Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и основные концепции конкурентоспособности предприятия
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «СКДМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
2.2 Анализ конкурентоспособности производства и продукции АО «СКДМ»
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «СКДМ» НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, в условиях существования множества предприятий, выпускающих однотипную или взаимозаменяемую продукцию, все больше внимания стало уделяться конкурентоспособности предприятия, так как наличие конкурентных преимуществ является залогом успешной деятельности предприятия. Конкурентоспособность определяется в способности предприятия к производству продукции и оказанию услуг с уникальными свойствами, которые отсутствуют в продукции конкурентов, и которые в большей степени могут удовлетворить потребности покупателей. Конкурентоспособность является одним из наиболее важных показателей деятельности предприятия, так как определяет спрос на продукцию, а он, в свою очередь, масштабы производства.
Для победы в конкурентной борьбе предприятию необходимо в полной мере удовлетворить потребности покупателей. Достичь поставленной цели можно посредством наделения товара или услуг конкурентными преимуществами, такими как улучшенное качество продукции, более высокий срок жизни товара, наличие уникальных свойств изделия, экономия затрат на производство продукции и др. Любое из этих преимуществ можно получить за счет использования инноваций в производстве.
Одной из самых важных составляющих конкурентоспособности является инновационная деятельность предприятия, которая основана на применении в производстве достижений научно-технического прогресса. Именно использование инноваций позволяет предприятию первому использовать улучшенную технологию производства или усовершенствованные материалы, которые в конечном итоге позволят наделить продукцию уникальными свойствами.
Таким образом, в современных условиях конкуренции и развития новых технологий повышение уровня конкурентоспособности предприятий является наиболее важной задачей предприятия, причем процесс целесообразнее всего проводить посредством использования в производстве инноваций. Поэтому тема исследования является актуальной.
Целью работы является исследование теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия, а также разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности за счет инновационной деятельности.
Для достижения поставленных целей в работе решались следующие задачи:
- исследовать понятие, сущность и основные концепции конкурентоспособности предприятия;
- изучить основные методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- исследовать инновации как основу формирования и повышения конкурентоспособности предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- оценить уровень конкурентоспособности предприятия;
- разработать направления повышения конкурентоспособности предприятия на основе развития инновационной деятельности.
Объектом исследования в данной работе было выбрано акционерное общество «СКДМ». Предметом исследования являются инновации и инновационная деятельность как инструмент повышения уровня конкурентоспособности предприятия.
Методической и теоретической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, статистическая и финансовая отчетность АО «СКДМ», нормативная и справочная литература, ресурсы Интернета, статьи из экономических журналов.
В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как системный подход, наблюдение и сравнение, логический анализ, графический анализ, горизонтальный, вертикальный и факторный анализ, методы систематизации, классификации и группировки, метод стратегического анализа, статистические и балансовые методы и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и основные концепции конкурентоспособности предприятия
Для успешной работы современному предприятию необходимо не только организовать эффективное производство продукции, но и осуществить ее реализацию. Большинство предприятий работает на рынках дифференцированной взаимозаменяемой продукции, которую реализует множество производителей, конкурирующих между собой за потребителя. Поэтому предприятие должно иметь некоторые конкурентные преимущества, вследствие которых потребитель будет выбирать продукцию именно этого производителя, а не его конкурента. Как следствие, уровень конкурентоспособности предприятия становится важнейшим показателем его деятельности.
Труды многих авторов [9; 31; 51; 69] посвящены трактовке понятия «конкурентоспособность предприятия». Так, некоторые авторы разделяют узкое и широкое определение термина.
В узком смысле конкурентоспособность предприятия рассматривают А.И. Воронов, Л.Н. Чайникова, И.З. Должанский, И.В. Липсиц [15; 25; 42; 78] и определяют его как конкурентоспособность продукции, то есть у предприятий есть потенциал возможности к производству и реализации товаров или услуг, пользующихся спросом на данный момент у потребителя.
В широком смысле термин «конкурентоспособность предприятия» определяют П.С. Завьялов и М.И. Круглов [29; 39] через эффективную деятельность коммерческой структуры в рыночных условиях конкурентной среды.
Некоторые ученые [49; 50] дают определение конкурентоспособности предприятия как хозяйствующего субъекта. Так, например, М.Х. Мескон [49] трактует конкурентоспособность предприятия как степень удовлетворения потребности людей и эффективность производственной деятельности.
Группа ученых [12; 47] определяют конкурентоспособность как способность конкурировать. Так, например, М.В. Маракулин [47] считает, что конкурентоспособность – это способность предприятия функционировать в динамичной конкурентной среде при сохранении имеющихся конкурентных преимуществ (или их приумножении).
Р.А. Фатхутдинов [74] определяет конкурентоспособность предприятия через его способность выпускать конкурентоспособные товары и его преимущество по отношению к другим предприятиям этой отрасли внутри страны и за ее пределами.
С точки зрения С.В. Емельянова [27], конкурентоспособность предприятия определяется его потенциальной или реальной способностью вовлечения в эксплуатацию собственных или привлеченных средств производства, которые могут стать конкурентными преимуществами.
Авторы Е.И. Мазилкина, Т.Г. Паничкина [44] дают более полное определение конкурентоспособности. Конкурентоспособность – это относительная характеристика, которая показывает степень отличия развития предприятия от предприятий-конкурентов по мере удовлетворения потребностей людей своими продуктами, а также изменение приспособления предприятия к условиям рынка.
По мнению Д.С. Воронова [16], конкурентоспособность является обобщающей характеристикой деятельности фирмы, которая показывает уровень эффективности использования экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами.
По нашему мнению, конкурентоспособность предприятия – это его способность изготавливать продукцию или оказывать услуги, которые будут обладать уникальными свойствами по сравнению с предприятиями-конкурентами, и которые смогут в большей степени удовлетворить потребности покупателей.
Для более детальной оценки конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать факторы, которые в большей или меньшей степени влияют на уровень его конкурентоспособности. Единой классификации факторов конкурентоспособности не существует, поэтому рассмотрим точки зрения некоторых факторов.
Многие авторы [55; 56] разделяют факторы конкурентоспособности предприятия на внешние и внутренние. Внешние факторы конкурентоспособности, по мнению З.В. Отскочной [56], определяются особенностями национальной экономики страны; предприятие не в силах повлиять на них. А внутренние факторы, по ее мнению, обусловлены условиями процесса производства и определяются руководством или специалистами предприятия.
В состав внешних факторов производства, с точки зрения Е.И. Оськиной [55], входят меры государственного воздействия, тип и емкость рынка, обеспеченность трудовыми ресурсами, наличие и возможности появления конкурентов, деятельность политических партий и движений. Состав внутренних факторов Е.И. Оськина [55] включает качество управления, качество производимой продукции, производственный потенциал предприятия, его финансовое состояние, квалификацию работников, риски производства.
По мнению З.В. Отскочной [56], основными факторами в формировании конкурентных преимуществ предприятия являются внутренние: производственно-технологические, управленческие, коммерческие, нормативно-правовые, экономические факторы успеха и пр. Показатели каждого фактора представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Составляющие внутренних факторов конкурентоспособности предприятия
Фактор |
Показатели |
Производственно-технологические |
Качество продукции; использование сырья и материалов, использование производственных мощностей, квалификация персонала |
Управленческие |
Высокий профессиональный уровень, направленность на качество, наличие опыта управления, быстрая реакция на изменения во внешней среде |
Коммерческие |
Реализация товара на конкретном рынке, наличие дилерской сети, форма расчета с поставщиками, надежность поставки, система транспортировки, предоставляемый сервис, реклама, маркетинговые приемы стимулирования сбыта |
Нормативно-правовые |
Техническая, экологическая и иная безопасность производства и использования товара на рынке, патентно-правовые требования |
Экономические |
Затраты, прибыль, доля рынка, производительность труда и др. |
Прочие |
Развитая информационная сеть, репутация фирмы, выгодное территориальное расположение, доступ к финансовым ресурсам |
С точки зрения М.Э. Портера [62], все факторы конкурентоспособности предприятия целесообразно разделить на следующие типы: основные и развитые, общие и специализированные, естественные и искусственно созданные. К основным факторам автор относит климатические условия, территориальное расположение, неквалифицированный и полуквалифицированный персонал. К развитым факторам следует отнести современный обмен информацией, высококвалифицированный персонал. Общие факторы определяются системой автомобильных дорог, работников с высшим образованием. Специализированные факторы – это узкоспециализированные работники, специфическая инфраструктура.
Некоторые авторы выделяют один или несколько основных факторов конкурентоспособности предприятия. Так, например, А.В. Андреев [7] отметил, что важнейшим фактором является система внутренних потенциалов предприятия. В них необходимо включить: потенциал системы управления, потенциал трудовых ресурсов, финансовый потенциал.
Многие исследователи [11; 46] считают обучение и переподготовку кадров организации основным фактором его конкурентоспособности. По их мнению, роль человеческого фактора в роли производства с каждым годом обретает все большее значение.
Ряд авторов [6; 13; 32; 71] считают наиболее важным инновационный фактор конкурентоспособности предприятия. Ведь именно инновационное направление деятельности помогает предприятию уменьшить издержки на производство товара, увеличить спрос на выпускаемую продукцию и сократить количество бракованной продукции.
По нашему мнению, наиболее важными факторами конкурентоспособности предприятия являются внутренние факторы (в первую очередь, экономические, управленческие, коммерческие и производственно-технологические), а также инновационная деятельность предприятия.
Для того чтобы предприятие могло правильно выбрать стратегию повышения его конкурентоспособности, необходимо определить на какой стадии конкурентоспособности на момент исследования находиться предприятие.
Некоторые авторы [5; 26; 66] выделяют четыре уровня конкурентоспособности, к которым необходимо применить специальные методы управления.
Первый уровень, по мнению А.Т. Похилько [66], предполагает нейтральное управление. Для таких предприятий присущи следующие черты: небольшое внимание мотивации и квалификации персонала, примитивная ценовая конкуренция, улучшение методов, форм и систем управления не считается приоритетным направлением.
Предприятия второго уровня стараются соответствовать по всем параметрам свои конкурентам. Такие предприятия полностью копируют технические приемы, методы организации, приобретают похожие сырье и материалы.
Предприятий третьего уровня на российском рынке существует лишь единицы и они, как правило, маркетингово-ориентированы. Такие компании полностью ориентированы на потребителя и удовлетворение его нужд.
Организации четвертого уровня являются лидерами в регионе, стране и мире. На такие предприятия равняются организации первого, второго и третьего уровня. Как правило, такие предприятия тратят большие средства на поддержание уровня конкурентоспособности.