. 

• Промежуточный ликвидационный баланс (в России) — это баланс, который содержит в себе состав имущества ликвидируемого юридического лица; перечень предъявляемых требований кредиторами и результаты их рассмотрения. Данный баланс составляется ликвидационной комиссией. 

• Разделительный баланс — это документ, при помощи которого в случае разделения юридического лица все его права и обязанности полностью переходят к вновь возникающим юридическим лицам. Разделительный баланс обязательно должен содержать в себе основные положения о правопреемстве по обязательствам реорганизационного юридического лица по отношению ко всем должникам и кредиторам, в том числе включая и те обязательства, которые оспариваются сторонами. 

• Сальдовый баланс — это баланс, характеризующий источник образования имущества и имущество хозяйствующего субъекта по состоянию на определенную дату в денежной оценке. Сальдовый баланс как правило составляется при помощи подсчета остатков по счетам. 

• Сводно-консолидированный баланс — это бухгалтерский баланс, составляющийся при помощи объединения балансов юридически самостоятельной организаций, которые взаимосвязаны между собой экономически. Данные балансы используются, как правило, холдинговыми организациями. 

• Сводный баланс — это бухгалтерский баланс, составляющийся при помощи объединения отдельных заключительных балансов. Свободные балансы применяются ведомствами, министерствами и концернами.[12]


Из описанного выше понятно, что представляет из себя бухгалтерский баланс, и эту информацию необходимо использовать в целях недопущения ошибок в бухгалтерской деятельности.

Глава 2. Методика составления бухгалтерского баланса

2.1. Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности

Перед составлением годового баланса выполняются следующие процедуры:

провести инвентаризацию всех видов имущества, обязательств и расчетов, и ее результаты отражаются в бухгалтерских счетах и ​​аналитических счетах;

уточнить оценку всех видов имущества по статьям баланса;

создать оценочные резервы (итоговые примечания за декабрь);

проверить правильность распределения доходов, расходов, прибылей и убытков между смежными отчетными периодами;

осуществлять закрытие счетов бухгалтерского учета, в том числе счетов 99 «Прибыли и убытки» (итоговый отчет за декабрь);

внести изменения в Главную книгу или отразить эти разъяснения в пояснительных примечаниях к годовому отчету с учетом событий после отчетной даты (ПБУ 7/98) или условных фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01);

сделать приложение к годовому бухгалтерскому балансу и пояснения к бухгалтерскому балансу. [17]

При подготовке финансовой отчетности организации должны обеспечить:

- полноту отражения всех хозяйственных операций за отчетный период;

- идентичность данных аналитического учета, данных синтетического учета за отчетный период;

- правильное и полное отражение в учете и отчетности результатов инвентаризации имущества и обязательств.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. При проведении инвентаризации организации должны руководствоваться Положением по бухгалтерском учету, утвержденным приказом Минфина России. В соответствии со ст. 11 ФЗ «О Бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.