Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и основные концепции конкурентоспособности предприятия
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «СКДМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
2.2 Анализ конкурентоспособности производства и продукции АО «СКДМ»
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «СКДМ» НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для повышения уровня конкурентоспособности АО «СКДМ» было предложено несколько мероприятий и использованием инноваций: использование инновационной грунтовки для антикоррозийной обработки металла; применение пеноизола в качестве теплоизоляционного слоя «сэндвич» панелей; использование пеностекла в качестве теплоизолирующего материала для строительства зданий в паводковых районах, а также районах с высокой степенью влажности; замена оцинкованных профильных листов для внешней отделки здания на металлосайдинг.
Также, для повышения уровня конкурентоспособности предприятию рекомендуется использование инновационного материала для отделочного слоя «сэндвич» панелей. Это позволит предприятию улучшить качество продукции, увеличить срок службы товара, минимизировать возможность причинения вреда здоровью человека, а также улучшить некоторые другие качественные характеристики выпускаемой продукции.
Кроме того, за счет более низкой стоимости материала, а также экономии на декоративном напольном покрытии использование инновационного материала для отделочного слоя «сэндвич» панелей уменьшит себестоимость продукции на 3,6%. Снижение затрат на производство продукции позволило бы предприятию избежать получения убытка от продаж в 2015 году, а также способствовало бы увеличению рентабельности продаж. Уменьшение себестоимости повлекло бы за собой увеличение уровня конкурентоспособности предприятия на 3,8%. Таким образом, можно сделать вывод, что использование инновационного материала для отделочного слоя «сэндвич» панелей является эффективным и целесообразным мероприятием для АО «СКДМ».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абрамешин, А.Е. Инновационный менеджмент: учебник / А.Е. Абрамешин; под ред. О.П. Молчановой. – Москва: Вита-Пресс, 2004. – 139 с.
- Авраменко, Ю.С. Инновация как основной фактор повышения эффективности производства / Ю.С. Авраменко, К.Ф. Лебедева // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2012. – № 6. – С. 42-51.
- Аврашков, Л.Я. Инновационный менеджмент / Л.Я. Аврашков. – Москва: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.
- Агарков, С.А. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: учеб. пособие / С. А. Агарков, Е. С. Кузнецова, М. О. Грязнова. – Москва: Академия Естествознания, 2011. – 163 с.
- Алейникова, А.И. Факторы, влияющие на выбор конкурентной стратегии предприятия / А.И. Алейникова, О.А. Лымарева // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2016. – № 6. – С. 109-111.
- Аленина, Е.Э. Применение инновационных методов управления предприятиями промышленности с целью повышения их конкурентоспособности. – 2013. – № 1(15). – С. 237-242.
- Андреев, А.В. Развитие концепции конкурентоспособности предприятия / А.В. Андреев // Вестник Поволжского института управления. – 2012. – № 2. – С. 186-194.
- Арбатская, Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2012. – № 1. – С. 56-66.
- Бабкина, Т.Н. Обзор теоретических представлений по формализации понятий конкурентоспособности предприятия и выпускаемой предприятием продукции / Т.Н. Бабкина // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2009. – № 2-2. – С.12-18.
- Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 189 с.
- Бенава, Ш.В. Повышение конкурентоспособности персонала на предприятии / Ш.В. Бенава // Вестник Майкопского государственного технического университета. – 2011. – № 1. – С. 15-18.
- Блинов, А.О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности / А.О. Блинов, В.Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 4. – С. 20-24.
- Бурланков, С.П. Инновации на предприятии как условие конкурентоспособности продукции: проблемы обучения персонала / С.П. Бурланков, Д.И. Долгов, О.А. Полуешин, П.А. Новокрещенов // Интеграция образования. – 2012. – № 2. – С. 119-124.
- Валуев, Б.И. Методические основы экспертной оценки конкурентоспособности / Б.И. Валуев, В.С. Юффа // Экономика: реалии времени. – 2013. – № 2(7) – С. 67-72.
- Воронов, А.И. Конкуренция в XXI веке / А.И. Воронов // Маркетинг. – 2011. – № 5. – С. 16-24.
- Воронов, Д.С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения / Д. С. Воронов. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. – 96 с.
- Воронов, Д.С. Методика оценки конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] / Д.С. Воронов. – Режим доступа: http://delovoymir.biz/ru/columns/1067.
- Гинзбург, А. И. Экономический анализ: учеб. пособие / А. И. Гинзбург. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 302 с.
- Годовой отчет акционерного общества «СКДМ» по итогам 2013 года. – Вологда: СКДМ, 2014. – 39 с.
- Годовой отчет акционерного общества «СКДМ» по итогам 2015 года. – Вологда: СКДМ, 2016. – 39 с.
- Гольдштейн, Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: учеб. пособие / Г. Я. Гольдштейн. – Таганрог: ТРТУ, 2004. – 294 с.
- ГОСТ Р 56261-2014 Инновационный менеджмент. Инновации. Основные положения. – Введ. 01.01.2016. – Москва: Стандартинформ, 2016. – 40 с.
- ГОСТ Р 56273.1-2014/CEN/TS Инновационный менеджмент. Часть 1. Система инновационного менеджмента. – Введ. 01.03.2015. – Москва: Стандартинформ, 2015. – 14 с.
- Денисова О.В. Оценка конкурентоспособности предприятия / О.В. Денисова // Экономика и экономические науки. – 2016. – № 4. – С. 45-49.
- Должанский, И.З. Конкурентоспособность предприятия: учебное пособие / И.З. Должанский, Т.О. Загорная. – Львов: Новый свет, 2013. – 344 с.
- Егорова, Л.С. Управление конкурентоспособностью предприятия / Л.С. Егорова, А.А. Макарычев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2008. – № 6. – С. 316-322.
- Емельянов, С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности / С.В. Емельянов. – Москва: Аспект Пресс, 2010. – 211 с.
- Забегин, А. В. Оценка конкурентоспособности предприятия: методические походы / А.В. Забегин // Социально-экономические явления и процессы. – 2008. – № 3. – С. 34-41.
- Завьялов, П.С. Конкурентоспособность и маркетинг / П.С. Завьялов // Российский экономический журнал. – 2011. – № 12. – С. 50-58.
- Завьялова, Е.М. Экспертные методы оценки конкурентоспособности управления промышленным предприятием / Е.М. Завьялова // Вестник Саратовского Государственного социально-экономического университета. – 2010. – № 1(46). – С. 227-236.
- Зислина, И.Л. Пути повышения конкурентоспособности фирмы / И.Л. Зислина, К.В. Михайлов // Экономика и управление. – 2010. – № 21. – С. 36-39.
- Иванникова, А.Б. Методологическая концепция формирования инновационной конкурентоспособности предприятия / А.Б. Иванникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 90. – С. 208-214.
- Иванова, Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия / Е.А. Иванова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 89 с.
- Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – Москва: ИНФРА-М, 2011. – 382 с.
- Ковалев, Г.Д. Инновационные коммуникации: учебное пособие / Г.Д. Ковалев. – Москва: ЮНИТИ, 2007. – 268 с.
- Козицына, А.В. Критериальный подход к оценке конкурентоспособности предприятия / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10. – С. 46-50.
- Козлов Д.В. Инновации как ключевой фактор повышения конкурентоспособности предприятий / Д.В. Козлов // Молодой ученый. – 2011. – № 9. – С. 94-97.
- Кравчук, Д.В. Конкурентоспособность компаний в современной России / Д.В. Кравчук, А.И. Тиунова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2016. – № 4. – С. 43-49.
- Круглов, М.И. Стратегический менеджмент / М.И. Круглов, Н.Ю. Круглова. – Москва: РДЛ, 2003. – 464 с.
- Кузнецова, И.Д. Опыт применения методов оценки конкурентоспособности отечественными предприятиями / И.Д. Кузнецова, И.В. Гуськова // Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты: материалы международной научно-практической конференции: в 4 т. Т. 4. – Саратов: Академия управления, 2015. – С. 32-38.
- Купцов, М.М. Инновации как основа конкурентоспособности предприятия / М.М. Купцов // Современная конкуренция. – 2011. – № 5. – С. 85-92.
- Липсиц, И.В. Экономика без тайн / И.В. Липсиц. – Москва: Дело, 2001. – 167 с.
- Лыгина, Н.И. Маргетинг товаров и услуг: учебник / Н.И. Лыгина, И.Р Ляпина. – Москва: ФОРУМ, 2009. – 240 с.
- Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью / Е.И. Мазилкина, Т.Г. Паничкина. – Москва: Омега-Л, 2009. – 328 с.
- Максимова, И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И.В. Максимова // Маркетинг. – 1996. – № 3. – С. 23-26.
- Малинина, Е.А. К вопросу о конкурентоспособности / Е.А. Малинина, Л.А. Уткин, В.А. Пчелинцев // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2. – С. 39-45.
- Маракулин, М.В. Управление компромиссами как фактор конкурентоспособности компании / М.В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 4. – С. 45-49.
- Матвеева, А.А. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки и некоторые пути ее повышения / А.А. Матвеева // Экономика и управление. – 2015. – № 27. – С. 34-39.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М.С. Альберт, Ф.И. Хедоури; пер. с англ. – Москва: Вильямс, 2007. – 702 с.
- Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. – Москва: Альфа-пресс, 2011. – 189 с.
- Мухина, Е.Р. Исследование категориальной сущности понятия «конкурентоспособность» / Е.Р. Мухина // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 1. – С. 31-37.
- Новый экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – Москва: Институт новой экономики, 2006. – 323 с.
- Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике: постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 01.12.1999 № 4685-II ГД // Российская газета. – 1999. – 10 декабря. – С. 12
- Осипов, В.А. Организационные аспекты управления качеством продукции на предприятии и его конкурентоспособностью / В.А. Осипов // Труды Дальневосточного технического государственного университета. – 2011. – № 129. – С. 56-60.
- Оськина, Е.И. Факторы конкурентоспособности предприятия / Е.И. Оськина // Экономическая наука современной России. – 2008. – №51. – С. 172-173.
- Отскочная, З.В. Повышение конкурентоспособности предприятий промышленности / З.В. Отскочная, И.И. Алешина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2011. – № 5. – С. 71-74.
- Панин, А.У. Системный подход к формированию стратегии повышения конкурентоспособности предприятия / А.У. Панин, С.В. Семененко, В.И. Бакланова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2008. – № 1. – С. 91-94.
- Плеханова, И.В. Конкурентоспособность как основное направление стратегического планирования на предприятии / И.В. Плеханова // Актуальные вопросы экономических наук. – 2011. – № 5-1. – С. 160-165.
- Побегайлов, О.А. Актуальные проблемы конкурентоспособности: государство и предприятие / О.А. Побегайлов, А.В. Мартьянова // Инновации в науке. – 2016. – № 56-2. – С. 118-122.
- Подолякина, Е.В. Оценка конкурентоспособности организации: учебное пособие / Е.В.Подолякина, Н.П.Советова. – Вологда: ВоГУ, 2015. – 171 с.
- Поляничкин, Ю.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий / Ю.А. Поляничкин // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2012. – № 3. – С. 45-49.
- Портер, М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. – Москва: Вильямс, 2005. – 608 с.
- Пострелова, А. В. Оценка конкурентоспособности предприятия / А.В. Пострелова, М.С. Маркин // Молодой ученый. – 2013. – № 6. – С. 398-402.
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Консультант плюс – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/
- Проект стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года [Электронный ресурс] // Министерство строительства РФ – Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/docs/11870/
- Похилько, А.Т. Конкурентоспособность предприятия, как один из показателей эффективной деятельности предприятия / А.Т. Похилько // Заметки ученого. – 2015. – № 1. – С. 105-107.
- Пронина, Ю.О. Совершенствование управления качеством и конкурентоспособностью инновационных проектов на предприятии / Ю.О. Пронина // Белгородский экономический вестник. – 2013. – № 1(69). – С. 71-76.
- Романова, А.И. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегии повышения / А.И. Романова // Современная конкуренция. – 2009. – № 5. – С. 78-84.
- Сагирян, Р.Е. Конкурентоспособность товара в условиях глобализации / Р.Е. Сагирян // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 12. – С. 58-61.
- Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – Москва: Новое знание, 2005. – 651 с.
- Сафронова, Ю.В. Инновационная деятельность как фактор повышения конкурентоспособности на предприятии / Ю.В. Сафронова // Тенденции развития экономики и менеджмента: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (Казань, 2015). – Казань: Инновационный центр развития образования науки, 2015. – С. 19-21.
- «СКДМ» – Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.dormash.com
- Смирнов, В.П. Оценка конкурентоспособности организации / В.П. Смирнов, Л.Д. Ерохина, А.В. Горбатенко // Гуманитарные научные исследования. –2014. – № 6 – С.23-32.
- Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года [Электронный ресурс] // Правильство РФ – Режим доступа: http://m.government.ru/docs/22980/
- Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмаент / Р.А. Фатхутдинов. – Москва: Дело, 2007. – 448 с.
- Фирсова, Л.Л. Анализ конкурентоспособности промышленного предприятия / Л.Л. Фирсова // Молодой ученый. – 2013. – № 5. – С. 863-869.
- Хоровец, В.В. Понятие и сущность инновационной деятельности промышленных предприятий / В.В. Хоровец, Г.И. Юрковская // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2010. – № 6. – С. 64-65.
- Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учебное пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2012. – 325 с.
- Шпак, Г.Б. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / Г.Б. Шпак, В.А. Болодурина // Актуальные направления научных исследований: материалы «VIII Междунар. научно-практическая конференция» – г. Чебоксары, 15 апреля 2016 г. / Чебоксары: Интерактив плюс, 2016. – № 2(8). – С. 247–251.
- Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. – Москва: Директмедиа Паблишинг – 2008. – 401 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(справочное)
Организационная структура управления АО «СКДМ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(справочное)
Основные технико-экономические показатели АО «СКДМ» и предприятий-конкурентов
Наименование предприятия |
Ассортимент продукции |
Сходство (+), различие (-) |
Географические рынки |
Сходство (+), различие (-) |
Канал сбыта |
Выручка, тыс. руб. |
Доля рынка, % |
Масштаб предприятия относительно исследуемого предприятия, % |
АО «СКДМ» |
Быстровозводимые здания, СМР, гарантийное обслуживание |
Северо-запад, центральные, южные и северные районы России, страны СНГ |
(+) |
701743 |
14,9 |
- |
||
ООО «Контейнекс-Монолит» |
Быстровозводимые здания, СМР, гарантийное обслуживание |
+ |
Северо-запад, центральные районы России, страны СНГ |
+ |
(+) |
1598498 |
34,0 |
227,8 |
ООО «Модуль» (г. Вологда) |
Проектирование быстровозводимых зданий |
- |
Северо-запад России |
+ |
(+) |
658754 |
14,0 |
93,9 |
ООО «ОЗСК» |
Быстровозводимые здания |
+ |
Северо-запад, Центральная Россия |
+ |
(+) |
488766 |
10,4 |
69,7 |
ЗАО «ПФК Рыбинсккомплекс» |
Быстровозводимые здания |
+ |
Центральная, Северо-Западная Россия, Приволжье, республика Казахстан |
- |
(+) |
476877 |
10,1 |
68,0 |
ООО «СНГ» |
Энергетическое и нефтегазовое оборудование, быстровозводимые здания |
- |
Центральная Россия |
+ |
(+) |
410876 |
8,7 |
58,6 |
ООО «ПСП Металлон» |
Быстровозводимые здания |
+ |
Урал, Северо-запад, Центральная Россия |
+ |
(+) |
370520 |
7,9 |
52,8 |
Итого |
- |
- |
- |
4706034 |
100 |
- |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(справочное)
Данные для расчета конкурентоспособности АО «СКДМ»
Таблица 3.1 – Экономические показатели деятельности АО «СКДМ», тыс. руб.
Год |
Выручка |
Затраты |
Чистая прибыль |
2012 |
1802169 |
- |
- |
2013 |
1523649 |
1458964 |
12685 |
2014 |
2255637 |
2074789 |
61126 |
2015 |
701743 |
708908 |
-132838 |
Таблица 3.2 – Экономические показатели деятельности основного предприятия-конкурента, тыс. руб.
Год |
Выручка |
Затраты |
Чистая прибыль |
2012 |
1668543 |
- |
- |
2013 |
1554781 |
1249271 |
13611 |
2014 |
2201461 |
1713791 |
58002 |
2015 |
1598498 |
1299871 |
34094 |
Таблица 3.3 – Экономические показатели деятельности предприятий-конкурентов, включенных в выборку, тыс. руб.
Год |
Выручка |
Затраты |
Чистая прибыль |
2012 |
2413624 |
- |
- |
2013 |
2387763 |
1831441 |
19895 |
2014 |
3206494 |
2393454 |
93212 |
2015 |
2457784 |
1882814 |
40409 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
(справочное)
Итоговые данные расчета уровня конкурентоспособности методом «4Р»*
Факторы конкурентоспособности |
АО «СКДМ» |
Предприятия-конкуренты |
||
ООО «Контейнекс-Монолит» |
ООО «ОЗСК» |
ООО «ПСП Металлон» |
||
Продукт |
||||
1. Надежность |
5 |
5 |
5 |
5 |
2. Срок службы |
4 |
5 |
3 |
2 |
3. Ремонтопригодность |
5 |
5 |
5 |
5 |
4. Престиж торговой марки |
4 |
5 |
2 |
3 |
5. Стиль |
2 |
5 |
3 |
4 |
6. Гарантийное обслуживание |
5 |
5 |
4 |
3 |
7. Уникальность дополнительных услуг |
5 |
3 |
4 |
2 |
8. Многовариантность набора изделий и услуг |
5 |
3 |
2 |
4 |
9. Широта ассортимента |
4 |
5 |
3 |
2 |
Итого баллов: |
39 |
41 |
31 |
30 |
Цена |
||||
1. Отпускная |
5 |
3 |
4 |
3 |
2. Розничная |
5 |
3 |
4 |
3 |
Итого баллов: |
10 |
6 |
8 |
6 |
Регион и каналы сбыта |
||||
1. Стратегия сбыта |
5 |
5 |
3 |
4 |
2. Число дилеров |
2 |
5 |
3 |
4 |
3. Степень охвата рынка |
5 |
5 |
3 |
4 |
4. Регион сбыта |
5 |
5 |
3 |
4 |
Итого баллов: |
17 |
20 |
12 |
16 |
Продвижение на рынке |
||||
1. Формы рекламы |
5 |
5 |
4 |
3 |
2. Где размещается реклама |
5 |
5 |
5 |
4 |
3. Участие в выставках |
5 |
3 |
4 |
3 |
Итого баллов: |
15 |
13 |
13 |
10 |
Сумма значений рейтингов: |
81 |
80 |
64 |
62 |
Нормированный индекс рейтинга КСП: |
0,9 |
0,89 |
0,71 |
0,69 |