Файл: Моя специальность Моя профессия мое образование Моя профессия самая интересная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Информация, заносимая в карту, должна быть легкодоступна для прочтения другим лечащим врачом (разборчивый почерк, отсутствие ненужной информации, стандартная аббревиатура). Подчеркнутая, выделенная цветом информация заострит внимание читающего на ключевых моментах записей. Использование стандартной аббревиатуры концентрирует информацию, облегчает ее введение и прочтение. Как правило, при прочтении амбулаторной карты в первую очередь обращается внимание на диагнозы, назначенное лечение и результаты обследования. Анамнез и осмотр в большинстве случаев читаются только проверяющими.

2. Талон на прием к врачу- является формой отчета о количестве принятых пациентов (статистическая форма № 39). Талоны на прием суммируются и анализируются в статистической службе медицинского учреждения.

3. Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов и обращений - является формой учета заболеваемости (общей и первичной). На основании статистических талонов производится анализ общей и первичной заболеваемости населения по Международной классификации болезней в статистической службе медицинского учреждения (статистическая форма № 12). Кроме этого статистический талон может содержать информацию о диспансерном наблюдении за пациентом.

Все остальные виды документации не являются обязательными и заводятся только в случае необходимости регистрировать дополнительную информацию (журнал физиотерапевтических процедур, журнал отчетов, журнал медико-гигиенического обучения больных и т. п.).

Компьютерный вариант ведения документации

Достоинствами компьютерного варианта ведения медицинской документации являются:

1. Удобство внесения, хранения и поиска информации.

2. Отсутствие необходимости дублирования вводимой информации, простота ее размножения и переноса.

3. Информация легко читается (по сравнению с рукописным текстом).

4. Простота проверки, выборки, анализа информации.

5. Простота переведения электронной информации в печатную.

6. Длительное хранение информации в архивах, легкий доступ к архивам и поиск в них. Зависимость системы от электропитания.

7. Нежелание и неумение многих проверяющих лиц (относящихся, как правило, к среднему и преклонному возрасту) использовать электронную (а не печатную) информацию при проверке.

Формирование отчетов медицинских учреждений все больше переводится из бумажного в компьютерный. Все это закрепляется
законодательно и вводится повсеместно.


  1. Коммуникативная компетентность врача.

  2. Культура речевого поведения медицинского работника


Коммуникативная компетентность врача

Гиппократ писал: «В медицине есть три составляющих: болезнь, больной и врач... Больному нелегко понять, что происходит, почему ему становится лучше или хуже, именно врач должен ему все объяснить». Доктор богословия Франсис Майнаб писал: «При первой встрече решающую роль играет поведение врача, его манера говорить и держаться».

Профессионализм врача определяется не только тем, насколько хорошо он знает этиологию и патогенез болезней, методы их диагностики и лечения, но и его умением консультировать, т. е. общаться, учить, советовать. Умение врача общаться определяет его взаимоотношения с больным, только завоевав доверие больного, можно собрать подробный анамнез, объяснить, что от него требуется в процессе лечения. Опытный специалист излагает свои мысли так, чтобы они были доступны, не порождали тревогу. Он умеет не подорвать доверия к себе и не отнять у больного надежду на успех лечения.

(Дж. Мерта.Справочник общей практики - М.: Практика,1998. -1230 с.)
Коммуникативная компетентность врача - профессионально значимое качество. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом - от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность врача. Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о больном. Умение общаться, или коммуникативная компетентность,обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. Если пациент доверяет своему врачу, не сомневаясь в правильности диагностики и адекватности терапии, то он будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и терапевтические процедуры. При отсутствии психологического контакта пациент, возможно, не станет придерживаться врачебных рекомендаций и назначений, проконсультируется у других врачей или просто у своих знакомых, займется самолечением, обратится к представителям альтернативной медицины.



Коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.), но и сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы.

Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.

Важно также владение врачом собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Адекватная коммуникация предполагает правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение. Независимо от того, в каком душевном состоянии находится пациент, испытывает ли он гнев или печаль, беспокойство, тревогу или отчаяние, врач должен уметь с ним взаимодействовать, адекватно строить отношения, добиваясь решения профессиональных задач.

В связи с этим профессионально значимым качеством медицинского работника является коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности) - терпимость, снисходительность и др. Больной может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может быть приятен или неприятен врачу, но в любом случае психологическая подготовка последнего должна помочь справиться с ситуацией, предотвратить конфликт или возникновение неформальных отношений, когда вместо ролевой структуры «врач - больной» возникают отношения дружбы, психологической близости, зависимости, любви.

Формирование коммуникативной компетентности врача. Умение общаться с больными - коммуникативная компетентность врача - искусство, которое начинает формироваться еще в процессе обучения в медвузе. Вначале, на ранних этапах обучения, начиная взаимодействовать с больными, будущие врачи часто бессознательно, копируют стиль поведения врачей-преподавателей, на чье мнение ориентируются, перенимая у них манеру общения с больными, особенности невербального поведения (жесты, мимические реакции, позы, манеру сидеть, разговаривая с больным, и пр.), интонации, заимствуют из их словаря ключевые. По мере накопления опыта профессионального общения молодой врач уже осознанно начинает использовать разнообразные психологические навыки, облегчающие общение с больным.


Профессиональная адаптация. Адаптация молодого врача к профессиональной деятельности занимает около двух лет. Как правило, это время необходимо для того, чтобы почувствовать себя уверенно в новой социальной роли, выработать индивидуальный профессиональный «имидж», приобрести определенный репертуар навыков, алгоритмов действия в стандартных профессиональных итуациях: поиск информации, тренировка профнавыков с получением обратной связи (одобрения, поощрения со стороны старших), интенсивное общение с начинающими коллегами. Этот познавательный элемент профессиональной адаптации можно обозначить как совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков.

Еще один компонент профессиональной адаптации связан с формированием «профессионального имиджа» как важного инструмента врачебной деятельности. Один из наиболее значимых его элементов - уверенное поведение врача, адекватное ситуации. При любых, самых неожиданных, опасных ситуациях, он не должен показывать своей растерянности больному. Уверенный стиль поведения помогает сформировать у больного «терапевтическую иллюзию» абсолютной компетентности врача, его способность контролировать ситуацию и определять прогноз, что позволяет пациенту сохранять веру в благополучный исход событий. Уверенное поведение помогает обеспечить доверие больного, вселить в него надежду, активизировать защитные и компенсаторные механизмы. Другими составляющими «профессионального имиджа» являются характеристики невербального поведения: открытые позы, располагающие к общению; коммуникативные и экспрессивные жесты, рассчитанные на произведение определенного впечатления; мимические реакции, выражающие доброжелательность, спокойную уверенность; межличностная дистанция, отражающая степень эмоциональной близости в каждый момент общения в зависимости от поставленных тактических задач. Важен и внешний вид врача, особенности его речи: доверительная, властная или спокойная, уверенная интонация, плавная, хорошо построенная речь. Это повышает степень доверия к полученной информации и уверенность в профессиональной компетентности врача.

Как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Можно ли научить общению?

Без сомнения, взаимоотношения врача и пациента многогранны. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Врач должен владеть тонким психологическим чутьем, и здесь необходима постоянная работа сознания. Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого технически
оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом.

Несколько таких советов приведены ниже:

· Попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.

· Попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести.

· Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа.

· Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.

· Попробуйте разъяснить необходимость ограничения, по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).

· Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце – вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.