Файл: Баланс и отчетность (Понятие и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Балансовые данные на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с балансовыми данными за предыдущий период, которые должны соответствовать данным в столбце «Конец отчетного года» предыдущего года с учетом реорганизации, проведенной на начало отчетного года, а также изменения в оценке финансовой отчетности.[21]

Проведем анализ структуры и динамики баланса предприятия ООО «Уют».

ООО «Уют» было создано 25 июня 2009 года в форме общества с ограниченной ответственностью. Основные виды деятельности предприятия - производство и оптовая торговля мебелью.

Высшим руководящим органом предприятия является собрание уредителей, которое избирает генерального директора ООО. Генеральный директор назначает финансового и исполнительного директора, в обязанности которых входит текущее управление финансовым и производственным сектором предприятия. На основе финансовой отчетности ООО «Уют» проведем анализ структуры и динамики баланса предприятия (таблица 2).

Таблица 2

Анализ структуры и динамики баланса ООО «Уют» за 2017-2018 гг.

№ п/п

Статья баланса

2017

2018

Изменения за отчетный период

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.5-3

темп, %
(7/3)*100

разница пунктов
6 – 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Актив

1

Имущество всего

7188

100,0

8572

100,0

1384

19,3

0,0

1.1

Необоротные активы

5017

69,8

4714

55,0

-303

-6,0

-14,8

1.2

Оборотные активы

2171

30,2

3858

45,0

1687

77,7

14,8

1.2.1

Запасы

0

0,0

2250

26,2

2250

-

26,2

1.2.2

Дебиторская задолженность

2122

29,5

1368

16,0

-754

-35,5

-13,6

1.2.5

Денежные средства

43

0,6

49

0,6

6

14,0

0,0

1.2.6

Другие оборотные активы

6

0,1

191

2,2

185

3083,3

2,1

Пассив

2

Источника имущества всего

7188

100,0

8572

100,0

1384

19,3

0,0

2.1

Собственный капитал

6448

89,7

5370

62,6

-1078

-16,7

-27,1

2.1.1

Уставной капитал

1

0,0

1

0,0

0

0,0

0,0

2.1.3

Другие источники

2048

28,5

2048

23,9

0

0,0

-4,6

2.2

Заемный капитал

740

10,3

3202

37,4

2462

332,7

27,1

2.2.2

Краткосрочные кредиты и займы

0

0,0

1710

19,9

-

-

-

2.2.3

Кредиторская задолженность и текущие обязательства

740

10,3

1492

17,4

752

101,6

7,1


Источник: составлено автором

Наибольший удельный вес в структуре активов баланса предприятия приходится на необоротные активы (69,8 и 55,0% в 2017 и 2018 гг. соответственно), что является характерным для производственного предприятия.

В оборотных активах необходимо отметить интересный факт – в 2017 г. на предприятии отсутствовали запасы. В 2017 также наблюдается очень большой удельный вес дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов (97% при нормативе 10-30%), хотя в 2018 г. эта величина резко была сокращена до 35%, что свидетельствует о мероприятиях по повышению эффективности функционирования, которые проводило предприятия.

Как негативный фактор можно также расценить и очень маленький удельный вес денежных средств в структуре активов предприятия (0,6% - 2017г., 6% - 2008г.).

Относительно пассива баланса предприятия, то тут можно отметить значительное уменьшение собственного капитала предприятия на 1078 тыс. руб. или 16,7%, что негативно повлияет на показатели финансовой устойчивости показателя.

Судя из финансовой отчетности, на предприятии практически отсутствует уставный фонд, что является грубейшим нарушением финансовой дисциплины. Также достаточно высок процент заемного капитала на предприятии (10,3% в 2017г. и 37,4% в 2018г.)

На 101,6 % увеличилась кредиторская задолженность, но учитывая тот факт, что удельный вес кредиторской задолженности в общей структуре пассивов не велик, то потенциальной опасности для предприятия она не составляет.

Глава 3 Пути совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности

Формирование бухгалтерской отчетности, как и финансовый учет в нашей стране подвержены в современных условиях все большим изменениям, которые связанны с приспособлением к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета. Смена качественных характеристик бухгалтерской отчетности предопределена тем, что переход на учет по международным стандартам предусматривает изменения концептуального характера, связанные с переосмыслением целей формирования бухгалтерской отчетности.[25]

В современных условиях перспективными тенденциями развития отчетности можно назвать следующие:

· курс на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) как результативный и многофункциональный механизм создания финансовой отчетности, который помогает эффективно сотрудничать с зарубежными партнерами и способствует эффективному менеджменту;


· представление интегрированной отчетности, которая содержит данные о значительной результативности трудовых и материальных ресурсов. Она нацелена на осведомление пользователей отчетности о степени социальной ответственности ее владельцев и менеджеров;

· предоставление данных о ресурсах, способствующих реализации стратегии организации через анализ среды, который является исходным этапом управления.

· предоставление данных нефинансового характера о ресурсах организации, которые невозможно оценить количественно (социальные и человеческие ресурсы);

· предоставление актуальных и прогнозных данных для принятия управленческих решений.[22]

МСФО способствует взаимной сопоставимости организаций различных государств. Основным отличием МСФО от традиционного учета можно назвать идеологию того, что бухгалтерский учет определен для управления финансовыми вложениями и денежными потоками инвестора (владельца или кредитора). Особенности, которые предопределили использование МСФО: приоритетное значение баланса; отказ от управления активами в пользу учета ресурсов; уход от исторической стоимости [22].

Формирование отчетности согласно международным стандартам на сегодняшний день более актуально, нежели составление отчётности по РСБУ. В настоящее время в России сформировано и внедрено двадцать четыре национальных стандарта учета и отчетности, не противоречащих принципам МСФО.

Принято считать, что нормативно–правовая основа бухгалтерского учета в части соответствия МСФО уже сформирована, приближение РСБУ к международным стандартам по основным направлениям достигнуто. Имеет место ряд факторов, затрудняющих переход на МСФО (таблица 3).

Таблица 3.

Факторы, затрудняющие переход на МСФО

Объективные

Субъективные

Нет аналогов МСФО в национальном учете

Достаточно формальная передача информации, составление отчетности посредством показателей в числовой форме в границах утвержденным форм.

В российских нормативных актах не регламентируются требования к раскрытию данных, как в МСФО.

Различия в налоговом учете

Значительные различия РСБУ и международных стандартов

Специалистам в области финансового и бухгалтерского учета трудно изменить свои представления, так как российские стандартны регламентировали прямые точные указания, как оценить тот или иной элемент отчетности, а международные стандарты способны рекомендовать лишь применение профессионального суждения


Источник: составлено автором

План перехода российских компаний на МСФО неоднозначно оценивается финансовыми руководителями и экспертами. Одни считают, что такой шаг принесет пользу российской экономике, другие же видят в этом лишь увеличение объема работы и материальных затрат. Опыт российских предприятий, уже работающих по МСФО, а также европейский подход к внедрению МСФО позволяют достаточно объективно оценить существование проблем и перспектив данного процесса.

Перед российскими стандартами отчетности стоят следующие задачи: повышение качества данных, представляемых в отчетности; развитие сферы применения международных стандартов; рост контроля качества финансовой и бухгалтерской отчетности; совершенствование знаний и навыков специалистов [25].

В рамках совершенствования формирования бухгалтерской отчетности следует обратить внимание на проблемы и задачи автоматизации учета. Они перечислены далее.

1.  Приведение в порядок и создание оптимальной системы ведения бухгалтерского учета. Под этим мы понимаем, прежде всего, сокращение времени на обработку первичных данных, формирование необходимых отчетов, справок, выписок, минимизацию пользовательских действий для получения конечного результата. Именно минимизацию времени на ведение бухгалтерского учета – главного ограниченного ресурса – считаем ключевым.

2.  Формирование оптимального объема информации в системе бухгалтерского учета. В рыночной экономике существует необходимость формирования как публичной финансовой (бухгалтерской) отчетности, адресованной внешним пользователям, так и его управленческой отчетности, используемой менеджерами предприятия для решения по управлению бизнесом. Элементы системы бухгалтерского учета предприятия, служащие целям подготовки финансовой отчетности образуют подсистему финансового учета. Соответственно подготовку управленческой отчетности обеспечивает подсистема управленческого учета.

Информации должно быть ни много, ни мало, ее должно быть ровно столько, чтобы информация была именно информацией в соответствии с ее представлением по Клоду Шеннону, который трактовал информацию как снятую неопределенность. До тех пор пока неопределенность относительно объектов управления существует, необходимо наращивать информацию, что будет приводить к качественным улучшениям информационной системы бухгалтерского учета. Но как только все неопределенности относительно объектов сняты, дальнейшее наращивание информации нецелесообразно.


Данное положение является особенно важным после принятия Федерального закона от 06.12.2011 № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями организации больше не обязаны применять унифицированные формы первичных документов, они могут разрабатывать свои собственные формы документов, закрепляя их в локальных нормативных актах. Это открывает путь к минимизации дублирования информации, что в значительном объеме имело место ранее.[14]

Большое внимание в этой связи необходимо уделять и количеству аналитических признаков, информация по которым фиксируется в системе. Излишняя аналитика может принести вреда гораздо больше, чем пользы.

3.  Уменьшение количества ошибок в бухгалтерском учете с применением встроенных алгоритмов контроля бухгалтерских показателей. Так, согласно Положению по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), к неправильному отражению или не отражению фактов хозяйственной деятельности ведут такие факторы, как неверное применением законодательства о бухгалтерском учете и иных нормативных правовых актов, ошибки в вычислениях, неточная оценка фактов хозяйственной деятельности, а также недобросовестные действия должностных лиц организации.[15]

Так же к факторам способствующим появлению ошибок, относят: наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики; несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объема продаж; наличие зависимости экономического субъекта от одного или нескольких поставщиков и заказчиков; изменение в практике договорных отношений; нетипичные сделки экономического субъекта в определенный период времени; наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют сказанным услугам; особенности структуры капитала и распределения прибыли; наличие отклонений от установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности [13].

В настоящее время многие процедуры контроля уже автоматизированы. Однако все соответствующие алгоритмы следует развивать и усовершенствовать. Например, очень мощное контрольное значение имеет проведение анализа денежных потоков косвенным методом, что позволяет одновременно увязать три важнейшие отчетные формы – бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о движении денежных средств. Встроив соответствующий алгоритм в информационную систему, можно получить ряд важнейших контрольных соотношений. Дополнительно необходимо принять во внимание контрольные соотношения, используемые налоговыми органами при первоначальном тестировании сданных форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.