Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и основные концепции конкурентоспособности предприятия
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «СКДМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
2.2 Анализ конкурентоспособности производства и продукции АО «СКДМ»
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «СКДМ» НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изобразим динамику изменения уровня конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно главного конкурента на рисунке 2.4.
Рисунок 2.3 – Динамика конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно главного конкурента
Рисунок 2.3 отобразил колебания уровня конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно главного конкурента. Так, можно заметить увеличение показателя в 2014 году и стремительное снижение в 2015 году. Такое падение показателя можно объяснить тем, что в 2015 году темпы уменьшения выруки АО «СКДМ» оказались выше темпов сокращения затрат на производство. Также темпы снижени выручки оцениваемго предприятия оказались выше, чем у предприятия-конкурента.
Следующим шагом оценки уровня конкурентоспособности АО «СКДМ» является его расчет относительно отраслевых показателей, то есть в сопостав-лении с выборкой конкурентов. Исходные данные представлены в приложении 3 (таблица 3.1 и 3.3). Расчетные параметры приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Показатель конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно выборки конкурентов
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Отклонение 2015 г. к 2013 г., % |
Операционная эффективность: |
||||
- АО "СКДМ" |
1,240 |
1,304 |
1,080 |
87,1 |
- выборка конкурентов |
1,304 |
1,340 |
1,305 |
100,1 |
Коэф. операционной эффективности, Кr |
0,951 |
0,973 |
0,827 |
87,0 |
Индекс изменения величины выручки: |
||||
- АО "СКДМ" |
0,845 |
1,480 |
0,311 |
36,8 |
- выборка конкурентов |
0,989 |
1,343 |
0,767 |
77,5 |
Коэф. стратегического позиционирования, КI |
0,924 |
1,050 |
0,637 |
68,9 |
Показатель конкурентоспособности |
0,879 |
1,022 |
0,527 |
60,0 |
Анализ расчета уровня конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно выборки предпиятий-конкурентов показал, что показатель конкурентоспособ-ности к 2015 году существенно отличается от конкурентов. Также можно заметить что конкурентоспособность предприятия в 2014 году была в 2 раза выше, чем в 2015 году. В целом, за анализируемый период, конкурентоспособ-ность предприятия снизилась на 40%, что является негативной тенценцией для АО «СКДМ».
На рисунке 2.4 отобразим изменение показателя конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно выборки предприятий-конкурентов за анализируе-мый период.
Рисунок 2.4 – Динамика конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно выборки предприятий-конкурентов
Так, анализ рисунка 2.4 показал резкое уменьшение уровня конкуренто-способности АО «СКДМ» к 2015 году, хотя в 2014 году наблюдалось увеличение показателя. Также можно отметить, что в 2014 году показатель конкурентоспособности был выше отраслевых показателей.
Для наглядного представления динамики уровня конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно главного конкурента и относительно выборки предприятий-конкурентов представим полученные результаты на одном графике (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Динамика уровня конкурентоспособности АО «СКДМ»
Анализ рисунка 2.5 позволил сделать вывод, что уровень конкурентоспособности оцениваемого предприятия относительно предприятий-конкурентов оказался ниже, чем уровень конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно главного конкурента. Также можно заметить, при сравнении двух анализов наблюдается нестабильность уровня конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, анализ уровня конкурентоспособности АО «СКДМ» относительно главного конкурента ООО «Контейнекс-Монолит» и выборки предприятий-конкурентов показал, что к отчетному году наблюдается снижение показателя на 40% относительно уровня 2013 года и почти в 2 раза относительно уровня 2014 года. Однако в 2014 году конкурентоспособность предприятия была выше всех предприятий-конкурентов. Поэтому, можно сделать вывод о способности АО «СКДМ» к улучшению своих позиций на рынке по сравнению с конкурентами. Следовательно, для того, чтобы повысить уровень конкурентоспособности предприятию АО «СКДМ» необходимо разработать и применить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности.
Для оценки конкурентоспособности продукции предприятия применим концепцию «4Р». Предложенный метод позволить дать оценку конкурентоспособности на основе следующих групп показателей: продукт, цена, каналы сбыта и продвижение на рынке.
Для оценки каждого из показателей (продукт, цена, каналы сбыта и продвижение на рынке) необходимо определить состав его индикаторов. Число показателей, которые можно было бы включить в расчет частных индикаторов, является бесконечно большой величиной. Поэтому анализ будет проведен по основным индикаторам, которые в большей степени характеризуют конкурентоспособность предприятия.
Далее проведем отбор показателей, ориентируясь на два основных фактора: насколько тот или иной показатель характеризует частный индикатор и имеется ли статистическая информация по данному показателю. Выбранные частные индикаторы и показатели для расчета конкурентоспособности предприятия представлены в приложении 4. В таблице представлена рейтинговая оценка каждого частного индикатора и в целом по каждому показателю, где «5» - наилучший критерий и «1» – наихудший. Рейтинговая оценка частных индикаторов была предоставлена отделом маркетинга АО «СКДМ».
Результатом метода «4Р» является расчет нормированного индекса конкурентоспособности (относительный показатель уровня конкурентоспособности). Индекс рассчитывается как доля от максимально возможного значения суммы рейтингов. Основные значения показателей и итоговое значение конкурентоспособности продукции можно увидеть в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Значения показателей конкурентоспособности методом «4Р»
Показатель конкурентоспособности |
АО «СКДМ» |
Предприятия-конкуренты |
||
ООО «Контейнекс-Монолит» |
ООО «ОЗСК» |
ООО «ПСП Металлон» |
||
1. Продукт |
39 |
41 |
31 |
30 |
2. Цена |
10 |
6 |
8 |
6 |
3. Регион и каналы сбыта |
17 |
20 |
12 |
16 |
4. Продвижение на рынке |
15 |
13 |
13 |
10 |
Сумма значений рейтингов |
81 |
80 |
64 |
62 |
Нормированный индекс рейтинга КСП |
0,9 |
0,89 |
0,71 |
0,69 |
Таким образом, анализ методом «4Р» позволил определить, что индекс конкурентоспособности АО «СКДМ» является выше, чем у предприятий-конкурентов. Однако значения показателя у ООО «Контейнекс-Монолит» близко к показателю оцениваемого предприятия. АО «СКДМ» опередило главного конкурента в более низкой цене и продвижении на рынке, но предприятию стоит расширить каналы сбыта и поработать над стилем, качеством продукции и престижем торговой марки.
Для наглядности результатов оценки конкурентоспособности предприятий итоговые значения целесообразно представить в виде графика (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Уровень конкурентоспособности предприятий на основе метода «4Р»
Так, анализ методом «4Р» показал, что предприятия АО «СКДМ» и ООО «Контейнекс-Монолит» имеют схожий уровень конкурентоспособности предприятия, а также предприятия являются лидерами производства быстровозводимых зданий. Поэтому исходя из проведенного анализа можно утверждать, что АО «СКДМ» и ООО «Контейнекс-Монолит» являются основными конкурентами. Также, можно заметить, что ООО «ОЗСК» и ООО «ПСП Металлон» также имеют схожие значения показателя конкурентоспособности.
Таким образом, анализ конкурентоспособности предприятия показал тенденцию к снижению показателя к отчетному периоду. Однако можно заметить, что уровень конкурентоспособности продукции АО «СКДМ» превышает аналогичные показатели предприятий-конкурентов.
Так, оценка производственно-хозяйственной деятельности предприятия показала снижение эффективности работы предприятия в основном за счет сокращения масштабов производства.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «СКДМ» НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конкурентоспособность является одним из наиболее важных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Конкурентоспособность определяет спрос на продукцию, так как показывает способность предприятия выпускать такую продукцию, которая будет привлекательна для потребителей за счет наличия некоторых уникальных свойств или более низкой стоимости, чем у других предприятий.
Анализ производственно-хозяйственной деятельности АО «СКДМ» за исследуемый период показал, что уровень конкурентоспособности предприятия снизился. Это обусловлено уменьшением спроса на производимую продукцию. Для того, чтобы продукция представляла интерес для покупателя, она должна обладать некоторыми технико-эксплуатационными и экономическими преимуществами. Поэтому необходима разработка инновационных мероприятий для повышения уровня конкурентоспособности.
Каждое предприятие функционирует в той или мной местности и отрасли, которые обладают некоторыми, характерными только для нее, особенностями. Поэтому деятельность любого предприятия должна учитывать государственную политику страны и отрасли. Основным документом системы стратегического планирования развития России является «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [64]. Анализ документа позволил выделить следующие направления, которые могут оказать воздействие на деятельность АО «СКДМ»: переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, а также зон стихийных бедствий; реализация комплекса мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции субъектов в сфере жилищного строительства и производства строительных материалов; строительство муниципального жилья для предоставления его малообеспеченным гражданам на условиях социального найма.
Таким образом, анализ прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации выявил государственную потребность в производстве быстровозводимых зданий. Предприятие сможет рассчитывать на победу в государственных тендерах, при условии создании конкурентных преимуществ.
Также необходимо рассмотреть основные направления «Проекта стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года» [65] и «Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года» [74]. Основные направления инновационного развития отрасли целесообразно представить в виде схемы (рисунок 3.1).
Направления инновационного развития
Промышленность строительных материалов
Снижение расхода энергетических, трудовых и материальных ресурсов
Обеспечение экологической безопасности производства и продукции
Использование нанотехнологий
Производство изделий и конструкций из композитных материалов
Строительство
Применение инновационных технологий строительства, реконструкции и капитального ремонта
Использование инновационных материалов и конструкций
Инновационная реструктуризация системы управления предприятием
Строительство зданий с улучшенными планировочными и конструктивными решениями
Рисунок 3.1 – Направления инновационного развития отрасли строительства
Таким образом, анализ инновационного развития отрасли выявил основные направления, которых следует придерживаться АО «СКДМ» для успешного повышения уровня конкурентоспособности.
На основе анализа производственно-хозяйственной деятельности и оценки конкурентоспособности АО «СКДМ» целесообразно предложить предприятию некоторые направления для повышения уровня конкурентоспособности, связанные с использованием инновационных материалов и новых технологий выполнения строительных работ. Рассмотрим эти направления повышения конкурентоспособности более подробно.
1. Использование инновационной грунтовки для антикоррозийной обработки металла.
АО «СКДМ» производит быстровозводимые здания для внешней обшивки которых используется оцинкованный профилированный лист металла. Также каркас быстровозводимого здания изготавливается из металла. Одной из проблем использования металла в эксплуатации здания является появление коррозии и образование наледи (рисунок 3.2).