Файл: Реализация в школе социально значимого проекта, посвящённого Году памяти и славы Война Победа! Память!.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.4.Перспективный план практической реализации проекта

«Война… Победа! Память!» на 2020 – 2021 учебные годы.

Проект, который я разработала, рассчитан на 2 года. На данный момент в нашей школе успешно реализуется третий этап данного проекта – анонсирование проекта.

Хочется сказать, что обучающиеся очень активно принимают участие в данной работе, ответственно подходят к изучению, исследованию информации из различных источников. Наблюдая за тем, как ребята выполняют этот проект, видно, что события минувших лет не оставили их равнодушными. Они очень трепетно относятся к оформлению каждого листа этого дневника, вкладывая в него частичку своей души и сердца. Особенно это заметно, когда ребята работают с информацией о своих прадедах! Чувствуется, что гордость переполняет их в эти моменты. Я, в свою очередь, наблюдая за тем, как ребята проявляют себя в этой деятельности, убеждаюсь, что данный проект – это связующее звено между прошлым и настоящим, а значит, связь поколений будет существовать всегда!

Но на данном этапе практическая реализация проекта не заканчивается. Я включила в перспективный план на 2020 – 2021 учебный год следующие виды деятельности:

1. Дополнять и расширять тематическое содержание дневника на основе поисковой исследовательской деятельности, опираясь не только на семейные архивы, но и на взаимодействие с Центральной районной библиотекой, Сельским домом культуры, редакцией газеты «Незлобная», Храмом Архистратига Михаила. В планах организовать тесное сотрудничество с данными организациями, в целях информационного обогащения дневника достоверной информацией.

2. Продолжить взаимодействие с дошкольными учреждениями станицы Незлобной: проведение акции «Листая страницы дневника» на территории детских садов, с привлечением отряда волонтёров «Справедливости и добрых дел» МБОУ СОШ №12.

3. Создание на основе данного проекта других социально – значимых проектов:

- «Моей школе – 55!» (данный проект расскажет об истории возникновения школы, о первом директоре – участнике ВОВ, Токареве Иване Борисовиче);

- «Моя малая Родина» (о героях – земляках, тружениках тыла, детях войны нашей родной станицы);

- «Интересные люди рядом» и другие.

4. Создание аллеи памяти на территории школы.

5. Проведение повторного итогового анкетирования обучающихся с целью выявления уровня полученных знаний в ходе практического применения проекта, сравнение и мониторинг результатов анкетирования.


6. Проведение рефлексивно-обобщающего этапа в работе над проектом (подведение итогов деятельности, рефлексия).

2.Практическое применение и реализация в школе социально – значимого проекта «Война… Победа! Память!»

2.1. Реализация проекта в школе в урочной деятельности.

Я работаю учителем начальных классов. На мой взгляд, именно начальная школа – это «начало всех духовных начал» в вопросе духовно-нравственного воспитания детей. Я всегда ставлю перед собой главную задачу: воспитание ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Из какого же источника черпают наши дети духовность, нравственность, патриотизм в школе? Это, прежде всего, учебная деятельность.

На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Особенно большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности.

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и даже математика – это предметы, которые позволяют уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка, ведь для успешного осуществления учебной задачи необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь, могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. А задача учителя – направить деятельность обучающихся на развитие и формирование устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Готовясь к урокам, я долго размышляла над тем, как можно использовать материал проекта «Война… Победа! Память!» не только во внеурочной деятельности, но на уроках. Вспомнив о том, что главной составляющей в современном подходе в обучении детей по ФГОС является проблемное обучение, мне пришла мысль использовать данный проект на уроках для постановки проблемы, что позволит в непринуждённой обстановке заинтересовать обучающихся к изучаемой теме на уроке, а также создать мотивацию к изучению определённой темы. Приведу пример. Так, по программе предмета «Окружающий мир» предусмотрена для изучения тема «Великая Отечественная война и Великая Победа» (ОМ, А. А. Плешаков, 4 класс, с. 140 – 146). Начиная работать по этой теме, ребятам в начале урока предлагаю взять дневник, пролистать его страницы и ответить на вопросы: «Листая страницы этого дневника, какие вопросы возникли у вас?», «Почему сегодня мы листаем этот дневник?», «О чём захотелось узнать, глядя на его страницы?». Таким образом, урок строится с опорой на страницы дневника, раскрывая основные события ВОВ. В ходе такой виртуальной экскурсии обучающиеся сами открывают и получают новые знания, учатся работать с информацией, а диалог между учениками и учителем подводит их к формулировке темы урока. Аналогичную работу можно провести и на уроке литературного чтения, при изучении раздела «Моё Отечество», где представлены произведения поэтов и писателей о Великой Отечественной войне, Родине, Отечестве.



Применение и практическая значимость данной разработки прослеживается через систему следующих уроков:


Учебный предмет

Тема урока (стр. учебника)

Применение проекта для достижения образовательных целей

Окружающий мир (блок «История»)

«Великая Отечественная война и Великая Победа» (ОМ, А. А. Плешаков, 4 класс, с. 140 – 146).

Постановка проблемы, поиск информации на страницах дневника, с целью получения новых знаний по теме урока.

Технология

Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева «Технология, 4 класс».

«Парад военной техники»

Рассматривание страниц дневника, где представлены образцы военной техники времён ВОВ. Изготовление моделей военной техники по представленным образцам.

Литературное чтение

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (3 класс, с. 175-178);

Цикл стихотворений о Родине в разделе литературного чтения,

«Родина» (4 класс, с. 128-139);

Наши проекты: «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя!», «как не гордиться мне тобой, о Родина моя!»

На данном уроке можно познакомить с теми произведениями, которые отражены на страницах дневника и использовать их для изучения на уроке внеклассного чтения.
Дневник памяти может служить примером выполнения проектной работы по указанной тематике предстоящего литературного проекта.

Русский язык

Урок развития речи. Изложение «Берёза у оврага» (3 класс, с. 133)

Проект можно использовать на данном уроке для вступительной беседы к предстоящему изложению, а также для определения основной мысли текста, который предстоит написать.


2.2. Реализация проекта в школе на уроках, через использование регионального компонента.

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма.

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответствии с ФГОС в основную общеобразовательную программу включено использование регионального компонента в уроки литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.

Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается ещё с дошкольного возраста и продолжается на протяжении всего обучения в школе. Наблюдая за детьми своего класса, я заметила, что дети имеют поверхностные знания о малой родине, почти не знают историю образования родного села, почему оно так называется, достопримечательности, а особенно о подвигах и героях – станичниках. Поэтому, создавая проект «Война… Победа! Память!» я включила в содержание дневника такие темы, как: «Ветераны станицы Незлобной», «мемориалы станицы Незлобной и города Георгиевска», «Дети Ставрополья о войне» (стихи, которые сочинили сами ребята), «Улицы станицы Незлобной и города Георгиевска, названные в честь героев ВОВ», «Я помню, я горжусь!» (рассказ о прадедах), «Освобождение станицы Незлобной от немецко – фашистских захватчиков».

Построение проекта на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи:

  • формировать любовь к родному краю, селу и интерес к его прошлому и настоящему;

  • развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;

  • развивать бережное отношение к селу, городу, природе родного края;

  • воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в селе.

Я думаю, что данные страницы дневника никого не оставят равнодушными, помогут узнать и запомнить своих героев, обогатить знания о своей малой Родине.

2.3.
Реализация проекта в школе в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России».

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Он говорил: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу

человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Сегодня государственная политика как никогда ориентирует на необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому проводится реализация комплексных учебных курсов для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Эти предметы продолжают формирование у обучающихся представлений о светской этике, традиционных религиях России, своего родного края, продолжается разговор об их роли в культуре, истории и современности в нашей стране, являются средством воспитания патриотизма у обучающихся, ведь формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений в социально-гражданском и духовном развитии личности школьника – это важнейшая составная часть воспитательного процесса в современной российской школе.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе по учебнику А. В. Кураева. Темы по курсу «Основы духовно – нравственной культуры народов России» включены для изучения в такие образовательные области, как: история, обществознание, литература, мировая художественная культура. Программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики» решает актуальную проблему приобщения детей к национальному наследию России; рассматривает проблему воспитания любви и привязанности к Отечеству, родной земле, ее святыням, культуре, прошлому и настоящему. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро.