Файл: Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделений направлений подготовки 240700.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
54
4. Все время задавайтесь вопросом: «Чему я должен научиться в ре- зультате этого?» Составляйте свои записи таким образом, чтобы они на- поминали вам о том, что от вас могут ожидать, и чтобы они помогали вам эти ожидания оправдать. Будьте восприимчивы к намёкам и подсказкам относительно того, какого типа задания вам могут быть предложены в своё время по данному материалу. Всё это не просто запоминайте, а запи- сывайте.
5. Выделяйте важные места в своих записях. Располагайте записи на каждой странице так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи или понятия являются основными. Чтобы выделить важную часть текста, ис- пользуйте цвет, обвод, маркер, рисунок и другие известные вам способы.
Отмечайте акценты, сделанные преподавателем интонацией, мимикой или повтором, фиксируйте все эти моменты. Интонация и прочие вещи быст- ро забываются, но вы можете фиксировать их проявление на каждой стра- нице способом, принятым вами для выделения важных мест.
6. Слушая лекцию с раздаточным материалом на руках, не позво- ляйте себе отключаться. На протяжении всей лекции делайте на нём по- метки, тем самым выделяя свой экземпляр. Используйте возможность пополнить информацию, имеющуюся в раздаточном материале.
7. Каждый раз, когда вы что-либо не понимаете, записывайте свои вопросы. Точно так же записывайте свои мысли и комментарии по поводу услышанного. Тогда ваши записи будут не просто копией услышанного, в них уже будет содержаться результат его осмысления вами.
8. По возможности сравнивайте свои конспекты с конспектами двух-трёх других студентов, при этом дополняйте и исправляйте свои записи.
9. Просматривайте свои записи вновь через день-два, пока вы не за- были смысла проставленных в них вопросов и условных знаков. Продол- жайте регулярно работать с ними, делая добавления, внося исправления и пояснения и отмечая связи с другими источниками информации.
10. По каждому комплекту записей составляйте список вопросов (отра- жая в нём всё, что вы должны будете уметь делать по данному материалу) и резюме (содержащее «выжимку» важнейших сведений по каждой теме).
Практикуйтесь в ответах на эти вопросы, используя резюме как подсказку.
Умение составлять резюме – исключительно полезное качество, ко- торое вырабатывается практикой. Пользуясь им, вы можете сократить объём материала, который вам необходимо выучить, до любого удобного вам размера. Резюмируя материал, вы тем самым определяете, что в нём важно, а что нет. Можно привести следующие рекомендации для состав- ления резюме.
1. Сознательно стремитесь к тому, чтобы сокращать объём инфор- мации, который вам необходимо выучить. В частности, работая с учебни- ком, старайтесь делать выписки из наиболее важных мест в какую-нибудь тетрадь или блокнот, чтобы впоследствии использовать их вместо книги.
55
2. Больше работайте с резюме, а не с оригиналами записей или дру- гими источниками. На перечитывание резюме требуется гораздо меньше времени, чем на просмотр нескольких страниц текста оригинала. Старай- тесь, чтобы резюме охватывало все основные положения и идеи.
3. В записях выделяйте наиболее важные положения. Записывайте их как можно короче – фразами или предложениями в одну строку.
4. Пользуйтесь диаграммами. Например, читая учебник или про- сматривая свои записи, изобразите посредине карточки или маленького листа бумаги овал и впишите в него тему или вопрос. Нарисуйте линии, исходящие из овала и на их концах напишите одно-два слова, которые могли бы вам напомнить об аспектах или фактах, важных для данной темы.
5. Используя диаграмму или перечень основных положений данной темы, расставьте в них приоритеты. Вначале определите самое важное из указанных положений, затем самое важное из оставшихся и т.д. В резюме должны остаться только важные положения. Для составления хорошего ре- зюме очень важно уметь исключать положения, ценность которых невелика.
6. Резюме должны быть компактными, чтобы вы могли пользоваться ими в любом месте и в любое время. Одним из решений является неболь- шая записная книжка. Можно пользоваться также карточками. Обратите внимание на систему индексов: она должна позволять быстро найти лю- бое необходимое резюме.
7. Используйте сделанные вами резюме для восстановления в дета- лях содержания соответствующих тем. С помощью оригинала проверьте не пропущено ли что-либо. Восполняйте эти пропуски в резюме так, что- бы в следующий раз они послужили подсказкой.
8. Сравнивайте свои и чужие резюме. Резюме, сделанные разными людьми, естественно, будут различны. Собранные вместе, они приобретут исключительную ценность. Попытайтесь определить, чье резюме окажет- ся наилучшим, и поучитесь у составителя его методам резюмирования.
Испробуйте на практике все методы, о которых только сможете узнать.
9. Составляя заключительное резюме сочинения или доклада, пом- ните, это последняя часть вашей работы, которую проверяющий прочтёт, быть может, за секунды до того как выставить вам оценку! Поэтому ста- райтесь сделать его как можно лучше.
10. Тщательно следите за тем, чтобы резюме соответствовало заго- ловку сочинения или доклада. Не вставляйте в него слишком много из того, что вы уже написали в основной части работы – поместите только самые важные выводы.
Аннотация (от лат. annotation – замечание) – краткая характеристика содержания произведения печати или рукописи.
Аннотация в пояснительной записке к работе располагается перед содержанием. Аннотация содержит общие сведения и краткую характери- стику проекта (работы): название темы, фамилию студента и руководителя, год защиты, название объекта конструктивной разработки, перечень основ-
56
ных проектных решений с краткими комментариями, характеризующими их новизну и эффективность. В аннотации также указываются объёмы по- яснительной записки (в страницах) и графической части проекта (в листах).
Рекомендуемый объём аннотации – одна страница рукописного текста.
Реферат (от лат. referon – сообщаю) – краткое изложение в пись- менном виде или форме публичного доклада содержания научных трудов, литературы по заданной теме.
Вопросы для самоконтроля и обсуждения
1.
Назовите основные источники информации. Наиболее перспек- тивные из них на Ваш взгляд?
2.
Каким источникам информации Вы отдаете предпочтение? В ка- ких источниках найти информацию легче и почему?
3.
Дайте определение терминов «чтение», «активное чтение», «пас- сивное чтение».
4.
Как добиться того, чтобы чтение стало активным?
5.
Каковы причины медленного чтения? Перечислите правила быст- рого чтения.
6.
Проведите сравнительный анализ быстрого и рационального чтения.
7.
Назовите способы работы с информацией. Охарактеризуйте их.
8.
Какие правила конспектирования Вы используете?
9.
Как составить резюме?
10.
Каков алгоритм поиска информации в сети Интернет?
Лекция 8. ПОДГОТОВКА К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ЗАНЯТИЙ,
ТЕКУЩЕМУ, ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ
8.1. ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Речь (язык)– система знаков, включающая слова с их значениями,
(лексика) и набор правил (синтаксис), по которым строится предложение.
Значение слова – это обозначение реального объекта независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании (социально значимые при- знаки слова). Личностный смысл слова – это субъективное переживание его содержания человеком.
Различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе её уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль
(или переориентировать её). Разновидностью диалогического общения яв- ляется беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложе- ние системы мыслей, знаний одним лицом. Её содержание должно, прежде всего, удовлетворять требования последовательности и доказательности в
57
изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматиче- ски правильное построение предложений. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность создаётся как языко- выми (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструк- цию, наиболее точно передающие замысел говорящего), так и неязыковыми средствами (интонацией, системой пауз, мимикой и жестикуляцией).
Качество монологической речи характеризуется информативностью
(ценность сообщаемых фактов, способность автора структурировать ма- териал); понятностью (смысловое содержание, языковые особенности, учёт уровня аудитории); выразительностью (ясность и отчётливость про- изношения, правильная интонация, образное выражение, жестикуляции, цитаты). Риторика – теория и искусство красноречия – предлагает множе- ство приёмов формирования навыков публичной речи.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развёрнута, чем устная монологическая речь. Это обу- словлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия кроме самих слов, их порядка и ор- ганизующих предложение знаков препинания.
Можно дать следующие рекомендации для успешной устной речи.
1. Необходимо заранее готовиться к выступлению. Сократ говорил:
«Хорошо говорить можно только о хорошо известных говорящему ве- щах». Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подго- товку к выступлению труду.
2. Обязательно составляйте план выступления и придерживайтесь его (правило края).
3. Говорите по существу, не засоряйте речь малоизвестными терминами, жаргонными выражениями, словами-паразитами (запишите на диктофон).
4. Говорите выразительно, систематически расширяйте свой сло- варный запас, избегайте штампов, шаблонов.
5. Не говорите монотонно, правильный темп речи – 100...
120 слов/мин.
6. Когда говорите, необходимо учитывать, для кого вы это делаете, делайте паузы, остановки, пояснения, если этого требует аудитория.
7. Грамотно используйте мимику и жестикуляцию;
8. Старайтесь больше выступать перед аудиторией, практики и экс- промты помогают успешной устной речи;
9. Пройдите обучение на специальных курсах, если это необходимо.
Для успешной письменной речи существуют следующие рекомендации.
1. Внимательно прочтите вопрос (тему) и расположите пришедшие в голову или почерпнутые из информационного источника мысли по сте- пени соответствия содержанию.
2. Составьте несколько вариантов плана и выберите наиболее логи- ческую последовательность изложения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10