Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 966

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

652 проследить динамику изменения мотивов с учетом изменения образовательного процесса и разработать рекомендации по улучшению организации клинических и практических занятий на кафедре клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии.
Нами было проведено анонимное анкетирование студентов второго и шестого курсов для выявления особенностей учебной мотивации и определения динамики мотивации учения в процессе обучения. Необходимо отметить что, как правило, учебная деятельность студента побуждается, не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Студентам был предложен тест, который позволил выявить преобладающие мотивы учебной деятельности. Были предложены следующие утверждения причин, которые побуждают студентов учиться:
1) получить диплом;
2) стать высококвалифицированным врачом;
3) успешно учиться (сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»);
4) получать стипендию;
5) приобрести глубокие и прочные знания;
6) быть постоянно готовым к занятиям;
7) не отставать от однокурсников;
8) обеспечить успешное будущее, получив диплом врача;
9) выполнять требования преподавателя;
10) получить одобрение родителей;
11) избежать осуждения и наказания за плохую учебу;
12) получить интеллектуальное удовлетворение.
В целом картина выбора причин, побуждающих учиться, для студентов второго и шестого курсов была аналогичной. Подавляющее большинство студентов выбирали три ведущих мотива: «Получить диплом» (19% всех студентов), «Стать высококвалифицированным врачом» (33%), «Обеспечить успешное будущее, получив диплом врача» (31%). Многие респонденты отмечали: «Приобрести глубокие и прочные знания» (9%) и «Получить интеллектуальное удовлетворение» (5%). Самыми непопулярными ответами были «Не отставать от однокурсников» (0,1%), «Быть постоянно готовым к занятиям» (0,5%) и «Выполнять требования преподавателя» (0,2%). Следует отметить, что некоторые студенты второго курса выбирали отрицательную учебную мотивацию: «Получать стипендию» (1%) и «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу» (0,7%).
Таким образом, по результатам анкетирования, можно сделать вывод, что наши студенты, в подавляющем большинстве, имеют высокий уровень учебной мотивации.
Все преподаватели понимают, что студентов невозможно заставить хорошо учиться, если они относятся к знаниям без интереса, равнодушно, не понимая необходимости в них. Поэтому перед преподавателем стоит задача по формированию, развитию и усилению у студентов положительной учебной


653 мотивации. Студенты шестого курса, как правило, более мотивированы, заинтересованы в получении клинических знаний и умений, чем студенты второго курса. Многие проведенные психологические исследования показывают, что при понимании, осознании необходимости учения, значительно возрастают успехи в образовательной деятельности, повышается качество знаний, эффективнее запоминается материал и улучшается работоспособность.
Студенты старших курсов намного больше узнают о выбранной профессии во время клинических разборов и конференций. прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. Они видят смысл и мотивацию для дальнейшего получения теоретических знаний, понимая, что эти умения и знания будут крайне необходимы им в дальнейшей работе, на практике.
Студент с желанием захочет учиться, когда занятия будут ему интересны.
Мы стараемся включать в практические занятия интересные клинические примеры, наиболее яркие случаи болезней, необычные факты, вовлекать студентов в дискуссию, что вызывает большой интерес и значительно повышает уровень внимания.
Список литературы
1.
Бодров, В.А. Современное состояние проблемы профессиональной мотивации / В.А. Бодров // Проблемы психологии и эргономики.

2002.

№ 4.

С. 47-52.
2.
Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации /
Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии.

2005.

№ 1.

С. 73-79.
3.
Хекхаузен, Х. [Heckhausen H.] Мотивация и деятельность. 2-е изд. –
Спб.: Питер; М.: Смысл, 2003.

С. 530.
4.
Шагивалеева Г.Р., Калашникова В.Ю. Изучение учебной мотивации студентов вуза // Молодой ученый.

2015.

№ 19.

С. 341-343.
5.
Юдина С.М., Иванова И.А., Архипова А.В. Пути модернизации образовательного процесса на кафедре клинической иммунологии и аллергологии // Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием, посвященная 77-летию КГМУ. Курск, февраль, 2012.

Том 1.

С. 173-175.
МОТИВАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
У СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Ячменева Л.А., Бароян М.А.
ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, г. Курск
Кафедра ортопедической стоматологии
Выбор будущей профессии – один их самых сложных в жизни каждого человека. Каждый год у тысяч абитуриентов встает вопрос о том, какую же специальность выбрать для дальнейшей жизни [1, 2].
Выбор профессии и соответствующего образования определяется высокой индивидуальной мотивацией успеха, что, в свою очередь, зависит не только от


654 личностных черт отдельного человека и его индивидуального опыта, но и от особенностей ближайшего социального круга, в частности семьи [5].
В последние годы стоматологию для будущей работы выбирают все больше абитуриентов. Это связано с престижностью, прибыльностью, разноплановостью данной профессии. Многие идут в эту сферу благодаря работе родителей или родственников в стоматологии или просто в медицине, продолжая тем самым семейную традицию в данной профессии.
Студенты, решившие отдать свою жизнь стоматологии, только начинают планировать свою профессиональную деятельность. В этой сфере существует несколько узких специальностей. Есть возможность постоянного развития, роста, возможность занять достойное положение в социальной среде. Одни поступают на этот факультет, уже зная примерно стезю, по которой будут идти, другим же придется сделать нелегкий выбор в процессе обучения, найти ту специальность, которая будет для них более интересна и понятна.
Цель
исследования:
1)
изучение мотивации студентов стоматологического факультета при выборе узкой специальности; 2) изучение изменения выбора узкой специальности в зависимости от продолжительности обучения.
Материалы и методы исследования. Задачей исследование было выявление субъективного выбора студентов 3 и 5 курса стоматологического факультета Курского государственного медицинского университета при выборе узкой специальности в сфере стоматологии.
Для исследования были разработаны анкеты профессиональной ориентации студентов стоматологического факультета. Анкеты заполнялись анонимно. Исследование проводилось среди студентов 3 (51 студент) и 5 (49 студентов) курса. В анкете были затронуты вопросы, связанные с причиной выбора профессии стоматолог, о связи родственников с медициной в целом и повлияло ли это на выбор университета. Также анкета включала вопросы выбора будущей специальности, по которой студент хотел бы дальше развиваться и получать знания, о методах получения навыков по определенной направленности и о будущей практической деятельности и трудоустройстве.
Результаты исследования и их обсуждения. Студенты 3 курса уже начали знакомство со специальностью. У них уже начинает формироваться базовое представление об основных направлениях стоматологии. Самые востребованные специальности, которые студенты хотели бы освоить среди 3 курса – терапия (26%), ортодонтия (22%), ортопедия (20%). 13% респондентов выбрали для освоения имплантологию. В челюстно-лицевую хирургию хотят углубиться 5%. Хирургию выбрали 4%, гигиену – 4%, наименьший результат по анкетированию был выявлен – пародонтология 1%. 5% опрошенных не смогли определиться с выбором (см. рисунок 1).


655
Рис. 1. Распределение выбранных студентами 3 курса специальностей.
Среди студентов 5 курса самыми востребованными также оказались специальности: терапия (29%), ортопедия (23%), ортодонтия (17%). Студенты 5 курса уже более осознанно выбирают профессию и понимают, что базовые специальности крайне востребованы и необходимы для дальнейшей работы. 12% респондентов выбрали хирургию, 10% – имплантологию, 5% – пародонтологию,
2% выбрали гигиену, 2% респондентов еще не определились с выбором будущей специальности. Среди студентов 5 курса никто не планирует на данном этапе своей жизни заниматься челюстно-лицевой хирургией (см. рисунок 2).
Рис. 2. Распределение выбранных студентами 5 курса специальностей.
При анализе данных было выявлено, что независимо от курса студентов базовые основополагающие специальности планируют осваивать все студенты.
На рисунках видно, что терапевтическая и ортопедическая стоматологии являются самыми востребованными. Чем старше курс, тем меньше студентов планируют осваивать более узкие и углубленные специальности, стараясь посвятить себя основным более обширным профессиям для возможности дальнейшего развития в различных сферах. Хочется отметить, что, отвечая на этот вопрос, студенты могли выбирать до 3 вариантов ответов. При анализе было выявлено, что основная часть студентов выбирали терапевтическую,
22 20 13 26 5
4 1 4 5
Какую специальность Вы бы хотели
освоить
Ортодонтия
Ортопедия
Имплантология
Терапия
ЧЛХ
Хирургия
Пародонтология
Гигиена
Не определился
17 23 10 29 0
12 5 2 2
Какую специальность Вы бы хотели
освоить
Ортодонтия
Ортопедия
Имплантология
Терапия
ЧЛХ
Хирургия
Пародонтология
Гигиена
Не определился

656 ортопедическую и хирургическую (в различных ее проявлениях) стоматологии вместе.
Все специальности сложные, постоянно-развивающиеся [3]. Каждый год находят различные подходы к методам диагностики и лечения стоматологических заболеваний и дефектов, таким образом для нашего исследования был очень важен вопрос «Как вы собираетесь осваивать
выбранную вами профессию?». 43 % студентов 3 курса стоматологического факультета планируют учиться у практикующего врача-стоматолога в качестве ассистента, 33% будут посещать дополнительные частные курсы, 16% затрудняются ответить, 8% считают, что полученных знаний в университете им хватит. Студенты 5 курса 66% планируют учиться у практикующего врача- стоматолога в качестве ассистента, 24%

собираются посещать дополнительные частные курсы, 5%

затрудняются ответить и 5% считают, что полученных знаний в университете им хватит. Подавляющее большинство студентов в этом вопросе выбирали два варианта, а именно будут учиться у практикующего врача- стоматолога в качестве ассистента и планируют посещать дополнительные частные курсы. Все это говорит о том, что студенты понимают всю сложность данной профессии, постоянное развитие и рост, а также знают, что в этой сфере крайне необходима помимо теоретических основ и знаний практика.
Многие студенты уже запланировали свою будущую работу и уже сегодня могут ответить, где в дальнейшем собираются реализовывать свои планы.
Студенты 3 курса в подавляющем большинстве – 39% собираются работать в частной клинике. 15% опрошенных планируют работать в государственной поликлинике, но из них 90% в дальнейшем все равно рассчитывают перейди в частную сферу. 14% планируют открыть собственную клинику, 32% – затрудняются ответить и никто не планирует работать в вузе.
Среди респондентов 5 курса 33%

планируют работать в частной клинике.
28%

в государственной, но 95% из них планируют в дальнейшем уйти в частную структуру. 25% затрудняются ответить, 9% планируют открыть свою клинику, 5% хотели бы работать в вузе.
По полученным нами данным можно проследить, как студенты видят свое будущее. Студенты 3 курса еще не до конца могут определиться, студенты 5 курса уже более обширно и основательно подходят к этому вопросу. При анализе анкет прослеживается с повышением курса желание работать в государственной структуре, это возможно связано с желанием получить больше практического навыка, работая на сложном потоковом приеме, и после непродолжительного времени работы уйти в частную структуру.
На вопрос «Кто может помочь вам в реализации ваших планов?» большинство студентов и 3 курса (49%) и 5 курса (48%) ответили родители. 32% респондентов
3 курса ответили, что смогут самостоятельно,
12% затрудняется ответить, 2% ответили, что в реализации планов может помочь государство и 6% ответили – преподаватели вуза. Студенты 5 курса
52% ответили, что самостоятельно смогут реализовать свои планы. Варианты государство, преподаватели вуза и затрудняюсь ответить не выбрал никто.


657
Актуальность выбора профессии «Стоматолог» с каждым годом только увеличивается. Мотивация студентов разная, кто-то считает эту профессию прибыльной, кто-то интересной, другие же мечтают продолжать традиции семьи.
В стоматологии существует несколько узких ответвлений. Один из самых сложных вопросов для студентов стоматологического факультета – «Какую специальность выбрать для будущей работы?» При анализе данных было выявлено, что независимо от курса, студенты выбирают для освоения базовые специальности: 3 курс – 26% терапия, 22% ортодонтия, 20% ортопедия; 5 курс
– 29% терапия, 23% ортопедия, 17% ортодонтия. Респонденты 3 курса старались выбирать и более узкие направленности: 13%

имплантологию, 5%

ЧЛХ, 4%

хирургию, 1%

пародонтологию, 4%

гигиену, лишь 5% не определились.
Студенты 5 курса тоже выбирали узкие направленности, но в меньшем процентном соотношении: 12%

хирургию, 10% имплантологию, 5% пародонтологию, 2% гигиену, 2% еще не определились, ЧЛХ не выбрал никто.
Самыми востребованными профессиями оказались терапия, ортодонтия и ортопедия.
Стоматология является сложной и углубленной профессией, она постоянно развивается, тем самым позволяя специалистам в этой сфере проявить себя, реализовать свои планы, работать с новыми технологиями не забывая при этом исторические, поэтому на сегодняшний день является одной из самых востребованных среди абитуриентов [4].
Список литературы
1.
Зубкова А.А., Фелькер Е.В., Бароян М.А., Винокур А.В. Особенности воспитательного процесса при обучении студентов-медиков
Современные проблемы науки и образования.

2017.

№ 2.

С. 183.
2.
Зубкова А.А., Ячменева Л.А. Социально-личностное развитие студентов медицинского вуза, как педагогическое явление. В сборнике:
Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: Сборник трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ / под редакцией В.А. Лазаренко,
П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченко, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова.

2017.

С. 245-249.
3.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
4.
Фелькер Е.В., Винокур А.В., Дударь А.В., Зубков В.В. Основы формирования учебно-исследовательской компетентности у студентов-медиков
Международный журнал экспериментального образования.

2015.

№ 4-2.

С.
395-396.
5.
Цимбалюк О.Н., Луницына Ю.В., Токмакова С.И. Семейные традиции студентов стоматологического факультета и их влияние на определение мотивации достижения успеха в профессии// Проблемы стоматологии.

2012.

№ 5. https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-traditsii- studentov-stomatologicheskogo-fakulteta-i-ih-vliyanie-na-opredelenie-motivatsii- dostizheniya-uspeha-v-professii