Файл: Баланс и отчетность (Понятие и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль бухгалтерского баланса в системе отчетности
1.1 Понятие и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организации
1.2. Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской финансовой отчетности организации
1.3 Классификация бухгалтерского баланса в 2019 году
Глава 2. Методика составления бухгалтерского баланса
2.1. Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности
2.2. Техника составления и способы оценки статей баланса
Глава 3 Пути совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности
Таблица 1
Требования к формированию финансовой отчетности экономических субъектов по МСФО
№» |
Наименование требований |
Описание требований |
1 |
Требование полноты (ТП) |
Данные в отчетности должны быть полными с учетом существенности и издержек на ее формирование. |
2 |
Требование своевременности (ТС) |
Отражение в своевременном режиме данных в отчетности с учетом балансирования между уровнями уместности и надежности данных |
3 |
Требование осмотрительности (ТО) |
ТО — это осторожность в формировании мнений, требуемых при проведении расчетов в условиях неопределенности. |
4 |
Требование приоритета содержания перед формой (ТПСПФ) |
Операции и иные события должны быть учтены и представлены в согласно их сути и экономической реальности, а не только согласно правовой форме. |
5 |
Требование непротиворечивости (ТН) |
ТН в МСФО не определено. |
6 |
Требование рациональности (ТР) |
ТР в части ведения учета в МСФО не определено. Но в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности есть положение о нужности балансирования между выгодами, получаемыми от данных и издержками на их сбор. |
Источник: составлено автором
Согласно п. 8 МСФО (IAS) 1 в состав полного комплекта финансовой отчетности входит баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в собственном капитале, отчет о движении денежных средств и примечания. [19]
Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, имея в своем составе шесть основных, в т. ч. три обязательных формы, призвана давать широкое представление для своих пользователей о своем экономическом положении.
1.2. Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской финансовой отчетности организации
Слово «баланс» имеет корни латинского словосочетания «bis lanz», которое дословно означает «две чаши весов», то есть, по сути, бухгалтерский баланс показывает состояние финансового равновесия компании. Баланс является главной компонентой бухгалтерской отчетности и в нем отражается успешность хозяйственной деятельности предприятия за установленный промежуток времени.
Бухгалтерский баланс является одной из основных форм учета финансовой отчетности предприятия, представленной в виде таблицы данных, описывающих все имущество и долги организации в денежном выражении за определенный период времени.[17]
Совокупность значений баланса в буквальном смысле отражает финансовую внешность организации.
Прежде всего, бухгалтерский баланс необходим самой организации, чтобы иметь четкую картину результатов ее основной деятельности, которые были получены за определенный период (год, квартал, месяц).
Баланс показывает, насколько стабильно развивается компания, как с точки зрения личной деятельности, так и в отношении сотрудничества с другими организациями, что характеризуется двумя показателями баланса, Активом и Пассивом [19]
И главным признаком того, что баланс составлен правильно, является равенство конечных результатов Активов и Пассивов компании.
Также бухгалтерский баланс компании необходим любым юридическим лицам, которые сотрудничают или собираются установить деловую связь с этой компанией.
По балансу можно определить, в каком финансовом положении находится организация и сможет ли она исправно функционировать в ближайшем будущем.
Бухгалтерский баланс предприятия очень важен для банков, которые могут предоставить клиенту кредит.
Каждая компания вынуждена с фиксированной периодичностью предоставлять бухгалтерский баланс акционерам, статистическим органам и налоговым органам.
Как уже было сказано, структура бухгалтерского баланса состоит из двух основных таблиц.
Бухгалтерский баланс считается выполненным правильно, если числовые результаты этих таблиц соответствуют.
Активом считается все имущество предприятия, выраженное в денежной форме.
Активом баланса является совокупность всего, что принадлежит предприятию.[19]
Актив баланса в свою очередь делится на несколько разделов:
1. Внеоборотные активы. Содержание раздела «Внеоборотные активы» - информация о недвижимости, которая используется компанией в течение длительного времени, а точнее, более года. Внеоборотные активы включают в себя: оборудование, долгосрочные инвестиции, здания и т. д .;
2. Оборотные активы. Окончательным показателем этого раздела является сумма всего имущества предприятия, которое израсходовано и требует пополнения за относительно короткий период, а точнее, менее года. Оборотными активами считаются материалы, денежные средства, краткосрочная дебиторская задолженность, сырье и т. д.
Обязательства в балансе отражают источники формирования всего имущества предприятия, то есть его актива.
Обязательства состоят из капитала, заемных средств и внешних обязательств.
В пассиве баланса есть три основных раздела:
1. Капитал и резервы. В разделе Обязательства «Капитал и резервы» суммируются все собственные средства, принадлежащие только владельцам организации.
2. Долгосрочные обязательства. В разделе Обязательства «Долгосрочные обязательства» формируется совокупность всех ссуд, займов и прочих долгов, которые должны быть погашены в течение длительного периода, превышающего один год.[9]
3. Краткосрочные обязательства. Этот компонент обязательств отражает совокупность долгов, которые требуют следующего платежа (менее чем за год). К краткосрочным обязательствам относятся: невыплата заработной платы работникам, задолженность перед поставщиками и т. д.
В настоящее время действует форма 1 бухгалтерского баланса, которая была утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации.
Компания, исходя из своих особенностей ведения бизнеса, может добавлять дополнительные строки или объединять и удалять существующие показатели в установленной форме.
Суть формирования бухгалтерского баланса заключается в заполнении всех строк утвержденной формы №1, состав которой предприятие имеет право корректировать в соответствии с особенностями ведения хозяйственной деятельности и используемым имуществом.[7]
В каждой из них записан соответствующий показатель финансового состояния организации.
Каждая строка имеет название показателя и фиксированный порядковый номер.
Например, в разделе «Внеоборотные активы» в Активе Баланса первая строка соответствует номеру 110 (при увеличении количества предприятий в форме №1, номер может иметь большую разрядность) и называется «Нематериальные активы».
Как правило, в результате получается сложное число строк с номерами от 111 до 119, если такие существуют.
Все необходимые данные должны быть получены в результате суммирования других строк в иерархической структуре.
Первый раздел этой таблицы «Капитал и резервы» имеет порядковый номер 310, так как он является составной частью общего бухгалтерского баланса и представления в виде сложных строк, которые находятся в его подгруппе иерархии, то есть есть строки с номерами от 311 до 319.
Заполнение бухгалтерского баланса можно осуществлять с помощью любой таблицы (Пассива или Актива).
В соответствии с данными, имеющимися в наличии, во всех показателях присутствуют все значения, имеющиеся в наличии.[9]
В этом случае необходимо предоставить объяснения по этой статье в бухгалтерском отчете.
Например, если стоимость недвижимости составляет 10 000 000 руб., то в активе баланс в необходимом количестве должен составить 10 000.
Если компания имеет больший масштаб, а оборот ее средств составляет в основном миллионы, то можно поставить цифры, удалив последние шесть символов, а в заголовке столбца индикатора указать числовую единицу миллиона рублей.
Окончательные балансовые номера Актива и Обязательства должны совпадать, поскольку фактически Актив отражает все, что имеет организация, а в Пассивном балансе описывается источник, из которого был получен весь перечисленный Актив.[19]
Для более подробного описания бухгалтерского баланса рассмотрим принцип заполнения в каждой строке таблиц пассивов и активов.
Каждая статья Актив Баланса заполняется в соответствии со следующими данными.
Основные средства. В этой строке указывается общая начальная стоимость имущества предприятия (основных средств) после вычета общей суммы амортизации при эксплуатации каждого вида имущества соответственно.[19]
Нематериальные активы. В этой строке записывается стоимость остаточной стоимости всех нематериальных активов, принадлежащих организации. То есть сумма затрат на приобретение и разработку минус амортизация.
Капитальные вложения. Учитывается сумма, потраченная на строительство, или указана стоимость уже оплаченного заказа.
Оборудование. Указывает цену, действительную на момент покупки.
Финансовые вложения. Эта строка содержит итоговые затраты инвесторов за расчетный период.
Материальные ценности. В этой строке указывается совокупная фактическая стоимость топлива, контейнеров, запасных частей, материалов и других материальных ресурсов.
Незавершенное производство. Значение в этой строке представляет собой сумму затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты и т. д. [8]
Расходы на обработку. Эта строка суммирует все затраты на продукты, которые еще не были реализованы (линия типична для торговых площадей и организаций общественного питания).
Расходы будущих периодов. В этой строке записывается сумма всех затрат, которые уже были понесены, но план должен относиться к последующим периодам.
Готовая продукция. Рассчитывается сумма всей готовой продукции по ее себестоимости.
Товары. Учитывается сумма всех приобретенных товаров по стоимости приобретения.
Оказались услуги, товары отгруженные, сданные работы. Значение рассчитывается по установленной себестоимости.[11]
Дебиторская задолженность. Учитывать сумму, которая была предварительно согласована с дебиторами. Остатки средств по валютным счетам и прочие денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность и ценные бумаги на иностранной основе.
Принято считать, что это было необходимо в последний день отчетного периода.
Уставный капитал. Записывается сумма уставного капитала, которая зафиксирована в учредительных документах.
Резервный капитал. В этой статье указывается сумма, которая осталась от первоначального капитала.
Резервы на покрытие предстоящих расходов и платежей. В статье суммируются значения неиспользованных резервов в течение года и резервов, указывается в годовом бухгалтерском балансе.
Доходы будущих периодов. Сумма денежных средств, которая была получена в отчетном периоде.
Прибыль. Считать прибыль в результате основной суммы прибыли в отчетном периоде.
Кредиторская задолженность. Учитывается сумма имеющихся задолженностей.[7]
1.3 Классификация бухгалтерского баланса в 2019 году
Бухгалтерский баланс — это главный источник сведений для заинтересованных лиц о финансовом и имущественном состоянии компании. Информация по бухгалтерскому балансу говорит о том, сможет ли компания в самое ближайшее время полностью исполнить все обязательства, взятые на себя перед кредиторами, инвесторами, и иными лицами, либо ей грозят финансовые трудности.[19]
Бухгалтерский баланс – это метод экономической группировки имущества компании по размещению, составу и источникам его образования в финансовой оценке на определенную дату. Исходя из этого, если посмотреть со стороны на бухгалтерский баланс, то он предоставлен в виде обычной таблицы. В ее левой части указывается имущество компании по размещению и составу. Это является активом баланса. А в правой части таблицы указываются источники формирования данного имущества с обязательным указанием сроков погашения и целевого назначения - является пассивом баланса.
Важно выяснить, как заполнить, какие счета куда отнести.
Упрощенная структура бухгалтерского баланса.