Файл: Особенности развития энергетического комплекса Индии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Национальное производство энергии в Индии выросло с 291 Мтнэ до 502 Мтнэ с 1990 года по 2009 год с ССТР в 2,9%. Учитывая рост энергетических потребностей Индии с ССТР в 4%, отечественная энергетическая продукция не может полностью их удовлетворить. Энергетическое сырье из биомассы было главным источником энергии в 1990 году, составляя 46% всей энергетической продукции Индии, но сократилось до 33% в 2009 году. Наибольший рост объема производства затронул угольную промышленность - с 104 Мтнэ до 244 Мтнэ за период с 1990 года по 2009 год с ССТР в 4,6%. Большая половина отечественной энергии была представлена углем. Среди топливных ресурсов выросли запасы природного газа, чье отечественное производство увеличилось с 10 Мтнэ до 38 Мтнэ (1990-2009 годы) с ССТР в 7%. С другой стороны, рост производства сырого нефтепродукта по-прежнему происходит с ССТР в 0,5%, хотя потребности в необработанном нефтепродукте выросли на 5,1% (см. Приложение 4).

Так как рост энергетических потребностей значительно опережает развитие отечественной энергетической промышленности, усиливается зависимость Индии от импорта энергетического сырья. С 1990 года по 2009 год зависимость Индии возросла с 11% до 35% при увеличении объема импорта с 34 Мтнэ до 236 Мтнэ. Наиболее сильное увеличение наблюдается в объеме импорта необработанных нефтепродуктов, оно составляет 70% всего увеличения импорта энергоресурсов. В 1990 году в Индию импортировалось всего 21 Мтнэ необработанной нефти, но зависимость уже составляла 61%. В 2009 году абсолютный объем импортируемого сырья достиг 162 Мтнэ, что составило 81% совокупного спроса Индии на необработанные нефтепродукты. В 1990 году природный газ не импортировался, а уже в 2009 году объем импорта составил 10 Мтнэ и 21% спроса на природный газ. Стоит упомянуть, что в Индию импортируется только сжиженный газ. Таким образом, увеличение объема импорта энергоресурсов является ключевым фактором, подтверждающим рост энергетических потребностей Индии.

Индия занимала 3 место в мире по объему выброса СО2 в 2009 году после Китая и США, далеко опережая при этом Россию. Объем ее выбросов составлял 594 миллиона тонн СО2 (МтСО2) или 2,9% от общего мирового объема выброса в 1990 году. На 2009 год он составлял уже 1548 МтСО2 и 5,4%. Скорость увеличения объема выбросов в Индии выше, чем во всем мире. Причиной этого является увеличение потребления угля, отвечающее за 67% прироста выбросов с 1990 года по 2009 год.

По данным Нового политического сценария, объем выброса СО2 составит 3535 МтСО2 к 2035 году, увеличиваясь с ССТР в 3,2%, что соответствует 8 % всего объема выбросов СО2 (43320 МтСО2). Объем выбросов про горении угля будет составлять 2227 МтСО2 или 63% от общего объема выбросов Индии. По сценарию 450, рост объема выброса СО2 Индии замедлится до ССТР в 1,3 %, достигнув 2159 Мтнэ к 2035 году. Доля выбросов СО2 при горении угля составит 51%, резко снизившись до 1093 МтСО2 к 2035 году. Однако, предположения об увеличении объема выбросов СО2 заставляют беспокоиться об их негативном влиянии на окружающую среду (см. Приложение 5).


Стоит заметить, что показатель объема выброса СО2 на душу населения в Индии, составляющий 1,37 тонн СО2 на душу населения (тСО2/дн), был ниже, чем показатели других стран в 2009 году. Средний показатель по миру составлял 4,29 тСО2/дн, в Китае 5,14 тСО2/дн, в США 16,90 тСО2/дн. По сценарию НПС в 2035 году, когда Индия будет занимать первое место в мире по количеству населения с 1511 миллионами граждан, объем выброса СО2 на душу населения может достичь 2,34 тСО2/дн, что превышает сегодняшний показатель, но все же гораздо ниже среднего показателя по миру. Сценарий 450 предполагает, что в 2035 году показатель объема выброса СО2 в Индии будет составлять 1,43 тСО2/дн.

1.3 Ключевые направления энергетической политики

Интегрированная энергетическая политика 2008 года (The Integrated Energy Policy) является первым всеобщим государственным документом Индии и охватывает все подсектора энергетического комплекса. Премьер-министр приказал Организационной Комиссии сформировать экспертный комитет «для создания энергетической политики, направленной на устойчивое развитие всех видов энергии и аспектов ее использования, обеспечение энергетической и экологической безопасности, доступности и эффективности»13. Комитет был создан в 2004 году; проект отчета выпущен в августе 2006 года и окончательно принят правительством в декабре 2008.

Одной из главных черт, характеризующих интегрированную энергетическую политику является акцент на гарантии перехода к рыночной экономике, где частные компании будут конкурировать с государственными на равных условиях14. «Структура налогообложения и руководства в каждом энергетическом секторе должны соответствовать всеобщей энергетической политике и предоставлять одинаковые условия частным и государственным предприятиям»15. Она также акцентирует внимание на целевых субсидиях и ценах на продукты энергетического сектора. Это позволит производителям и потребителям лучше ориентироваться на рынке. Достижение целей, поставленных в рамках данной политики, планируется к 2031-2032 году. Необходимо отметить, что на цели этой политики ориентированы многие другие правительственные стратегии.

В рамках Интегрированной энергетической политики было обозначено количество энергии, необходимое Индии для поддержания высокого темпа экономического роста (8-9% в год) в течение следующих 25 лет (до 2032 года). Вывод о том, сколько энергии понадобится, чтобы удовлетворить огромные потребности страны, был сделан на основе данных традиционного для Индии пятилетнего цикла. Также в интегрированной энергетической политике названы важнейшие энергетические проблемы, требующие решения для обеспечения эффективного и достаточного пользования энергией. «Индия должна поощрять технологии, которые улучшают энергоэффективность, рационализацию спроса и консервацию топлива»

16. Данная политика преследует долговременные цели касательно всех энергетических подсекторов, не разделяя их сферы, а обобщая. Это дает возможность появления разных вариантов развития, основанных на сочетаниях различных видов энергии и осуществлении рационализации спроса. Одним из ключевых направлений, положенных в основу долговременной энергетической стратегии, является признание угля первичным энергетическим ресурсом и необходимость гарантии запасов угля приемлемого качества. Реформа электроэнергетического сектора была сильно подчеркнута рационализацией цен на топливо. Политика энергетической безопасности основывалась на более интенсивном поиске и использовании отечественных ресурсов, а именно, нефти, газа, угля, тория и возобновляемых ресурсов. Как уже было сказано, в интегрированной энергетической политике энергетическая безопасность не отделяется от энергетической доступности. «Индия не может находиться в энергетической безопасности, если ее граждане не имеют доступа к надежным запасам энергии». Кроме того, в рамках интегрированной энергетической политики обсуждаются проблемы изменения климата и негативного воздействия на окружающую среду, и утверждается, что Индия сократит количество выбросов в атмосферу, только если все побочные затраты будут компенсированы.

Правительство Индии координирует государственную политику посредством пятилетних планов, которые разрабатываются, выполняются и контролируются Организационной комиссией. В энергетической сфере пятилетний план направлен на развитие энергетического сектора, представляя проекты удовлетворения потребностей и проблемы, нуждающиеся в решении. Первый пятилетний план был представлен в 1951 году. Восемь первых пятилетних планов были сконцентрированы на росте государственного сектора, но, начиная с девятого пятилетнего плана (1997-2002 годы), акцент переместился в сторону предоставления ориентировочных директив и в меньшей степени преобладания государственного сектора. Например, в девятом пятилетнем плане подчеркнута финансовая жизнеспособность энергетического сектора и роль частного сектора17.

Традиционно, установление нормы роста ВВП было главной целью, хотя официальные цели пятилетних планов часто оставались недостигнутыми. Уровень среднегодового прироста ВВП, согласно цели одиннадцатого пятилетнего плана (2007-2012 годы), должен был составлять 8,2%. Официальной целью был прирост в размере 9%. В реальности он составил 8% в 2011-2012 году
18. Двенадцатый пятилетний план все еще не был официально объявлен, но концептуальный документ Организационной Комиссии сообщает, что целью плана (2012-2017 годы) будет прирост в размере 9%. Тем не менее, в последнее время стало сообщаться, что правительство считает эту цель неосуществимой, принимая во внимание экономический спад. Предполагается, что теперь целью будет прирост от 8 до 8,5%19. Роль штатов в постановке цели пятилетнего плана неоценима. Многие приоритетные сферы 12-го Пятилетнего плана, к примеру, электроэнергетический сектор, нуждаются в поддержке и непосредственном участии регионального правительства. Понимая эту необходимость, Организационная комиссия впервые консультировалась с заместителями председателей Совета по планированию и Министерства планирования в регионах в июне 2012 года, хотя обычно на встрече присутствуют главы министерств каждого региона.

Пятилетний план обыкновенно представляет политический документ, включающий главы, посвященные каждой сфере: здравоохранению, образованию, инфраструктуре. Каждому министерству предназначается ведение конкретной политики. В области энергетики ответственные группы представлены каждым министерством, решающим вопросы, связанные с данным сектором. Они разрабатывают детализированные цели со специальными инициативами и распределением бюджета. По прошествии половины цикла Организационная комиссия выносит текущую оценку достигнутому прогрессу. Оценивается и реальность достижения целей. Главный недостаток пятилетних планов состоит в их несогласованности с актуальным распределением годового бюджета. Они устанавливают конкретную цель, которая должна быть достигнута в течение определенного периода, но далеко не всегда это реализуется.

Национальная программа по борьбе с изменением климата (The National Action Plan on Climate Change) была разработана под руководством Совета по борьбе с изменением климата и осуществлена в 2008 году, с целью развития, способствующего достижению экономических и экологических целей20. Данная программа является результатом понимания необходимости создания программы, которая смогла бы решить экологические проблемы Индии. Также Индии необходимо было проявить свою ответственность как члена Международной организации по борьбе с изменением климата и заретушировать свое нежелание ограничивать выбросы СО2, наравне с развитыми странами. В Программе по борьбе с изменением климата утверждается, что для достижения успеха необходимо, чтобы развитые страны признали свою ответственность за возникновение парникового эффекта и выполнили свои обязательства перед Рамочной конвенцией ООН об изменении климата, передали новые экологически безопасные технологии развивающимся странам и оказали им материальную поддержку
21.

Одна из концепций, представленных в этой программе, основывается на среднем выбросе СО2 на душу населения. Она провозглашает, что каждый человек использует положенное ему количество воздуха, а значит, Индия никак не может превзойти развитые страны по объему выброса СО2 на душу населения. Идея равенства и всеобщего доступа к энергетическим ресурсам были заявлены в Национальной программе по борьбе с изменением климата, что стало результатом защиты малоимущих и уязвимых слоев общества путем устойчивого инклюзивного развития.

Данная программа располагает восемью дополнительными программами достижения целей, две из которых связаны с энергетикой: Национальная программа развития солнечной энергии им. Джавахарлала Неру и Национальная программа достижения энергоэффективности. Первая совершила попытку регулирования спроса, намереваясь увеличить долю использования солнечной энергии. Вторая, осуществляемая Советом по энергоэффективности, основана на рыночном механизме и финансовом механизме поддержки программ, регулирующих спрос. Предполагается, что претворение этих программ в жизнь позволит сохранить 10 гигаватт энергии к концу 11-ого Пятилетнего плана в 2012 году.

2. Электроэнергетика

Сегодня в Индии некоторые слои населения все еще испытывают дефицит электроэнергии - почти 25% или 289 миллионов индийцев не имеют доступа к электричеству. В связи с этим, вопросы электроэнергетики занимают центральное место в энергетической политике. Этот сегмент энергетического комплекса тесно связан с обеспечением доступа к энергии и энергетической безопасности.

Нужно отметить, что в 2009 году в Индии была построена пятая в мире по величине электростанция, а с 1990 года производство электроэнергии увеличилось с 289 террават в час до 899 террават в час. И тем не менее, потребление электричества на душу населения оставляет только одну пятую среднемирового уровня потребления энергии на душу населения и 7% того же уровня среди стран-членов ОЭСР22.

Кроме того, электроэнергетика имеет большое значение для развития всего энергетического комплекса Индии. В 2009 году энергетический сектор представлял 38% совокупного спроса на первичные энергоресурсы Индии ( см. Приложение 6); его доля, как ожидают, увеличится до 47% в 2035 году согласно прогнозу мировой энергетики за 2011 год23. По этим причинам рассмотрение энергетического сектора Индии я решила начать именно с электроэнергии. Сегодня эта подотрасль энергетического комплекса все еще страдает от финансовой нежизнеспособности и отсутствия необходимых инвестиций, результатом чего становится дефицит электричества.