Файл: Реализация в школе социально значимого проекта, посвящённого Году памяти и славы Война Победа! Память!.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.4.Перспективный план практической реализации проекта
«Война… Победа! Память!» на 2020 – 2021 учебные годы.
Проект, который я разработала, рассчитан на 2 года. На данный момент в нашей школе успешно реализуется третий этап данного проекта – анонсирование проекта.
Хочется сказать, что обучающиеся очень активно принимают участие в данной работе, ответственно подходят к изучению, исследованию информации из различных источников. Наблюдая за тем, как ребята выполняют этот проект, видно, что события минувших лет не оставили их равнодушными. Они очень трепетно относятся к оформлению каждого листа этого дневника, вкладывая в него частичку своей души и сердца. Особенно это заметно, когда ребята работают с информацией о своих прадедах! Чувствуется, что гордость переполняет их в эти моменты. Я, в свою очередь, наблюдая за тем, как ребята проявляют себя в этой деятельности, убеждаюсь, что данный проект – это связующее звено между прошлым и настоящим, а значит, связь поколений будет существовать всегда!
Но на данном этапе практическая реализация проекта не заканчивается. Я включила в перспективный план на 2020 – 2021 учебный год следующие виды деятельности:
1. Дополнять и расширять тематическое содержание дневника на основе поисковой исследовательской деятельности, опираясь не только на семейные архивы, но и на взаимодействие с Центральной районной библиотекой, Сельским домом культуры, редакцией газеты «Незлобная», Храмом Архистратига Михаила. В планах организовать тесное сотрудничество с данными организациями, в целях информационного обогащения дневника достоверной информацией.
2. Продолжить взаимодействие с дошкольными учреждениями станицы Незлобной: проведение акции «Листая страницы дневника» на территории детских садов, с привлечением отряда волонтёров «Справедливости и добрых дел» МБОУ СОШ №12.
3. Создание на основе данного проекта других социально – значимых проектов:
- «Моей школе – 55!» (данный проект расскажет об истории возникновения школы, о первом директоре – участнике ВОВ, Токареве Иване Борисовиче);
- «Моя малая Родина» (о героях – земляках, тружениках тыла, детях войны нашей родной станицы);
- «Интересные люди рядом» и другие.
4. Создание аллеи памяти на территории школы.
5. Проведение повторного итогового анкетирования обучающихся с целью выявления уровня полученных знаний в ходе практического применения проекта, сравнение и мониторинг результатов анкетирования.
6. Проведение рефлексивно-обобщающего этапа в работе над проектом (подведение итогов деятельности, рефлексия).
2.Практическое применение и реализация в школе социально – значимого проекта «Война… Победа! Память!»
2.1. Реализация проекта в школе в урочной деятельности.
Я работаю учителем начальных классов. На мой взгляд, именно начальная школа – это «начало всех духовных начал» в вопросе духовно-нравственного воспитания детей. Я всегда ставлю перед собой главную задачу: воспитание ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Из какого же источника черпают наши дети духовность, нравственность, патриотизм в школе? Это, прежде всего, учебная деятельность.
На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Особенно большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности.
Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и даже математика – это предметы, которые позволяют уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка, ведь для успешного осуществления учебной задачи необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь, могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. А задача учителя – направить деятельность обучающихся на развитие и формирование устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Готовясь к урокам, я долго размышляла над тем, как можно использовать материал проекта «Война… Победа! Память!» не только во внеурочной деятельности, но на уроках. Вспомнив о том, что главной составляющей в современном подходе в обучении детей по ФГОС является проблемное обучение, мне пришла мысль использовать данный проект на уроках для постановки проблемы, что позволит в непринуждённой обстановке заинтересовать обучающихся к изучаемой теме на уроке, а также создать мотивацию к изучению определённой темы. Приведу пример. Так, по программе предмета «Окружающий мир» предусмотрена для изучения тема «Великая Отечественная война и Великая Победа» (ОМ, А. А. Плешаков, 4 класс, с. 140 – 146). Начиная работать по этой теме, ребятам в начале урока предлагаю взять дневник, пролистать его страницы и ответить на вопросы: «Листая страницы этого дневника, какие вопросы возникли у вас?», «Почему сегодня мы листаем этот дневник?», «О чём захотелось узнать, глядя на его страницы?». Таким образом, урок строится с опорой на страницы дневника, раскрывая основные события ВОВ. В ходе такой виртуальной экскурсии обучающиеся сами открывают и получают новые знания, учатся работать с информацией, а диалог между учениками и учителем подводит их к формулировке темы урока. Аналогичную работу можно провести и на уроке литературного чтения, при изучении раздела «Моё Отечество», где представлены произведения поэтов и писателей о Великой Отечественной войне, Родине, Отечестве.
Применение и практическая значимость данной разработки прослеживается через систему следующих уроков:
Учебный предмет | Тема урока (стр. учебника) | Применение проекта для достижения образовательных целей |
Окружающий мир (блок «История») | «Великая Отечественная война и Великая Победа» (ОМ, А. А. Плешаков, 4 класс, с. 140 – 146). | Постановка проблемы, поиск информации на страницах дневника, с целью получения новых знаний по теме урока. |
Технология | Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева «Технология, 4 класс». «Парад военной техники» | Рассматривание страниц дневника, где представлены образцы военной техники времён ВОВ. Изготовление моделей военной техники по представленным образцам. |
Литературное чтение | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (3 класс, с. 175-178); Цикл стихотворений о Родине в разделе литературного чтения, «Родина» (4 класс, с. 128-139); Наши проекты: «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя!», «как не гордиться мне тобой, о Родина моя!» | На данном уроке можно познакомить с теми произведениями, которые отражены на страницах дневника и использовать их для изучения на уроке внеклассного чтения. Дневник памяти может служить примером выполнения проектной работы по указанной тематике предстоящего литературного проекта. |
Русский язык | Урок развития речи. Изложение «Берёза у оврага» (3 класс, с. 133) | Проект можно использовать на данном уроке для вступительной беседы к предстоящему изложению, а также для определения основной мысли текста, который предстоит написать. |
2.2. Реализация проекта в школе на уроках, через использование регионального компонента.
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответствии с ФГОС в основную общеобразовательную программу включено использование регионального компонента в уроки литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.
Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается ещё с дошкольного возраста и продолжается на протяжении всего обучения в школе. Наблюдая за детьми своего класса, я заметила, что дети имеют поверхностные знания о малой родине, почти не знают историю образования родного села, почему оно так называется, достопримечательности, а особенно о подвигах и героях – станичниках. Поэтому, создавая проект «Война… Победа! Память!» я включила в содержание дневника такие темы, как: «Ветераны станицы Незлобной», «мемориалы станицы Незлобной и города Георгиевска», «Дети Ставрополья о войне» (стихи, которые сочинили сами ребята), «Улицы станицы Незлобной и города Георгиевска, названные в честь героев ВОВ», «Я помню, я горжусь!» (рассказ о прадедах), «Освобождение станицы Незлобной от немецко – фашистских захватчиков».
Построение проекта на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи:
-
формировать любовь к родному краю, селу и интерес к его прошлому и настоящему; -
развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране; -
развивать бережное отношение к селу, городу, природе родного края; -
воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в селе.
Я думаю, что данные страницы дневника никого не оставят равнодушными, помогут узнать и запомнить своих героев, обогатить знания о своей малой Родине.
2.3.
Реализация проекта в школе в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России».
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Он говорил: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу
человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Сегодня государственная политика как никогда ориентирует на необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому проводится реализация комплексных учебных курсов для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Эти предметы продолжают формирование у обучающихся представлений о светской этике, традиционных религиях России, своего родного края, продолжается разговор об их роли в культуре, истории и современности в нашей стране, являются средством воспитания патриотизма у обучающихся, ведь формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений в социально-гражданском и духовном развитии личности школьника – это важнейшая составная часть воспитательного процесса в современной российской школе.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе по учебнику А. В. Кураева. Темы по курсу «Основы духовно – нравственной культуры народов России» включены для изучения в такие образовательные области, как: история, обществознание, литература, мировая художественная культура. Программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики» решает актуальную проблему приобщения детей к национальному наследию России; рассматривает проблему воспитания любви и привязанности к Отечеству, родной земле, ее святыням, культуре, прошлому и настоящему. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро.