Файл: 42016Часть v issn 20720297.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

435
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
подбор первоклассных специалистов на данный момент стоит очень остро.
Решить проблему дефицита кадров в ОЭЗ поможет опыт создания инжиниринговых центров, ориентированных на инновационные отрасли промышленности. Данные центры обеспечат сосуществование науки и технологий, а также помогут предприятиям в укомплектовании моло- дыми квалифицированными кадрами. Заинтересованность в данном проекте выразила ОЭЗ ТВТ «Дубна», в конце
2014 года на территории данной ОЭЗ запустили первую очередь ИЦ. Еще одним возможным решение данной про- блемы является сотрудничество резидентов с университе- тами и техникумами о подготовке и возможной перепод- готовке необходимых им специалистов, а также создание на территории ОЭЗ специальных образовательных цен- тров для завершения обучения студентов из других реги- онов с учетом специфики компаний-резидентов.
Помимо этого стоит отметить, что в отчете о резуль- татах контрольного мероприятия функционирования ОЭЗ присутствуют сведения, из которых видно, что реальное количество созданных рабочих мест (на 2012 год) не соот- ветствует запланированному количеству (Табл. 1).
Третья проблема связана с отсутствием в системе ОЭЗ контроля за финансовой эффективностью резидентов.
В настоящее время в сложившейся практике эффек- тивность функционирования ОЭЗ в России определяется показателями:
1. Количество зарегистрированных резидентов ОЭЗ.
2. Количество созданных рабочих мест в ОЭЗ.
3. Объем частных инвестиций.
4. Объем производства на территории ОЭЗ.
5. Количество построенных и сданных в эксплуа- тацию объектов ОЭЗ за счет средств ОАО «ОЭЗ» и его дочерних обществ.
6. Количество построенных и сданных в эксплуа- тацию объектов ОЭЗ за счет средств резидентов ОЭЗ.
7. Объем произведенных затрат на создание инфра- структуры ОЭЗ
8. Объем налоговых платежей в консолидированный бюджет, осуществленных резидентами ОЭЗ.
9. Объем налоговых льгот, полученных резидентами
ОЭЗ на территории ОЭЗ.
10. Сумма таможенных пошлин, налогов, от уплаты которых резидент ОЭЗ освобожден в связи с примене- нием таможенного режима свободной таможенной зоны
(СТЗ).
Данные показатели не показывают в полной мере ре- зультаты эффективности финансовой деятельности рези- дентов ОЭЗ, так как они отражают в целом результат де- ятельности ОЭЗ. Для потенциальных инвесторов нужны более углубленные данные о деятельности резидентов, чтобы оценить их инвестиционную привлекательность.
Данную проблему можно решить с помощью создания на базе каждой ОЭЗ специальных комитетов по контролю за финансовой эффективностью резидентов. Данный ко- митет будет проводить анализ и мониторинг финансовых результатов резидентов, включающий в себя такие на- правления, как:
— оценка прибыльности хозяйственной деятельности
— оценка эффективности управления
— оценка деловой активности
— оценка ликвидности предприятия
Резиденты будут подавать данные о результатах своей деятельности за год в комитет. В свою очередь комитет будет проводить анализ эффективности деятельности предприятия, основываясь на этих данных, и интерпрети- ровать результаты деятельности в зависимости от специ- фики данного предприятия. В итоге комитет формирует го- довой отчет, в котором будут отображаться все показатели эффективности предприятий в динамике и перечень ре- комендаций для улучшения данных показателей. Данный отчет будет публиковаться одновременно с годовым от- четом ОЭЗ, и поможет потенциальным инвесторам опре- делить наиболее выгодный объектом для инвестирования.
Следуя рекомендация, руководители компаний-резидентов смогут повысить эффективность своей деятельности, сле- довательно, будет повышаться эффективность деятель- ности самой особой экономической зоны, а также будет улучшаться инвестиционная привлекательность региона.
Также одной из острых проблем в деятельности особых экономических зон является тот факт, что ответственная за создание особых экономических зон в Россия однои- менная компания «прокручивает» бюджетные средства, выделяемые на создание таких зон, на банковских счетах для получения прибыли.
Данную проблему необходимо решать с помощью про- ведения проверочных мероприятий в отношении деятель- ности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления осо- быми экономическими зонами в субъектах Российской
Федерации, в части, касающейся эффективности исполь- зования средств бюджетов бюджетной системы РФ, госу-
Таблица
1.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Отношение реально созданных на 2012 год рабочих мест к запланированному количеству
Тип ОЭЗ
Создано, чел.
Запланировано, чел.
Технико-внедренческие ОЭЗ
3350 5890
Промышленно-производственные ОЭЗ
4603 9000
Туристско-рекреационные зоны
104 530
Портовые ОЭЗ
12 350
Итого
8069 15770

436
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
дарственного и муниципального имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в РФ.
Сегодня можно утверждать, что создание и функцио- нирование ОЭЗ на территории России лишь в малой сте- пени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество про- блем различного характера, разрешение которых пред- стоит в ближайшем будущем.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //Российская газета — Федеральный выпуск № 3831, 27 июля 2005 г.
Совершенствование режима ОЭЗ
с целью повышения конкурентоспособности регионов
Кропова Алёна Анатольевна, магистрант
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
З
аметным явлением мирового хозяйства, неотъем- лемой частью международных экономических отно- шений второй половины ХХ века стали свободные эко- номические зоны, являющиеся фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международ- ного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углублением интеграци- онных экономических процессов.
Анализ зарубежного опыта позволил сделать следу- ющие выводы:
1. В сравнении с зарубежными странами, такими как Китай и США, у данных стран не единого законода- тельства по ОЭЗ, однако, в России функционирование
ОЭЗ регламентируется единым законодательством РФ.
2. В большинстве зарубежных странах, где функцио- нируют ОЭЗ, зоны направлены на развитие депрессивных регионов, например, в таких странах как США, Франция,
Великобритания. В отличие от приведенных стран в России и Китае деление ОЭЗ производится по сферам деятельности.
Таблица
1. Сравнительный анализ льгот и преференций для ОЭЗ в России и в мире
Показатели
Россия
Китай
Великобритания
США
Налог на прибыль
13,5 25 %
Освобождение от корпо- ративного налога
До 50 % скидка с на- лога на доходы пред- приятия
Налог на имущество
10-летние ка- никулы
Собственность — 1,2 % от ее стоимости,
при аренде — 12 % от стои- мости аренды.
-
-
Транспортный налог
10-летние ка- никулы
5-летние каникулы
-
-
Таможенные льготы
+
+
+
+
Скидка на землю
(аренду)
+
+
-
-
Отчисления во внебюд- жетные фонды
2012–17 гг. —
14 %
2018–21 %
2019–28 %
-
Освобождение от подо- ходного налога
Налоговые скидки за каждого допол- нительно принятого на работу
Инфраструктура
+
+
+
+
Способ деления
По сферам деятельности
По сферам деятельности
По регионам
По регионам


437
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
3. В России в отличие от зарубежных стран присут- ствует большое разнообразии льгот и преференций, од- нако это связано с тем, что выбранные для анализа страны имеют достаточно развитую экономику и являются более привлекательными для инвесторов, чем Российская эко- номика. Табл. 2 дает представление о налоговой нагрузке резидента ОЭЗ в России.
Исходя из этого и сложившейся политической и эконо- мической ситуации в России, на сегодняшний день наблю- дается рост уровня безработицы, вследствие ликвидации бизнеса и массовых сокращений рабочих мест в организа- циях, на рис. 1 показан уровень безработицы в РФ по со- стоянию на апрель 2015 года. Также наблюдается большой отток иностранных инвестиций, что также влияет на раз- витие российской экономики. Снижается конкурентоспо- собность регионов страны.
В связи, с чем мы предлагаем вести дополнительный раздел в Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г.
№ 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Россий- ской Федерации», где предлагаем ввести региональную направленность особых экономических зон, а именно со- здание особых зон предпринимательского вида. Пред- принимательская зона (ПЗ) — это определенная прави- тельством ограниченная территория, создаваемая в целях стимулирования экономической активности региона, на которой в течение длительного времени наблюдался значительный спад экономической деятельности. Такие территории выделяются на основании характеристик про- живающего на них населения, главными из которых яв- ляются хроническая и высокая безработица и низкие доходы. ПЗ будут объединять несколько площадок с ин- дивидуальными плановыми режимами освоения: не- которые будут развиваться как бизнес — или научные парки, другие — специализироваться на промышленной деятельности, третьи — иметь комплексный характер.
Для создания на своей территории предпринимательской зоны региону необходимо будет подготовить пакет доку- ментов, доказывающих необходимость создания данной зоны, а также готовый проект, отражающий плановый режим освоения, льготы и преференции для резидентов, и описание территории для размещения ПЗ. Решение о создании ПЗ в том или ином регионе будет приниматься на федеральном уровне на основе данного пакета доку- ментов.
Таблица
2. Сравнение налоговой нагрузки резидента технико-внедренческой зоны и компании
на общем режиме налогообложения, руб.
Наименование показателя
Резидент ОЭЗ ТВТ
Компания на ОСН
Валовая прибыль
(без НДС)
100 000 100 000
Заработная плата
20 000 20 000
Страховые взносы
2800 5200
Амортизация
25 000 12 500
Налог на имущество (среднегодовая стоимость имущества 300 000 тыс. руб.)

6600
Транспортный налог
(150 л. с.)

5250
Аренда офиса (25 кв. м)
3000 20 000
Прибыль от продаж
Налог на прибыль
10017 8590
Итого налогов
12 817 25640
Рис.
1. Уровень безработицы в РФ по состоянию на апрель 2015 года [1]


438
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
На сегодняшний день, исходя из проведенного ана- лиза, мы можем выделить следующие регионы, в которых в первую очередь необходимо развивать предпринима- тельские зоны. На рис. 2 представлен перечень наиболее депрессивных регионов России, данный анализ ежегодно проводи Фонд развития гражданского общества.
Также необходимо выделить регионы, имеющие низкую инвестиционную привлекательность, в которых также не- обходимо развивать данные зоны. На рис. 3 изображен рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, составленный Агентством стратегических альтернатив.
На основе проведённого исследования можно выделить следующие эффекты от нововведений:
Для государства
— Улучшение экономической обстановки в районах присутствия предпринимательских зон
— Снижение затрат бюджетных средств на поиск новых проектов для развития районов, где присутствуют предпринимательские зоны
— Увеличение инвестиционной привлекательности в районах присутствия предпринимательских зон
— Снижение уровня безработицы в регионах присут- ствия предпринимательских зон
— Развитие взаимосвязанных производств
— Облегчение налогового администрирования пред- приятий
Рис.
2. Наиболее депрессивные регионы России
Рис. 3. Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов [2]

439
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
— Рост ВВП, рост ВРП, ВНП
Для хозяйствующих субъектов
— Сокращение финансовой нагрузки на предприятия
— Облегчение налогового администрирования
— Активизация инновационно-инвестиционной дея- тельности предприятий
— Оптимизация финансовых потоков под контролем государства
— Гарантии нормативного функционирования при лик- видации ОЭЗ
Таким образом, исходя из предложенных нововведений, повысится региональная конкурентоспособность, улуч- шится социальная обстановка в регионе, повысится ин- вестиционная привлекательность регионов, улучшатся ус- ловия для создания малого и среднего бизнеса, а также произойдет оздоровление экономики в целом.
Литература:
1. Занятость и безработица в Российской Федерации в апреле 2015 года [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru / bgd / free / B04_03 / IssWWW. exe / Stg / d05 / 99. htm
2. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] / Агентство стратегических инициатив. URL: http://asi.ru / regions / rating / , режим доступа — свободный.
Особые экономические зоны как форма государственной поддержки
инновационных регионов
Кропова Алёна Анатольевна, магистрант
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
В
настоящее время импортозамещение в России за- явлено на высшем уровне как приоритет государ- ственной политики. Анализ ключевых отраслей развития экономики показывает безнадежное устаревание исполь- зуемых технологий, технологическое отставание от раз- витых стран, существенную зависимость от импортных производителей, а также отсутствие требуемого объема финансирования на проведение разработок инноваци- онных продуктов и технологий. В тоже время в России сохраняется мощный кадровый и научный потенциал, несмотря на такие негативные явления, как отток чело- веческого капитала в развитые страны и снижение фи- нансирования различных научно-исследовательских ор- ганизаций, а также сформированного венчурного рынка и инфраструктуры, в России существуют уникальные раз- работки на базе различных НИИ и университетов.
Особую роль в управлении инновационным развитием
России, несомненно, играют особые экономические зоны технико-внедренческого, или инновационного типа.
Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции и доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вы- числений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.
Расположение технико-внедренческих ОЭЗ в круп- нейших научно-образовательных центрах дает возмож- ность для развития инновационного бизнеса, производ- ства наукоемкой продукции и последующего вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам и спрос на новые технологии, а также модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ при- влекательными для венчурных фондов, а также разработ- чиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Преимущества для инвесторов ОЭЗ:
— Доступ к быстро развивающемуся российскому рынку информационных технологий и НИОКР
— Высококвалифицированные специалисты
— Высокий потенциал сотрудничества с научными и исследовательскими центрами
— Бизнес-инкубаторы для стартап-проектов
На территории Российской Федерации создано пять инновационных зон, которые расположены на территории
Томска, Санкт-Петербурга, Москвы, Дубны (Московская область) и Татарстана.
Отличительными особенностями этих зон является следующее:
1. Обязательный критерий получения статуса рези- дента такой зоны — ведение технико-внедренческой де- ятельности, а именно деятельности, связанной с высокой долей осуществления разработок (так называемых R&D работ).
2. Зоны расположены в г. Зеленоград, г. Дубне, г.
Санкт-Петербурге, г. Казань и г. Томске. Выбор террито- риального расположения обусловлен наличием в данных городах научной базы и высококвалифицированных на-


440
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
учных специалистов, что создает для каждой зоны уни- кальное конкурентное преимущество, а также предпо- сылки для формирования на территории каждой зоны определенного кластера.
3. Близость к мегаполисам (г. Москва, г. Санкт-Пе- тербург, г. Томск) позволяет ускорить и в определенной степени упростить процесс коммерциализации разра- боток, а также решить сложные логистические задачи.
4. Резидентам ОЭЗ ТВТ предоставляются дополни- тельные льготы, которые большинство инвесторов назы- вает наиболее привлекательными: льготные ставки по со- циальным взносам.
5. Резидентам ОЭЗ ТВТ предоставляется ин- фраструктура не только в качестве инженерных сетей, но и в виде возможности брать в аренду административные
(офисные) помещения: зоны других типов не представ- ляют такой возможности.
На рис. 1 представлено количество резидентов всех
ОЭЗ ТВТ за период 2011–13 гг.
Приоритетными направлениями развития инноваци- онных зон являются:
— Нано- и биотехнологии
— Медицинские технологии
— Электроника и средства связи
— Информационные технологии
— Точное и аналитическое приборостроение
— Ядерная физика
Рис.
1. Количество резидентов ОЭЗ ТВТ
Рис.
2. Показатели эффективности функционирования ОЭЗ ТВТ в 2013 году

441
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
На рис. 2 представлены показатели эффективности функционирования ОЭЗ ТВТ в 2013 г.
В таблице 1 для наглядности представлены налоговые льготы для резидентов технико-внедренческих зон.
Как видно из таблицы, льготы для резидентов не яв- ляются сверхъестественными, льготы, предоставляемые в России, не такие эффективные, как это было в Индии и в Китае. Правда, налоговые льготы четко прописаны в законодательстве. Субъектами федерации могут устанав- ливаться дополнительные льготы для резидентов, которые действуют только в рамках данной зоны. Это наглядно по- казывает приведенный выше пример Зеленоградской зоны.
Более подробно с перечнем льгот можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России.
Рассмотрим теперь другие проблемы, которые сдержи- вают деятельность ОЭЗ.
Первая проблема заключается в жестком разделении зон по типам деятельности. Мировая практика показы- вает, что таких разграничений быть не должно. Как пра- вило, рядом с промышленными линиями создаются R&D центры, которые и помогают внедрять разработки на про- изводстве.
Вторая проблема заключается в том, что строительство
ОЭЗ в России велось с нуля. Это потребовало больших инвестиций, особенно в создание инфраструктуры. И, естественно, удлинило срок окупаемости инвестиций, ко- торый в инновационной деятельности и без того в среднем составляет 7–10 лет.
Еще одна проблема. Недостаток земельных ресурсов в ОЭЗ. Спрос на них среди частного бизнеса настолько высок, что некоторые ОЭЗ уже исчерпали свои земельные ресурсы. К примеру, в отношении ОЭЗ «Санкт-Петер- бург» и «Зеленоград» сейчас решается вопрос об увели- чении их площади.
Отдельно стоит указать на проблему недостаточной проработки проектных предложений, представляемых на конкурсы. Как свидетельствует статистика, только одна из четырех представленных на рассмотрение заявок соот- ветствует предъявляемым требованиям.
В данной статье были исследованы налоговые льготы, предоставляемы резидентам технико-внедренческих льгот.
Как показал анализ, в России в настоящее созданы доста- точно привлекательные налоговые условия. Также в статье были исследованы основные проблемы, препятствующие эффективной деятельности ОЭЗ. Их решение позволит сделать данный механизм еще более эффективным, повы- сить привлекательность ОЭЗ для инвесторов и потенци- альных резидентов.
Литература:
1. Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон [Электронный ресурс] / Министерство эконо- мического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru / minec / activity / sections / sez / preferences / taxconcession, режим доступа — свободный.
Таблица
1. Налоговые льготы для резидентов технико-внедренческих зон [1]
Наименование
преференции
Действующая ставка
Для резидентов ТВЗ с 01.01.2012
Прибыль
24 %
Для резидентов Законом субъекта РФ может быть установлена пониженная ставка налога, в части подлежащей зачислению в бюджет субъекта, но не менее 13,5 %, (с 2012 по 2018 г.)
НДС
18 %
0 % для экспортно — импортных операций и за- купок в РФ18 % для продажи в РФ
Взносы во внебюджетные фонды
26 %
14 % (с 2011 по 2019 г.)
Затраты на НИОКР
По НИОКР, используемые в производ- стве расходы списываются в течение
2-х лет. По НИОКР, не давшие положи- тельный результат — в течение 3-х лет.
Налог на имущество
Постоянно, не более 2,2 %
Освобождение по налогу на 10 лет (Резиденты
ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имуще- ство, при определенных условиях)
Земельный налог
Постоянно, 1,5 %
Освобождение по налогу на 5 лет
Амортизационные отчис- ления
Ускоренная амортизация только для оборудования, используемого в ус- ловиях агрессивной среды и повы- шенной сменности.