Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и основные концепции конкурентоспособности предприятия
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «СКДМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
2.2 Анализ конкурентоспособности производства и продукции АО «СКДМ»
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «СКДМ» НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предприятие способно как повышать уровень конкурентоспособности, так и терять конкурентные позиции. Так, основными причинами утраты конкурентоспособности предприятия, по мнению В.А. Осипова [54], являются: снижение уровня научно-технического обеспечения производства, вследствие нежелания реинвестировать прибыль, полученную ранее; рост издержек производства вследствие старения технологии и оборудования, а также снижением квалификации персонала; утрата гибкости производства; усилие на производстве одного вида продукции.
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
В современной литературе приводится большое количество методик оценки конкурентоспособности предприятия с использованием различных инструментов оценки и совокупности факторов, влияющих на оцениваемый показатель. Единой методики оценки конкурентоспособности не существует, поэтому необходимо рассмотреть методики, предложенные разными авторами.
В рамках существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия авторы [8; 28; 48; 61] выделяют ряд общих методов. Их можно подразделить на три большие группы: экономико-математические методы, методы факторного анализа, методы экспертных оценок.
Экономико-математические методы оценки конкурентоспособности предприятия основаны на объективной, поддающейся количественному измерению информации, что является одновременно их основным плюсом и основным минусом. Такие методы позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между показателями и факторами, определяющих конкурентоспособность предприятия. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. По мнению О.В. Денисовой [24] экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса.
Факторный анализ конкурентоспособности заключается в составлении укрупнённых групп (факторов), состоящих из близких по смыслу показателей. Анализ проводится не по каждому показателю в отдельности, а с укрупнённой группой – фактором [36]. Часто результаты факторного анализа более наглядные и понятные, чем результаты анализа с помощью экономико-математических методов.
Многие авторы [14; 30; 73] выделяют метод экспертных оценок, как наиболее простой и достоверный. Однако, по нашему мнению, недостатком использования метода экспертных оценок является субъективность мнений экспертов, а также потребность в высоко квалифицированных специалистах для проведения опроса.
Среди общих методов оценки конкурентоспособности некоторые авторы [57; 60; 63] выделают SWOT-анализ и PEST-анализ.
SWOT-анализ проводится следующим образом: определяются сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, существующие во внешней среде; данные записываются в таблицу по принципу, приведенному на рисунке 1.1. Следующим этапом идет выделение взаимосвязей между элементами. Найденные звенья будут использоваться при подготовке стратегии.
Матрица SWOT |
Внешняя среда |
||
Возможности |
Угрозы |
||
Внутренняя среда |
Силы |
Меры, которые надо внедрить, чтобы при реализации организационных сил осуществить реализацию возможностей |
Меры, основанные на элементах силы и используемые для ухода от опасностей |
Слабости |
Меры, которые необходимы для преодоления слабостей на базе открывающихся возможностей |
Меры, сводящие слабости к минимуму для ухода от опасностей |
Рисунок 1.1 – Матрица SWOT-анализа [60]
Достоинством SWOT-анализа является комплексное исследование предприятия и его среды, то есть параллельное изучение внешних и внутренних элементов его функционирования.
PEST-анализ внешней среды организации осуществляется в целях исследования внешних факторов косвенного влияния. В PEST-анализ входят элементы окружения из сфер политики (P), экономики (E), социума (S) и технологий (T). Технология проведения данного типа анализа схожа с технологией SWOT-анализа, после оценки внешних факторов результаты заносятся в таблицу. При помощи PEST-анализа появляется возможность оценки внешней экономической ситуации, которая сложилась в сфере производства и коммерческой деятельности.
По нашему мнению, PEST-анализ дает детальный анализ только факторов внешней среды, в то время как SWOT-анализ предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. Поэтому для качественной оценки конкурентоспособности предприятия целесообразно использовать SWOT-анализ.
В экономической литературе [24; 28; 33; 36; 40; 45; 48] приведено большое количество методов оценки конкурентоспособности предприятия. Рассмотрим классификации некоторых из них, приведенные разными авторами.
По мнению автора И.Д. Кузнецовой [40] методы оценки конкурентоспособности предприятия целесообразно разделить на аналитические, которые используют формальную оценку и на графические, где применяются матрицы и модели конкурентоспособности. Автор группирует методы оценки следующим образом (рисунок 1.2).
Методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия |
||||||||||||||||||||
Аналитические |
Графические |
|||||||||||||||||||
Методы оценки товара:
|
Методы оценки фирмы:
|
Общие методы:
|
||||||||||||||||||
Метод оценки товара: - модель 1111 - 5555 |
Метод оценки фирмы: - методика «4Р» |
Рисунок 1.2 – Методы оценки конкурентоспособности [40]
Все представленные методы можно использовать на практике, однако представленные методы имеют ряд недостатков, к которым относится их ограниченность, условность и субъективность.
Следующая классификация методов оценки конкурентоспособности была предложена Е.В. Подолякиной и Н.П. Советовой [60], которые объединили их в 6 групп, представленных на рисунке 1.3.
Методы, основанные на анализе сравнительных преимуществ, базируются на представлении о том, что эти преимущества позволяют обеспечить более низкие издержки производства, чем у конкурирующей фирмы [60].
Группы методов оценки конкурентоспособности предприятия |
|||||||||||||||||||||
Методы, основанные на анализе сравнительных преимуществ |
Методы, основанные на теории качества товара |
Методы, построенные на основе теории эффективной конкуренции |
Методы, базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли |
Матричные методы оценки конкурентоспособности |
Интегральный метод |
Рисунок 1.3 – Группы методов оценки конкурентоспособности предприятия [54]
Далее рассмотрим методы, базирующиеся на теории равновесия фирмы. Под равновесием Е.В. Подолянкина и Н.П. Советова [60] понимают ситуацию, при которой у производителя отсутствуют стимулы для перехода в другое состояние, так как предприятие достигло наибольшего возможного объема выпуска и реализации продукции при постоянном характере спроса и уровне развития техники.
Инструментом анализа методов, построенных на основе теории эффективной конкуренции, является сравнение положения организаций с конкурентами и среднеотраслевыми показателями. В методах, основанных на теории качества, преимущественно проводится исследование потребительной ценности продукции, которое в дальнейшем сравнивается с предприятиями-конкурентами.
Интегральный метод оценки конкурентоспособности предполагает использование интегрального показателя, определяемого по формуле [60]:
(1.1) |
где - показатели конкурентоспособности предприятия по i-му направлению деятельности в определенный период времени;
- весовой коэффициент значимости i-го показателя конкурентоспособности предприятия.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «СКДМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выбран один из лидеров российского рынка быстровозводимых конструкций АО «Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин» (АО «СКДМ»), являющееся одним из старейших промышленных предприятий Вологодской области.
АО «СКДМ» основан на базе авторемонтных мастерских в 1947 году. С 1947 по 1953 год предприятие не имело государственного плана, и все работы по ремонту производились по требованиям Вологодской автотранспортной конторы. До 1970 года основным видом деятельности предприятия были работы по строительству, освоению новых видов продукции и технологии ремонта.
В 1970 году завод был передан в структуру Министерства автомобильных дорог РСФСР и переименован в «Завод дорожных машин». Основной специализацией завода стал выпуск мобильных инвентарных зданий для строителей автомобильных дорог. С 1987 года завод начал специализироваться на изготовлении мобильных зданий конструктивной системы «Контур» различного функционального назначения.
В конце 90-х годов ХХ в. начался производственный подъем. Резко вырос выпуск продукции, приобреталось новое современное оборудование, были введены новые производственные участки общей площадью 3000 кв.м. и новая газовая котельная на площадке готовой продукции.
С 2002 года открытое акционерное общество «Вологодский завод дорожных машин» освоил выпуск сборно-разборных зданий панельно-стоечной конструкции. С 2006 года ОАО «Дормаш» активно участвует в национальной программе «Доступное и комфортное жилье гражданам России».
С 30 июня 2015 года зарегистрировано новое фирменное наименование –акционерное общество «Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин», сокращенное фирменное наименование – АО «СКДМ». Юридический и почтовый адрес: 160029, г. Вологда, ул. Набережная 6-ой Армии, д. 201.
Предприятие предлагает клиентам широкий спектр типовых и индивидуальных проектов мобильных и быстровозводимых зданий. Завод выпускает несколько видов продукции: модульные здания на базе блок-контейнеров; офисные здания, общежития, административно-бытовые корпуса, столовые, медицинские центры, строительные и военные городки, вахтовые поселки; технологические блок-контейнеры с комплектацией оборудованием (ДЭС, ГТУ, операторные); быстровозводимые здания «ВолДом» для строительства многоквартирных и индивидуальных домов, жилых комплексов, школ, детских садов, общественных зданий; здания из легких металлических конструкций.
АО «СКДМ» отличает комплексный подход к клиентам. Предприятие предоставляет потребителям весь спектр услуг – проектирование, изготовление, строительно-монтажные работы.
В общем виде производственный процесс предприятия АО «СКДМ» можно представить схемой, приведенной на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Схема производственного процесса предприятия АО «СКДМ»
Рынок сбыта
Управление производством
Склад сырья
Участок №1. Обработка продукции
Участок №2. Сборка продукции
Материалы
Детали
Продукция
Задание на производство
Заказ деталей
Заказ материалов
На второй участок производства продукции поступает заявка на создание товара. В свою очередь второй участок подает заявку на определенное количество деталей, необходимых для производства данного вида быстровозводимого здания. Затем первый участок производства заказывает необходимое количество материалов для производства продукта со склада. Только после описанных действий начинается непосредственно производство здания. Так, со склада сырья поступает на участок обработки продукции заявленное проектом количество материала. Далее, обработанный материал – детали – поступают на участок сбора продукции, где на выходе получается готовый продукт - быстровозводимое здание, произведенное по определенной технологии, в зависимости от технических характеристик, прописанных в проекте продукта.