Файл: Практикум по психосоматике Задание Формирование мануала методик. Пользуясь литературой, Вам необходимо сформировать мануал методик, который будет состоять из.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 237938

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На основании полученных корреляций и выборки стандартизации (143 человека) нами была сконструирована эмпирическая формула проявляемой вовне агрессивности (враждебности): AgrRoz = (OD + Е) - (NP + Е). Величина AgrRoz возрастает с увеличением риска проявления агрессии (враждебности); при конформном поведении она отрицательна. Распределение нормальное, среднее - 0, стандартное отклонение = 5,3. Корреляция AgrRoz с экспертными Оценками приведена в табл. 5.7.

Таблица 5.7

Характеристики корреляции эмпирической формулы AgrRoz агрессивности с экспертными оценками

R Спирмена

Уровень значимости




Принимает вину на себя

-0,391

0,024

Оправдывается

0,519

0,001

Угрожает

0,507

0,002

Ругается матом

0,517

0,002

Соглашается с людьми

-0,515

0,002

Ведет себя тактично

-0,380

0,028

Может ударить человека

0,354

0,043

«Агрессивность»

0,457

0,007

«Неагрессивность»

-0,505

0,002

На основании двух проведенных исследований можно сделать вывод о пригодности теста рисуночной фрустрации Розенцвейга для предсказания агрессивности у деnгей и подростков. При этом следует иметь в виду, что с возрастом показатели экстрапунитивных реакций перестают отражать агрессию, проявляемую вовне, но лишь внутреннюю агрессивность. Более валидным индикатором проявляемой враждебности с возрастом становятся низкие показатели интропунитивности, низкий N-P и высокий O-D. По всей вероятности, это 

происходит в силу повышения контроля за проявлениями враждебности в ситуации обследования. Поэтому индикаторами агрессии становятся те показатели теста, которые в малой степени подвержены сознательному контролю, – типы реакций и показатель интропунитивности.


Исследование формирования фрустрационных реакций в онтогенезе

Первое исследование1 имело целью выяснить, в какой степени паттерн фрустрационных реакций передается от родителей детям.

Экспериментальную выборку составили подростки и юноши (девушки) 12-16 лет (27 девушек и 10 юношей) и их матери. Вся группа была обследована стандартным набором теста Розенцвейга, после чего результаты исследовались на наличие корреляций между данными детей и родителей. В качестве метода статистической обработки использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты состояли в следующем.

Была получена 41 корреляция на уровне р < 0,05 и выше.

1. Показатели эго-защитной (Е) и суммарной экстрапунитивно-сти (ΣE) детей положительно коррелировали с аналогичными показателями матерей. Одновременно детские показатели отрицательно коррелировали с большинством интропунитивных показателей родителей: I, i, I

2. Показатели эго-защитной (I) и суммарной интропунитивности (ΣI) детей положительно коррелировали с аналогичными показателями матерей. Одновременно детские показатели отрицательно коррелировали с большинством экстрапунитивных показателей родителей: Е, е, Е.

3. Повышение детского коэффициента E-D положительно коррелировало с эго-защитной экстрапунитивностью матерей и отрицательно–с большинством индикаторов интропунитивности: I, i, I, ΣI.

4. Повышение детского «i» (принятие на себя ответственности за разрешение фрустрирующей ситуации и/или удовлетворение ситуативно возникшей потребности) отрицательно связано с суммарной и эго-защитной экстрапунитивностью матерей и положительно – со всеми (кроме I') показателями интропунитивности.

5. Повышение детского N-P положительно коррелировало с материнской эго-защитной импунитивностью (М), суммарной интропу-нитивностью и склонностью оправдываться в ситуации обвинения; отрицательно – с М', – склонностью отрицать значимость фрустрирующей ситуации. Кроме этого, детский N-P отрицательно коррелировал со склонностью к фиксации матерей на препятствии O-D.

6. Повышение детского «O-D» положительно коррелировало с материнским эго-защитным «Е».

Таким образом, на основании данного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Формирование стереотипов фрустрационного реагирования у детей тесно связано с влиянием родительского поведения. Способы фрустрационного реагирования родителей являются, с одной стороны, образцом для развития подражательных реакций, а с другой стороны – причиной возникновения некоторых комплементарных особенностей поведения детей.



2. Стереотипы фрустрационного поведения детей формируются в большей степени на основе подражания родителям (связи между однотипными и однонаправленными показателями составляют 70 % от общего числа выявленных корреляций). В подавляющем большинстве случаев подражание родительским образцам идет в плоскости направления фрустрационных реакций на внешнее окружение или на себя.

3. У детей наблюдается как полное, так и частичное копирование фрустрационного поведения родителей:

а) связи между идентичными реакциями детей и родителей, свидетельствующие о полном копировании, составляют 29% от усвоенных по подражанию. Сюда входит копирование направления агрессии вовне или на самого себя, реакции в форме агрессивного 

1 Русакова С. Исследование соотношения фрустрационных реакций детей и родителей. Дипломная работа на ф-те дефектологии. – СамГПУ. Самара, 1996.

обвинения других людей в возникновении фрустрирующей ситуации, проявления самостоятельности при решении проблемных ситуаций;

б) о частичном (неполном) копировании свидетельствуют: прямые связи между однонаправленными реакциями разных типов; обратные связи между комплементарными (экстра – и интропунитивными) реакциями.

4. Особенности направления фрустрационных реакций у родителей являются причиной возникновения определенных типов реагирования у детей:

а) активная агрессивность родителей в отношении внешнего окружения, повышенная требовательность к другим ведет к высокой фиксации ребенка на препятствии, провоцирует возникновение у него чувства фрустрированности;

б) обвинение родителем себя, признание своей ответственности в ситуации фрустрации и самостоятельное ее исправление позволяет ребенку чувствовать себя более защищенным и развивает самостоятельность в разрешении фрустрирующей ситуации.

Цель второго исследования1 состояла в выявлении влияния стиля семейного воспитания на стереотипы реагирования ребенка в фрустрационных ситуациях, а также установление качественного своеобразия реакций ребенка на фрустрационную ситуацию в зависимости от особенностей воспитания.

Стиль родительского воспитания исследовался с помощью опросника «АСВ» Э. Г. Эйдемиллера и В. Ю. Юстицкого. Экспериментальную выборку составили подростки 12-15 лет в количестве 42 человек и их родители.


В качестве метода статистической обработки использовался t-критерий Стьюдента. Результаты состояли в следующем.

1. Воспитание по типу «потворствующей гиперпротекции» связано с преобладанием у детей экстрапунитивных реакций. Причем реакции экстрапунитивного типа преобладают над реакциями интропунитивного типа.

2. Воспитание, при котором ярко выражено отсутствие запретов, связано с повышением суммы экстрапунитивных реакций (ΣE), снижением суммы интропунитивных реакций (2I) и суммы реакций потребностно-настойчивого типа (NP).

3. Воспитание, при котором на детей возлагается большое число требований-обязанностей (Т+), связано:

♦ с повышением реакций потребностно-настойчивого типа (NP). В частности, повышаются показатели экстрапунитивных реакций (е) и интропунитивных реакций (i);

♦ с уменьшением количества безобвинительных реакций (ΣM + I);

♦ с уменьшением интропунитивных реакций эго-защитного типа;

♦ со снижением склонности оправдывать себя и собственные поступки в ситуации обвинения (I).

4. Гиперпротекция связана с уменьшением показателя самооправдательных реакций в ситуациях обвинения (Е + 

Выявленные устойчивые связи подтвердили гипотезу о том, что семейное воспитание способствует формированию стереотипов поведения детей во фрустрационных ситуациях.

Воспитание по типу потворствующей гиперпротекции приводит к тому, что в ситуации фрустрации ребенок склонен направлять агрессию вовне либо за счет акцентирования внимания на ситуации фрустрации, либо за счет агрессивных реакций или за счет требования к окружающим исправить возникшую ситуацию.

Требования-запреты, т. е. указания на то, что ребенку делать нельзя, определяют, прежде всего, степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. Способность самостоятельно выбирать способ поведения, в свою очередь, связана со степенью зрелости личности. Когда воспитание не сопровождается необходимым количеством требований-запретов, либо когда родители не могут или не хотят установить рамки в поведении ребенка, это «ведет к неблагоприятному развитию поведения детей, не способствует развитию зрелости личности... может стимулировать развитие по гипер-тимному и особенно неустойчивым типам» (Э. Г. Эйдемиллер, 1990). Дети, воспитывающиеся подобным образом, в ситуации фрустрации склонны к внешнеобвинительным реакциям; в большей степени активизированы эго-защитные механизмы в форме экстрапунитивных 


1 Захарова Ю. Исследование соотношения характера фрустрационных реакций детей И стиля родительского воспитания. Дипломная работа на ф-те дефектологии. – СамГПУ. Самара, 1996.

реакций. В то же время реакции потребностно-настойчивого типа (NP) снижены, что свидетельствует о несамостоятельности, невозможности постоять за себя, быстром отказе от удовлетворения своих потребностей. Чрезмерность требований-обязанностей в воспитании способствует тому, что в ситуации фрустрации ребенок не склонен оправдываться и снимать ответственность как с себя, так и с других (снижение ΣМ + I), не склонен складывать с себя ответственность, ссылаясь на смягчающие обстоятельства (снижение I). Существует тенденция, признавая свою ответственность, направлять агрессию на себя (повышена формула ΣI / ΣМ). В то же время тенденция увеличения числа реакций потребностно-настойчивого типа (NP) свидетельствует о ригидности потребности, невзирая на невозможность удовлетворения.

Гиперпротекция со стороны родителей проявляется в том, что родители уделяют ребенку крайне много сил, времени, когда его воспитание стало центральным делом жизни родителей. Данный стиль воспитания был связан со снижением показателя ЕI. Повышение этого показателя (конфликт Эго и Супер-эго) косвенно свидетельствует о том, что у испытуемого были подавляющие и строгие родители. Наши результаты, по-видимому, это подтверждают, поскольку снижение этого показателя связано с обратной тенденцией (нестрогие, сверхзаботливые родители).

  1. Гисенской анкеты жалоб;