ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
перевозки
является денежным выражением стоимости, то она
зависит как от денег, так и от стоимости, ко-
торую выражают последние.
Однако при кажущейся очевидности, нам не удалось найти в открытом доступе исследований роли денег в фор- мировании тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте. Тем не менее необходимо обратить внимание на то, что в субъектах Российской Федерации, где бюджеты напрямую зависят от стоимости нефти или газа, чем выше цена на нефть или газ, тем ниже тариф на проезд. То есть чем дешевле деньги, тем ниже тариф.
Цена, как денежная оценка товара (услуги), может быть определена как со стороны покупателя, так и со сто- роны продавца. Естественное несовпадение оценок при- водит или к дефициту, или к избытку товара или потен-
515
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
циальной возможности предоставления услуги, в нашем исследовании-услуги перевозки. Первое возможно в случае, если оценка покупателя (оценка предельной по- лезности) выше оценки продавца (оценка предельных из- держек), второе — в противоположном случае. Под дей- ствием рыночных сил появляется тенденция установления рыночной или сбалансированной цены — цены, при ко- торой количество спрашиваемой услуги перевозки урав- новешивается количеством производимой и предлагаемой услуги перевозки. В результате на рынке возникает ситу- ация, в которой в течение определенного времени спрос на услугу равен ее предложению. В этой связи примеча- тельно, что английское price — цена своими этимологиче- скими корнями через английское prisи латинское pretium» связано с возможной индоевропейской базой preti — эк- вивалент.
Рыночные цены формируются под воздействием многих социально-экономических и производственных факторов, определяемых состоянием рынка городских пассажирских перевозок, при этом каждый из них ока- зывает непосредственное или опосредованное влияние на рыночную цену потому, что прямо или косвенно воз- действуют на спрос и предложение. Как свидетельствует проведенный анализ, в разных городах Российской Фе- дерации имеет место значительный разброс в стоимости проезда. Однако совсем невероятным представляется, чтобы была такая же значительная разница в себесто- имости перевозок пассажиров.
Тариф все в большей
степени начинает играть роль ограничения доступа
к пользованию общественным транспортом. Еще одним доказательством этого является то, что средняя дальность поездки при использовании одних и тех же типов под- вижного состава и незначительной разницы в заработной плате водителей во многих городах РФ превосходит даль- ность поездки в Москве и Санкт-Петербурге, а тариф в этих городах значительно ниже.
Для исследования причин разброса стоимости поездки, остановимся на таких явлениях как колебанием ценности денег, способы измерения этих колебаний, а также при- чины, которые вызывают колебания ценности денег. Если исходить из того, что цена есть результат отношения общей массы денег к общей массе товаров то, когда общая масса денег увеличивается, а масса товаров остается не- изменной на каждую единицу товара приходится больше единиц денег и цена товара, выраженная в деньгах, растет.
Когда общая масса денег уменьшается при неизменной массе товаров (услуг), то на каждую единицу товаров (ус- луги) приходится меньше единиц денег и тогда цена то- варов (услуг) падает.
Деньги выполняют функцию меры стоимостина основе масштаба цен. Исторически за единицу стоимости бра- лось время, необходимое для получения условно опреде- ленного денежного металла. На основе затрат на добычу условно взятого за единицу количества золота приравни- ваются все остальные товары. Но поскольку современные деньги никак не связаны с золотом, то на покупательную способность, в первую очередь, влияет количество выпу- скаемых денег.
В связи с тем, что деньги в настоящее время утратили свою первоначальную основу — золотое содержание, необходим постоянный контроль над денежной массой для смягчения инфляционных процессов. То, что ре- альные деньги — это металлические деньги, имеют цену, позволяет нам в качестве доказательства использовать нижеприведенный алгоритм. Металлы добываются в руд- никах или россыпях, но рудники и россыпи бывают совер- шенно различной производительности. Ценность каждой частицы металла должна, таким образом, быть доста- точна для того, чтобы оплатить заработную плату и при- быль наименее производительного рудника. В противном случае рудник перестал бы эксплуатироваться. Ценность металла устанавливается, таким образом, по тем же за- конам, по которым устанавливается ценность других то- варов.
От чего зависит переход к эксплуатации новых менее производительных рудников, или же наоборот сокра- щение добычи и сосредоточение работ по получению благородных металлов на рудниках лучшего качества?
Очевидно, что «последний рудник» определяется спро- сом-на благородные металлы. Если спрос на благородные металлы возрастает, то в обработку вступают новые худшие рудники, а вместе, с тем растут и издержки их про- изводства, и наоборот. Таков логический вывод, из теории издержек производства в применении к деньгам. Ценность устанавливается в сфере производства, в области предло- жения, но условия производства в свою очередь зависят от спроса. Однако ценность денег образуется и устанавли- вается не там, где добывается благородный металл, а там, где происходит встреча денег с товарами, в процессе об- ращения.
Количественная теория денег была выдвинута и эко- номистами много веков тому назад. Так Монтескье при- писывал влияние на цены всей массе денег, имеющихся в стране, и эту массу сопоставлял со всей массой товаров.
Но уже Юм считал, что цены зависят не столько от абсо- лютного количества товаров и абсолютного количества денег, которые имеет страна, сколько от количества то- варов, которое поступает или может поступить на рынок, и от количества денег, которое циркулирует. Если «мо- нета запрятана в ящик, она также мало имеет значения дли цены, как если бы она была уничтожена» (). Если то- вары собраны на складах, это имеет тот же эффект. Так как деньги и товары в таких случаях никогда не встреча- ются, то они и не действуют друг на друга. Ирвин Фишер ставит себе задачей выведение формулы для «уравнения обмена («equation of exchange»). Хозяйственный оборот выражается в обмене товаров на деньги. На одной стороне обмена стоят товары, на другой деньги, а уравнение об- мена должно дать формулу этого равенства. Фактически уравнение обмена должно установить покупательную силу денег. Покупательная сила денег определяется ко- личествами других благ, которые можно купить за опре-
516
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
деленное количество денег. Чем ниже товарные цены, тем большее количество товаров может быть куплена и, следовательно, тем выше покупательная сила денег, и на- оборот. Покупательная сила денег есть, таким образом, обратная сторона уровня товарных цен, и изучение по- купательной силы денег есть тоже самое, что изучение уровня цен.
Из уравнения обмена следует, количество товаров, помножаемое на цены, равно количеству денег, умно- женное на скорость их обращения. Эти 4 величины свя- заны между собой — каждая из них определяется 3 осталь- ными. Отсюда следует, что цены, которые выражают покупательную силу денег, пропорциональны количеству денег: прямо пропорциональна скорости обращения и об- ратно пропорционально количеству обмениваемых то- варов.
В развитии экономической теории денег, английскими экономистами А. Маршаллом (1842–1924 гг.) и А. Пигу
(1877–1959 гг.) был разработан так называемый «кем- бриджский» вариант количественной теории денег. Пред- ставители кембриджского направления считали, что уро- вень цен определяется количеством денег в обращении.
А. Пигу определял массу денег через величины конечного продукта с помощью показателя ликвидности:
М=k•РQ
(5)
где М — количество денег в обращении;
k — часть конечного продукта (PQ), которую люди предпочитают хранить в ликвидной форме;
Р — уровень цен;
Q —величина общественного производства в физиче- ском выражении в единицу времени t;
KPQ — спрос на деньги.
Регулирование денежного обращения в Российской
Федерации возложено на ЦБ РФ. Если необходимо уве- личить количество денег в обращении, то ЦБ РФ скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования. Такая политика по- лучила название политики дешевых денег. В условиях ин- фляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении, ЦБ РФ продает ценные бумаги, увеличи- вает нормы обязательных резервов, повышает ставку ре- финансирования. Такая политика получила название по- литики дорогих денег.
Однако эмиссия новых купюр, обмен старых, содер- жание персонала, неудобства и большие потери времени рядовых клиентов — все это тяжелым бременем ложится на экономику страны. В России, например, около 20 % стоимости каждого рубля уходит на поддержание его же собственного обращения. Все это свидетельствует о том, что Россия еще очень далека от цивилизованных форм расчетов, характерных для большинства промышленно развитых стран [3].
Научно-технический прогресс и развитие электрон- но-вычислительной техники обеспечили создание авто- матизированных электронных установок для обработки чеков и ведения текущих счетов, появление электронных денег. Кроме того, в стране существует проблема распре- деления ролей, которая заключается в том, какой из офи- циальных органов государственной власти — Цен- тральный банк РФ (отвечающий за валютную политику) или Министерство финансов РФ (отвечающее за бюд- жетную политику) должен отвечать за достижение вну- треннего равновесия, а какой — за достижение внешнего равновесия.
Нельзя сказать, что в условиях современной действи- тельности значение ценности денег для формирования тарифов недооценивается высшим руководством нашей страны. Более того, наблюдается постоянный поиск мо- дели переходной экономики, способствующей ее «переза- пуску» с сырьевого формата на созидательный. Например,
Минэкономразвития предполагает с 2017 года перейти на расчет тарифов естественных монополий по контр- циклическому принципу. Если проциклический принцип заключался в определении тарифа выше темпа инфляции, то контрциклический принцип заключается в опреде- лении тарифов естественных монополий в зависимости от темпов экономического роста. Считается, что нормаль- ными темпами роста экономики являются 3–5 %. Контр- циклическая формула заключается в том, что если эко- номика будет расти медленней, то тарифную нагрузку необходимо снижать, а при ускорении экономики — уве- личивать, но не с помощью самих тарифов, а с помощью коэффициента. Если экономика будет расти выше сред- него, то к тарифам будут применять повышающий коэф- фициент, а если ниже среднего, то понижающий. Так, если падает пассажирооборот, то снижается и тариф на пасса- жирские перевозки.
Если гипотетически представить, что такая формула действовала в предыдущие годы, то тарифы монополистов сейчас были бы более скромными. Фактически же, та- рифы естественных монополий в России стали опережать инфляцию с 2009 года. Соотношение роста тарифов и ин- фляции достигло в 2011 году 2:1. А так как дальнейшее по- вышение тарифов чревато недовольством населения, поэ- тому сосредоточились на поиске адекватных инструментов, одним из которых является контрциклическая формула.
Контрциклическое тарифное регулирование, по мнению Минэкономразвития, позволит удерживать ин- фляцию в коридоре 4–5 %. Контрциклическое тарифное регулирование должно заработать с 2017 года, поскольку на 2014–2016 годы — правительством уже утверждены темпы роста тарифов. До 2017 тарифы для населения на газ, тепло, воду и электроэнергию предполагается ин- дексировать по формуле «инфляция минус» — на уровень инфляции с понижающим коэффициентом 0,7 (то есть на 30 % ниже инфляции за предыдущий год. Для того, чтобы бы знать уровень инфляции, применяемый для рас- четов, тарифы в стране будут меняться не с 1 января, а с 1 июля. Однако не совсем понятно, как формула «инфляция минус» будет сочетаться с политикой жесткого инфляци- онного таргетирования Банка России, а также бюджетной политикой Минфина.
517
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
По нашему мнению, контрциклическое тарифное регу- лирование является неким аналогом политики процентных ставок центрального банка, когда процентную ставку из- меняется в следствие изменения ВВП, инфляции и других экономических условий. К примеру, при прочих равных увеличение инфляции на 1 % должно сопровождаться повышением процентной ставки не менее чем на 1 %.
И может быть полезно для более устойчивого роста эко- номики. Это означает, что во время ускорения экономики тарифы естественных монополий будут ее притормажи- вать, а в фазе спада, наоборот, оказывать поддержку биз- несу и населению.
Подводя итоги исследования проблем значения цен- ности денег для формирования тарифов на проезд в город- ском пассажирском транспорте можно сделать следующие выводы:
1. Тарифы на проезд в ГПТ должны регулироваться по закону спроса и предложения. Государственное вмеша- тельство необходимо с целью ограничения сферы свобод- ного действия закона спроса и предложения тогда, когда это вызывается защитой интересов малоимущих слоев жителей города или, когда это вызывается государствен- ными потребностями, например, уменьшением трафика личных автомобилей.
2. При определении тарифа на проезд в ГПТ необ- ходимо учитывать следующие факторы: уровень потре- бительского спроса; эластичность спроса, сложившегося на рынке перевозок; меры государственного регулиро- вания ценообразования; уровень цен на перемещение на личном автомобиле; цену денег и уровень инфляции.
3. Денежное обращение является методом косвен- ного регулирования тарифов на ГПТ.
4. Популярность обсуждения вопросов возможного освобождения ГПТ от государственного регулирования — либерализации, во многом обусловлена тем, что государ- ственное регулирование ГПТ порождает гораздо более се- рьёзные проблемы, чем те, для разрешения которых оно вводилось.
5. Однако пока страна не достигла стадии гармониче- ского равновесия, отсутствуют условия для функциониро- вания рыночной экономик, необходима активная роль го- сударства в преодолении отставания.
Литература:
1. Федеральная служба государственной статистики. Предположительная численность населения Российской Фе- дерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru / wps / wcm / connect / rosstat_main / rosstat / r u / statistics / publications / catalog / doc_1140095525812 Дата обращения 01.09.2015г
2. Федоров, В. А Перестройка городов и городской экономики — исторический путь выхода городского пассажир- ского транспорта из системного кризиса Научно-теоретический и практический журнал «Уральский научный вестник» 2 (133) 2015 с. 41–56 3. Мороз, Ю. Л. Роль денег в современном мире / //Аргументы и факты. — 2009.
Таможенное декларирование экспорта товаров
в контексте повышения конкурентоспособности национальной экономики
Хомутова Надежда Александровна, студент
Белгородский университет кооперации, экономики и права
В статье представлены результаты исследования таможенного декларирования мелассы, полученной
в результате кристаллизации и рафинирования сахара, при помещении под таможенную процедуру экспорта,
как одной из составляющих внешнеторговой деятельности, нацеленной на повышение конкурентоспособ-
ности национальной экономики.
Ключевые слова: таможенное декларирование, экспорт товаров, конкурентоспособность национальной
экономики.
Д
инамичное развитие экономики страны, нацеленное на повышение ее конкурентоспособности, предус- матривает не только эффективную реализацию политики импортозамещения, но и рост экспорта товаров, под ко- торым мы понимаем «вывоз товара с таможенной терри- тории страны без обязательства об обратном ввозе» [9, с.
16]. Экспорт товаров обусловливает реализацию хозяй- ствующими субъектами российского рынка экспортной операции, то есть «коммерческой деятельности, свя- занной с продажей и вывозом товара с таможенной тер- ритории его производства без обязательства об обратном ввозе» [8, с. 17].
518
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
Безусловно, реализация экспортного потенциала страны в рамках международного разделения труда по- средством реализации условий международной коммер- ческой сделки выступает «одним из факторов, обусловли- вающих повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях усиливающейся глобализации ми- ровой экономики, учитывая при этом его позитивное воз- действие как на внутренний валовой продукт, так и за- нятость, и качество жизни населения» [11, с. 84]. Кроме того, «развитие постиндустриальной экономики на ос- нове современных технологических решений обусловли- вает производство инновационного ассортимента товаров, наличие которого можно определить как один из компо- нентов конкурентного преимущества хозяйствующего субъекта, позволяющего ему в определенной степени быть уверенным в том, что товар будет востребован потреби- телем в течение планируемого его жизненного цикла» [7, с. 297].
Однако следует признать, что Российская Федерация поставляет потребителям мирового экономического про- странства в основном сырьевые ресурсы первичные или вторичные. Так, из числа вторичных ресурсов на ми- ровом товарном рынке востребован такой товар, как ме- ласса, включенная в 17 товарную группу единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евра- зийского экономического союза, в частности, в подсубпо- зицию — 1703900000 — «прочая меласса, полученная в результате кристализации или рафинирования сахара»
(меласса) [2]. Мелассу на мировой товарный рынок по- ставляют субъекты Российской Федерации Централь- ного федерального округа, включая Белгородскую область
(табл. 1).
В период с 2012 по 2014 год наблюдается разно- направленный вектор развития физического объема экспорта мелассы как субъектами Российской Федерации
Центрального федерального округа, так и Белгородской области.
Основными странами-потребителями российского вторичного сырья в виде мелассы производства субъ- ектов Российской Федерации Центрального федерального округа, являются Вьетнам, Турция, Украина и Германия
(табл. 2).
Следует отметить, что среди основных стран-потреби- телей мелассы производства субъектов Российской Фе- дерации Центрального федерального округа, отсутствуют государства — члены Евразийского экономического союза, несмотря на то, что в 2012–2013 годах Казах- стан закупал данный вид товара у российских производи- телей, а в 2014 году — Беларусь. В этой связи отмечаем, что «повышение конкурентоспособности национальных экономик Евразийского экономического союза на основе эффективного развития взаимной торговли товарами воз- можно за счет интеграции сравнительных и конкурентных преимуществ» [4, с. 12] данных стран.
В 2012 году доля основных стран-импортеров, таких как Вьетнама, Турции, Украины, Германии, Болгарии,
Нидерландов, исследуемого экспортного товара субъ- ектов Российской Федерации Центрального федераль- ного округа, составила 94,67
%, или 482 056 348 кг, а в 2014 году (Турция, Тайвань (Китай), Испания, Гер- мания, Латвия, Литва) — 90,16 %, или 380 452 291 кг. Хо- зяйствующие субъекты Белгородской области как пред- ставители Центрального федерального округа также осуществляют поставки на мировой товарный рынок ме- лассы свекловичной (табл. 3).
Таким образом, в 2012–2013 годах меласса свекло- вичная белгородского происхождения была востребована в основном потребителями Вьетнама, а в 2014 году — только Украины.
Резюмируя изложенное выше отмечаем, что наличие экспортного потенциала выступает одним из условий по- вышения конкурентоспособности национальной эконо- мики, а в вторым условием в данном контексте — ми- нимум времени и затрат, связанных с перемещением экспортного товара через таможенную границу в соответ- ствии с государственным регулированием данного про- цесса.
Очевидно, что перемещение экспортных товаров чрез таможенную границу требует значительного времени и ресурсов как участника внешнеторговой деятельности, так и таможенного органа. В связи с этим государство уделяет пристальное внимание упрощению порядка пе- ремещения товаров и транспортных средств через тамо- женную границу Таможенного союза. Доказательством
Таблица
1. Экспорт мелассы субъектами Российской Федерации Центрального федерального округа
и Белгородской области за 2012–2014 годы
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Стоимость,
тыс. долл.
США
Вес, т
Стоимость,
тыс. долл.
США
Вес, т
Стоимость,
тыс. долл.
США
Вес, т
Субъекты Российской Фе- дерации Центрального федерального округа
36173,8 509223,0 44996,9 386830,7 50822,8 421964,7
Белгородская область
2628,7 42995,6 2143,0 27131,5 307,7 2958,2
Составлено по источнику: [12].
519
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
Таблица
2. Страны-импортеры мелассы производства субъектов Российской Федерации
Центрального федерального округа, в 2012–2014 годах
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Стоимость,
долл. США
Вес, кг
Стоимость,
долл. США
Вес, кг
Стоимость,
долл. США
Вес, кг
Австрия
25636,24 88080
Беларусь
4970,70 20000
Бельгия
2126878,08 15591818
Болгария
1500404,5 13671782
Вьетнам
10042530,9 179673570 3978163,64 44252780 1220923,60 10013350
Германия
4486665,0 74654520 1640751,88 17808074 1786645,33 19725050
Индонезия
1043976,99 7620270 928000,00 8000000
Иордания
731398,39 5499236
Испания
3467556,51 28933013
Италия
830976,4 8309764 1621067,15 20317270 1552088,18 12589649
Казахстан
601683,6 3624600 447148,71 2693860
Канада
1102592,93 8167355
Латвия
31943,2 572970 34840,4 542620 558405,61 18926980
Литва
510325,3 8077580 671608,33 6277410 1662684,39 14833730
Нидерланды
1305000,0 10000000 928141,02 6774752
Румыния
134458,8 1271460 198400,00 1600000
Соединенные Штаты
681518,09 2392820 1354976,99 4442530
Тайвань (Китай)
3836581,80 32746531
Тунис
311546,0 3994180
Турция
12103015,3 114008076 21955894,91 163576505 33771403,69 265286987
Украина
4230713,4 90048400 7834474,13 83715940 652975,27 6358770
Франция
84580,6 1316100
Всего
36173843,0 509223002 44996854,65 386830710 50822848,31 421964670
Составлено по источнику: [12].
Таблица
3. Страны-импортеры мелассы свекловичной производства хозяйствующих субъектов
Белгородской области за 2012–2014 годы
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Стоимость, долл.
США
Вес, кг
Стоимость,
долл. США
Вес, кг
Стоимость,
долл. США
Вес, кг
Германия
47247,30 828900
Украина
56737,80 995400 734986,73 9171450 307647,6 2958150
Вьетнам
2524750,53 41171300 1408035,66 17960080
Всего
2628735,63 42995600 2143022,39 27131530 307647,6 2958150
Составлено по источнику: [12].
520
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
этого является принятие такого документа, как «План ме- роприятий («Дорожная карта») «Совершенствование та- моженного администрирования», предусматривающий
«сокращение количества документов, требуемых для со- вершения таможенных операций и таможенных процедур при вывозе товаров и транспортных средств из Россий- ской Федерации; сокращение сроков подготовки и полу- чения документов, необходимых для завершения проце- дуры экспорта товаров; сокращение сроков прохождения всех процедур, связанных с вывозом товаров и транс- портных средств из Российской Федерации; внедрение технологий таможенного декларирования и выпуска то- варов, позволяющих сократить сроки прохождения ад- министративных процедур в связи с вывозом товаров и транспортных средств из Российской Федерации до ми- нимальных значений» [3].
Акцентируем внимание на таможенном деклариро- вании, которое в Таможенном кодексе Таможенного союза определено, как «заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной про- цедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров» [1, статья 4]. Так, одним из участников процесса перемещения товаров через таможенную границу явля- ется Новооскольский таможенный пост Белгородской та- можни, который осуществляет выпуск товаров в соответ- ствии с заявленной таможенной процедурой экспорта, в том числе мелассы свекловичной.
Необходимо отметить, что в 2014 году наиболее круп- ными торговыми партнерами, влияющими на объемы экспорта, являлись Армения (25,25 % от общего объема экспорта региона деятельности Новооскольского поста),
Азербайджан (23,92 %) и Украина (19,93 %). При этом в экспорте товаров доля таких товаров, как 1517 группы
(спреды) составила около 50
%, 1101 группы (крупа гречневая) — более 30 %, 2303 группы (жом свекло- вичный) — 11 % и не более 10 % — групп 1703 (меласса
(патока) свекловичная), 1102 (мука ржаная), 1512 (масло подсолнечное). Товарная структура экспорта участников внешнеторговой деятельности свидетельствует о том, что в основном они поставляют на внешний рынок сель- скохозяйственное сырье и продовольствие, которое про- изведено в Новооскольском административном районе
Белгородской области и востребованно за пределами страны.
Далее отмечаем, что в течение 2014 года в регионе деятельности Новооскольского таможенного поста экс- портно-импортные операции осуществляли 22 участ- ника внешнеторговой деятельности, которые оформили
627 деклараций на товары. При этом на вывоз оформ- лены 351 декларация на товары, или 55,98 % от общего количества оформленных деклараций на товары. Де- кларирование товаров производилось в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», срок выпуска декларации на товары составил один день, документальный контроль осущест- влялся одним лицом по принципу «одно окно», что сви- детельствует о достаточной технической оснащенности таможенного поста, учитывая то, что с 2010 года декла- рирование товаров производится в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей
«Интернет».
На наш взгляд, таможенное декларирование явля- ется одной из государственных услуг, предоставляемых таможенными органами «с момента прибытия товаров при ввозе и с момента принятия таможенной декларации при вывозе до их выпуска», [6, с. 9] и представляющей собой «результат взаимодействия участника внешнетор- говой деятельности и должностного лица таможенного органа. Результатом оказания таможенной услуги явля- ется рост эффективности внешней торговли» [5, с. 64] товарами, наличие которой свидетельствует не только о производстве востребованной на мировом рынке про- дукции, но и повышении конкурентоспособности нацио- нальной экономики. Безусловно, сокращению времени совершения таможенного декларирования способствует использование информационных технологий. Элек- тронное декларирование товаров позволяет «в резуль- тате одновременной минимизации потерь времени и ма- териальных затрат для обеих сторон — внешнеторгового оператора и таможенного органа — повысить не только качество предоставления государственных таможенных услуг, но и эффективность совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля» [10, с. 218].
Таким образом, реализация экономического потен- циала страны в виде экспорта товаров предусматри- вает перемещение последнего через таможенную гра- ницу, что обусловливает предоставление таможенными органами участникам внешнеторговой деятельности услуг в виде таможенного декларирования в электронной форме, нацеленного на оптимизацию и сроков выпуска то- варов в соответствии с заявленной процедурой и как ко- нечный результат — повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Литература:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года
№ 17.
2. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономиче- ского союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза от 16 июля 2012 г. № 54: Ре- шение Совет Евразийской экономической комиссии.
является денежным выражением стоимости, то она
зависит как от денег, так и от стоимости, ко-
торую выражают последние.
Однако при кажущейся очевидности, нам не удалось найти в открытом доступе исследований роли денег в фор- мировании тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте. Тем не менее необходимо обратить внимание на то, что в субъектах Российской Федерации, где бюджеты напрямую зависят от стоимости нефти или газа, чем выше цена на нефть или газ, тем ниже тариф на проезд. То есть чем дешевле деньги, тем ниже тариф.
Цена, как денежная оценка товара (услуги), может быть определена как со стороны покупателя, так и со сто- роны продавца. Естественное несовпадение оценок при- водит или к дефициту, или к избытку товара или потен-
515
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
циальной возможности предоставления услуги, в нашем исследовании-услуги перевозки. Первое возможно в случае, если оценка покупателя (оценка предельной по- лезности) выше оценки продавца (оценка предельных из- держек), второе — в противоположном случае. Под дей- ствием рыночных сил появляется тенденция установления рыночной или сбалансированной цены — цены, при ко- торой количество спрашиваемой услуги перевозки урав- новешивается количеством производимой и предлагаемой услуги перевозки. В результате на рынке возникает ситу- ация, в которой в течение определенного времени спрос на услугу равен ее предложению. В этой связи примеча- тельно, что английское price — цена своими этимологиче- скими корнями через английское prisи латинское pretium» связано с возможной индоевропейской базой preti — эк- вивалент.
Рыночные цены формируются под воздействием многих социально-экономических и производственных факторов, определяемых состоянием рынка городских пассажирских перевозок, при этом каждый из них ока- зывает непосредственное или опосредованное влияние на рыночную цену потому, что прямо или косвенно воз- действуют на спрос и предложение. Как свидетельствует проведенный анализ, в разных городах Российской Фе- дерации имеет место значительный разброс в стоимости проезда. Однако совсем невероятным представляется, чтобы была такая же значительная разница в себесто- имости перевозок пассажиров.
Тариф все в большей
степени начинает играть роль ограничения доступа
к пользованию общественным транспортом. Еще одним доказательством этого является то, что средняя дальность поездки при использовании одних и тех же типов под- вижного состава и незначительной разницы в заработной плате водителей во многих городах РФ превосходит даль- ность поездки в Москве и Санкт-Петербурге, а тариф в этих городах значительно ниже.
Для исследования причин разброса стоимости поездки, остановимся на таких явлениях как колебанием ценности денег, способы измерения этих колебаний, а также при- чины, которые вызывают колебания ценности денег. Если исходить из того, что цена есть результат отношения общей массы денег к общей массе товаров то, когда общая масса денег увеличивается, а масса товаров остается не- изменной на каждую единицу товара приходится больше единиц денег и цена товара, выраженная в деньгах, растет.
Когда общая масса денег уменьшается при неизменной массе товаров (услуг), то на каждую единицу товаров (ус- луги) приходится меньше единиц денег и тогда цена то- варов (услуг) падает.
Деньги выполняют функцию меры стоимостина основе масштаба цен. Исторически за единицу стоимости бра- лось время, необходимое для получения условно опреде- ленного денежного металла. На основе затрат на добычу условно взятого за единицу количества золота приравни- ваются все остальные товары. Но поскольку современные деньги никак не связаны с золотом, то на покупательную способность, в первую очередь, влияет количество выпу- скаемых денег.
В связи с тем, что деньги в настоящее время утратили свою первоначальную основу — золотое содержание, необходим постоянный контроль над денежной массой для смягчения инфляционных процессов. То, что ре- альные деньги — это металлические деньги, имеют цену, позволяет нам в качестве доказательства использовать нижеприведенный алгоритм. Металлы добываются в руд- никах или россыпях, но рудники и россыпи бывают совер- шенно различной производительности. Ценность каждой частицы металла должна, таким образом, быть доста- точна для того, чтобы оплатить заработную плату и при- быль наименее производительного рудника. В противном случае рудник перестал бы эксплуатироваться. Ценность металла устанавливается, таким образом, по тем же за- конам, по которым устанавливается ценность других то- варов.
От чего зависит переход к эксплуатации новых менее производительных рудников, или же наоборот сокра- щение добычи и сосредоточение работ по получению благородных металлов на рудниках лучшего качества?
Очевидно, что «последний рудник» определяется спро- сом-на благородные металлы. Если спрос на благородные металлы возрастает, то в обработку вступают новые худшие рудники, а вместе, с тем растут и издержки их про- изводства, и наоборот. Таков логический вывод, из теории издержек производства в применении к деньгам. Ценность устанавливается в сфере производства, в области предло- жения, но условия производства в свою очередь зависят от спроса. Однако ценность денег образуется и устанавли- вается не там, где добывается благородный металл, а там, где происходит встреча денег с товарами, в процессе об- ращения.
Количественная теория денег была выдвинута и эко- номистами много веков тому назад. Так Монтескье при- писывал влияние на цены всей массе денег, имеющихся в стране, и эту массу сопоставлял со всей массой товаров.
Но уже Юм считал, что цены зависят не столько от абсо- лютного количества товаров и абсолютного количества денег, которые имеет страна, сколько от количества то- варов, которое поступает или может поступить на рынок, и от количества денег, которое циркулирует. Если «мо- нета запрятана в ящик, она также мало имеет значения дли цены, как если бы она была уничтожена» (). Если то- вары собраны на складах, это имеет тот же эффект. Так как деньги и товары в таких случаях никогда не встреча- ются, то они и не действуют друг на друга. Ирвин Фишер ставит себе задачей выведение формулы для «уравнения обмена («equation of exchange»). Хозяйственный оборот выражается в обмене товаров на деньги. На одной стороне обмена стоят товары, на другой деньги, а уравнение об- мена должно дать формулу этого равенства. Фактически уравнение обмена должно установить покупательную силу денег. Покупательная сила денег определяется ко- личествами других благ, которые можно купить за опре-
516
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
деленное количество денег. Чем ниже товарные цены, тем большее количество товаров может быть куплена и, следовательно, тем выше покупательная сила денег, и на- оборот. Покупательная сила денег есть, таким образом, обратная сторона уровня товарных цен, и изучение по- купательной силы денег есть тоже самое, что изучение уровня цен.
Из уравнения обмена следует, количество товаров, помножаемое на цены, равно количеству денег, умно- женное на скорость их обращения. Эти 4 величины свя- заны между собой — каждая из них определяется 3 осталь- ными. Отсюда следует, что цены, которые выражают покупательную силу денег, пропорциональны количеству денег: прямо пропорциональна скорости обращения и об- ратно пропорционально количеству обмениваемых то- варов.
В развитии экономической теории денег, английскими экономистами А. Маршаллом (1842–1924 гг.) и А. Пигу
(1877–1959 гг.) был разработан так называемый «кем- бриджский» вариант количественной теории денег. Пред- ставители кембриджского направления считали, что уро- вень цен определяется количеством денег в обращении.
А. Пигу определял массу денег через величины конечного продукта с помощью показателя ликвидности:
М=k•РQ
(5)
где М — количество денег в обращении;
k — часть конечного продукта (PQ), которую люди предпочитают хранить в ликвидной форме;
Р — уровень цен;
Q —величина общественного производства в физиче- ском выражении в единицу времени t;
KPQ — спрос на деньги.
Регулирование денежного обращения в Российской
Федерации возложено на ЦБ РФ. Если необходимо уве- личить количество денег в обращении, то ЦБ РФ скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования. Такая политика по- лучила название политики дешевых денег. В условиях ин- фляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении, ЦБ РФ продает ценные бумаги, увеличи- вает нормы обязательных резервов, повышает ставку ре- финансирования. Такая политика получила название по- литики дорогих денег.
Однако эмиссия новых купюр, обмен старых, содер- жание персонала, неудобства и большие потери времени рядовых клиентов — все это тяжелым бременем ложится на экономику страны. В России, например, около 20 % стоимости каждого рубля уходит на поддержание его же собственного обращения. Все это свидетельствует о том, что Россия еще очень далека от цивилизованных форм расчетов, характерных для большинства промышленно развитых стран [3].
Научно-технический прогресс и развитие электрон- но-вычислительной техники обеспечили создание авто- матизированных электронных установок для обработки чеков и ведения текущих счетов, появление электронных денег. Кроме того, в стране существует проблема распре- деления ролей, которая заключается в том, какой из офи- циальных органов государственной власти — Цен- тральный банк РФ (отвечающий за валютную политику) или Министерство финансов РФ (отвечающее за бюд- жетную политику) должен отвечать за достижение вну- треннего равновесия, а какой — за достижение внешнего равновесия.
Нельзя сказать, что в условиях современной действи- тельности значение ценности денег для формирования тарифов недооценивается высшим руководством нашей страны. Более того, наблюдается постоянный поиск мо- дели переходной экономики, способствующей ее «переза- пуску» с сырьевого формата на созидательный. Например,
Минэкономразвития предполагает с 2017 года перейти на расчет тарифов естественных монополий по контр- циклическому принципу. Если проциклический принцип заключался в определении тарифа выше темпа инфляции, то контрциклический принцип заключается в опреде- лении тарифов естественных монополий в зависимости от темпов экономического роста. Считается, что нормаль- ными темпами роста экономики являются 3–5 %. Контр- циклическая формула заключается в том, что если эко- номика будет расти медленней, то тарифную нагрузку необходимо снижать, а при ускорении экономики — уве- личивать, но не с помощью самих тарифов, а с помощью коэффициента. Если экономика будет расти выше сред- него, то к тарифам будут применять повышающий коэф- фициент, а если ниже среднего, то понижающий. Так, если падает пассажирооборот, то снижается и тариф на пасса- жирские перевозки.
Если гипотетически представить, что такая формула действовала в предыдущие годы, то тарифы монополистов сейчас были бы более скромными. Фактически же, та- рифы естественных монополий в России стали опережать инфляцию с 2009 года. Соотношение роста тарифов и ин- фляции достигло в 2011 году 2:1. А так как дальнейшее по- вышение тарифов чревато недовольством населения, поэ- тому сосредоточились на поиске адекватных инструментов, одним из которых является контрциклическая формула.
Контрциклическое тарифное регулирование, по мнению Минэкономразвития, позволит удерживать ин- фляцию в коридоре 4–5 %. Контрциклическое тарифное регулирование должно заработать с 2017 года, поскольку на 2014–2016 годы — правительством уже утверждены темпы роста тарифов. До 2017 тарифы для населения на газ, тепло, воду и электроэнергию предполагается ин- дексировать по формуле «инфляция минус» — на уровень инфляции с понижающим коэффициентом 0,7 (то есть на 30 % ниже инфляции за предыдущий год. Для того, чтобы бы знать уровень инфляции, применяемый для рас- четов, тарифы в стране будут меняться не с 1 января, а с 1 июля. Однако не совсем понятно, как формула «инфляция минус» будет сочетаться с политикой жесткого инфляци- онного таргетирования Банка России, а также бюджетной политикой Минфина.
517
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
По нашему мнению, контрциклическое тарифное регу- лирование является неким аналогом политики процентных ставок центрального банка, когда процентную ставку из- меняется в следствие изменения ВВП, инфляции и других экономических условий. К примеру, при прочих равных увеличение инфляции на 1 % должно сопровождаться повышением процентной ставки не менее чем на 1 %.
И может быть полезно для более устойчивого роста эко- номики. Это означает, что во время ускорения экономики тарифы естественных монополий будут ее притормажи- вать, а в фазе спада, наоборот, оказывать поддержку биз- несу и населению.
Подводя итоги исследования проблем значения цен- ности денег для формирования тарифов на проезд в город- ском пассажирском транспорте можно сделать следующие выводы:
1. Тарифы на проезд в ГПТ должны регулироваться по закону спроса и предложения. Государственное вмеша- тельство необходимо с целью ограничения сферы свобод- ного действия закона спроса и предложения тогда, когда это вызывается защитой интересов малоимущих слоев жителей города или, когда это вызывается государствен- ными потребностями, например, уменьшением трафика личных автомобилей.
2. При определении тарифа на проезд в ГПТ необ- ходимо учитывать следующие факторы: уровень потре- бительского спроса; эластичность спроса, сложившегося на рынке перевозок; меры государственного регулиро- вания ценообразования; уровень цен на перемещение на личном автомобиле; цену денег и уровень инфляции.
3. Денежное обращение является методом косвен- ного регулирования тарифов на ГПТ.
4. Популярность обсуждения вопросов возможного освобождения ГПТ от государственного регулирования — либерализации, во многом обусловлена тем, что государ- ственное регулирование ГПТ порождает гораздо более се- рьёзные проблемы, чем те, для разрешения которых оно вводилось.
5. Однако пока страна не достигла стадии гармониче- ского равновесия, отсутствуют условия для функциониро- вания рыночной экономик, необходима активная роль го- сударства в преодолении отставания.
Литература:
1. Федеральная служба государственной статистики. Предположительная численность населения Российской Фе- дерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru / wps / wcm / connect / rosstat_main / rosstat / r u / statistics / publications / catalog / doc_1140095525812 Дата обращения 01.09.2015г
2. Федоров, В. А Перестройка городов и городской экономики — исторический путь выхода городского пассажир- ского транспорта из системного кризиса Научно-теоретический и практический журнал «Уральский научный вестник» 2 (133) 2015 с. 41–56 3. Мороз, Ю. Л. Роль денег в современном мире / //Аргументы и факты. — 2009.
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Таможенное декларирование экспорта товаров
в контексте повышения конкурентоспособности национальной экономики
Хомутова Надежда Александровна, студент
Белгородский университет кооперации, экономики и права
В статье представлены результаты исследования таможенного декларирования мелассы, полученной
в результате кристаллизации и рафинирования сахара, при помещении под таможенную процедуру экспорта,
как одной из составляющих внешнеторговой деятельности, нацеленной на повышение конкурентоспособ-
ности национальной экономики.
Ключевые слова: таможенное декларирование, экспорт товаров, конкурентоспособность национальной
экономики.
Д
инамичное развитие экономики страны, нацеленное на повышение ее конкурентоспособности, предус- матривает не только эффективную реализацию политики импортозамещения, но и рост экспорта товаров, под ко- торым мы понимаем «вывоз товара с таможенной терри- тории страны без обязательства об обратном ввозе» [9, с.
16]. Экспорт товаров обусловливает реализацию хозяй- ствующими субъектами российского рынка экспортной операции, то есть «коммерческой деятельности, свя- занной с продажей и вывозом товара с таможенной тер- ритории его производства без обязательства об обратном ввозе» [8, с. 17].
518
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
Безусловно, реализация экспортного потенциала страны в рамках международного разделения труда по- средством реализации условий международной коммер- ческой сделки выступает «одним из факторов, обусловли- вающих повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях усиливающейся глобализации ми- ровой экономики, учитывая при этом его позитивное воз- действие как на внутренний валовой продукт, так и за- нятость, и качество жизни населения» [11, с. 84]. Кроме того, «развитие постиндустриальной экономики на ос- нове современных технологических решений обусловли- вает производство инновационного ассортимента товаров, наличие которого можно определить как один из компо- нентов конкурентного преимущества хозяйствующего субъекта, позволяющего ему в определенной степени быть уверенным в том, что товар будет востребован потреби- телем в течение планируемого его жизненного цикла» [7, с. 297].
Однако следует признать, что Российская Федерация поставляет потребителям мирового экономического про- странства в основном сырьевые ресурсы первичные или вторичные. Так, из числа вторичных ресурсов на ми- ровом товарном рынке востребован такой товар, как ме- ласса, включенная в 17 товарную группу единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евра- зийского экономического союза, в частности, в подсубпо- зицию — 1703900000 — «прочая меласса, полученная в результате кристализации или рафинирования сахара»
(меласса) [2]. Мелассу на мировой товарный рынок по- ставляют субъекты Российской Федерации Централь- ного федерального округа, включая Белгородскую область
(табл. 1).
В период с 2012 по 2014 год наблюдается разно- направленный вектор развития физического объема экспорта мелассы как субъектами Российской Федерации
Центрального федерального округа, так и Белгородской области.
Основными странами-потребителями российского вторичного сырья в виде мелассы производства субъ- ектов Российской Федерации Центрального федерального округа, являются Вьетнам, Турция, Украина и Германия
(табл. 2).
Следует отметить, что среди основных стран-потреби- телей мелассы производства субъектов Российской Фе- дерации Центрального федерального округа, отсутствуют государства — члены Евразийского экономического союза, несмотря на то, что в 2012–2013 годах Казах- стан закупал данный вид товара у российских производи- телей, а в 2014 году — Беларусь. В этой связи отмечаем, что «повышение конкурентоспособности национальных экономик Евразийского экономического союза на основе эффективного развития взаимной торговли товарами воз- можно за счет интеграции сравнительных и конкурентных преимуществ» [4, с. 12] данных стран.
В 2012 году доля основных стран-импортеров, таких как Вьетнама, Турции, Украины, Германии, Болгарии,
Нидерландов, исследуемого экспортного товара субъ- ектов Российской Федерации Центрального федераль- ного округа, составила 94,67
%, или 482 056 348 кг, а в 2014 году (Турция, Тайвань (Китай), Испания, Гер- мания, Латвия, Литва) — 90,16 %, или 380 452 291 кг. Хо- зяйствующие субъекты Белгородской области как пред- ставители Центрального федерального округа также осуществляют поставки на мировой товарный рынок ме- лассы свекловичной (табл. 3).
Таким образом, в 2012–2013 годах меласса свекло- вичная белгородского происхождения была востребована в основном потребителями Вьетнама, а в 2014 году — только Украины.
Резюмируя изложенное выше отмечаем, что наличие экспортного потенциала выступает одним из условий по- вышения конкурентоспособности национальной эконо- мики, а в вторым условием в данном контексте — ми- нимум времени и затрат, связанных с перемещением экспортного товара через таможенную границу в соответ- ствии с государственным регулированием данного про- цесса.
Очевидно, что перемещение экспортных товаров чрез таможенную границу требует значительного времени и ресурсов как участника внешнеторговой деятельности, так и таможенного органа. В связи с этим государство уделяет пристальное внимание упрощению порядка пе- ремещения товаров и транспортных средств через тамо- женную границу Таможенного союза. Доказательством
Таблица
1. Экспорт мелассы субъектами Российской Федерации Центрального федерального округа
и Белгородской области за 2012–2014 годы
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Стоимость,
тыс. долл.
США
Вес, т
Стоимость,
тыс. долл.
США
Вес, т
Стоимость,
тыс. долл.
США
Вес, т
Субъекты Российской Фе- дерации Центрального федерального округа
36173,8 509223,0 44996,9 386830,7 50822,8 421964,7
Белгородская область
2628,7 42995,6 2143,0 27131,5 307,7 2958,2
Составлено по источнику: [12].
519
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
Таблица
2. Страны-импортеры мелассы производства субъектов Российской Федерации
Центрального федерального округа, в 2012–2014 годах
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Стоимость,
долл. США
Вес, кг
Стоимость,
долл. США
Вес, кг
Стоимость,
долл. США
Вес, кг
Австрия
25636,24 88080
Беларусь
4970,70 20000
Бельгия
2126878,08 15591818
Болгария
1500404,5 13671782
Вьетнам
10042530,9 179673570 3978163,64 44252780 1220923,60 10013350
Германия
4486665,0 74654520 1640751,88 17808074 1786645,33 19725050
Индонезия
1043976,99 7620270 928000,00 8000000
Иордания
731398,39 5499236
Испания
3467556,51 28933013
Италия
830976,4 8309764 1621067,15 20317270 1552088,18 12589649
Казахстан
601683,6 3624600 447148,71 2693860
Канада
1102592,93 8167355
Латвия
31943,2 572970 34840,4 542620 558405,61 18926980
Литва
510325,3 8077580 671608,33 6277410 1662684,39 14833730
Нидерланды
1305000,0 10000000 928141,02 6774752
Румыния
134458,8 1271460 198400,00 1600000
Соединенные Штаты
681518,09 2392820 1354976,99 4442530
Тайвань (Китай)
3836581,80 32746531
Тунис
311546,0 3994180
Турция
12103015,3 114008076 21955894,91 163576505 33771403,69 265286987
Украина
4230713,4 90048400 7834474,13 83715940 652975,27 6358770
Франция
84580,6 1316100
Всего
36173843,0 509223002 44996854,65 386830710 50822848,31 421964670
Составлено по источнику: [12].
Таблица
3. Страны-импортеры мелассы свекловичной производства хозяйствующих субъектов
Белгородской области за 2012–2014 годы
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Стоимость, долл.
США
Вес, кг
Стоимость,
долл. США
Вес, кг
Стоимость,
долл. США
Вес, кг
Германия
47247,30 828900
Украина
56737,80 995400 734986,73 9171450 307647,6 2958150
Вьетнам
2524750,53 41171300 1408035,66 17960080
Всего
2628735,63 42995600 2143022,39 27131530 307647,6 2958150
Составлено по источнику: [12].
520
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
этого является принятие такого документа, как «План ме- роприятий («Дорожная карта») «Совершенствование та- моженного администрирования», предусматривающий
«сокращение количества документов, требуемых для со- вершения таможенных операций и таможенных процедур при вывозе товаров и транспортных средств из Россий- ской Федерации; сокращение сроков подготовки и полу- чения документов, необходимых для завершения проце- дуры экспорта товаров; сокращение сроков прохождения всех процедур, связанных с вывозом товаров и транс- портных средств из Российской Федерации; внедрение технологий таможенного декларирования и выпуска то- варов, позволяющих сократить сроки прохождения ад- министративных процедур в связи с вывозом товаров и транспортных средств из Российской Федерации до ми- нимальных значений» [3].
Акцентируем внимание на таможенном деклариро- вании, которое в Таможенном кодексе Таможенного союза определено, как «заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной про- цедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров» [1, статья 4]. Так, одним из участников процесса перемещения товаров через таможенную границу явля- ется Новооскольский таможенный пост Белгородской та- можни, который осуществляет выпуск товаров в соответ- ствии с заявленной таможенной процедурой экспорта, в том числе мелассы свекловичной.
Необходимо отметить, что в 2014 году наиболее круп- ными торговыми партнерами, влияющими на объемы экспорта, являлись Армения (25,25 % от общего объема экспорта региона деятельности Новооскольского поста),
Азербайджан (23,92 %) и Украина (19,93 %). При этом в экспорте товаров доля таких товаров, как 1517 группы
(спреды) составила около 50
%, 1101 группы (крупа гречневая) — более 30 %, 2303 группы (жом свекло- вичный) — 11 % и не более 10 % — групп 1703 (меласса
(патока) свекловичная), 1102 (мука ржаная), 1512 (масло подсолнечное). Товарная структура экспорта участников внешнеторговой деятельности свидетельствует о том, что в основном они поставляют на внешний рынок сель- скохозяйственное сырье и продовольствие, которое про- изведено в Новооскольском административном районе
Белгородской области и востребованно за пределами страны.
Далее отмечаем, что в течение 2014 года в регионе деятельности Новооскольского таможенного поста экс- портно-импортные операции осуществляли 22 участ- ника внешнеторговой деятельности, которые оформили
627 деклараций на товары. При этом на вывоз оформ- лены 351 декларация на товары, или 55,98 % от общего количества оформленных деклараций на товары. Де- кларирование товаров производилось в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», срок выпуска декларации на товары составил один день, документальный контроль осущест- влялся одним лицом по принципу «одно окно», что сви- детельствует о достаточной технической оснащенности таможенного поста, учитывая то, что с 2010 года декла- рирование товаров производится в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей
«Интернет».
На наш взгляд, таможенное декларирование явля- ется одной из государственных услуг, предоставляемых таможенными органами «с момента прибытия товаров при ввозе и с момента принятия таможенной декларации при вывозе до их выпуска», [6, с. 9] и представляющей собой «результат взаимодействия участника внешнетор- говой деятельности и должностного лица таможенного органа. Результатом оказания таможенной услуги явля- ется рост эффективности внешней торговли» [5, с. 64] товарами, наличие которой свидетельствует не только о производстве востребованной на мировом рынке про- дукции, но и повышении конкурентоспособности нацио- нальной экономики. Безусловно, сокращению времени совершения таможенного декларирования способствует использование информационных технологий. Элек- тронное декларирование товаров позволяет «в резуль- тате одновременной минимизации потерь времени и ма- териальных затрат для обеих сторон — внешнеторгового оператора и таможенного органа — повысить не только качество предоставления государственных таможенных услуг, но и эффективность совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля» [10, с. 218].
Таким образом, реализация экономического потен- циала страны в виде экспорта товаров предусматри- вает перемещение последнего через таможенную гра- ницу, что обусловливает предоставление таможенными органами участникам внешнеторговой деятельности услуг в виде таможенного декларирования в электронной форме, нацеленного на оптимизацию и сроков выпуска то- варов в соответствии с заявленной процедурой и как ко- нечный результат — повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Литература:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года
№ 17.
2. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономиче- ского союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза от 16 июля 2012 г. № 54: Ре- шение Совет Евразийской экономической комиссии.