Файл: Стратегии воспитания, рекомендуемые в каждом возрасте на основе периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно Выготскому, начало кризиса одного года связано с появлением автономной речи. В самом начале второго года жизни ребенок изобретает собственные звукосочетания, а не просто повторяет речь взрослого. При этом слова детской автономной речи отличаются от слов взрослой речи не только фонетически, но и по смыслу. В своих словах-обобщениях ребенок «собирает» важные для него признаки окружающего мира причудливым образом. Например, детское слово «кася» обозначает все съедобное и вкусное, а «кх» — мягкое и пушистое (мех, кошку, варежки, мамины волосы и т. д.), «буф» — все, что двигается. Этот переходный этап есть в развитии каждого ребенка, потом он сменяется появлением «настоящих» слов. Понять такую речь ребенка может только взрослый, который находится с ним в данной ситуации. Автономная речь ситуативна. Впервые ее особенности описал Ч. Дарвин. Автономная речь — мостик от безъязычного периода общения к языковому. Исчезновение автономной речи есть признак окончания кризиса одного года, наряду с началом овладения предметно-орудийной деятельностью и появлением сложных сознательно управляемых движений и действий.
Воспитание и обучение детей младенческого возраста традиционно считалось делом семейным. В настоящее время в помощь семье общество и государство создают условия для развития детей младенческого возраста, в том числе посредством организации образования.
Согласно Федеральному Закону № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», «получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев» (ст. 67, п. 1). В рамках этого закона были разграничены функции образования, воспитания, обучения и «присмотра и ухода за детьми» (ст. 2). Образование определяется Законом как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения», а присмотр и уход за детьми — «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня». В соответствии с определениями данного закона и обучение, и воспитание призваны быть нацеленными на развитие личности.
Современные образовательные организации предлагают семьям с детьми младенческого возраста программы, направленные на поддержку их психического развития. Разработка и реализация такого рода программ должна соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт дошкольного образования основан на принципах поддержки разноообразия и сохранения уникальности детства, признании значимости детства в связи с тем, что сейчас происходит с ребенком, а не перспективой его подготовки к следующим возрастам жизни. Уважение к личности ребенка, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослого с ребенком определяется стандартом в качестве приоритетов образования. Образовательные программы должны учитывать специфику возраста и осуществляться в формах, приемлемых для детей данной возрастной группы.
Организуя процессы как семейного, так и общественного воспитания младенцев с точки зрения психологии развития важно следовать единым рекомендациям.
Взрослый создает условия для развития ребенка. Обретение в структуре психологического возраста ребенка точек приложения воспитательных усилий взрослого способствует эффективности обучения и развития ребенка в целом. Это общее правило для детей всех возрастов. Рассмотрим, как оно работает в отношении младенцев.
Общение взрослого с младенцем. Речь, обращенная к ребенку, должна носить позитивно-спокойный характер, сопровождать действия взрослого, а потом и действия ребенка. Реакция на плач ребенка, любое проявление неудовольствия должна быть незамедлительной. Центром сознания малыша являются хаотичные ощущения от различных органов чувств (анализаторов), поэтому взрослому предстоит убирать негативный раздражитель, вызывающий дискомфорт (складка на одежде, мокрота, холод или жар, чувство голода, жажды). Ребенок не владеет речью, поэтому сигналы он подает через эмоциональные реакции. Если взрослый чувствителен к потребностям малыша, то ребенку нет необходимости использовать громкий крик или продолжительный плач для привлечения внимания. «Воспитанный» ребенок, если не испытывает сильной боли, начинает просто кукситься или громко кряхтеть, чтобы показать свою необходимость во взрослом. К двум месяцам такой ребенок уже имеет несложные условные рефлексы, живет по режиму сна, питания и бодрствования, который вырабатывается прижизненно в диаде «мать — дитя». Эффект «выученной беспомощности» характерен для детей, лишенных родительского ухода или детей с эмоционально холодными родителями. Этот эффект указывает на неотзывчивость взрослого к потребностям младенца, способствует развитию у ребенка чувства ненужности, беспомощности, глобальной пассивности. Он даже может стать психологической причиной детской смертности в младенчестве при удовлетворительном физическом состоянии.
Спонтанное обучение ребенка. Основные усилия в этом направлении делаются на предоставление разнообразных раздражителей на все органы чувств (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые, двигательные) через подбор специальных игрушек, предметов ухода, совместных игр и занятий (рассматривание крупных изображений в книгах), чтения ритмических текстов. Однако, беспредельное предоставление ребенку множества раздражителей не способствует его нормальному развитию. Для этого ребенок должен быть уверен в постоянстве и узнаваемости окружающего его мира. Соблюдение режима, постоянства предметного мира и ухаживающих взрослых есть основные условия стабильности развития. Новые раздражители постепенно вводятся в поле зрения ребенка, взрослый меняет элементы окружающего его предметного мира. В учреждениях, где
находятся дети без попечения родителей, частая смена ухаживающего персонала не позволяет ребенку установить узнаваемые способы взаимодействия со взрослым, препятствует усвоению правил взаимодействия с ним, не дает возможности осмысления внешнего пространства. Сенсорная депривация у таких детей возникает по причине однообразной стимульной среды. Они ограничены в получении разнообразных ощущений и впечатлений, которые возникают в совместном со взрослым взаимодействии. Поведение таких детей характеризуют монотонные движения, они длительное время могут находиться в одной позе, мимика однообразна.
Резюме. Развитие младенца полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого. Взрослый обеспечивает выживание ребенка первого года жизни, удовлетворяя его биологические, социальные и индивидуально-психологические потребности. Ведущая деятельность — эмоционально-физическое взаимодействие ребенка со взрослым, удовлетворяющее основные психологические потребности младенца. Ориентировочно к двум месяцам формируется ситуативно-личностная форма общения взрослого и ребенка, что определяет новые возможности для его развития. После полугода начинает развиваться ситуативно-деловая форма общения ребенка со взрослым в ходе совместной предметной деятельности. К завершению первого года социальная ситуация развития меняется, в взаимоотношения взрослого и ребенка включается предметная деятельность ребенка, что определяет основное содержание кризиса первого года. Итогом развития в младенчестве являются глубокие психологические преобразования, связанные с возникновением собственных, независимых от взрослого желаний ребенка. Начиная самостоятельно передвигаться, пробуя владение словом, выстраивая по-новому свои отношения со взрослыми людьми, более успешно оперируя предметами, справившись с кризисом первого года, малыш вступает в раннее детство.
Психологическое развитие ребенка в период раннего возраста (1—3 года). Особенности воспитания и обучения
Социальная ситуация развития ребенка определяется соотношением повышенного интереса к вещам из мира взрослых с потребностью в овладении разными предметами и невозможностью это сделать самостоятельно. Данную ситуацию Л. С. Выготский называл «аффективной заряженностъю вещей». Способность малыша активно передвигаться, самостоятельно брать предметы, тянуться к тем, которые находятся у него на виду, делает его менее зависимым от взрослого. Такая ситуация развития изменяет общение ребенка со взрослым; оно становится содержательным. Содержанием общения выступает предмет и способы действия с ним. Задача взрослого — познакомить ребенка с функцией предмета, передать ему общественно выработанный способ действия с ним. Это происходит в ситуации общения, организованной взрослым развернутой предметной деятельности. В итоге к концу возрастного периода у ребенка формируется индивидуальная деятельность, через которую он проявляет самостоятельность. Наиболее привлекательными для ребенка становятся предметы, которыми пользуется взрослый. Для ребенка они представляют опасность: ножницы, вилка, нож, электронная техника, бытовые электрические приборы и т. п. Слово взрослого не является пока сигналом к прекращению действия, которое уже начал выполнять малыш. Поэтому важно обозначать правила пользования предметами, которые в общем задают границы допустимого и запретного. Ю. Б. Гиппенрейтер предлагает взрослым установить своеобразный «коридор свободы», отметив для ребенка зоны разрешенного и запрещенного поведения. Между зеленой зоной «все разрешено» и красной «все запрещено» размещаются соответственно желтая («нужно спросить у взрослого — можно или нельзя?») и оранжевая («нельзя, но в исключительных случаях можно»). Наличие таких зон позволяет взрослым, участвующим в воспитании ребенка, иметь единство позиции, ориентирует ребенка в том, за что может последовать наказание, помогает установить единство требований в ситуациях неопределенности. Например, в предметном плане эти требования распределятся в соответствии с зонами: есть предметы, которые можно брать всегда без дополнительной договоренности, другие можно брать только с разрешения взрослого; есть предметы, которые можно брать только совместно со взрослым; отдельные предметы никогда брать нельзя. Установленных правил должны придерживаться все взрослые, участвующие в воспитании ребенка.
Личные вещи и предметы — это пространство приватности каждого человека, которую мы уважаем, к чему следует относиться бережно. Ребенок тоже имеет личные вещи в семье. Требуя соблюдения правил пользования вещами других людей, важно уважать и его права на личные вещи. Взрослому, который учит ребенка делиться своими предметами, просить предметы из чужого мира, следует самому давать образец желаемого поведения. Например, стоит спросить у ребенка: «Можно взять твою книжку?» или «Можно я воспользуюсь твоим карандашом?»
Предметный мир должен быть удобным для ребенка. Чтобы развивалась самостоятельность малыша, необходимо предметы располагать в «ручной» доступности. Конфликты по поводу опасных предметов легко снимаются, если их убрать с поля видимости ребенка (особенно в начале раннего возраста). Часто запретные слова («нельзя», «это опасно» и т. п.) становятся основой общения взрослого и ребенка раннего возраста. При воспитании эффективнее следовать правилу: ребенка легче научить, чем запретить пользоваться предметом. Взаимодействуя с предметным миром с помощью взрослого, ребенок входит в мир постоянных вещей и вырабатывает к ним свое отношение. Безусловно, это позитивное достижение. Однако, вхождение в мир вещей может сопровождаться появлением негативных (эмоциональных и мотивационных) качеств: жадности, агрессивной тенденции защищать свое и т. д.
Нормативно это явление временное и преодолевается осуждением взрослых, обучением приемам обмена предметами, дарением предметов, положительными примерами без нравоучений из различных, доступных возрасту контентов. Внешний предметный мир ребенка первоначально отождествляется им с самим собой. Он отстаивает его («Кто ел из моей тарелки?» и т. д.). Неразумное поведение взрослого («Если не съешь, отдам собачке»), реакция осмеяния предметного мира ребенка приводит к закреплению у него жадности как черты личности.
Главная потребность ребенка в познании функции предмета окружающего мира меняет его отношения со взрослым. Осуществляется переход от общения к предметной деятельности как ведущей за собой развитие в раннем возрасте. Общение выступает формой, в русле которой формируется предметная деятельность. При этом предметная деятельность в раннем возрасте выступает сначала как содержание общения ребенка и взрослого, а к концу возрастного этапа — как самостоятельная деятельность. Как это происходит? Е. В. Самолетова в своих исследованиях выделила пять этапов данного перехода: