Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 972
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
643 3.
На уроках словесности при проведении различных видов контрольных, самостоятельных работ, диктантов и опросов за основу берутся тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, например темы: « Осанка»,
«Личная гигиена», «Грипп, его виды, профилактика», «Туберкулез», «Часотка»,
«Полезные привычки» и т.д.
Источником нравственного опыта всегда служили пословицы, поговорки, фразеологизмы, отражающие наиболее существенные стороны народного мышления, хозяйственного уклада и быта, морали и нравственности.
О том, что наши предки ценили здоровье, говорят следующие пословицы: здоровье дороже богатства; держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле; в здоровом теле
− здоровый дух; ум да здоровье дороже всего; курить
−
здоровью вредить; деньги потерял
−
ничего не потерял, время потерял
−
многое потерял, здоровье потерял
−
все потерял. Обучающиеся продолжают начало пословицы или фразеологизма.
4. Большое значение в формировании здорового образа жизни играет участие обучающихся в научных конференциях с секциями по медицине и фармации, пропаганде ЗОЖ.
5. Не меньшее значение для укрепления здоровья имеют беседы с обучающимися о здоровом образе жизни, о внешнем виде фармацевта, врача и манере его поступков, поэтому в колледже организуются встречи с работниками здравоохранения города Курска и области: А.В. Курцевым – писатель, главный врач больницы № 2 и др. Доброжелательная обстановка этих встреч, спокойная беседа, реальные примеры из жизни и деятельности работников здравоохранения, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на точку зрения обучающихся, тактичное исправление допущенных ошибок способствуют психологическому комфорту и эмоциональной приподнятости, работоспособность обучающихся заметно повышается.
6. Весьма эффективную роль в формировании здорового образа жизни играет киноискусство: («Беги, толстяк, беги», «Парень-каратист», «Лекарь
−
ученик Авиценны», «Врач», «Тренер», «Движение вверх» и др.). Фильмы про здоровый образ жизни помогают по-новому взглянуть на проблемы и на то, как можно их преодолеть.
7. Еще одним из инновационных методов пропаганды здорового образа обучающихся являются конкурсы на лучшее сочинение, эссе, стихотворение на темы: «Здоровым быть модно», «Чтобы я рассказал другу о ЗОЖ», «В чем вред фаст-фуда?», «Режим дня», «Курить
−
здоровью вредить», «Медицина и здоровье в годы войны» и др. Обучающиеся составляют карту здоровья своей семьи, рассказы о своей будущей профессии и профессии родителей, указывая плюсы и минусы работы для сохранения здорового образа жизни. На что нужно обращать внимания в каждой профессии при сохранении здоровья.
8. Одной из интересных форм работы являются выставки и участие в акциях: «Спорт всему голова», «Нормы ГТО», «Лицо медицины», «Здоровое питание», «Если хочешь быть здоров!» и др.
644 9. Эффективной, наглядной, устрашающей формой пропаганды здорового образа жизни является посещение анатомического музея КГМУ
1 ... 71 72 73 74 75 76 77 78 79
, где на примерах экспонатов музея можно проследить, как асоциальные привычки (алкоголизм, наркомания, курение) будущих мам, влияют на уродство будущего потомства.
Материал, который мы получаем после посещения этих музеев и экскурсий, используется на уроках словесности при написании отзывов, эссе на различные темы: «Здоровье женщины – здоровье нации», «Если хочешь быть здоров...», «Всякий курящий и пьющий должен знать и помнить, что…»,
«Интересная экскурсия», «Памятный день» и т.д.
10. На ежедневных занятиях каждый обучающийся пополняет свой междисциплинарный словарь и пытается дать определение следующих категорий: гигиена, поликлиника, гимнастика, стрессы, фитнес, медицина, пагубные привычки, профилактика заболеваний, негативные эмоции, авитаминоз, компьютер, депрессия, бессонница, безопасное поведение, иммунитет, советы специалиста, рациональное питание и др.
Важно формировать у каждого обучающегося ответственность за свое здоровье, а преподавателю очень важно соблюдать гигиенические условия во время занятий (проветривание), менять виды учебной деятельности на уроках, следить за правильной осанкой, вводить элементы игры, физкультминутки [1].
Формирование навыков здорового образа жизни, закрепление убеждения, что самое ценное в жизни
−
это здоровье, должно происходить во время учебного и внеурочного процесса. Популяризация идеи здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы наряду со здоровьесберегающими технологиями могут стать неотъемлемой частью современного образования.
Список литературы
1. Верескун, Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – Москва: «Планета»,
2011.
−
224 с.
2. Лермонтов, М.Ю. В воспоминаниях современников.
−
М.: Худ. лит.,
1989.
−
672 с.
3. Пушкин, А.С. В воспоминаниях современников.- М.: Худ. Лит., 1985.
−
543 с.
4. Толстая, А.Л. Отец. Жизнь Льва Толстого.
−
М.: Книга, 1989. – 503 с.
5. Формирование культуры здоровья школьников на уроках.
−
Белгород,
2008.
−
146 с.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ДЕЛА
Шеставина Н.В., Пашина И.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра организации и менеджмента здравоохранения с медицинским
центром бережливых технологий
645
Согласно Федеральному закону РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целью высшего образования является подготовка квалифицированных кадров. Активное вовлечение студента в образовательный процесс становится необходимым условием реформирования высшего образования суть которой – внедрение компетентностного подхода в процесс подготовки специалистов, обладающих способностью решать профессиональные задачи, нашло свое отражение в ФГОС ВО.
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать использование в учебном процессе активных форм проведения занятий. При этом деятельность преподавателя требует развития компетенций по следующим направлениям: предметная деятельность, компетентность в использовании методов обучения и социально-коммуникативная компетентность [1, 3].
Важным показателем предметной компетентности преподавателя является его умение представить целостность изучаемого курса в понятной и доступной для понимания студентов форме.
А компетенции – это знания, умения и навыки, модели поведения и личностные характеристики, при помощи которых будет действовать будущий специалист.
При подготовке специалистов медико-профилактического дела необходимо ориентироваться на профессиональный стандарт (ПС) «Специалист в области медико-профилактического дела», утвержденный приказом Минтруда
России от 25.06.2015 № 399 н. ПС содержит описание трудовых функций и необходимых для их выполнения навыков и умений, уровень квалификации, компетенции, требования к образованию и обучению.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требования ПС должны использоваться при составлении федеральных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) уровней специалитета при разработке программ и учебно-методических материалов.
Для обновления содержания разделов рабочей программы по дисциплине
«Общественное здоровье и здравоохранение» использован ПС.
В рабочую программу внесены изменения по методике оценки риска для здоровья населения и управления риском, расчет и анализ оперативных показателей непосредственного результата и показателей конечного результата для оценки деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора.
Реализация рабочей программы осуществляется на 4 и 5 курсах на факультете медико-профилактического дела в объеме 216 часов, из них самостоятельная работа – 80, контактная – 100, в том числе лекции – 24, практические занятия – 76, промежуточная аттестация (экзамен – 36 часов).
Обучение на кафедре заканчивается сдачей курсового экзамена на 5 курсе, государственной итоговой аттестацией и первичной аккредитацией на 6 курсе.
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» относится к базовой части /обязательная дисциплина.
646
Областью профессиональной деятельности является охрана здоровья граждан в части обеспечения мер санитарно-противоэпидемического
(профилактического) характера, направленных на санитарно- эпидемиологическое благополучие населения, в том числе в сфере защиты прав потребителей.
Процесс изучения дисциплины обеспечивает достижение планируемых результатов освоения образовательной программы и направлен на формирование следующих компетенций:
• владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу (ОК-7);
• способностью и готовностью к принятию управленческих решений, направленных на сохранение здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания человека (ПК-19);
• способностью и готовностью к анализу результатов собственной деятельности и деятельности органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, иных учреждений здравоохранения с учетом требований официальных, законодательных, нормативных и правовых документов (ПК-21);
• способностью и готовностью к научно обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно обоснованных мер по изучению и сохранению здоровья населения (ПК-27).
Формирование компетенций происходит при осуществлении учебного процесса на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. По мнению Н.В. Шестак, необходимо сокращение количества лекций в пользу практических занятий и самостоятельной работы, так как лекции не способствуют формированию компетенций [2].
При разработке программы учтены следующие основные принципы:
• вертикальная и горизонтальная межкафедральная преемственность;
• ситуационная адекватность – разработка ситуационных задач, отражающих эпидемиологическую ситуацию в стране;
• определение и анализ социальной и экономической эффективности деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора.
Таким образом, разработанная рабочая программа по дисциплине
«Общественное здоровье и здравоохранение» послужит базой для подготовки к первичной аккредитации выпускников медико-профилактического факультета.
Список литературы
1. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. –
2004.
−
№ 8. – С. 6-10.