Файл: Практикум по психосоматике Задание Формирование мануала методик. Пользуясь литературой, Вам необходимо сформировать мануал методик, который будет состоять из.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 237944

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
E» и «I».

Е– указывает на активное отрицание субъектом предъявленного обвинения, причем часто в форме встречных претензий или агрессии.

– указывает на признание субъектом своей вины, но со ссылкой на оправдывающие или смягчающие вину обстоятельства.

+ – (при повышении) первый уровень интерпретации: «В ситуации прямого обвинения повышена склонность оправдываться или полностью отрицать собственную ответственность».

Поскольку источником обвинения «внутри» субъекта, согласно психоаналитической теории, является Супер-эго, повышенную склонность оправдываться правомерно прямо или косвенно связывать с повышенной активностью этой инстанции. Второй уровень интерпретации: «Повышена активность Супер-эго». При больших отклонениях: «..можно предположить конфликт Эго – Супер-эго».

Следующие два образца интерпретируются только тогда, когда предыдущий (+ I) превышает норму Е – Е. Оба символа этого образца обозначают открыто агрессивное поведение, где «Е» – реакция в столбике E-D (эго-защитная агрессия)2.

Этот образец представляет собой тонкий психологический «фильтр», анализирующий агрессивность испытуемого. Согласно теории 3. Фрейда, у агрессии есть единственный источник – сам субъект агрессии3.

Но она может быть направлена не только вовне или на себя, но и против собственного Супер-эго. Высокий процент ответов типа свидетельствует о том, что хотя по форме агрессия направляется на парт-нера по ситуации, спровоцирована она не столько ситуацией, сколько имеющимся напряжением в системе «Эго – Супер-эго». Если значения образца превышают норму, это интерпретируется как «естественная» склонность к агрессивным реакциям, т. е. в данном случае агрессия на самом деле изначально предназначена партнеру. Если образец ниже нормы (за счет большого Е, а не низкого Е), это свидетельствует О том, что «...агрессивность испытуемого, спровоцированная ситуацией открытого обвинения, вызвана внутриличностным конфликтом в системе «Эго – Супер-эго»«. В этом случае, руководствуясь фрейдовской концепцией генезиса Супер-эго, следует предполагать, что часть агрессии неосознанно предназначается «образам первичных объектов интроекции», т.е. родительским фигурам.

I - I. Повышенная напряженность между Эго и Супер-эго мешает субъекту взять на себя полную ответственность за происшедшее, хотя он может осознавать свою отрицательную роль. Чувство ответственности заменяется неконструктивным переживанием чувства вины. В этом случае этот образец меньше нормы (за счет высокого 
I, а не низкого I). Первый уровень интерпретации: «В ситуации открытого обвинения повышена склонность к реакциям самооправдания». Второй уровень интерпретации: «Неконструктивное переживание чувства вины вызвано повышенной активностью Супер-эго».

ΣМ + I – общий показатель безобвинительных реакций. Если образец имеет большое значение, испытуемый старается избегать проявлений агрессии, старается оправдаться сам и снять вину с кого бы то ни было. 

1 Тарабрина Н. В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Автореф. дисс. канд. психол. наук. – Л : 1973.

2 Это, в частности, означает, что этот и следующий образец не могут иметь отрицательное значение, так как Е или I не могут быть больше Е или I.

3 В ранних работах 3. Фрейда фигурирует термин «несексуальные инстинкты Эго» и «инстинкт поперечно-полосатой мускулатуры». Начиная с «По ту сторону принципа удовольствия» – инстинкт стремления к смерти.

Интерпретация формул

Приведенные здесь формулы устанавливают соотношения между показателями направления реакций, т. е. уточняют характеристики агрессивности испытуемого. Следует различать термины «агрессия» и «агрессивность». Агрессивность – это личностная характеристика, отражающая склонность к частому и интенсивному переживанию агрессивных чувств. Агрессия – характеристика поведения, отражает склонность к проявлению агрессии в открытом поведении. Как свидетельствуют наши исследования, высокий уровень экстрапунитивных реакций не всегда коррелирует с открытым проявлением агрессии в поведении. Скорее он говорит о понижении контроля поведения в ситуации обследования Но это не свидетельствует о низкой валидности теста. Напомним, что тест Розенцвейга не предназначен для предсказания поведения. Его задача – вскрыть внутренние диспозиции реагирования, обычно скрытые в силу самоконтроля. Таким образом, результаты подсчета формул не позволяют предсказывать, как испытуемый поведет себя в ситуации1, но позволяют предсказать, как он себя будет чувствовать в ней.

SЕ / SI = «баланс агрессивности» – отражает преимущественное направление агрессивности вовне / вовнутрь. Следует учитывать, что агрессия, направленная на себя, не сдерживается контролем и поэтому всегда достигает своей «цели». Если значение формулы превышает интервал нормы, то агрессия направлена вовне, и наоборот.



SЕ / SМ = «степень агрессивности, направленной вовне». Если значение формулы превышает интервал нормы, то интенсивность агрессии, направленной вовне, превышает норму, и наоборот.

Е / е = «уровень переработки агрессии». Эта формула устанавливает соотношение эго-защитной агрессивности (столбик E-D) к агрессии, выраженной в форме требований разрешить ситуацию, направленных партнеру по ситуации (столбик N-P).

Согласно теории С. Розенцвейга, повышение количества потребностно-настойчивых реакций связано с сублимацией. «Переработка агрессии», таким образом, является синонимом сублимации агрессии. Уменьшение значения формулы свидетельствует о склонности к сублимации агрессии.

i / е = «степень самостоятельности в разрешении конфликтов и/или удовлетворения ситуационных потребностей». Если значение формулы превышает интервал нормы, самостоятельность высока, и наоборот.

Интерпретация GCR и признаков внутриличностной и/или микросоциальной дезадаптации

GCR указывает на степень соответствия либо отклонения паттерна реакций испытуемого от некого группового стандарта. Естественно также предполагать, что плохая предсказуемость ответов, в силу их нестандартности, может породить межличностные конфликты, снижающие адаптацию в ситуации. Согласно традиционной интерпретации, это должно сигнализировать о психологической дезадаптации. В подтверждение этого Н. В. Тарабрина приводит данные о понижении GCR при шизофрении, неврозах и депрессии. Вместе с тем, наше собственное исследование не выявило связи GCR ни с повышением тревожности, ни с понижением самооценки у психически здоровых испытуемых, т. е. не подтвердили связи GCR с признаками психологической дезадаптации.

Помимо GCR в тесте Розенцвейга имеется еще, по крайней мере, два индикатора психологической дезадаптации. Главный из них – значительное превышение показателя «суммарная E-D реакция» над стандартом. Согласно теории фрустрации, это свидетельствует о снижении фрустрационной толерантности и слабости Эго. Наши исследования полностью подтвердили правомерность такой интерпретации. Второй признак – значительное отклонение суммарных показателей «Таблицы профилей» от стандарта (сильное отклонение от стандарта вверх или вниз еще, как минимум, двух суммарных показателей).

На наш взгляд, только сочетание всех трех перечисленных индикаторов дает основание для предположения о наличии внутриличностной и/или микросоциальной дезадаптации (см. пример № 2 в подразделе «Пример заключения»).


1 1 В разделе по валидизации методики (см. ниже по тексту) нами приводится эмпирическая формула, позволяющая с определенной долей вероятности предсказать агрессивное поведение.

GCR считается пониженным, если он меньше 45 %. Первый уровень интерпретации отклонения GCR от нормы: «Реакции в ситуации фрустрации значительно отличаются от стандарта...». Второй уровень интерпретации: «...что может приводить к плохой предсказуемости его поведения партнерами по ситуации».

Третий уровень интерпретации связан с уровнем внутриличностной и/или микросоциальной дезадаптации испытуемого. Следует помнить правило: о Наличии указанной дезадаптации мы имеем право говорить только если, помимо пониженного GCR, сильно (>>) повышены E-D-реакции и присутствует еще, как минимум, два сильных (>>) отклонения от стандарта в таблице профилей (см. второй пример заключения).

Пример заключения Пример 1

Характеристики матрицы профилей: Е <, I «, М <; OD <, ED =, NP>>.

Формулы: i / е <.

Образцы: ЕI>; I - I= 0

Общие образцы: Е > I > M; NP > ED > OD; I > NP > ED; I > e >i.

GCR = 46,5%.

Заключение по исследованию личности Ф. И. О., 1964 г.р., пол женский, образование высшее техническое.

Исследование проводится по просьбе экспериментатора.

Отношение к обследованию адекватное, о чем свидетельствует сформированный мотив экспертизы, заинтересованность в результатах обследования, готовность к сотрудничеству, аккуратность выполнения задания. Установочное поведение и патологические мотивы отмечены не были. Контакт с испытуемой свободный.

По данным исследования с помощью теста рисуночной фрустрации Розенцвейга, реакции испытуемой следует рассматривать как вариант нормы. Отклонение реакции от стандарта не отмечено. Испытуемая находится в рамках адаптивной нормы.

Для испытуемой характерно увеличение удельного веса интропунитивных реакций. Это может являться следствием повышенной требовательности к себе и, возможно, пониженной самооценки и активизации механизма ретрофлексии. Уровень интерагрессии повышен.

Наблюдаются признаки повышенного напряжения в системе «Эго-Супер-эго»: испытуемая склонна ощущать повышенное чувство вины в ответ на адресованные в ее сторону обвинения. Это проявляется в увеличении удельного веса оправдательных реакций либо отрицании своей вины в ситуации прямого обвинения. Заметна активизация механизма сублимации агрессии, за счет чего повышается удельный вес реакций
, направленных на удовлетворение Ситуативно возникающих потребностей в форме передачи ответственности другому лицу и предоставление ему требований разрешить возникшую проблему. Самостоятельность в удовлетворении потребностей понижена.

Таким образом, на фоне удовлетворительной внутриличностной адаптации на первый план выступает преобладание интропунитивных реакций, увеличение интерагрессии, чувство вины, связанное с повышением активности Супер-эго; повышена ригидность в удовлетворении ситуативно возникших потребностей.

Пример 2

Характеристики матрицы профилей: Е>>, I<<, М >; OD >, ED>>, NP<<.

Формулы: Σ Е / ΣI<; Е / е >.

Образцы: +>; Е - <.

Общие образцы: Е > М > I; ED > NP > OD; Е > ED > NP; Е > М' > i.

GCR = 35%.

Заключение по исследованию личности Ф. И. О., 1973 г.р., пол мужской, образование среднее.

Обследование проводилось по просьбе экспериментатора.

Отношение к обследованию адекватное. Мотив экспертизы сформирован, признаков установочного поведения не наблюдалось. Контакт свободный, установился легко и поддерживался в течение всего обследования.

На основании выполнения фрустрационного теста Розенцвейга, характер реакций испытуемого в ситуации фрустрации следует относить к варианту внутриличностной либо микросоциальной дезадаптации; реакции значительно отличаются от стандарта.

Выявляются признаки слабости Эго, приводящие к снижению фру-страционной толерантности, что в свою очередь становится причиной восприятия мира как менее безопасного, чем это характерно для большинства людей. Это приводит к повышению удельного веса эго-защитных реакций в форме вербальной агрессии и порицания партнера по ситуации. В целом удельный вес агрессивности в ответах испытуемого повышен, что сопровождается активизацией защитного механизма проекции. Поскольку частота агрессивных ответов повышается в ситуации прямого обвинения, есть основания предполагать, что в основе агрессивных реакций лежит конфликт в системе «Эго-Супер-эго», т. е. неосознаваемым объектом агрессивности испытуемого являются интроецированные родительские образы. Механизмы переработки (сублимации) агрессии не развиты.

Вместе с тем, если реакции не носят защитного характера, испытуемый склонен фиксироваться на факте препятствия, избегая агрессии и стараясь понизить субъективную значимость ситуации фрустрации.

Можно также предполагать, что у испытуемого недостаточно развиты навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и удовлетворения ситуативно возникающих потребностей.