Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и основные концепции конкурентоспособности предприятия
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «СКДМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
2.2 Анализ конкурентоспособности производства и продукции АО «СКДМ»
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «СКДМ» НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В информационной таблице 2.1 приведены основные технико-экономические показатели деятельности АО «СКДМ» [19; 20] за исследуемый период (2013-2015 гг.). Детальный анализ производственно-хозяйственной деятельности АО «СКДМ» будет произведен в следующем параграфе.
Таблица 2.1 – Основные технико-экономические показатели АО «СКДМ»
Показатель |
Годы |
||
2013 |
2014 |
2015 |
|
Выручка от продаж, тыс. руб. |
1523649 |
2255637 |
701743 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
1229236 |
1730425 |
649790 |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
1458964 |
2074789 |
708908 |
Среднесписочная численность персонала, чел в том числе: рабочих АУП |
765 535 230 |
749 524 225 |
529 378 151 |
Среднемесячная заработная плата персонала, руб./чел. в том числе рабочих |
23699,5 17563,4 |
30818,9 20010,6 |
23964,9 17601,4 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
612432 |
658212 |
27085 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
64685 |
180848 |
-7165 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
19840 |
99807 |
-137183 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
12685 |
61126 |
-132838 |
Рентабельность продаж, % |
4,2 |
8 |
- |
По данным таблицы 2.1 видно, что за исследуемый период масштабы деятельности предприятия снижаются более чем в 2 раза, сокращается среднесписочная численность персонала предприятие почти на треть, стоимость основных фондов уменьшилась более чем в 20 раз, что свидетельствует о сжатии производственной базы. Предприятие становится убыточным.
2.2 Анализ конкурентоспособности производства и продукции АО «СКДМ»
Конкурентоспособность является одним и важнейших показателей деятельности предприятия. Оценка уровня конкурентоспособности помогает предприятию воздействовать на ту или иную составляющую показателя, управлять его уровнем, а также изучать тенденции уровня конкурентоспособности предпритий-конкурентов.
Для оценки уровня конкурентоспособности АО «СКДМ» используется трехэтапный подход. На первом этапе выполняется качественная оценка характеристик предприятия на основе SWOT-анализа. На втором этапе проводится анализ количественных показателей с помощью динамического метода, предложенного Д.С. Вороновым, который был рассмотрен в 1 главе. В заключение оценку конкурентоспособности необходимо дополнить концепцией «4Р».
Для того чтобы дать качественную оценку конкурентоспособности АО «СКДМ», проведем SWOT-анализ предприятия. Этот анализ позволить определить факторы внешней и внутренней среды организации, а также разделить их на четыре категории: возможности и угрозы, сильные и слабые стоны предприятия. Результаты SWOT-анализа представлены в таблице 2.14.
SWOT-анализ позволил определить, что у АО «СКДМ» имеются такие основные слабые стороны, как изношенность основных фондов, устарелая технология производства и узкий ассортимент выпускаемой продукции по сравнению с предприятиями-конкурентами. Одним из приоритетных направлений в области производства металлических конструкций является разработка типовых решений для строительства зданий школ, больниц, детских садов, многоквартирных домов, административных зданий. Так, у предприятия имеется возможность увеличения ассортимента выпускаемой продукции. Также, опираясь на опыт 2007-2009 гг. (в этот период внедрение новой технологии производства позволило снизить себестоимость на 15-20%, а также увеличить прибыль предприятия), у предприятия есть возможность увеличить надежность производства за счет внедрения новой технологии.
Таблица 2.2 – SWOT-анализ АО «СКДМ»
Сильные стороны предприятия |
Слабые стороны предприятия |
- большие объемы производства; - низкая цена; - близость производства к основным сырьевым базам; - отработанная технология производства; - обученный персонал; - наличие постоянных клиентов. |
- снижение качества товара за счет изношенных основных фондов; - удаленность производства от основных рынков сбыта; - не организована сеть распределения; - низкие затраты на продвижение; - узкий ассортимент реально выпускаемой продукции; - низкая мотивации персонала к производству качественной продукции из-за низкой заработной платы. |
Возможности |
Угрозы |
- увеличение надежности производства продукции за счет внедрения новой технологии; - повышение объема выпуска продукции за счет низкой цены и расширения ассортимента. |
- вытеснение предприятия конкурентами с более разнообразным ассортиментом и более высоким качеством продукции; - изменение цен на металл, комплектующие и покупные изделия; - рост процентных ставок; - ослабление валюты; - снижение потребности в быстровозводимых зданиях. |
Угрозами для воплощения возможностей могут стать изменение цен на металл и комплектующие изделия, что может увеличить себестоимость производимой продукции. Также высоким риском является увеличение ставки по кредиту. Вследствие значительной доли банковских кредитов в общей доле задолженности, показатели деятельности предприятия имеют прямую зависимость от изменения ключевой ставки ЦБ РФ (так, повышение ключевой ставки ЦБ РФ в 2014 году вызвало рост стоимости как банковских, так и коммерческих кредитов, что негативно сказалось на финансовом результате деятельности АО «СКДМ»). Еще одной угрозой деятельности предприятия является ослабление отечественной валюты. Так как часть материальных ресурсов для производства продукции производится за рубежом, то у АО «СКДМ» существует риск увеличения стоимости этих материалов, а значит и увеличении стоимости товара (в частности, более чем двукратная девальвация рубля в 2014 году привела к росту затрат на приобретение импортной продукции не имеющей аналогов у российских производителей).
Вторым этапом оценки уровня конкурентоспособности АО «СКДМ» является количественная сравнительная оценка показателей деятельности предприятия и его основных конкурентов динамическим методом, предложенным Д.С. Вороновым [17].
Первым шагом оценки конкурентоспособности предприятия АО «СКДМ» динамическим методом является отбор объектов сопоставления, т.е. предприятий-конкурентов. Для этого необходимо установить основные технико-экономические показатели выборки для сопоставления АО «СКДМ» и предприятий-конкурентов. Сравнение будет проводиться по следующим показателям: ассортимент продукции предприятия, каналы сбыта, географические рынки сбыта, выручка от продаж на последний год деятельности, доля рынка (в седнем за анализируемый период), а также масштаб предприятия, относительно АО «СКДМ». На основе анализа предложенных показателей было выявлено 6 основных предприятий-конкурентов АО «СКДМ», информация по которым приведена в приложении 2, где «+» означает сходность характеристик, а «-» – их различие.
Для установления реальных предприятий-конкурентов АО «СКДМ» выполним сравнительный анализ их показателей (приложение 2). Сравнение ассортимента выпускаемой продукции показал, что ООО «СНГ» и ООО «Модуль» необходимо исключить из выборки из-за несоответствия ассортимента их продукции и продукции АО «СКДМ». Исследование географических рынков сбыта выявило отличие рынков ЗАО «ПФК Рыбинсккомплекс» от рынков АО «СКДМ», поэтому его также исключаем из выборки.
Таким образом, по нашему мнению, основными предприятиями-конкурентами для АО «СКДМ» являются ООО «Контейнекс-Монолит», ООО «ОЗСК» и ООО «ПСП Металлон». ООО «Контейнекс-Монолит» и АО «СКДМ»являются лидерами на рынке быстровозводимых зданий, имеют схожие географические рынки, ассортимент выпускаемой продукции и каналы сбыта. ООО «ОЗСК» – это предприятие быстровозводимых зданий, которое имеет схожие географические рынки сбыта, каналы сбыта, а также ассортимент выпускаемой продукции. Доля рынка предприятия несколько меньше, чем у АО «СКДМ». ООО «ПСП Металлон» также обладает схожими географическими рынками сбыта, каналами сбыта и ассортиментом, однако доля на рынке сильно отличается от предыдущих двух конкурентов.
По итогам проведенного анализа можно сформировать выборку предприятий-конкурентов, которая позволит провести объективную оценку конкурентоспособности АО «СКДМ». Данные представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Технико-экономические показатели предприятий-конкурентов
Наименование предприятия |
Ассортимент |
Географические рынки |
Каналы сбыта |
Выручка, тыс. руб. |
Доля рынка, % |
Масштаб предприятия относительно исследуемого предприятия, % |
ООО «Контейнекс-Монолит» |
Быстровозводимые здания, СМР, гарантийное обслуживание |
Северо-запад, центральные районы России, страны СНГ |
(+) |
1598498 |
34,0 |
227,8 |
ООО «ОЗСК» |
Быстровозводимые здания |
Северо-запад, центральная часть России |
(+) |
488766 |
10,4 |
69,7 |
ООО «ПСП Металлон» |
Быстровозводимые здания |
Урал, Северо-запад, Центральная Россия |
(+) |
370520 |
7,9 |
52,8 |
Итого по выборке |
- |
- |
- |
2457784 |
52,2 |
- |
Анализ выборки предприятий-конкурентов позволил установить, что они имеют похожие географические рынки, каналы сбыта, а также ассортимент выпускаемой продукции. Однако предприятия имеют различные доля рынка быстровозводимых зданий, а также масштаб относительно АО «СКДМ». Поэтому оценка конкурентоспособности АО «СКДМ» будет проводиться в сопоставлении с основным предприятием-конкурентом и со всей выборкой.
В соответствии с приведенным выше анализом, основным конкурентом оцениваемого предприятия является ООО «Контейнекс-Монолит». Именно это предприятие долгие годы было основным конкурентом по географическому рынку сбыта, каналам сбыта, ассортименту, а также занимаемой долей рынка. Однако к 2015 году основное предприятие-конкурент стало занимать большую долю рынка (34%).
В таблице 2.16 представлены показатели расчета уровня конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно главного конкурента ООО «Контейнекс-Монолит». Исходные данные для расчета представлены в приложении 3 (таблица 3.1 и 3.2).
Таблица 2.3 – Показатель конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно главного конкурента
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Отклонение 2015 г. к 2013 г., % |
Операционная эффективность: |
||||
- АО "СКДМ" |
1,240 |
1,304 |
1,080 |
87,1 |
- главный конкурент |
1,245 |
1,285 |
1,230 |
98,8 |
Коэффициент операционной эффективности, Кr |
0,996 |
1,015 |
0,878 |
88,2 |
Индекс изменения величины выручки: |
||||
- АО "СКДМ" |
0,845 |
1,480 |
0,311 |
36,8 |
- главный конкурент |
0,932 |
1,416 |
0,726 |
77,9 |
Коэффициент стратегического позиционирования, КI |
0,953 |
1,023 |
0,655 |
68,7 |
Показатель конкурентоспособности |
0,949 |
1,038 |
0,575 |
60,6 |
Расчет уровня конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно главного конкурента ООО «Контейнекс-Монолит» выявил, что показатель конкурентоспособности в анализируемом периоде нестабилен. Так, можно заметить увеличение показателя к 2014 году и его резкое снижение к 2015 году. В целом, показатель конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно главного конкурента снизился почти в 2 раза. В 2015 году уровень конкурентоспособности анализируемого предприятия ниже 1, значит оцениваемый показатель у конкурента выше. Однако можно отметить, что в 2013-2014 гг. уровень конкурентоспособности двух оцениваемых предприятий отличался незначительно.