Файл: Баланс и отчетность (Понятие и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль бухгалтерского баланса в системе отчетности
1.1 Понятие и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организации
1.2. Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской финансовой отчетности организации
1.3 Классификация бухгалтерского баланса в 2019 году
Глава 2. Методика составления бухгалтерского баланса
2.1. Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности
2.2. Техника составления и способы оценки статей баланса
Глава 3 Пути совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности
Согласно ГК РФ (статья 48), самостоятельный бухгалтерский баланс — это один из признаков юридического лица. Отсюда следует, что он выполняет экономико-правовые функции. [22]
В бухгалтерском балансе содержится заголовочная часть, в которой указывается: отчетная дата, наименование самого отчета, наименование компании и ее организационно-правовая форма, вид деятельности, ИНН, полный почтовый адрес, единица измерения, дата утверждения, дата принятия и отправки. Все без исключения реквизиты имеют соответствующие коды из утвержденных классификаторов.
Бухгалтерский баланс в обязательном порядке подписывается главным бухгалтером и руководителем компании. Реквизит — подпись обязательно должен включать в себя: наименование должностного лица, который подписал отчет (главный бухгалтер акционерного общества, генеральный директор): личную подпись лица; и расшифровку подписи (инициалы и фамилия). Бухгалтерские баланс, в зависимости от своей цели классифицируются по разным признакам. [20]
По времени своего составления бухгалтерские балансы бывают:
• Вступительными (как правило, составляются во время создания компании, баланс будет определять сумму ценностей, с которыми компания начинает личную деятельность).
• Текущие (составляются периодически в течение всего времени работы компании).
• Санируемые (составляются в том случае, если компания идет к банкротству, для возможности определить реальное состояние дел в компании).
• Ликвидационные (составляются в момент полной ликвидации компании).
• Объединительные (составляются при слиянии либо объединении нескольких компаний в одну).
• Разделительные (составляются в случае разделения крупной компании не мелкие структурные единицы).
Балансы классифицируются также по форме отображаемой информации:
• Динамические (составляются на конкретную дату, и в движении – в качестве интервальных показателей (оборотов за отчетный период), к примеру, шахматный оборотный баланс или оборотно-сальдовый баланс.
• Статические (составляются на базе моментальных показателей, которые рассчитаны на определенную дату).
По источнику составления балансы могут подразделяться на:
• Книжные (составляется на базе данных книжных записей/текущего баланса, без предварительной их оценки при помощи инвентаризации);
• Инвентарные (составляются на базе инвентаря /описи средств);
• Генеральные (составляются на базе сведений бухгалтерского учета, которые подтверждаются данными инвентаризации).
По объему сведений балансы подразделяются на:
• Сводные (составляются при помощи механического сложения сумм по статьям подсчета общих итогов пассивов и активов и нескольких единичных балансов).
• Единичные (полностью отражают деятельность лишь одной компании).
• Консолидированный баланс представляет собой баланс компании, юридически самостоятельных, но связанных между собой экономическими отношениями. Он полностью объединяет между собой бухгалтерские балансы главной компании, и ее дочерних, либо зависимых обществ.[12]
По методу очистки бывают:
• Балансы-нетто. Из них полностью исключены регулирующие статьи, или проводится – очистка.
• Балансы-брутто. Они включают в себя регулирующие статьи – это автоматизация главных средств, амортизация нематериальных активов и резервы под обесценивание инвестиций в ценные бумаги, торговая наценка).
По характеру деятельности балансы бывают:
• Неосновной деятельности (транспортное хозяйство, ЖКХ и т.д.);
• Основной деятельности (соответствующей по своему составу).
По своим целям составления различают следующие балансы:
• Окончательные (выступают официальными документами).
• Пробные (составляются для проверки тождества баланса).
• Отчетные (составляются за весь отчетный период на базе данных бухгалтерского учета).
Прогнозные (составляются при помощи учета прогнозирования и планирования деятельности компании на будущую перспективу).
По форме своей собственности различаются балансы муниципальных, государственных, общественных, кооперативных, совместных и частных компаний. В п.10 4/99 Бухгалтерская отчетность компании установлено, что по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (помимо отчета, который был составлен за 1-ый отчетный период) обязательно должны быть указаны сведения минимум за 2 года – предшествующий отчетному и отчетный. [3]
В форме бухгалтерского баланса, который был утвержден приказом Министерства финансов РФ - О формах бухгалтерской отчетности, данное требование было реализовано. Все данные должны проводиться на отчетную дату текущего периода; 31 декабря прошлого года и 31 декабря того года, который ему предшествовал. Эти сведения являются наиболее информативными, сравнимыми, сопоставимыми и позволяют пользователю грамотно делать выводы о динамике какого-либо показателя.
Компания должна сама принять решение о степени детализации сведений по группе статей отчетности, учитывая требования п.11 ПБУ 4/99- Бухгалтерская отчетность компании. Если учесть эти требования, то можно будет сказать следующее: в том случае, если у компании, к примеру, имеются небольшие личные средства, то можно провести их отчетную стоимость всего одной строчкой в балансе. А провести детализацию движения и состава основных средств, их амортизацию, первоначальную стоимость, изменение за период можно в пояснении.[6]
В данном случае, группы статей – Основные средства в графе - Пояснения, необходимо обязательно проставить ссылку на номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу и также к отчету о доходах и убытках, в котором сведения раскрываются более детально. В том случае, если компания имеет большой объем основных средств, и она хочет подчеркнуть их основной состав на самой первой странице бухгалтерского баланса, она может произвести детализацию в группе Основные средства по статьям. Разрешается указывать общую сумму остаточной цены основных средств, и также можно указать – в том числе, и указать существенные составляющие, которые смогут дать представление пользователям о деятельности компании.
Кроме традиционного бухгалтерского баланса различают:
• Баланс расходов и доходов организации – это финансово-экономический документ, который самостоятельно разрабатывается компанией на квартал или года для обеспечения сбалансированности и согласованности движения, финансовых и материальных ресурсов, социальное и произведенное развитие организации, и возможность полнее удовлетворить интересы личного коллектива. Баланс расходов и доходов характеризует финансовые взаимоотношения компании с кредиторами; в нем содержаться расчет прибыли, расходов, платежей в бюджет, формирование фондов и резервов компании, распределения чистого дохода.[12]
• Баланс-брутто - это бухгалтерский баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Баланс-брутто применяется для различных научных исследований и совершенствования информационных функций баланса.
• Баланс-нетто. Это бухгалтерский баланс, не включающий в себя регулирующие статьи. Он позволяет определить реальную имущественную стоимость компании.
• Вступительный баланс — это первый баланс, составляющийся в начале деятельности компании. В активе данного баланса обязательно должен отображаться состав имущества организации, который был получен при его организации, а в пассиве должны отображаться источники его возникновения. Как правило, перед составлением вступительного баланса, должна проводиться инвентаризация и оценка имеющегося у предприятия имущества.[19]
• Заключительный баланс — это отчетный документ, в котором отображается производственно-финансовая деятельность компании за определенный период времени. Он составляется на базе проверенных бухгалтерских записей. [7]
• Консолидированный баланс — это бухгалтерская отчетность о финансовых результатах и деятельности дочерних и материнских сообществ в целом. Из данного баланса полностью исключен взаимный оборот дочерних организаций.
• Ликвидационный баланс — это бухгалтерский отчетный баланс, который характеризует баланс, содержащий сведения о расчетах компании после окончания ликвидационного периода.
• Оборотный баланс — это бухгалтерский баланс, содержащий в себе сведения о движении имущества предприятия (кредитовые и дебетовые обороты) за весь отчетный период, и также остатки средств и основных источников образования имущества на начало либо конец периода. Оборотный баланс в основном используется в виде промежуточного рабочего документа при составлении заключительного, вступительного и ликвидационного балансов.
• Предварительный баланс — это бухгалтерский баланс, который должен составляться заблаговременно на конец отчетного периода с учетом ожидаемого изменения в составе имущества компании. В данном случае применяются ожидаемые и фактически сведения о хозяйственных операциях. [11]
• Пробный баланс — проверка правильности учета средств организации при помощи ежемесячного балансирования пассивов и активов.
• Промежуточный баланс — это баланс, который подготавливается до завершения финансового года.
• Промежуточный ликвидационный баланс (в России) — это баланс, который содержит в себе состав имущества ликвидируемого юридического лица; перечень предъявляемых требований кредиторами и результаты их рассмотрения. Данный баланс составляется ликвидационной комиссией.
• Разделительный баланс — это документ, при помощи которого в случае разделения юридического лица все его права и обязанности полностью переходят к вновь возникающим юридическим лицам. Разделительный баланс обязательно должен содержать в себе основные положения о правопреемстве по обязательствам реорганизационного юридического лица по отношению ко всем должникам и кредиторам, в том числе включая и те обязательства, которые оспариваются сторонами.
• Сальдовый баланс — это баланс, характеризующий источник образования имущества и имущество хозяйствующего субъекта по состоянию на определенную дату в денежной оценке. Сальдовый баланс как правило составляется при помощи подсчета остатков по счетам.
• Сводно-консолидированный баланс — это бухгалтерский баланс, составляющийся при помощи объединения балансов юридически самостоятельной организаций, которые взаимосвязаны между собой экономически. Данные балансы используются, как правило, холдинговыми организациями.
• Сводный баланс — это бухгалтерский баланс, составляющийся при помощи объединения отдельных заключительных балансов. Свободные балансы применяются ведомствами, министерствами и концернами.[12]
Из описанного выше понятно, что представляет из себя бухгалтерский баланс, и эту информацию необходимо использовать в целях недопущения ошибок в бухгалтерской деятельности.
Глава 2. Методика составления бухгалтерского баланса
2.1. Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности
Перед составлением годового баланса выполняются следующие процедуры:
провести инвентаризацию всех видов имущества, обязательств и расчетов, и ее результаты отражаются в бухгалтерских счетах и аналитических счетах;
уточнить оценку всех видов имущества по статьям баланса;
создать оценочные резервы (итоговые примечания за декабрь);
проверить правильность распределения доходов, расходов, прибылей и убытков между смежными отчетными периодами;
осуществлять закрытие счетов бухгалтерского учета, в том числе счетов 99 «Прибыли и убытки» (итоговый отчет за декабрь);
внести изменения в Главную книгу или отразить эти разъяснения в пояснительных примечаниях к годовому отчету с учетом событий после отчетной даты (ПБУ 7/98) или условных фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01);
сделать приложение к годовому бухгалтерскому балансу и пояснения к бухгалтерскому балансу. [17]
При подготовке финансовой отчетности организации должны обеспечить:
- полноту отражения всех хозяйственных операций за отчетный период;
- идентичность данных аналитического учета, данных синтетического учета за отчетный период;
- правильное и полное отражение в учете и отчетности результатов инвентаризации имущества и обязательств.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. При проведении инвентаризации организации должны руководствоваться Положением по бухгалтерском учету, утвержденным приказом Минфина России. В соответствии со ст. 11 ФЗ «О Бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.