Файл: 42016Часть v issn 20720297.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


431
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
инфраструктуры, и в целом, затраты на функциониро- вание экономического кластера на выделенных террито- риях, полностью финансирует принимающая сторона. Но, при анализе существования и функционирования, можно сделать вывод, что инвестиции делятся между государ- ством и резидентами.
III ЭТАП (модернизация): 2007 — по настоящее время.
В России в 2007 году была принята Концепция кла- стерной политики. Применение кластерного подхода на- прямую влияет на улучшение конкурентных позиций регионов России. Особые экономические зоны в РФ яв- ляются своего рода базой, подготовительной инфраструк- турой для развития кластеров. Они являются одной из со- ставляющих кластерной политики. Крупные предприятия, которые являются зачастую главными образующими элементами особых экономических зон, способны сфор- мировать рынок, который в свою очередь и формирует кластер.
В связи с введением Федерального закона от 30.11.2011 года № 365–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было впервые законода- тельно закреплено на федеральном уровне понятие кла- стер, который представляет собой совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Фе- дерации, и управление которой осуществляется одной управляющей компанией.
Формирование кластеров содействует пространствен- ному развитию регионов, кластерный поход позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику в сфере развития того или иного региона. Кла- стеры обеспечивают диверсификацию экономики, по- вышение конкурентоспособности, способствуют станов- лению высокотехнологичного производства.
Таким образом, в настоящее время особые экономиче- ские зоны прочно закрепились в мировой хозяйственной практике, и являются неотъемлемой частью междуна- родных экономических отношений.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //Российская газета — Федеральный выпуск № 3831, 27 июля 2005 г.
2. Приходько, С. В, Воловик Н. П. Особые экономические зоны / Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед.,
Канад. агентство по междунар. развитию [и др.]. — М.: ИЭПП, 2012. — 268 с.
3. Замятин, Б. И. Свободные экономические зоны. Опыт, проблемы создания и развития: учебное пособие / Б. И. За- мятин. — М., 2011. — 287 с.


Функционирование ОЭЗ в РФ на сегодняшний день
Кропова Алёна Анатольевна, магистрант
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
О
дним из приоритетов экономической политики рос- сийского государства является формирование ус- ловий, обеспечивающих повышение благосостояния на- селения на основе динамичного и устойчивого развития российской экономики за счет создания новых произ- водств и снижения зависимости от продажи нефти и газа.
Создание благоприятного инвестиционного климата в стране, равно как и создание благоприятных условий ве- дения предпринимательской деятельности, являются теми задачами, от решения которых зависит рост экономиче- ского потенциала России. В связи с этим одним из меха- низмов решения поставленных задач является создание и функционирование на территории РФ особых экономи- ческих зон.
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля
2005 г. No116 — ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ст. 2 закона, особая экономи- ческая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Фе- дерации и на которой действует особый режим осущест- вления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной та- моженной зоны [1].
На сегодняшний день в России сформированы четыре вида особых экономических зон:
1. Промышленно-производственная зона
2. Технико-внедренческая зона
3. Туристско-рекреационная зона
4. Портовая зона
Промышленно-производственные зоны
Промышленно-производственные ОЭЗ созданы в наи- более развитых с экономической точки зрения регионах
России. Для них характерно преобладание промышленных предприятий, а также наличие разветвленной транс- портной инфраструктуры, богатых природных ресурсов и квалифицированной рабочих кадров. Размещение про-

432
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
изводства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции за счет сни- жения издержек.
В числе приоритетных направлений деятельности про- мышленных зон производство:
— Автомобилей и автокомпонентов
— Строительных материалов
— Химической и нефтехимической продукции
— Бытовой техники и торгового оборудования
Технико-внедренческие зоны
Расположение технико-внедренческих ОЭЗ в круп- нейших научно-образовательных центрах дает возмож- ность для развития инновационного бизнеса, производ- ства наукоемкой продукции и последующего вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных и налоговых преференций, до- ступ к профессиональным кадровым ресурсам и спрос на новые технологии, а также модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные
ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Пять инновационных зон располагается на терри- тории Татарстана, Томска, Санкт-Петербурга, Зелено- града и Дубны.
Приоритетными направлениями развития инноваци- онных зон являются:
— Нано- и биотехнологии
— Медицинские технологии
— Электроника и средства связи
— Информационные технологии
— Точное и аналитическое приборостроение
— Ядерная физика
Туристско-рекреационные зоны
Туристско-рекреационные зоны расположены в наи- более живописных регионах с возможностями для раз- вития пляжного, оздоровительного отдыха, экотуризма, экстремальных видов спорта.
Семь туристических зон располагаются на территории
Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай,
Республики Бурятия, Калининградской области, Ставро- польского края, Приморского края. Еще шесть вновь соз- данных ОЭЗ располагаются в Северо-Кавказском феде- ральном округе.
Портовые зоны
Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их по- ложение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части
России. Создаются сроком на 49 лет. Отличительной осо- бенностью особой экономической зоны на базе аэропорта
«Ульяновск-Восточный» (Ульяновск-Восточный (особая экономическая зона)) является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпо- сылки для развития проектов, связанных с техническим об- служиванием и переоборудованием воздушных судов.
Основное направление развития портово-логистиче- ской зоны в Хабаровском крае — формирование совре- менного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.
Социальные цели ОЭЗ включают в себя:
— создание новых рабочих мест, рост занятости насе- ления;
— обучение и подготовку квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
— насыщение рынка внутри страны высококачествен- ными товарами и услугами производственного и потреби- тельского назначения;
— рост благосостояния и уровня жизни населения;
— ускорение развития отсталых регионов за счет кон- центрации в пределах зон ограниченных ресурсов страны.
Условия создания:
В ФЗ N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:
1. На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
— Инновационные (Технико-внедренческие) (пло- щадью не более 4 км²);
— Промышленно-производственные (с 2012 года пло- щадью не более 40 км²);
— Туристско-рекреационные;
— Портовые.
2. Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на ко- торой создана зона территориального развития.
Таблица
1. Цели создания ОЭЗ
Цели создания ОЭЗ с точки зрения государства
Цели создания ОЭЗ с точки зрения инвесторов
Привлечение прямого иностранного капитала, передовых технологий для производства товаров и услуг
Приближение производства к потребителю
Создание новых рабочих мест для высококвалифицирован- ного персонала
Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин
Развитие экспортной базы
Доступ к инфраструктуре
Импортозамещение
Использование более дешёвой рабочей силы
Апробация новых методов менеджмента и организации труда Снижение административных барьеров


433
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
3. На территории ОЭЗ не допускается:
— Добыча и переработка полезных ископаемых;
— Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
4. ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находя- щихся в государственной собственности;
Решение о создании ОЭЗ принимается Правитель- ством РФ.
К настоящему времени в РФ созданы 23 зоны, из них:

8 промышленно-производственные (в том числе
«Алабуга» и «Липецк»)

5 технико-внедренческие («Дубна», «Томск», «Зе- леноград», «Санкт-Петербург», Республика Татарстан
«Иннополис»)

8 туристско-рекреационных («Бирюзовая Ка- тунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Ал- тайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Остров Русский» и ещё туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея)

3 портовые («Советская Гавань» «Ульяновск»,
«Мурманск»)
Далее рассмотрим налоговые льготы, распространя- емые на компании-резидентов ОЭЗ. Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы [2]:
1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль подлежащего за- числению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5–10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
— имущество создано или приобретено в целях ве- дения деятельности на территории зоны;
— указанное имущество находится на территории зоны;
— имущество фактически используется на территории зоны.
3. Преференции по транспортному налогу устанавли- ваются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента ре- гистрации транспортного средства.
4. На федеральном уровне инвесторы освобожда- ются от уплаты земельного налога на 5–10 лет в зави- симости от зоны с момента возникновения права соб- ственности на земельный участок, расположенный на ее территории.
ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, занимающаяся развитием особых экономиче- ских зон, создана в 2006 г. Единственный акционер ОЭЗ — государство. В 2006 году в целях реализации Соглашений о создании ОЭЗ и обеспечения условий для создания объектов инфраструктуры и иных объектов, предназна- ченных для обеспечения функционирования ОЭЗ, а также для управления указанными объектами федеральное го- сударственное предприятие «Внешнеэкономическое объ- единение «Внешстройимпорт» было преобразовано в от- крытое акционерное общество «Особые экономические зоны». До ее создания управлением особыми экономиче- скими зонами занималось уполномоченное Федеральное агентство (РосОЭЗ).
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //Российская газета — Федеральный выпуск № 3831, 27 июля 2005 г.
2. Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон [Электронный ресурс] / Министерство эконо- мического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru / minec / activity / sections / sez / preferences / taxconcession, режим доступа — свободный.
Проблемы функционирования ОЭЗ и пути их решения
Кропова Алёна Анатольевна, магистрант
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Н
а сегодняшний день особые экономические зоны яв- ляются экономическими инструментами, исполь- зующие современный опыт и инвестиции на территории страны как элементы глобальной мировой экономики.
Данные зоны могут носить различные названия — особые, специальные и т. д., но наиболее распростра- ненным понятием является «особая экономическая зона»
(ОЭЗ).
В соответствии с ФЗ РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ
«Об особых экономических зонах в Российской Феде- рации» особая экономическая зона — это часть тер- ритории Российской Федерации, которая определяется
Правительством Российской Федерации и на которой дей- ствует особый режим осуществления предприниматель- ской деятельности, а также может применяться тамо- женная процедура свободной таможенной зоны [1].


434
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
Создание ОЭЗ обычно рассматривается как один из способов активизации внешнеэкономической деятель- ности за счет привлечения иностранных инвестиций, ис- пользования современных технологий для повышения конкурентоспособности национальной продукции.
В некоторых случаях создание особых экономических зон нацелено на оживление экономики депрессивных регионов и увеличение поставок продукции на внутренний рынок.
Проблема функционирования особых экономических зон в Российской Федерации сегодня находится в центре внимания и множества научных дискуссий. Это свя- зано с тем, что в России опыт создания ОЭЗ не несет ни- каких эффективных результатов ни в одном направлении: ни в привлечении инвестиций, ни в создании новых ра- бочих мест и тем более ни в качестве развития «депрес- сивных» регионов.
На сегодняшний день в России и всех существующих
ОЭЗ половина либо не эффективна (значение показателя эффективности меньше 3), либо условно не эффективна
(значение показателя больше 3). На Рисунке 1 указаны средние показатели эффективности по всем типам особых экономических зон за 2013 год. Такие данные представило
Министерство экономического развития РФ в своем от- чете о результатах функционирования особых экономиче- ских зон за 2013 год и за период с начала функциониро- вания особых экономических зон.
ОЭЗ в России, исходя из уровня их эффективности, не могут решать задачи территориального развития, а, следовательно, развития других регионов России и страны в целом. Как следствие, ОЭЗ не могут выполнять функции центров динамичного экономического роста. Проблемы функционирования и такая низкая эффективность вы- званы многими причинами.
Первая проблема — это проблема привлечения ре- зидентов и инвестиций в развитие и функционирование особых экономических зон. В сентябре 2013 года на офи- циальном сайте Счетной Палаты РФ был опубликован отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эф- фективности использования государственных средств, на- правленных на создание и развитие особых экономиче- ских зон». Исходя из данного документа, можно сказать, что за семь лет (2006–2013 года) государство вложило в развитие ОЭЗ около 112 млрд. рублей. Фактически к началу 2014 года управляющими компаниями были про- изведены работы на сумму 52 млрд. рублей, согласно дан- ному отчету это лишь малая доля (26 %) от ожидаемой к 2017 году стоимости.
Для решения данной проблемы федеральными орга- нами власти в качестве эксперимента передали управ- ление нескольких ОЭЗ регионам из рук ОАО «ОЭЗ» на два года. Данное перераспределение повлечет за собой ряд негативных последствий: увеличение ре- гиональной дифференциации в рамках управления
ОЭЗ, неконкурентоспособность кризисных регионов в борьбе за создание на их территории ОЭЗ и, как след- ствие, утечка кадров и упадок оставшихся предприятий, что идет в разрез с главными целями создания и функци- онирования ОЭЗ.
Помимо этого, стоит отметить, что на каждый рубль
России приходится 74 копейки инвестиций, а для успеш- ного развития ОЭЗ — это очень низкий показатель.
Не смотря на то, что ОЭЗ предоставляют своим рези- дентам четыре категории различных льгот и стимулов: внешнеторговые льготы, налоговые льготы, финансовые льготы (различные формы государственных субсидий) и административные льготы.
Вторая проблема связана с нехваткой квалифици- рованных кадров в созданных ОЭЗ. Производство в не- которых зонах носит специфических характер (ядерная химия, медицина, авиа и авто строение), и в связи с этим
Рис.
1. Оценка эффективности ОЭЗ в РФ в 2013 году