Файл: Особенности развития энергетического комплекса Индии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.

Во второй половине 1980-х годов экономика развивалась в достаточно позитивном ключе. Проходил отход от курса Неру: постепенный отказ от приоритетного развития государственного сектора, снятие жесткого контроля над крупным капиталом, поощрение иностранных инвестиций, упор на развитие высоких технологий. Средний ежегодный рост ВВП в Индии составил 5,3% в 1980-е годы.

В 1990-1991 годы в Индии разразился тяжелейший финансовый кризис, что, в первую очередь, было связано с политическим фактором. Объединенная оппозиция смогла отстранить от власти ИНК, но страной управлять не смогла (в одном строю оказались и ультралевые и ультраправые). Расходы на обслуживание внешнего долга достигли 30% текущих доходов, в середине 1991 года валютные резервы страны составляли всего 1 млрд. долларов (стоимость импорта за 2 недели), инфляция доходила до 16% в год. В 1990/91 финансовом году ВВП страны даже сократился. Правительство ИНК (И), вернувшееся к власти, было вынуждено в 1991 году начать осуществление экономической реформы, «архитектором» которой считался министр финансов в правительстве Индийского национального конгресса Манмохан Сингх, являющийся премьер-министром страны в 2012 году. В ходе экономической либерализации ситуация начала резко меняться. В ходе либерализации 1990-х годов доля частного сектора в ВВП поднялась почти в 2 раза, а совместные расходы государства и штатов в ВВП упали до 26,8% в 1996/97 финансовом году7. Правда, судя по опросам населения, большинство индийцев обеспокоено снижением роли государства8. Произошел постепенный отказ от лицензирования - до этого необходимо было получить согласие бюрократии даже на расширение производства. Но в Республике уже были созданы более тонкие механизмы государственного регулирования. Подобная институционализация позволяет сохранять контроль государства за проходящими макропроцессами.

В связи с дефицитом платежного баланса и после вмешательства Международного валютного фонда (МВФ), индийское правительство выпустило «Постановление о промышленной политике", результатом которого стала:

  • отмена лицензирования для всех отраслей промышленности;

  • увеличение прямых иностранных инвестиций до 51% в приоритетные высокотехнологичные отрасли;

  • автоматическое одобрение соглашений, связанных с высокоприоритетными отраслями;

  • реформирование и сокращение капиталовложений в предприятия государственного сектора;

  • поправки антимонопольных законов Индии - Акт о монополиях и об ограничительной торговой практике от 1991 года;


Таким образом, на протяжении 1990-х годов, была реализована приватизация и дерегулирование крупных государственных предприятий, включая телекоммуникационные и авиакомпании, а также либерализации торговли в рамках Всемирной торговой организации, куда Индия была принята в 1995 году.

Для того чтобы привлечь больше прямых иностранных инвестиций, в Индии была принята в 2000 году и проведена в 2005 году Политика в отношении особых экономических зон​. В результате, стоимость экспорта Индии увеличилась в десять раз с 18 млрд. долларов в 1990 году до 178 млрд. долларов в 2009 году. Широкомасштабные экономические реформы 1990-х и 2000-х годов привнесли значительные изменения в энергетический сектор Индии, но остались незавершенными.

По Конституции 1950 года, в Индии, провозглашенной суверенной республикой, была создана «Вестминстерская» политическая модель. Были также декларированы различные демократические права: на равенство (запрещалась религиозная, расовая, кастовая и гендерная дискриминация); на свободу религии, слова, мнений, собраний, создания различных общественных организаций, передвижения и т.д.; на защиту от эксплуатации, на частную собственность, на охрану интересов меньшинств в области культуры и образования.

Согласно Конституции, президент обладает очень большими полномочиями: он является верховным главнокомандующим; может издавать и отменять законы в периоды между сессиями парламента, приостанавливать действия конституции; назначает премьер-министра и министров центрального правительства по рекомендации последнего, губернаторов штатов. Президент выбирается избирательной коллегией, образованной из членов парламента и законодательных собраний штатов. Его значительная роль существует лишь де-юре. На практике президент заметен лишь в конфликтных ситуациях с назначением премьер-министра или роспуском парламента в случае неспособности того обеспечить поддержку премьера. Робкие попытки в эпоху Индиры Ганди (1966-1977 годы, 1980-1984 годы) ввести президентскую форму правления в республике оказались безуспешными в связи со стойкой оппозицией большинства индийцев.

Президент Индии не является носителем исполнительной власти. По конституции, парламент, являющийся высшим органом законодательной власти, состоит из президента страны и двух палат - Народной палаты («Лок сабха») и Совета штатов («Раджья сабха»). Лок сабха и законодательные собрания штатов избираются на основе всеобщего избирательного права взрослым населением (в 1988 году возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет), имеющим право голоса (его нет у лиц без постоянного места жительства, умалишенных и преступников). Закон фиксирует проведение выборов раз в 5 лет. Если первоначально они проходили в соответствии с графиком, то впоследствии начались определенные сбои - по мере постепенной утраты ведущей партией, Индийским национальным конгрессом, монополии на власть. Это приводило к политической нестабильности и объявлениям о внеочередных роспусках парламента. В 90-е годы оформились как левоцентристская, так и правоцентристская (так называемая националистическая) мощные оппозиции Конгрессу. В результате в 1989-1999 годы прошли 5 всеобщих выборов, а нынешний состав Народной палаты является пятнадцатым.



Численность Совета штатов не должна превышать 250 человек. 12 человек назначаются президентом из числа выдающихся деятелей в области литературы, искусства, науки и общественной деятельности. Остальные члены выбираются специальными коллегиями членов законодательных собраний штатов. Представительство в верхней палате от штатов также зависит от численности населения. Совет штатов не может быть распущен (в отличие от Народной палаты), но треть его состава ротируется каждые два года.

Главной функцией обеих палат является принятие законов, которые попадают на подпись к президенту только после прохождения в обеих палатах. В случае расхождения мнений двух палат президент может собрать общее заседание, но нет никаких юридических процедур для преодоления вето одной из сторон. Если палаты проголосовали по-разному по закону о внесении поправок в конституцию, то не предусматривается вообще никаких согласительных процедур. Закон считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей присутствующих на обсуждении, но только если число поддержавших проект депутатов превышает половину общей численности палаты (дело в том, что цифра для кворума весьма низка: так, для Совета штатов она равна 25 парламентариям). Основной сферой законотворчества считаются вопросы, связанные с обороной, внешней политикой, транспортом и коммуникациями (особо выделяются железнодорожные перевозки), валютной, монетной и банковской системами, таможенными пошлинами и акцизами. Парламентарии имеют также право принимать законы в таких областях, как экономическое и социальное планирование, социальное обеспечение, улучшение условий труда, контроль над ценами и статистика. Законы, связанные с финансами и выделением средств на функционирование администрации страны, принимаются лишь Народной палатой. Новые общеиндийские службы создаются по решению только Совета штатов.

Парламент контролирует администрацию страны путем принятия решений, организации дискуссий, отчетов членов правительства, запросов депутатов и т. д. Правительство ответственно не перед всем парламентом, а только перед нижней палатой, которая и выбирает премьер-министра. Именно последний является по существу лидером страны. К компетенции центрального правительства отнесены все вопросы, касающиеся обороны, внешней политики, внутренней безопасности, финансов и т. д. Именно правительство обладает всей полнотой исполнительной власти.


Становление демократических институтов в Индии происходило до появления необходимой социально-экономической базы, без длительной эволюции, как в Европе, и политические макроструктуры оказались в состоянии как сохранить эти институты, так и способствовать нужным изменениям в экономике и культурной сфере. Именно парламентаризм в Индии позволил значительно смягчить острейшие противоречия - социально-политические, этно-национальные, конфессиональные и т. д.

Согласно конституции, Индия является Союзом штатов. Существует строгое разграничение полномочий Центра и штатов. В ведение Дели передано 97 вопросов: оборона, отношения с иностранными государствами, денежное обращение, внешняя торговля, атомная энергетика и т.д. Штаты отвечают за 66 проблем: обеспечение общественного порядка, местное самоуправление, здравоохранение, сельское хозяйство, охрана лесов, рынки и ярмарки и т.д. К совместной компетенции отнесено 47 пунктов: уголовное право, законодательство о браке, семье и опеке, экономическое и социальное планирование, трудовое законодательство и т.д.

Установление системы представительной демократии в достаточно строгом западном варианте более полувека назад было, возможно, определенным «забеганием вперед», что провоцировало неизбежный «откат» (эти процессы характерны для всей зоны Юга). После получения независимости местная элита пришла на место чиновников из метрополии. Воспитанная в европейском духе, она старалась способствовать установлению западной системы ценностей. Но по мере смены элиты влияние традиционных цивилизационных ценностей на власть возрастало. Достаточно отметить, что в парламенте 50 лет назад около половины депутатов имели «европейское образование», а сейчас - около четверти. Стали заметны существенные отличия индийской системы от западной модели, что дает основание многим экспертам причислять страну к «авторитарно-парламентскому» типу. Однако «откат» в Индии оказался значительно меньшей длины по сравнению с подавляющим большинством развивающихся стран, и большинство элементов «забегания вперед» оказалось прочно утвержденными на индийской почве, что, безусловно, связано с цивилизационными отличиями Индии.

При этом происходит и определенное возвращение к традициям. Так, отход от складывавшейся было двухпартийной системы и повышение роли региональных партий в стране - тоже своеобразное возвращение к традициям древности и средневековья, когда регионы в значительной своей части были свободны от контроля и тем более диктата Центра.


Достаточно естественны и потеря Индийским национальным конгрессом монополии на власть, и приход к власти Бхаратия Джаната Парти (БДП), настроенной значительно более фундаменталистски по сравнению с ИНК и левоцентристским блоком. Однако активизация политического индуизма не привела к кардинальному изменению ситуации в стране. Даже западные средства массовой информации перестали постоянно приклеивать ярлык «националистическая» к БДП. Коммуналистские столкновения (особенно часто упоминаются события в Гуджарате в 2002 году) не перешли на качественно иной уровень при правлении БДП. На данном этапе можно говорить о росте религиозного возрождения в Индии, но данный процесс характерен практически для всех штатов не-Запада. В этом плане укрепление индусского фундаментализма является достаточно объективным и относительным – о чем говорит поражение БДП на последних выборах в 2004 году и 2009 году. Цивилизационные факторы (особенно отметим относительную толерантность) до сих пор позволяли Индии не погрузиться в бездну гражданских войн, этнических, конфессиональных и социальных боев.

За период независимости значительно эволюционировала партийно-политическая структура страны. На первом этапе (1947-1977 годы) монополия на власть принадлежала Индийскому национальному конгрессу. Партия, возглавлявшая национально-освободительное движение в Индии, сохраняла ее многом благодаря мажоритарной системе. В ходе выборов в парламент в 1951/1952 году, 1957 году и 1962 году ИНК получал менее половины голосов избирателей (соответственно 45%, 47,8% и 44,7%), и имел около трех четвертей мест в парламенте (соответственно 74,4%, 75%, 73,1%) из-за разобщенности оппозиции (основными соперниками были коммунисты и социалисты). Был взят курс на строительство демократического государства, создание смешанной экономики и проведение политики неприсоединения.

На втором этапе (1977-1991 годы) основные перемены произошли во внутриполитической жизни. ИНК несколько раз отстранялся от власти, хотя и на короткий период времени. Ускорились темпы экономического развития.

Современный этап связан с окончательной потерей ИНК монополии на власть. Существенно падает процент голосов, отдаваемых партии на выборах, и она теряет возможность получить больше половины мест в парламенте без поддержки других политических организаций. С 1990-х годов оформилась как левоцентристская, так и правая (так называемая националистическая) мощная оппозиция. При этом они могут получить власть также только на основе самых широких коалиций. Проходившие за последние 20 лет выборы показали, что в Индии существует лишь две реальные общенациональные партии (ИНК и БДП), но за них голосует лишь половина избирателей (в парламент проходят 35-40 партий). Региональные партии, часто образованные на этнолингвистической основе, оказались в эпицентре политической борьбы, что дает им возможность побороться за повышение своего статуса и получение конкретных дивидендов. При этом следует отметить, что в Индии давно выработана стратегия межпартийных соглашений. В республике нет особой политической стабильности, но нет и хаоса, тем более создающегося элитой страны.