Файл: Практикум по психосоматике Задание Формирование мануала методик. Пользуясь литературой, Вам необходимо сформировать мануал методик, который будет состоять из.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 237942
Скачиваний: 75
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Благодаря ее публикациям отечественный стандарт теста стал доступен российским психологам. Рекомендации, предложенные автором, в настоящее время получили широкое распространение, копируясь в различных сборниках по психодиагностике.
Значительно более содержательное практическое руководство к детскому варианту теста составлено Е. Е. Даниловой.
В нем содержится критический анализ интерпретации ряда показателей теста, дана содержательная интерпретация «образцов», приведен подробный разбор протоколов, подробные возрастные нормы, образцы ответов с вариантами шифровки. К сожалению, данное руководство мало кому известно в силу малого тиража. В нашем учебном пособии значительно расширен раздел, посвященный именно психологической интерпретации результатов обследования. Эта интерпретация основывается на оригинальной психоаналитической концепции С. Розенцвейга и нашем собственном опыте применения метода в клинической практике. Содержательная интерпретация результатов расширена за счет анализа комплексных показателей (формул) и нормативных данных по формулам, образцам и первичным категориям подсчета (девятиклеточной матрице результатов). В разделе по валидизации метода приводятся дополнительные данные, в частности эмпирически сконструированные формулы по определению самооценки, тревожности и агрессивности испытуемого.
Назначение теста
Главным образом, тест Розенцвейга предназначен для измерения трех личностных характеристик:
♦ интенсивности и характера «эго-защитных» реакций;
♦ направления, интенсивности и вероятных источников агрессивности;
♦ уровня фрустрационной толерантности и микросоциальной адаптации.
1 Frank L. К. Protective methods for study of personality // Handbook of projective technique / B. I. Murstein (Ed.). - N. Y., 1965. - P. 1-22.
Глубинная интерпретация ряда показателей теста позволяет высказать гипотезы относительно уровня самооценки, доминирующих защитных механизмов личности, способности к сублимации агрессивных импульсов.
Фрустрационная теория С. Розенцвейга
Теория фрустрации, предложенная С. Розенцвейгом в качестве одного из оснований его теста – это расширение известного положения фрейдистской теории о связи психического напряжения и тревоги с задержкой нормальной циркуляции энергии в психическом аппарате. Согласно теории 3. Фрейда, любое препятствие разрядке инстинктивного влечения приводит к нарушению принципа удовольствия. Фрустрационная теория является, по мнению С. Розенцвейга, примером экспериментального психоанализа.
Другой аспект обсуждаемой теории состоит в оригинальной концепции психологической защиты, описанной по аналогии с работой известных к тому времени защитных механизмов клеточного и гормонального уровней. Он характеризовал свою попытку как конкретное выражение «организмического взгляда в психобиологии»1.
Последний отражает заимствованное психоанализом из биологии понимание живого организма как целостности, поддерживающей внутренний и внешний баланс через формирование защитной оболочки и динамический обмен веществ с окружающей средой. В теории С. Розенцвейга этот взгляд конкретизирован в трех уровнях «витальной защиты»:
1) клеточный уровень, иммунный, направлен против проникновения в организм инфекции и обеспечиваемый лейкоцитами и другими антителами;
2) автономный уровень обеспечивает защиту целостности организма от крупных повреждений. Здесь задействованы железы внутренней секреции и вегетативная нервная система;
3) кортикальный, или собственно «эго-защитный», уровень осуществляет защиту целостной личности от психологического вторжения.
Каждому уровню «эго-защиты» соответствует определенная эмоция, которая либо запускает его, либо служит индикатором его активности:
♦ 1-му и 2-му уровням соответствует боль;
♦ 2-му и 3-му уровням соответствует страх и гнев;
♦ только 3-му уровню соответствует тревога.
Таким образом, индикатором активации «эго-защиты» служат эмоции страха, гнева и тревоги. Или, наоборот, активация «эго-защиты» выражается в повышенном уровне тревоги или агрессивности.
С. Розенцвейг подразделял фрустрационную теорию на 4 подраздела:
1) определения;
2) типы стресса;
3) варианты реакций во фрустрационной ситуации;
4) фрустрационная толерантность.
1. Определения. Фрустрация – состояние, возникающее всегда при встрече организма с более или менее определенным препятствием на пути к удовлетворению какой-либо витальной потребности.
Стресс – стимульная ситуация, представляющая подобное препятствие2.
Дистресс – соответствующее стрессу нарастание эмоционального напряжения.
Фрустрация разделяется на первичную и вторичную.
Первичная фрустрация – это невозможность удовлетворения витальной потребности, например, состояние голода при длительном отсутствии пищи.
Вторичная фрустрация – определяется привходящим внешним обстоятельством, например: неожиданный визитер, мешающий голодному поесть.
2. Типы стрессов. Типы стрессов (препятствий) разделяются по признакам «внешнее-внутреннее» и «активное-пассивное», образуя матрицу 2x2.
1 Rosenzweig S. An Outline of Frustration Theory // Personality and the Behavior Disorders. A handbook based on experimental and clinical research / Ed by J. McV. Hunt. Ronald Press Company. - N. Y., 1945. Vol. 1. - P. 379-188.
2 В настоящее время понятие стресс трактуется иначе – в рамках теории физиолога Г. Селье. Стресс рассматривается как комплексная мобилизационная психофизиологическая реакция организма в ответ на внешнее воздействие.
Таблица 5.1
Классификация препятствий по С. Розенцвейгу
ПАССИВНОЕ | АКТИВНОЕ | | ||
ВНЕШНЕЕ | Внешнее пассивное | Внешнее активное | ||
ВНУТРЕННЕЕ | Внутреннее пассивное | Внутреннее активное |
Внешнее пассивное препятствие определяет невозможность удовлетворить потребность, но без угрозы личности субъекта (например, запертая дверь в комнату с едой).
Внешнее активное препятствие определяет невозможность удовлетворить потребность, в сочетании с опасностью для целостной личности (например, вооруженный полицейский, препятствующий проникновению в комнату с едой). Такое препятствие определяет двойную фрустрацию: а) первичную (неудовлетворенность витальной потребности) и б) вторичную (неудовлетворенность потребности в безопасности для целостной личности).
Внутреннее пассивное препятствие – собственная неспособность человека удовлетворить витальную потребность. Розенцвейг видит здесь аналогию с «первичной слабостью» по Л. Адлеру: физический или душевный недостаток, порождающий чувство неполноценности и потребность в компенсации.
Внутреннее активное препятствие – ситуация внутриличностного конфликта, изучаемая в классическом психоанализе 3. Фрейда. В качестве примера приводится сексуальное влечение, подавляемое моральными запретами, а также другие конфликты между сознанием и бессознательным, служащие источниками тревоги. В этих случаях вследствие опасности нарушения целостности личности возникают отклоняющиеся потребности. Когда их сила уравновешивается с первичными влечениями, возникает «истинный конфликт». Но фрустрационная теория не считает эту область конфликтов приоритетной, а изучает более общие характеристики фрустрационных реакций.
Фрустрационная теория занимается в основном вторичной фрустрацией и, по преимуществу, тех потребностей, неудовлетворение которых влечет потерю или нарушение какой-либо структуры или функции. Реакции фрустрации принимают два основных направления: импульсивность и толерантность (устойчивость). Организм
либо вовлекается в агрессивные действия, направленные на препятствие, или на соответствующий заменитель, либо приспосабливается к ситуации фрустрации, что проявляется в устойчивости к действию фрустратора, которая может сопровождаться компенсацией в форме сдерживания, подавления, вытеснения, фантазии, регрессии. В настоящее время фрустрационная толерантность также понимается как способность противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей психобиологической адаптации. В основе этой способности лежит свойство человека к адекватной оценке реальной ситуации, с одной стороны, а с другой – возможность предвидения выхода из ситуации.
Устойчивость к фрустрирующим ситуациям в существенной степени зависит от интенсивности того минимального воздействия, при котором наблюдается состояние фрустрации. Минимальный уровень нарушения взаимодействия между индивидуумом и средой (в результате чего блокируется или затрудняется удовлетворение актуальной потребности), необходимый для возникновения состояния фрустрации, характеризует порог фрустрации. Порог фрустрации можно рассматривать как меру потенциальной стабильности психической адаптации. Понижение этого порога будет определять ее потенциальную неустойчивость.
3. Варианты реакций во фрустрационной ситуации. Согласно теории С. Розенцвейга, существует 11 вариантов простых реакций в ситуации фрустрации. Они различаются по трем типам и трем направлениям. К девяти вариантам реакций, получаемых сочетанием 3x3, добавляются два дополнительных варианта. Эти варианты отражают расширение диагностических возможностей теста за счет введения им так называемых «супер-эго-блокинговых» ситуаций. К ситуациям фрустрации потребностей («эго-блокинговым» ситуациям) он добавил ситуации прямого обвинения персонажа со стороны партнера по ситуации («супер-эго-блокинговые»).
С теоретическими предпосылками теории перечисленные типы реакций соотносятся следующим образом. Главным (с точки зрения фрустрационной теории) типом реакций является «эго-защитный» (E-D). Именно он отражает активизацию «кортикального уровня» защиты целостного организма, будучи связан с аффектом страха, тревоги либо ярости. Он же тесно связан с пониманием С. Розенцвейгом смысла фрустрационной толерантности. Эти реакции свидетельствуют о том, что субъект воспринимает препятствие как внешнее активное,
т. е. опасное для его личности как целого. В свою очередь, это должно сигнализировать о неудовлетворенности базовой потребности в безопасности.
Следующим по значимости является тип потребностно-настойчивых реакций (N-P). Согласно первоначальному варианту теории1, эти реакции включаются в случае, если «эго-защитные» реакции отсутствуют.
В данном случае препятствие расценивается субъектом как «внешнее пассивное», т.е. представляющее опасность только косвенно – через неудовлетворение витальной потребности. Потребностно-настойчивые реакции С. Розенцвейг напрямую связывал с фрейдовским механизмом сублимации.
Препятственно-доминантные (O-D) реакции в первоначальной теории не рассматриваются вовсе и были введены автором позднее. В них акцент перенесен с неудовлетворенной потребности на само препятствие к ее удовлетворению.
4. Фрустрационная толерантность. Под фрустрационной толерантностью С. Розенцвейг понимал способность субъекта отсрочить во времени удовлетворение потребности либо реакцию, т. е. степень соответствия поведения принципу реальности, а не принципу удовольствия. Низкая фрустрационная толерантность связана со слабостью Эго, а о последней сигнализирует повышение удельного веса «эго-защитных» реакций.
Процедура исследования
Для проведения методики необходимо иметь стимульный материал: 24 картинки2 с изображением тестовых ситуаций и секундомер.
Последний является «реквизитом», необходимым для поддержания легенды, предлагаемой испытуемому в маскирующей инструкции. Все карточки пронумерованы и предъявляются в строгом соответствии с нумерацией.
Инструкция. Поскольку тест Розенцвейга является проективным методом, основную инструкцию предваряет маскирующая. Она может быть задана примерно в следующей форме:
«Мне хотелось бы исследовать скорость ваших реакций в сложных житейских ситуациях». За ней следует основная инструкция: «Посмотрите на эту картинку (показывается первая стимульная картинка). Персонаж (человек), в квадратике над которым ничего не написано (он, как правило изображается справа), попадает в затруднительную житейскую ситуацию. От вас требуется следующее: вы читаете вслух реплику, обращенную к этому персонажу, и как можно быстрее отвечаете на нее так, как, по вашему мнению, ответил бы он в данной ситуации. Если для ускорения процесса вам удобно отвечать так, как вы сами ответили бы в сход- ной ситуации, то это правилами теста не запрещено».