Файл: Я, Белова Анна Михайловна, студентка группы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41 отсутствие учета в работе интересов и потребностей родителей; изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе) бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей; организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников отсутствие изучения передового семейного опыта и его распространения среди других родителей воспитанников отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьей; неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить общение с родителями материалами различных стендов.
Определение такого уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, дает возможность руководителям и педагогическому коллективу поделиться опытом успешного общения с. родителями, а также, обратить внимание на вопросы, требующие существенной доработки по данной теме. Такой правильный подход может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.
Педагогический анализ и годовое планирование дошкольного
учреждения
По результатам проверок комплексных планов работы дошкольных образовательных организаций были выявлены следующие проблемы планирования :
1. Нет анализа в годовом плане или он очень поверхностный.
2. В анализе работы ДОО за год сформулированы одни задачи, а в плане мероприятия не соответствуют реализации этих задач.
3. Не прописаны исполнители конкретные, просто в ответственных написано - педагог.
4. В справке выявлены одни проблемы, а задачи сформулированы совсем другие.
Деятельность любого учреждения тоже имеет начало и конец. Любая деятельность осуществляется на основе планирования, согласно которому работает педагогический коллектив. В дошкольном учреждении началом деятельности является годовой план, а концом деятельности педагогического коллектива — самоанализ выполнения годового плана.
Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период. Поэтому своё выступление я начну с основ анализа работы за год.

42
В современной теории менеджмента выделяют различные технологии анализа : анализ исходного состояния, проблемно- ориентированный анализ, анализ силового поля или факторный, системный нормативный анализ, комплексный анализ, самоанализ и т. д.
Одним из наиболее значимых является педагогический анализ.
В дошкольном учреждении анализу подвергаются программы, кадры, материально-техническая база, состояние здоровья воспитанников, взаимодействие с социумом, запросы родителей и другое. Анализ всех этих сторон жизни деятельности ДОУ помогает написанию реального годового плана.
Итак, результаты педагогического анализа необходимы, чтобы обогатить содержание функций управления. Особенно сильна эта связь с функцией контроля, в ходе которого осуществляется сбор необходимой информации о педагогическом процессе. В свою очередь, контроль будет недостаточно эффективным, если его данные не подвергаются педагогическому анализу.
2. Содержание педагогического анализа
В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффективен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.
Цель педагогического анализа заключается в раскрытии причин положительных или отрица-тельных явлений педагогического процесса с целью влияния на них.
Воспитатель предлагает, следующую структуру – анализа конечных результатов прошедшего учебного года – который может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу.
1-й подраздел включает анализ : состояния здоровья воспитанников, заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья для организации специальной лечебно профилактической работы, результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
Здесь же даются общие выводы выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни, определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
2-й подраздел включает анализ результатов выполнения программы по всем направлениям. Анализируется уровень познавательного развития детей, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Формулируются общие выводы и определяются резервы повышения уровня выполнения программы.
В 3-м подразделе анализируются уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы результаты диагностики развития детей,


43 поступающих в школу . Далее следуют общие выводы и указываются резервы повышения результативности работы по данному подразделу.
В 4-м подразделе анализируются результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Формулируются общие выводы, выявленные тенденции и определяются резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
Итоги повышения квалификации и переаттестации педагогов в анализируемом учебном году целесообразно отражать отдельно.
В 5-м подразделе анализируются система взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты взаимодействия с другими организациями. Делаются общие выводы. Т. е., в каждом ДОУ собирается банк данных о социальном статусе семей воспитанников, анализируется работа с родителями, участие их в разных мероприятиях, проводимых в ДОУ конкурсы, выставки, развлечения, праздники, анкетирование и др. .
Здесь же можно анализировать организацию тематических выставок «День матери», «Жизнь в детском саду» и др., дается анализ общих родительских собраний и общественной жизни детского сада.
В 6-м подразделе анализируются итоги административно-хозяйственной работы, а также материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ. В данном разделе анализируется проведенный капитальный и косметический ремонт в ДОУ, приобретенное оборудование, мебель, и т. д. Кроме этого, если ДОУ имеет свою специфику, то в анализе следует отразить, какая работа была проведена в данном направлении.
В нашем ДОО мы выстраиваем анализ идентичный рекомендованному воспитателю.
Важно провести на конец учебного года и анкетирование затруднений педагогов, и результаты занести в сводную таблицу, из которой будет видно, по каким вопросам у педагогов больше всего затруднений.
После такого анализа можно приступать к целеобразованию. В результате следует построить иерархию целей и задач деятельности педагогов, определить их соподчинение.
Анализ планов ДОУ показал, что наибольшие затруднения возникают именно при формулировании целей и задач. Если всесторонне проанализировать итоги работы за прошедший год, то будет легче определить перспективу на следующий год.
Приведу пример из анализа детского сада:


44
«По результатам анализа качества освоения программного материала воспитанниками по образовательным областям была выявлена проблема при реализации направления познавательного развития.
В соответствиями с требованиями ФГОС ДО к предметно- пространственной развивающей среде обеспечение составляет не более
65%. Из чего следует проблема: продолжать насыщать предметно- пространственную развивающую среду ДОУ».
«В ДОУ используются различные формы организации образовательного процесса: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, совместная деятельность взрослых и детей. При проведении непосредственно образовательной деятельности использовались современные формы организации обучения, новые педагогические технологии (педагогика сотрудничества, игровая, информационно-коммуникативные, проектные).
Особенно активно использовался метод проектов, Практически не используются личностно-ориентированные технологии; технология исследовательской деятельности; образовательные путешествия; технология проблемного обучения, что и сказывается на недостаточном уровне реализации направления познавательного развития».
«По итогам анкетирования педагогов были выявлены слабые места в работе в работе педагогов в следующих разделах:
Формирование познавательной активности дошкольников.
Дидактическое обеспечение.
Организация игровой деятельности.
Вопросы для обобщения опыта:
Необходимо в следующем учебном году обратить внимание на использование в практике работы современных технологий деятельностного типа».
«По итогам реализации вышеназванных мероприятий было выявлено, что педагоги отлично владеют методом проектирования, но недостаточно имеют практические знания использования других современных деятельностных технологий: создание портфолио, личностно- ориентированные технологии, технология исследовательской деятельности, образовательные путешествия, технология проблемного обучения».
«По итогам анализа были нами были сформулированы следующие задачи:
1. Создать организационно-методические условия для внедрения
ФГОС дошкольного образования и построение образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.
2. Продолжать совершенствовать профессиональные компетентности педагогов при внедрении ФГОС ДО через повышение

45 квалификации и развитие творческого потенциала работников в целях повышения эффективности образовательного процесса.
3. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, социально-коммуникативных качеств, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через внедрение современных образовательных технологий: технология исследовательской деятельности, образовательные путешествия, технология проблемного обучения».
Как видите задачи сформулированы в трёх направлениях: общая для
ДОУ, педагогов и детей. На новый учебный год следует планировать 2 новые задачи и 1 – 2 на совершенствование доработку . Годовые задачи не должны меняются в течение года, а запланированные мероприятия могут корректироваться.
Для примера представлю задачи нашего ДОО из прошлых лет:
1. Продолжать работу по созданию оптимальных условий для эффективного сотрудничества педагогов и родителей на дифференцированной основе в условиях реализации ФГОС с целью повышения их социально – педагогической компетентности, профилактики семейного неблагополучия.
2. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов через вовлечение всех педагогов в процесс обобщения и распространения положительных достижений и активного участия в конкурсном движении различных уровней и направленностей.
3. Повысить уровень развития социально-коммуникативного развития воспитанников посредством повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации различных видов детской деятельности.
Или такая группа задач:
1. Создание организационно-методических условий для внедрения
ФГОС дошкольного образования и построение образовательной деятельности на основе современных образовательных технологий, обеспечивающих сотворчество взрослых и детей, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающих социальную ситуацию его для последующего обучения в школе;
2. Обеспечение профессионального развития педагогов в процессе привлечения их к использованию активных форм методической работы: обучающих семинаров, мастер-классов, открытых просмотров, участию в творческих группах; созданию банка инновационных идей педагогов.
3. Осуществить комплексный подход к воспитанию у детей начал патриотических чувств, формированию у них активной жизненной позиции через познавательную деятельность
План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, «Образовательной программы ДОО», на


46 основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период и с учётом следующих принципов, задач и условий представленных на слайде.
Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения.
Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.
Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы
ДОО и предусматривает ее непрерывность и последовательность, т. е. каждый новый этап работы базируется на достигнутом предыдущем уровне развития, который становится исходным на пути движения к новой норме деятельности, конечному планированию результатов посредством скорректированных средств, методов, способов действий.
Но при составлении, годового плана не стоит забывать один из законов
Мэрфи: «Чем сложнее и грандиознее план, тем больше шансов, что он провалится». Одно из важных требование к годовому плану – это системность, не перечень «модно-сформулированных» задач и и не «энное» количество случайных мероприятий, а тщательный подбор мер, действий и пошаговое движение к цели.
В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.
Новое время способствует проявлению творчества во всех сферах деятельности ДОО. Этот процесс коснулся и годового планирования.
Каждое дошкольное учреждение имеет право выбрать свою форму годового плана. Составить план — значит спроектировать работу, создать модель действий. Этапы составления плана для всех форм планирования представлены на слайде
Годовой план должен иметь цель, которая осуществляется через решение задач. Потом намечается система деятельности по выполнению данных задач, указываются последовательность действий и сроки выполнения.
За реализацию годового плана отвечает весь коллектив. Поэтому в плане надо отражать роль каждого педагога в его реализации. На выполнение плана оказывает влияние и окружающий социум. И его влияние тоже должно найти отражение в планировании.
Оформление годового плана работы дошкольного учреждения может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме : схематично-блочной, календарной разбитой по месяцам, цикличной по формам работы и т. д.
Ориентируясь на основное содержание деятельности и ее направленность на конечные результаты, рассмотрим годовой план работы ДОО, в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняются только цели и содержание разделов, которые определяются полученными результатами.


47
Основные разделы годового плана работы дошкольного учреждения.
Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.
Планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год: обеспечение здоровья и здорового образа жизни, обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями; укрепление материально-технической и финансовой базы.
Ежегодно планируются мероприятия по перечисленным направлениям деятельности, но цели и задачи формируются разные, в зависимости от полученных результатов.
Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана ДОУ, необходимо помнить, что этот план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана.
Структура годового плана состоит из :
I. Анализа деятельности учреждения за прошедший учебный год: определение уровня развития детей определение психолого-педагогических условий воспитания и обучения, обеспечивающих это развитие:
II. Основных направлений деятельности учреждения с учетом результатов прошлого года, т. е. собственно план.
1. Методическая организационно-педагогическая работа.
2. Работа с кадрами.
3. Контроль.
4. Работа с родителями.
5. Административно-хозяйственная работа.
6. Оздоровительная работа.
1. Анализ полученных результатов прошедшего учебного года.
2. Планирование деятельности ДОУ на учебный год.
2.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни;

48 2.2. Обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии со стандартами и программой
2.3. Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе
2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение учебно- воспитательного процесса
2.5. Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями
2.6. Укрепление материально-технической базы
Содержание плана работы
Работа с кадрами
В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров и повышение уровня профессиональной квалификации педагогов.
Организационно-педагогическая работа. Этот раздел включает работу педсовета, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, консультаций, коллективных просмотров образовательного процесса, работу кабинета по изучению, обобщению и распространению передового опыта лучших работников дошкольных учреждений. Здесь же намечаются основные направления контроля, его содержание и виды, указываются сроки и формы подведения итогов.
3. Работа с родителями, школой и другими организациями. Планируются совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания и др.
. 4. Административно - хозяйственная работа. Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников.
Итак планируя по результатам необходимо обязательно планировать мероприятия решающие выявленные проблемы: это и семинары, практикумы, консультации, творческие группы, постоянно- действующие семинары и т. д. План рассматривается, согласовывается на заседании педагогического совета и утверждается руководителем.
Библиотека семейного чтения.

Рекомендованная литература
(автор, название, выходные данные)
Краткая аннотация
1
Глупая история (М. Зощенко)
Петя был не такой уж маленький мальчик.
Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она