Файл: Участие медицинских сестер бакалавров в терапевти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50 вариантами ответов: групповое обучение (среднее значение 3,85±1,08) и инди- видуальное обучение (3,95±1,02). Данные показатели являются примерно рав- ными и не позволяют точно судить о характере предпочтений респондентов, поэтому нами были вычислены экстенсивные показатели для массива данных этого вопроса (рис. 14).
Рис. 14 - «Как вы думаете, какой вид обучения является наиболее эффектив- ным?»
Исходя из полученных данных, большинство (41,42%) опрошенных нами студентов, выбрали групповую форму обучения, как наиболее эффективную в процессе терапевтического обучения больных СД 2 типа.
Последний вопрос анкеты «Оцените, какие из ниже предложенных тем занятий, необходимо включать в программу обучения больных СД 2 типа?» со- держал семь вариантов ответа, средние значения данных представлены на рис.
15.
1,42%
1,42%
12,85%
10%
14,28%
18,57%
41,42%
31,42%
30%
38,57%
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
Групповое обучение
Индивидуальное обучение
Однозначно нет
Скорее нет, чем да
Затрудняюсь ответить
Скорее да, чем нет
Однозначно да

51
Рис. 15 - «Оцените, какие из ниже предложенных тем занятий, необходимо включать в программу обучения больных СД 2 типа?»
Средние значения, представленные на рис. 15, достоверно показывают нам необходимость включения в сестринскую программу терапевтического обучения больных СД 2 типа всех предложенных в анкете тем занятий, а имен- но:
1.
Понятие о СД (причины, симптомы);
2.
Самоконтроль при СД 2 типа;
3.
Пищевое поведение;
4.
Психосоциальная сторона жизни с СД 2 типа;
5.
Осложнения СД 2 типа и их профилактика;
6.
Гипогликемия, диабетическая кома и их профилактика;
7.
Инсулинотерапия.
2.3 РАЗРАБОТКА СЕСТРИНСКОЙ ПРОГРАММЫ ТЕРАПЕВТИ-
1   2   3   4   5   6

ЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ, СТРАДАЮЩИХ СД 2 ТИПА
В основу разработки сестринской программы (Приложение В) терапевти- ческого обучения больных СД 2 типа легли полученные результаты анкетиро- вания пациентов эндокринологического отделения ГБУЗ «МКНЦ» ДЗМ и сту- дентов 4 курса ПМГМУ имени И. М. Сеченова, ФВСО и ПСР, направление подготовки «Сестринское дело» (бакалавриат). Стоит отметить, что больные
3
3,5
4
4,5
5
5,5
6
По
нятие
о
С
Д
С
ам
о
ко
нтр
о
л
ь
Пищев
о
е
по
ве
д
ени
е
Пс
их
о
со
ц
иа
л
ьна
я
сто
р
о
на
ж
из
ни
с
СД
Ос
л
о
жнен
ия
С
Д
и
их
пр
о
фи
л
ак
тик
а
Гипо
гл
икем
ия,
д
иа
бети
чес
ка
я
ко
м
а
Ин
су
л
и
но
те
р
апи
я

52
СД 2 типа и медицинские сестры – бакалавры в подавляющем большинстве поддержали все предложенные нами темы занятий в Школе самоконтроля для больных СД.
Данная программа предназначена для бакалавров по направлению подго- товки 34.03.01 «Сестринское дело», оказывающих лечебно – диагностическую и медико – профилактическую помощь пациентам с сахарным диабетом 2 типа амбулаторно и в условиях стационара. Она посвящена проблеме терапевтиче- ского обучения больных в Школах самоконтроля сахарного диабета, которое является неотъемлемой частью диабетологической помощи нашей страны.
Настоящая программа обучения подготовлена в соответствии с:
1.
Приказом Минздрава России от 12 ноября 2012 г. N 899н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология»;
2.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федера- ции от 03 сентября 2015 № 964 «Об утверждении федерального государствен- ного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата)»;
3. структурированными программами обучения больных сахарным диабетом 2 типа ФГУ «Эндокринологический научный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Программа терапевтического обучения больных СД 2 типа является уни- версальной моделью, которая может быть адаптирована к условиям конкретной медицинской организации.
Она должна обеспечивать больных знаниями и умениями, необходимыми для достижения конкретных терапевтических целей:
‒ предупреждение развития острых и поздних осложнений;
‒ достижение и поддержание стабильной компенсации сахарного диабета;
‒ адаптацию к социальной среде, трудовой деятельности;


53
‒ формирование мотивации правильного поведения, связанного с за- болеванием.
Социальная миссия данной образовательной программы состоит в пере- даче необходимой информации пациентам для оптимального управления своей жизнью с заболеванием, что благоприятно сказывается на клинико – метаболи- ческих показателях и уровне социальной адаптации: выбор профессии, плани- рование семьи, отдых и т.д., а также в формировании мотивации и новых пси- хологических установок для изменений в поведении, связанных с заболевани- ем.
Нормативный срок освоения программы обучения составляет 7 дней.
Трудоемкость программы составляет 14 часов.
В школу самоконтроля сахарным диабетом направляются все пациенты, не проходившие обучение (первичный курс), и пациенты, уже прошедшие обу- чение (повторный курс), для укрепления и систематизации знаний, умений и навыков самоконтроля СД 2 типа.
Наиболее эффективна форма обучения в группах из 7-10 человек. Инди- видуальное обучение проводят чаше для детей, а также при первичном обуче- нии взрослых с впервые выявленным диабетом и беременных.
Критериями исключения больных из группы обучения являются:
1. существенное снижение остроты зрения, что делает невозможным проведение самоконтроля;
2. терминальная стадия хронической почечной недостаточности;
3. обострение сопутствующих заболеваний.
Индивидуальное обучение показано с выраженными осложнениями СД и тяжелыми сопутствующими заболеваниями. Обучение должно проводится с учетом перечисленных трудностей, желательно совместно с родственниками.
Структура и штатная численность Школы самоконтроля больных диабе- том устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе ко- торой создана Школа, исходя из потребностей, объема проводимой работы и численности обслуживаемого населения.

54
Оснащение Школы самоконтроля для больных диабетом осуществляется в соответствии со стандартом оснащения [17].
Для обучения применяются печатные (плакаты, таблицы, рисунки) и электронные методические пособия (презентации), различные оценочные сред- ства (тесты, ситуационные задачи).
Тематический план занятий в школе самоконтроля для больных (СД) 2 типа включает:
1.
Понятие о СД (причины, симптомы);
2.
Самоконтроль при СД 2 типа;
3.
Пищевое поведение;
4.
Психосоциальная сторона жизни с СД 2 типа;
5.
Осложнения СД 2 типа и их профилактика;
6.
Гипогликемия, диабетическая кома и их профилактика;
7.
Инсулинотерапия.
Также разработано поурочное планирование занятий в Школе само- контроля для больных СД 2 типа с описанием актуальности темы, цели и задач занятий, наглядного методического материала. Составлен примерный план – конспект занятия с описанием вводной, основной и заключительной частей за- нятия, разработаны тестовые задания для проведения контроля знаний.
2.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
Таким образом, проведенное нами исследование готовности медицинских сестер - бакалавров к самостоятельному осуществлению, организации обучения и определение возможных компетенций в сфере терапевтического обучения больных СД 2 типа, а также анализ существующих потребностей познания о своем заболевании среди больных сахарным диабетом 2 типа и их мнения о возможности участия медицинских сестер – бакалавров в терапевтическом обу- чении позволяет сделать следующие выводы:
1.
38 опрошенных нами студентов (54,28%) и большинство пациентов
(4,94±0,23) однозначно знают о существовании такой ветви эндокринологиче-


55 ской службы в РФ, как Школа самоконтроля для больных СД, однако подавля- ющее большинство медицинских сестер (2,74±1,68) не знают медицинских ор- ганизаций, в которых функционирует такая Школа в отличии от пациентов, ко- торые в 100% количестве осведомлены о таковых;
2. большинство (4,54±0,61) опрошенных нами выпускников ФВСО и
ПСР считают, что терапевтическое обучение является базисным компонентом лечения СД и профилактики развития его осложнений, что говорит о необхо- димости использования потенциала обучения и подавляющее большинство больных (4,92±0,25), страдающих СД 2 типа, считают, что пройденный курс обучения в Школе самоконтроля поможет им узнать всю необходимую инфор- мацию об их патологии, а также позволит более качественно осуществлять са- моконтроль (4,87±0,4);
3. выпускники ФВСО и ПСР (медицинские сестры - бакалавры) пока- зали высокую готовность к оказанию профилактической (4,25±0,81) и консуль- тативной (4,64±0,58) помощи больным, страдающим СД 2 типа;
4. большинство (62,85%) анкетируемых студентов считают возмож- ным проведение терапевтического обучения медицинскими сестрами - бакалав- рами и видят обучение пациентов элементом своей профессиональной деятель- ности, однако, большинство опрошенных больных СД 2 типа не оказывают до- верия медицинской сестре – бакалавру, как полноправному участнику процесса терапевтического обучения больных, что может говорить о низком престиже специальности и общей неосведомленности респондентов о подготовке таких кадров в нашей стране;
5. пациенты хотят видеть в роле педагога Школы самоконтроля боль- ных СД именно врача, хотя и почти треть опрошенных не смогли дать точный ответ на этот вопрос;
6. любая из предложенных нами компетенций в сфере терапевтиче- ского обучения (заведование Школой, методическое обеспечение, теоретиче- ское и практическое обучение), выпускники определяют, как значимую в своей

56 бедующей профессиональной деятельности, в особенности теоретическое обу- чение больных СД 2 типа;
7. большинство опрошенных студентов и больных, страдающих СД 2 типа считают возможным проведение курса обучения для больных СД 2 типа в течении 7 дней, с обязательными тридцатиминутными перерывами во время каждого занятия;
8. по мнению медицинских сестер и пациентов применение компью- терных технологий, тестового контроля и решение ситуационных задач являет- ся неотъемлемой частью процесса обучения больных СД 2 типа;
9. большинство опрошенных студентов (41,42%) считают возможным использование групповой формы для организации более эффективного процес- са терапевтического обучения больных СД 2 типа, однако среди пациентов вы- явлено равенство предпочтений между индивидуальной и групповой формой обучения;
10. по результатам анкетирования выпускников и больных, страдаю- щих СД 2 типа, предложенный нами список тем занятий (понятие о СД, само- контроль при СД 2 типа, пищевое поведение, психосоциальная сторона жизни с
СД 2 типа, осложнения СД 2 типа, гипогликемия и инсулинотерапия) необхо- димо включить в сестринскую программу терапевтического обучения больных
СД 2 типа;
11. разработана сестринская программа терапевтического обучения больных СД 2 типа, составлено поурочное планирование занятий.


57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сахарный диабет относится к числу наиболее распространённых хрони- ческих заболеваний, о чем могут свидетельствовать данные Российского стати- стического ежегодника за 2014 год – 3,43 млн. человек, страдающих СД.
В общей структуре СД 90-95% составляет СД 2 типа, при этом фактиче- ская распространённость превышает в 2-3 раза зарегистрированную. Именно данный тип диабета ассоциирован с «эпидемией диабета».
Тенденции роста заболеваемости СД обуславливают ежегодное увеличе- ние численности диспансерной группы у эндокринологов. Это приводит к вы- сокой нагрузке врача на приеме, не позволяющей уделить достаточного внима- ния элементам обучения пациентов правилам самоконтроля заболевания
Исходя из этого в последнее время все шире обсуждается интеграция спе- циалистов сестринского дела с высшим образованием в структуру кадрового обеспечения Школ самоконтроля для больных СД 2 типа, как средства повы- шения доступности и качества медицинской помощи [4,7]. Однако, современ- ный этап развития до и последипломного образования в нашей стране не предусматривает подготовки специалистов для терапевтического обучения па- циентов, нет нормативных документов, регламентирующих такую деятель- ность, не разработано методическое обеспечение для медицинских сестер.
Целью данной работы являлось исследование возможности интеграции медицинских сестер – бакалавров в процесс организации и проведения терапев- тического обучения больных сахарным диабетом 2 типа. Исходя из всего вы- шесказанного, можно сказать что цель была достигнута, так как:
1. описаны основные понятия и специфика терапевтического обуче- ния больных СД. Терапевтическое обучение больных – это важнейший и обяза- тельный элемент профилактики, безопасного и эффективного лечения СД, ко- торый должен быть интегрирован в алгоритмы многофакторного управления этими состояниями с целью улучшения клинико-метаболических показателей и психолого-эмоционального состояния больных, а также повышения качества их жизни и экономической выгоды проводимой терапии;

58 2. рассмотрена история возникновения, развития в России и за рубе- жом такой части системы диабетологической помощи, как терапевтическое обучение больных СД;
3. описаны концепция и методологические основы терапевтического обучения больных сахарным диабетом 2 типа, а именно возможность использо- вания разных форм обучения (индивидуальное и групповое);
4. рассмотрены требования к наглядному методическому материалу, применяемому в процессе обучения;
5. проанализирован Федеральный государственный образовательный стандарт 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата), который преду- сматривает один из видов профессиональной деятельности, к которым готовят- ся выпускники, освоившие программу бакалавриата, педагогическую деятель- ность. Данная деятельность включает в себя следующие профессиональные компетенции:
‒ способность овладевать необходимым комплексом общепедагоги- ческих, психолого – педагогических знаний, представлений в области клиниче- ской сестринской практики (ПК-18);
‒ способность и готовность к изучению принципов, методов и форм проведения занятий, методологии анализа проблемных ситуаций в сфере кли- нической сестринской деятельности и способов их разрешения (ПК-19);
‒ способность планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы (ПК-20) [17];
6. определена высокая готовность опрошенных к активной интеграции в процесс терапевтического обучения больных СД 2 типа, тем самым выявлена возможность определения обучения как элемента профессиональной деятель- ности медицинской сестры – бакалавра;
7. выделены возможные компетенции медицинской сестры – бакалав- ра как полноправного участника процесса терапевтического обучения больных
СД 2 типа, а именно: первое место занимает проведение теоретического обуче- ния больных с СД 2 типа, затем следует методическая работа в Школе само-