Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 969

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

647 2. Шестак, Н.В. Лекция в вузе в контексте компетентностного подхода
// Высшее образование в России. – 2018.

№ 8-9. – С. 43-54.
3. Шестак Н.В., Шекстак В.П. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании // Высшее образование в
России. – 2009. – № 3 – С. 29-39.
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЦЕНТРОВ
КАК ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ
Шестаков С.Г.
1
, Ключникова О.Е.
2
, Ключникова В.А.
1
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра общей хирургии
1
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
Министерства науки и высшего образования России, г. Курск
2
Введение. В настоящее времясовременныеинформационные технологии не только активно используются в медицинской науке, но и оказывают большую помощь практикующему врачу, позволяя хранить, анализировать и передавать на расстояние огромные объёмы медицинской информации [1].
На наш взгляд, перспективным является изучение и использование в учебном процессе адаптированных версий так называемых «промышленных» интегрированных медицинских информационных систем, автоматизированных рабочих мест врача, используемых медицинским персоналом в повседневной клинической практике [3].
Такой подход соответствует современным тенденциям интерактивности обучения в высшей школе, что требует конкретной формулировки целей и задач исследования [2].
Целью работы явилось определение структурно-системной модели процесса управления обучением с применением информационных технологий на кафедре общей хирургии на базе частных медицинских центров.
Анализ литературных источников по данной проблеме показал, что существует объективное противоречие между потребностью здравоохранения в квалифицированных медицинских кадрах, компетентных в области информационных технологий, и недостаточным количеством педагогических условий и средств, обеспечивающих учебный процесс подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности.
В результате наших исследований установлено, что в частных клиниках г. Курска врачу-специалисту приходится сталкиваться с большим количеством программных продуктов, всевозможных баз данных, внутренних локальных документов, аптечных информационных систем и т.д., которые мы систематизировали по видам информационных ресурсов:
1) медицинские базы знаний, включающие в себя научные и периодические издания, справочно-информационные системы, ресурсы сети
Интернет;


648 2) базы данных пациентов для доступа к амбулаторным картам и архивам историй болезни, результатам лабораторных исследований и т.д.;
3) работа с электронными медицинскими документами.
Основными информационными составляющими лечебно- диагностического процесса являются:
• электронная история болезни (способы регистрации, хранения, передачи и обработки информации о пациенте и обо всем, что с ним происходит);
• блок анализа и отчетности (заполнение и анализ различной медицинской документации);
• автоматизированные рабочие места (включают в себя обработку, передачу, хранение, архивирование медицинской информации);
• медицинские приборно-конструкторские системы
(системы мониторинга за состоянием больных, системы компьютерного анализа данных, системы автоматизированного анализа и т.д.);
• компьютерная обработка изображений (улучшение качества и автоматизация обработки медицинских изображений, включая изображения, создаваемые электронными микроскопами, рентгеновскими аппаратами, томографами и т.д.).
Таким образом, перечень требований, предъявляемых к врачу, работающему в частной клинике, включает и знания в области информационных технологий, которые наиболее полно реализуют его профессиональные качества.
Этот факт диктует необходимость на семинарских занятиях у студентов на кафедре общей хирургии отрабатывать навыки использования информационных технологий на примере автоматизированного рабочего места врача (АРМВ) медицинского центра.
Автоматизированное рабочее место врача медицинского центра позволяет сохранять в базе данных всю информацию о визите пациента и его динамического наблюдения, при этом врач индивидуально для каждого конкретного больного выбирает дальнейший алгоритм лечения согласно стандарту оказания медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях. Самостоятельно вводит информацию о всех курируемых им больных
(осмотр, назначения с распечаткой листа назначений, запись дневников, запись операций с предоперационным эпикризом, заполнение выписки, ведение архива пролеченных больных, поиск шифра МКБ10 и КСГ по нозологии), что в дальнейшем дает возможность провести статистический анализ (подсчет количества больных по шифру МКБ-10, по операции, по диагнозу, по возрасту и т.д.). При помощи готовых шаблонов можно сэкономить свое рабочее время, стандартизировать и систематизировать оформление медицинской документации.
В современных условиях врач-специалист медицинского центра не только должен обладать клиническими навыками в практической работе, соответствующими присвоенной ему квалификационной категории. Поэтому специфика учебного процесса на кафедре общей хирургии направлена на овладение студентами основными видами медицинской помощи


649
(диагностической, лечебной, неотложной, профилактической, медико- социальной, организационно-аналитической), но и включает информационную подготовку работу с медицинскими компьютерными системами
(административными, экспертными, поисковыми, лабораторно- диагностическими, и др.).
В настоящее время для системного анализа проблемной среды применяют различные методологии. Наиболее удобным языком моделирования таких процессов является методология SADT (Structured Analysisand Design Technique

методология структурного анализа и проектирования), предложенная
Дугласом Россом. SADT – это способ функционального моделирования разработан на базе методологии структурного анализа систем, в основе которой лежала идея декомпозиции основных процессов деятельности на составляющие.
Функциональная модель представляет с требуемой степенью детализации систему функций, которые в свою очередь отражают свои взаимоотношения через объекты системы.
Методологической основой разработки модели процесса управления подготовкой студентов к использованию информационных технологий является системный подход, в соответствии с которым, любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели. Модель с учетом концептуального принципа методологии IDEF – представления любой изучаемой системы в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, отображающих процессы, операции, действия, происходящих в изучаемой системе− представлена на рисунке 1.
Рис. 1

Модель процесса управления подготовкой студентов к
использованию информационных технологий на кафедре общей хирургии
Управлять изучением использования
IT-технологий в медицинском центре
Студент
Преподаватель
Целевые установки
Критерии сформированности информационной компетенции студентов
Содержание дисциплин
Дидактические материалы,
БД, ИС
Методы, приемы, средства обучения
Владение навыками, способность решения медицинских задач

650
Диаграмма первого уровня − модель подготовки студентов на кафедре общей хирургии к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности (рис. 1) представляет собой единство следующих компонентов:
• целевого (цели и задачи профессиональной подготовки студентов; целевые установки, направленные на подготовку студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности);
• содержательно-деятельностного (содержание учебных дисциплин и субъектно-личностные составляющие профессионального опыта студентов в различных видах медицинской деятельности, совокупность индивидуальных заданий, направленных на изучение различных медицинских компьютерных систем и баз данных);
• организационно-процессуального (формы, методы, средства, приемы, направленные на подготовку студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;
• медицинские информационные системы, медицинские базы данных; дидактические материалы по учебным дисциплинам, электронные учебные средства и др.);
• оценочного
(показатели, контрольно-оценочные средства, диагностические методики).
Педагогическими условиями подготовки студентов на кафедре общей хирургии являются следующие: обеспечение непрерывности информационной подготовки студентов в период обучения в университете; создание педагогически комфортной образовательной среды через индивидуальное сопровождение профессиональной подготовки будущих медицинских специалистов, организация подготовки в университете на основе индивидуальных образовательных маршрутов студентов в период прохождения учебной и производственной практик.
Выводы. В современном медицинском образовании широко применяются компьютерные технологии, позволяющие повысить эффективность и результативность обучения будущих врачей. Разработанная с помощью SADT- технологии модель процесса управления подготовкой студентов к использованию информационных технологий позволит поднять медицинское образование на качественно новый уровень.
Список литературы
1. Гараничева, С.Л. Основы информационных технологий : учеб. пособие/
С.Л. Гараничева.

Витебск: Изд.-во Витебского ГМУ.

2001.

202 с.
2. Гельман, В.Я. Медицинская информатика: практикум (2-е изд.) /
В.Я. Гельман.

С.-Пб.: Изд.-во Питер.

52 с.
3. Дядин,
О.Ю.
Моделирование отраслевой профессиональной мобильности на основе IDEF0 – моделей. / О.Ю. Дядин, О.Е. Ключникова //
Известия Курского государственного технического университета.

2010.

Т. 33, № 4.

С. 119-124.


651
1   ...   71   72   73   74   75   76   77   78   79

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Юдина С.М., Русанова Т.С., Архипова А.В., Иванова И.А., Фесенко К.С.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра клинической иммунологии, аллергологии
и фтизиопульмонологии
Современные учреждения высшего образования постоянно и целeнаправлeнно изучают новые возможности повышения качества и эффективности обучения. Ведь сoвременнoе общество предъявляет более высокие требования к будущему врачу: умение быстро и логически мыслить, решать неординарные задачи, находить альтернативные, нестандартные и оптимальные решения, осмысливать последствия своей деятельности для пациентов. Поэтому качество знаний студентов медицинских вузов должно быть максимально высоким. Этому может способствовать высокий уровень мотивации учебной деятельности. Мотивация, по мнению психологов, является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала [1, 3].
Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere»

побуждение к действию. В настоящее время мотивацию рассматривают как очень сложный процесс, состоящий из взаимодействия особенностей личности, психологического состояния, характера человека, социальных факторов и многих других составляющих, которые определяют поведение человека, его профессиональную направленность, активность. Поэтому особенно важным является вопрос о мотивах учебной и профессиональной деятельности студентов медицинских ВУЗов. Учебные мотивы являются мобильнoй системoй, на кoтoрую мoжнo влиять. Если выбор профессии врача студентом был сделан под влиянием родителей, друзей, не самостоятельно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему позитивных учебных мотивов, можно помочь студентам в выборе специальности и профессиональной адаптации. Особенности мотивов выбора профессии врача и их динамика в процессе обучения, дает возможность влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса тесно связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией. Проблема изучения мотивационной сферы современных студентов- медиков – наиболее необходима, так как высокий уровень учебной мотивации является главным условием повышения качества обучения и образования [2, 4,
5].
В связи с этим целью нашего исследования было проанализировать структуру мотивационной сферы студентов 2 и 6 курсов лечебного факультета,