Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Вариант 9 Хабаровск Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 Стоическая этика: понятия долга, ответственности, свободы, судьбы. Стоический идеал человека.
В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.
Стоический мудрец (идеал человека) является воплощенным разумом. Он отличается терпимостью и сдержанностью, а его счастье “состоит в том, что он не желает никакого счастья”. В этом стоическом идеале отражается скепсис низших и средних слоев тогдашнего общества, вызванный его прогрессирующим разложением, тот факт, что человек не может изменить объективный ход событий, что с ними он может лишь “внутренне справиться”.
Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека).
Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос).
Все вещи стоики делят на Благо (этика), зло, безразличие (адиафора).
Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.
4 Основные философско - этические идеи эпикурейцев: наслаждение, счастье, благо, смысл жизни. Жизненное кредо: «Живи незаметно».
Теоретической опорой этики стала для Эпикура доктрина основателя школы киренаиков — Аристиппа из Кирены (435 — 360). Как и у Аристиппа, этика Эпикура покоится на положении, что для человека первое и прирожденное благо, начало и конец счастливой жизни, есть удовольствие. Эпикур, по крайней мере в дошедших до нас сочинениях, определял удовольствие отрицательным признаком — как отсутствие страдания. «Предел величины удовольствия, — пояснял Эпикур Менекею, — есть устранение всякого страдания, а где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет страдания или печали, или нет и того и другого».
Принцип, или цель, этики Эпикура не имеет, согласно его собственному заявлению, ничего общего с теорией наслаждения, или гедонизмом, с которым ее часто смешивали. «Когда мы говорим, — пояснял Эпикур Менекею, — что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог». Именно посредством освобождения от них достигается цель счастливой жизни — здоровье тела и безмятежность души.
Эпикур различал при этом два вида удовольствий: удовольствие покоя и удовольствие движения. Из них основным он считал удовольствие покоя (отсутствие страданий тела).
В понятом таким образом удовольствии Эпикур видел критерий поведения человека. «С него начинаем мы, — писал он Менекею, — всякий выбор и избегание; к нему возвращаемся мы, судя внутренним чувством, как мерилом, о всяком благе».
Принятие удовольствия за критерий блага вовсе не означает, будто человек должен предаваться любому виду удовольствия. Уже киренаик Аристипп говорил, что здесь необходим выбор и что для получения истинных наслаждений требуется благоразумие. Еще в большей мере Эпикур считал благоразумие величайшим благом, — большим даже, чем сама философия: «От благоразумия произошли все остальные добродетели: оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».
Этика Эпикура вполне индивидуалистична. Основное ее требование — «живи незаметно». Ее индивидуализму не противоречит и восхваление у Эпикура дружбы. Хотя к дружбе стремятся ради нее самой, но ценится она ради приносимой ею безопасности и, в конечном счете, ради безмятежности души. В «Главных мыслях» Эпикур утверждает: «То же самое убеждение, которое дает нам безбоязненность относительно того, что ничто страшное не бывает вечным или долговременным, усмотрело и то, что безопасность, даже в нашем ограниченном существовании, благодаря дружбе наиболее полно осуществляется.
Отсюда ясно, что этическое мировоззрение Эпикуpa — утилитаризм. Ему соответствует учение о происхождении справедливости из договора: «Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». И еще в другом месте: «Справедливость не есть нечто само по себе, но в сношениях людей друг с другом в каких бы то ни было местах всегда она есть некоторый договор о том, чтобы не вредить и не терять вреда».
5 Место и роль философии в совершенствовании личности и достижении счастья у стоиков и эпикурейцев
Философия Эпикура — величайшее и наиболее последовательное материалистическое учение Древней Греции после учений Левкиппа и Демокрита. Эпикур отличается от своих предшественников пониманием как задачи философии, так и средств, ведущих к решению этой задачи. Главной и конечной задачей философии Эпикур признал создание этики — учения о поведении, способном привести к счастью. Но эта задача может быть решена, думал он, только при особом условии: если исследовано и выяснено место, которое человек — частица природы — занимает в мире.
Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться с понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической философии. Физику, т.е. философию природы, они не переоценивали. Это вытекает из их главного этического требования «жить в согласии с естеством», т.е. с природной средой и порядком мира - логосом.
Философия помогает способом постижения счастья. Высшее человеческое счастье - жизнь, согласная с природой человека. Но истинную свою природу человек обретает только с развитием задатков, данных ему его природой. Только при условии этого развития человек становится в действительности тем, чем при рождении он был только в возможности.
Задание третье. Изобразите схематически основные проблемы античной философии
Этапы развития античной философии | Ее представители | Главные проблемы |
Ранняя классика | Милетская школа Фалес Анаксимандр Анаксимен Пифагорейцы Пифагор Алкмеон Кротонский Архит Тимей Локрский Филолай Элеаты Ксенофан Парменид Зенон Элейский Мелисс Школа Гераклита Гераклит Кратил Школа Анаксагора Анаксагор Архелай Метродор Лампсакский Атомисты Демокрит Левкипп Метродор Хиосский Вне школ Эмпедокл Диоген Аполлонийский Софисты Старшие софисты Горгий Протагор Антифонт Продик Гиппий Ксениад Младшие софисты Фрасимах Калликл Критий Ликофрон Алкидам | Носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. |
Классика | Сократ Платоники Платон Спевсипп Ксенократ Полемон Крантор Кратет Афинский Клеарх Мегарская школа Евклид из Мегары Стильпон Диодор Крон Евбулид Клиномах Киники Антисфен Диоген Синопский Киренаики Аристипп Арета Киренская Аристипп, сын Ареты Феодор-Атеист Гегесий Аникерит Эвгемер Элидо-Эретрийская школа Федон из Элиды Плистен из Элиды Менедем Другие сократики Главкон из Афин | Проблемы человека |
Эллинистическая философия | Скептицизм — Их философия не оформилась в самостоятельную школу Пиррон Энесидем Агриппа Ксанф Эпикуреизм Эпикур Метродор Лампсакский Стоики (Ранняя и Средняя стоя) Зенон Китийский Клеанф Тимон Хрисипп Зенон Тарсийский Кратет Малльский Панетий Родосский Посидоний Средняя и Новая Академия Аркесилай Лакид из Кирены Эвандр из Фокиды Карнеад Клитомах Филон Ларисский Антиох из Аскалона Киники — философия киников не оформилась в самостоятельную школу Менипп Гадарский Бион Борисфенит Кратет Гиппархия Метрокл из Маронеи Перипатетики Критолай Кратипп Вне школ Филон Александрийский Аристотель | Представители эллинистического периода переходят к решению этических проблем и морализаторству |
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии
«Подлинные философы - те, кто любит усматривать истину» (Платон).
«Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии» (Платон).
На вопрос, что дала ему философия, Диоген ответил: « По крайней мере, готовность ко всяким поворотам судьбы».
Аристотель одним из истоков философского знания называет недоумение, удивление по поводу незнания и говорит, что к философскому знанию люди стремятся не ради какой-нибудь выгоды, а «ради понимания».
«Во всех занятиях плод с трудом приходит по окончании их, а в философии познание и удовольствие бегут наперегонки. Наслаждение не следует за познанием, но познание и наслаждение существуют одновременно». (Эпикур).
Сравните эти высказывания относительно философии и ее истоков и выделите главные отличительные черты и специфику философского знания.
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Философия - древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения. Именно философия имеет дело не с законами природы, а с накопленным философским материалом, с беспокойной и тревожной человеческой мыслью. Только мудрец способен предостеречь человечество от посягательства на таинство живой материи. Философия же благодаря своему призванию обязана представить на суд специалистов древние интуиции-предостережения, результаты огромной интеллектуальной работы мыслителей, рассуждающих о загадках жизни и смерти.
Лишь философ может придать любой проблеме отвлеченное звучание.
Философия существует во множестве вариантов в течение многих тысячелетий. Она разгадывает конкретные тайны бытия. Это совсем иной особый способ мышления. Человек философствует, потому что он хочет понять предельные основания мира. В ней он выражает самого себя и делает это для собственного удовольствия, ибо он рожден философом. Тем самым подтверждается высказывание Платона: «Подлинные философы - те, кто любит усматривать истину».
В духовном мире человека философские воззрения переплавляются в убеждения. Это значит, что они не сводятся к сумме готовых знаний и не могут быть поэтому привнесены в головы людей чисто «книжным» путем. Они воспринимаются не только «головой», т.е. доводами разума, но и «сердцем». Только тогда человек готов принять их как собственную жизненную программу и действия, только тогда он готов отстаивать их до конца. Отказ от прежних взглядов, самокритика и переосмысление их, конечно, возможны. Но, как и любая переоценка ценностей, они переживаются всякий раз как потрясение, как душевный надлом и кризис, духовная драма, но не просто как обретение новых знаний и новой информации.
Все наше знание, а философское значение в особенности, обязано своим происхождением счастливой способности человека удивляться. Чем богаче, и сложней духовный мир личности, тем сильней развита у нее эта способность искренне, естественно переживать радостное волнение от встречи с еще не познанным, не разгаданным.
Способность удивляться - драгоценное свойство человека, наполняющее его жизнь высоким смыслом, ожиданием все больших и больших радостей от свободной игры ума, сближающее мыслящего человека с Богом. Так же, как здоровому, физически развитому человеку приятна игра мускулов, так и человеку умственно, нравственно развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. «Мыслю, следовательно, существую», - писал великий философ и ученый Р.Декарт.
Об интеллектуальном наслаждении как высшем благе, не сравнимом ни с какими другими благами мира, говорили по-своему разные философы. В том числе и Платон. Началом философии он назвал изумление: «Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии».
И в самом деле: духовно богатый человек - всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножить, а самой большой и удивительной загадкой мира является то, что он постижим разумом, познаваем. Все наше знание имеет в конечном счете один универсальный источник - человеческий опыт. Но опыт, на который опирается философия, особого рода. Он ни непосредственная действительность, которая составляет материал для повседневной работы наших чувств, ни наблюдение, ни эксперимент ученого-естествоиспытателя. Самая высшая в мире реальность - это человек и мир человека: социальный и духовный. В нем диалектика жизни достигла самого глубокого и полного выражения. Законы этого мира - ключ ко всей диалектике действительности. Именно поэтому Аристотель одним из истоков философского знания называет недоумение, удивление по поводу незнания и говорит, что к философскому знанию люди стремятся не ради какой-нибудь выгоды, а «ради понимания».
Но человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру есть переживание, а самым глубоким и сильным из них является переживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называл Сократ «вдохновляющим гением философии».