Файл: Особенности развития энергетического комплекса Индии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Система управления штатами устроена по аналогии с общеиндийской. На этом уровне права и обязанности губернатора соответствуют президентским: от его имени осуществляется вся исполнительная деятельность. Губернатор не избирается, а назначается президентом (как правило, на 5-летний срок). Де-факто его главная функция - осуществлениеконституционного контроля Центра за правительством штата. Реальным лидером на уровне штата является главный министр, который должен иметь поддержку более половины членов законодательного собрания (избираемого на 5 лет всем населением штата). Министры несут коллективную ответственность перед законодательной властью.

С 1956 года началась административная реформа, которая выделила штаты на этнолингвистической основе и уравняла их в правах. Различные этнолингвистические группы постоянно стремятся к большей автономии и получению большего контроля над ресурсами (модернизация социально-экономических отношений ведет к уменьшению роли ранее доминирующих религиозных и этнических групп). На первом этапе власти расценивали их выступления как сепаратизм, но постепенно отношение стало меняться, и в Индии продолжает увеличиваться количество штатов (с 14 в 1956 году до 28 в 2000 году). Для снижения этнической напряженности создаются также автономные районы и дистрикты.

Административные перемены принесли наибольшие выгоды крупным этносам, тогда как мелкие стали больше опасаться за свою идентичность. Усилилась борьба племенной элиты за большую автономность (в их зоне, к тому же, происходит изменение этнодемографической ситуации из-за миграции из других областей Индии и сопредельных стран, что способствует отстранению традиционно доминирующих групп региона от ресурсов). Создание последних трех штатов в 2000 году стало победой племенной элиты, которая смогла добиться большей автономии от говорящих на языке хинди. При этом процесс продолжается, и эксперты говорят о возможности появления новых 7-10 штатов, что вызывает недовольство уже у крупных этносов и определенных политических сил. Так, индийские коммунисты в ходе дискуссии о появлении трех новых штатов заявили, что дальнейшее дробление грозит Индии потерей управляемости.

Что касается непосредственно энергетического сектора, то индийское правительство в целом играет чрезвычайно значительную роль за счет государственных предприятий, федеральной политики и регулирования рынка косвенно либо напрямую через личные связи. Для того, чтобы разобраться, как проводится энергетическая политика в Индии, необходимо понять не только отдельные роли каждого учреждения, министерства и правительства, но и их взаимодействие, и координацию с другими игроками данного сектора.


Существуют три основные цели энергетической политики, проводимой в Индии, это: обеспечение доступа населения к энергии, энергетическая безопасность и смягчение последствий изменения климата. Все три цели тесно связаны, но иногда конфликтуют друг с другом и являются производными от реальности в Индии. Таким образом, это сложная задача для Индии - сохранение сбалансированного подхода в достижении всех трех целей.

Почти одна четверть населения Индии не имеют доступа к электричеству. Важно понять эту особенность ситуации в энергетическом секторе Индии, где большая часть спроса на энергию все еще остается неудовлетворенной, в отличие от большинства развитых стран, где спрос на энергию достиг или близок к стадии насыщения. Индийское правительство признало, что экономическое развитие сдерживается вследствие энергетической бедности. Таким образом, обеспечение доступа к энергии для всего населения было одним из главных приоритетов индийских политиков в течение длительного времени, что делает его столь же или даже более важным, чем энергетическая безопасность. Крупные схемы электрификации сельской местности Индии являются конкретным примером решения правительства по расширению доступа населения к электроэнергии.

Энергетическая безопасность занимает центральное место в принятии правительством политических решений. Акцент энергетической политики до 1990 года был сделан на дефицит электроэнергии и неудовлетворенные потребности населения в энергии. Однако, растущая зависимость от импортируемых источников энергии, в основном от нефти, а также природного газа и угля, привело к повышению внимания правительства к этому вопросу. В Индии существует следующее определение энергетической безопасности: «мы находимся в энергетической безопасности, когда мы можем бесперебойно снабжать энергией всех граждан нашей страны, независимо от их платежеспособности, а также удовлетворять их потребности в надежной электроэнергии по конкурентным ценам в любое время с предписанной степенью надежности в случае возможных нарушений и перебоев в поставке энергии»9.

Исходя из этого определения, энергетическая безопасность складывается из трех составляющих: во-первых, энергия является жизненно важной для всех граждан, что должно учитываться при построении энергетической стратегии. Во-вторых, правительство Индии беспокоит внезапный рост цен на энергию на мировом рынке, так как он перекрывает доступ к энергии гражданам страны и вызывает финансовые затруднения. И, в-третьих, политики опасаются внезапного нарушения энергоснабжения, что приводит к попыткам разнообразить запасы топлива и приобрести активы за рубежом.



Индийские политики и общественность в целом делают немало для борьбы с изменением климата, и все же проблема экономического и социального развития является приоритетной. Индия подписала Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (Framework Convention on Climate Change), но не обязана ограничивать выбросы углекислого газа. Рассматривая попытки установить международный режим, обязывающий к ограничению выброса CO2, Индия высказывает категорическое несогласие, мотивируя это тем, что большая часть углекислого газа производится развитыми странами и что Индия нуждается в экономическом развитии и индустриализации. Выделение углекислого газа на душу населения в Индии составляют всего треть от средних показателей по миру и 14% от показателей стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. В 2009 году во время конференции сторон рамочной конвенции об изменении климата Индия осудила попытки развитых стран навязывать политику сокращения выбросов СО2 развивающимся странам.

Тем не менее, Индия глубоко вовлечена в программу сокращения выбросов углекислого газа и защиты окружающей среды. Индия объявила свой Общенародный план действий против изменений климата в 2008 году, и во время конференции в Копенгагене в 2009 году министр по защите окружающей среды подтвердил цель Индии – сокращение выбросов СО2 в расчете на единицу ВВП от 20 до 25%. Частые наводнения и засухи, уничтожение лесов и опустынивание в купе с возможным таянием льдов в Гималаях заставляют сконцентрироваться на проблеме изменений климата и обеспечивают сильный стимул для сокращения выбросов СО2.


1.2 Общая характеристика сектора

В 2009 году объем спроса на энергию в Индии был третьим по величине в мире после Китая и США. По данным Международного энергетического агентства10, спрос на энергию Индии увеличились вдвое с 319 миллионов тонн нефтяного эквивалента (Мтнэ) в 1990 году до 669 Мтнэ в 2009 году. Замечено, что спрос на энергию в Индии на душу населения ниже, чем у развитых и даже некоторых развивающихся стран. Потребление энергии на душу населения в Индии в 2009 году составляет 0,58 (т/д), в мире – 1,8, в Китае – 1,7 и в Африке – 0,67. Этот низкий показатель сигнализирует о неудовлетворенности потребностей Индии в энергии. При развивающейся экономике и населением в 1,22 миллиарда человек, претендующим на более высокий уровень жизни, рост спроса на энергию неизбежен. Вопрос в том, с какой скоростью он будет расти, и какие виды топлива и технологии будут использоваться. Это является ключом к пониманию будущего энергетического рынка Индии и всего мира.

Новый политический сценарий (New Policy Scenario)11 показывает, каким может быть энергетическое будущее в условиях решения проблем энергетической безопасности, изменения климата и др. Сценарий представляет возможный путь развития энергетики, на котором с вероятностью в 50% удастся ограничить повышение глобальной температуры на 2 ° С в сравнении с доиндустриальным уровнем.

Новый политический сценарий предполагает, что спрос на энергию в Индии продолжит расти и к 2035 году достигнет 1464 Мтнэ, увеличиваясь с совокупным среднегодовым темпом роста (ССТР) в 3,1%, что в два раза превышает среднегодовой темп роста мирового спроса на энергию (1,3%) за данный период. Доля Индии в мировом спросе на энергию будет возрастать от 5,5% в 2009 году до 8,6% в 2035 году и затронет все виды топлива. Наибольшим будет рост спроса на уголь - от 280 Мтнэ в 2009 году до 618 Мтнэ в 2035 году при ССТР в 3,1%. Что касается спроса на природный газ, он возрастет с 48 до 154 Мтнэ. Спрос на атомную энергию достигнет 48 Мтнэ, при 5 Мтнэ в 2009 году, а спрос на возобновляемые источники энергии возрастет с 2 Мтнэ в 2009 году до 36 Мтнэ в 2035 году. Значительный рост спроса на энергию Индии затронет в основном нефтегазовые виды энергии (см. Приложение 2).

Сценарий 450 (450 Scenario)12 предполагает, что спрос на энергию достигнет 1223 Мтнэ к 2035 году, что на 17% ниже прогноза, предложенного Новым политическим сценарием. Рост спроса на уголь будет ниже почти в два раза, чем по прогнозам Нового политического сценария – 365 Мтнэ. По сценарию 450, спрос на атомную энергию удвоится и будет составлять 90 Мтнэ, увеличиваясь с ССТР в 11,9% , тогда как потребности в возобновляемой энергии возрастут до 57 Мтнэ. Тем не менее, даже по прогнозам Сценария 450, рост спроса на нефть и газ остается ощутимым, несмотря на более значительный рост потребности в атомной и возобновляемой энергии.


Необходимо сказать, что в 2009 году 289 миллионов жителей Индии не имели доступа к электричеству и 863 миллиона не располагали современным топливом. Неудовлетворенные энергетические потребности в настоящем становятся предпосылкой увеличения потребностей в будущем. Этот процесс тесно связан с экономическим ростом страны.

Структура энергетики отражает зависимость страны от каждого энергетического ресурса и позволяет выявить основные проблемы энергетического сектора на данный момент. Со времен экономической реформы 1991 года структура энергетики Индии сильно изменилась. Самым значительным изменением является переход от энергетического сырья из биомассы к другим энергетическим ресурсам, в частности к углю. Сокращение доли энергетического сырья из биомассы происходит одновременно с экономическим ростом и урбанизацией Индии в течение последних 20 лет. Энергетическое сырье из биомассы, как например, древесное топливо и отходы животноводства, используются для бытовых целей в сельских районах.

В 2009 году главным энергетическим ресурсом Индии был уголь, с совокупной долей 42%. На втором месте находилось энергетическое сырье из биомассы с долей 25% , хотя в 1990 году его доля составляла 42%. Доля нефтяного топлива 24%, а газового – 7%. Доля других видов топлива, например атомного или возобновляемого, ничтожно мала.

Согласно Новому политическому сценарию, структура энергетики не претерпит больших изменений к 2035 году, причем доля угля все также будет самой большой - на уровне 42%. Доля энергетического сырья из биомассы уменьшится до 15%, как результат урбанизации и успешной борьбы с бедностью. Доля других видов топлива останется неизменной к 2035 году. Другой сценарий, напротив, предрекает снижение доли угля до 30% к 2035 году и увеличение доли атомной и возобновляемой энергии до 7% и 5% соответственно.

Энергетические потребности секторов отражают состояние экономической структуры страны. В 1990 году строительная отрасль была главным потребителем энергии в Индии, ее доля составляла 42% совокупного спроса на энергию. В 2009 году доля строительной отрасли снизилась до 29%, а к 2035 году снизится до 18%. Доля промышленности составляет приблизительно 22% совокупного спроса на энергию с 1990 года и будет составлять столько же к 2035 году. Доля электроэнергетического сектора Индии увеличилась с 23 до 38% с 1990 года по 2009 год, что стало результатом роста промышленного спроса на электричество. Учитывая эту тенденцию, доля электроэнергетического сектора продолжит расти и достигнет 42% к 2035 году. Доля транспортного сектора Индии составляла 8% в 1990 году и возрастет до 14% к 2035 году. Несмотря на то, что в цифровом выражении этот прирост относительно не высокий, он очень значим с точки зрения того, что в скором времени 90% потребляемой энергии будет нефтяной (см. Приложение 3).