Файл: Курсовая работа разработка антикризисных мер на примере оао Инмарко тема работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Институт Права и Управления
Кафедра «Финансы и менеджмент»


Антикризисное управление

Наименование дисциплины

КУРСОВАЯ РАБОТА
Разработка антикризисных мер на примере ОАО «Инмарко»

« »

тема работы

Выполнил

(подпись) (группа, И.О. Фамилия)
Руководитель работы

(подпись) (ученая степень, звание И.О. Фамилия)

Тула 2014

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Глава 1. Анализ финансового состояния и диагностика банкротства 5

1.1. Общая характеристика предприятия 5

1.2. Анализ внешней среды 5

1.3. Анализ показателей производственно-хозяйственной

деятельности и финансового состояния 15

Глава 2. Разработка антикризисных мероприятий 27

2.1. Мероприятия по финансовому оздоровлению 27

2.2. Мероприятия по предотвращению банкротства 31

2.3. Обоснование экономической эффективности

разработанных мероприятий 35

Заключение 39

Список использованной литературы 40

Приложение А 41

Введение


Становление рыночных отношений в России реально при условиях стойкого и стабильного экономического состояния предприятий, однако вследствие кризиса неплатежей много предприятий находятся на гране банкротства. По данным экономистов, больше 50% субъектов хозяйствования работают убыточно, не получая прибыли. Это связано с тем, что формирование прибыли от реализации продукции зависит от таких факторов, как объем реализации продукции, так и ее себестоимость. Анализ показывает, что вследствие экономического кризиса каждые девять из десяти предприятий в данное время - потенциальные банкроты.

Кризис предприятия - это внеплановый процесс ограниченной деятельности и возможностей влияния на экономические отношения с непрогнозируемыми результатами, который угрожает дальнейшему развитию и его существованию. Факторы, которые могут обусловить экономический кризис на предприятии, делятся на внешние, или экзогенные (что не зависят от деятельности предприятия), и внутренние, или эндогенные (что зависят от предприятия), причем около 1/3 банкротств является следствием внешних причин и 2/3 - внутренних.


Главным отрицательным результатом влияния внешних и внутренних факторов на производственно-хозяйственную деятельность предприятия есть банкротство предприятия. Признаком банкротства в первую очередь оказывается сокращение количества заказов продукции. Уменьшение объемов продажи связано со снижением уровней рентабельности и ликвидности. Все это ведет к резкому снижению денежных поступлений и полной неплатежеспособности предприятия. Эти следствия ведут к банкротству предприятия.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время экономика России находится в нестабильном состоянии и в таких условиях особое значение приобретает разработка теоретических и практических методов антикризисного управления применительно к специфике современной российской экономики.

Цель данной курсовой работы является разработка антикризисных мер, направленных на профилактику банкротства и финансовое оздоровление предприятия на примере ОАО «Инмарко».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику предприятия;

- проанализировать внешнюю среду;

- проанализировать показатели производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния;

- разработка антикризисные мероприятия.

Глава 1. Анализ финансового состояния и диагностика банкротства

1.1. Общая характеристика предприятия


«Инмарко» – компания №1 на рынке мороженого в России по объемам производства и продаж. Доля компании на российском рынке мороженого – свыше 16%. С февраля 2008г. «Инмарко» является частью компании Unilever.

«Инмарко» основана в 1993 году, имеет собственные фабрики и низкотемпературные складские терминалы в Омске, Туле и Новосибирске. Сегодня в компании работает более 5000 сотрудников. Благодаря их труду, мороженое «Инмарко» радует и удивляет потребителей нескольких стран Европы и Азии.

Цели: Выпуск качественной продукции. Продвижение новой продукции-замороженных овощей и ягод под собственной маркой «Есть идея». Внедрение инновационных технологий в производство. Проведение глубокого технологического обновления ассортимента.

1.2. Анализ внешней среды

1.2.1. Анализ среды косвенного воздействия


Таблица 1 - Анализ факторов косвенного воздействия (макросреды).

Фактор

Состояние фактора

Тенденция развития

Характер влияния

Влияние на параметры модели

Уровень инфляции

сравнительно высокий уровень инфляции – 8% в 2014 году

Тенденции не ясны

-обесценение отечественной валюты

+ экономия на ресурсах

оказывает влияние на стоимость сырья, конечной продукции, на уровень заработной платы сотрудников

Доходы населения

относительно невысокий уровень доходов населения, в 2013 выросли на 2,3% по сравнению с 2012 года

тенденции увеличения уровня доходов населения


+ увеличение спроса на продукцию

увеличение сбыта продукции, рост объема прибыли

Изменение структуры общества по возрасту

Увеличение численности населения в возрасте моложе трудоспособного

Рост рождаемости

+ рост спроса на продукцию


увеличение объемов продаж

Предпочтения потребителей России

потребление населением продукции в относительно умеренных объемах

переход населения к здоровому образу жизни, исключение из питания сладких и калорийных продуктов

- снижение спроса на продукцию

- поиск и затраты на разработку новых продуктов, удовлетворяющих спрос отдельных категорий населения

снижение темпов производства, издержки на производство новой продукции

Благосостояние населения России

относительно невысокий уровень благосостояния

повышение уровня благосостояния

+ увеличивающиеся возможности покупателей в потреблении изделий

увеличение объемов продаж, развитие сбытовых подразделений по России

Техническое и технологическое оснащение в отрасли (НТП)

широкое использование в производстве современной техники и технологии

постоянное использование в производстве эффективной техники для создания кондитерских изделий, усовершенствование производственного процесса

+ снижение издержек на производство

- дополнительные затраты на новые разработки и переоснащение производства

снижение издержек и использование новой техники и технологии

Страховые взносы

до 2012 года ставка страховых взносов составляла 34%

снижение ставок, с 1 января 2012 года ставка страховых взносов составляет 30%, дальнейшее снижение к 2020 году до 26%

+ уменьшение уплачиваемых страховых взносов, уменьшение себестоимости продукции

уменьшение себестоимости продукции

Вступления РФ в ВТО

в сельском хозяйстве используется топливо относительно невысокого качества

ужесточение мер, необходимость использования экологически более чистого топлива

- увеличение издержек на покупку более дорогих материалов и сырья вследствие удорожания топлива

увеличение себестоимости продукции

Экспорт и импорт продукции

вступление РФ в ВТО в декабре 2011 года

появление реальных возможностей для организации поставок продукции на мировой рынок

+ возможность экспорта продукции

- ожесточение конкуренции, связанной с выходом на рынок зарубежного товара


развитие сбыта за рубежом, дополнительные издержки на экспорт, уменьшение объемов продаж

Финансовая система России

слабое развитие финансового и фондового рынка в стране

постепенное развитие рынка

- трудность привлечения крупных средств

увеличивает издержки в случае острой потребности в оборотных средствах, возникающие риски

СМИ и реклама

использование СМИ в качестве информационного посредника с населением

развитие связей с СМИ

+ дополнительные возможности для продвижения продукции

возможности по продвижению продукции(увиличение объемов сбыта), дополнительные издержки

Состояние экономики страны

экономика РФ находится в состоянии развития и поэтапных преобразований, что содержит в себе риски

постепенная стабилизация экономических процессов, снижение рисков

- существование различных экономических рисков, издержки на их прогнозирование

+ постепенная стабилизация позволяет говорить о перспективах развития экономики

вносит в модель высокие риски из-за сложности оценки перспектив, но тенденция стабилизации позволяет строить выгодные перспективы

Природно-климатические условия

непостоянные природно-климатические условия, которые могут привести к уменьшению объемов урожаев и повлиять на стоимость материалов и сырья; также наблюдается аномальная жара в летний период

непостоянство факторы

- дополнительные издержки, связанные с удорожанием производственного сырья

+ возрастает спрос на продукцию

увеличение стоимости, увеличение объемов продаж

Стоимость бензина и дизельного топлива

наблюдается постоянный рост цен на бензин дизельное топливо

тенденции удорожания топливо сохраняются, за 2011 год цены выросла на 13,8%


- повышение транспортных издержек

увеличение стоимости продукции



1.2.2. Анализ среды прямого воздействия


Анализ потребителей

Рынок мороженого в России относят к зрелым – привычка к мороженому привита российским потребителям еще с советских времен.

В 2013 спрос на мороженное в России вырос на 9% относительно 2012 г и достиг 392 тыс т. Скачок спроса можно считать не ростом, а восстановлением рынка после неудачных сезонов 2007-2009 гг. В предыдущие годы из-за подорожания сырья производителям пришлось резко поднимать цены продукции, что в условиях наложившегося экономического кризиса привело к сокращению продаж.

В России продается 10 различных видов мороженого. Наибольшая доля продаж в натуральном выражении приходится на мороженое в вафельных стаканчиках (127 тыс т), наименьшая доля – на сэндвич-мороженое (2 тыс т). Самым дорогим на российском рынке является сэндвич-мороженое, средняя цена которого составляет 303 руб за кг. Самыми дешевыми являются: фруктовый лед (120,3 руб за кг) и мороженое в вафельных стаканчиках (128,7 руб за кг). Средняя цена 1 кг мороженого в 2013 г составила 185,7 руб.

Мороженое в России потребляет 55,5% населения. Среднее потребление составляет 4,8 кг в год на потребителя. Средние расходы на покупку мороженого составляют 887,3 руб в год на потребителя.

Уровень потребления мороженого в России заметно отстает от уровня западных стран. Например, средний американец съедает в год 11 кг мороженого, средний европеец – 6-8 кг, а в России этот показатель составляет в среднем 2,5 кг на человека в год.

Потребление мороженого в России ограничивают три основных фактора:

Россия – серверная страна с длинным зимним сезоном в большинстве регионов. Зимой потребление мороженого россиянами резко снижается. Летом потребление мороженого вырастает, его начинают потреблять на улице.

Слабый уровень развития сектора HoReCa, отсутствие культуры потребления мороженого в кафе.

Достаточно высокая цена на качественное мороженое, при стагнации доходов населения. Мороженое не является продуктом первой необходимости, поэтому россияне легко исключают его из своей потребительской картины в ситуации снижения доходов.

Основной рынок сбыта – г. Москва и Московская область в размере 80%, г. Тула и Тульская область – 20%.

К факторам, воздействующим на уровень спроса продукции «Инмарко» относятся: уровень цен, уровень качества продукции, уровень информированности покупателя о качественных характеристиках продукта. Влияние потребителей оценивается как значительное.

Анализ конкурентов

В настоящее время основными конкурентами «Инмарко» являются следующие предприятия:

1. Узловский хладокомбинат был основан в 1934 году. Сегодня это стабильно работающее предприятие, основу производства которого составляет мороженое. Оно неуклонно работает над расширением своего ассортимента, ставя своей целью максимально удовлетворять запросы клиентов.

Трудно найти человека в Российской Федерации, который не попробовал бы мороженое «Узловского хладокомбината». Вкус мороженого - это вкус, знакомый с детства. Секрет прост. По сей день хладокомбинат вырабатывает мороженое только из натуральных компонентов: цельное сгущенное молоко, молоко коровье, сливочное масло, какао, орехи, изюм и т.д.

Постоянная работа над вкусовыми качествами, упаковкой, строгий контроль за качеством сырья, выпуск новых видов мороженого позволят предлагать вкусный и полезный продукт, лакомство для Вас и Ваших детей.

2. ОАО "Айсберг", тогда еще под именем "Пегас-2", начало свою деятельность в 1992 году с продажи московского мороженого в Туле. На сегодняшний день в ассортименте ОАО "Айсберг" более 70-ти видов мороженого, и более 120-ти разновидностей.

ОАО "Айсберг" располагает обширными торговыми связями: от С. Петербурга до Краснодара и от Брянска до Оренбурга. Имеется собственная розничная торговая сеть в Туле и области.

Цели: Предприятие ставит перед собой цель удовлетворить самые изысканные вкусы всех своих потребителей. Этим и обусловлено постоянное развитие, наращивание объемов производства и расширение ассортимента мороженого.

3. Компания «Айсберри» является лидером московского рынка по производству и продаже мороженого и одним из крупнейших производителей мороженого в России.

Айсберри сегодня:

- Компания с долей продаж №1 в Европейской части России, № 1 в Москве (с долей продаж 23% по данным Бизнес Аналитика сравнение январь-апрель 2009г и 2010г.)

- Один из крупнейших российских производителей мороженого

- Хранитель уникальных старинных рецептур мороженого

- Торговые марки компании занимают лидирующие позиции в основных категориях мороженого

- Строгий контроль качества продукции

- Обладатель премии Народная Марка/Марка №1 в России (в 2008г)

- Обладатель знака "ПРОВЕРЕНО.Центр независимой экспертизы Союза потребителей России"

- Прямая доставка в магазины и сети

Группа компаний «Айсберри» была создана на основе двух старейших Хладокомбинатов Москвы: «Айс-Фили» и «Сервис Холод». В настоящее время в состав компании также входят производственный завод в городе Вологда, торговый дом «Айсберри» и розничная сеть «Айсберри. Вкус мороженого Айсберри – это вкус, знакомый с детства.


Открытие производства в 2008 году в городе Вологда позволило компании получить еще одно преимущество перед другими компаниями-производителями. Мороженое компании «Айсберри» теперь производится в экологически чистом регионе.

Цели: Производство качественной продукции, в экологически чистом месте, с использование натурального вологодского молока и масла. Развитие розничной сети. Раработка инновационных видов мороженного.

4. Концерн «Русский Холод» один из ведущих производителей мороженого в России. Концерн имеет 14 филиалов в крупнейших городах России и странах ближнего зарубежья, собственные фабрики по производству мороженого в гг. Москва и Барнаул. Фабрики оснащены самым современным оборудованием по производству мороженого, которое позволяет производить более 150 видов мороженого всех основных типов: рожки, эскимо, стаканчики, брикеты, торты, рулеты, семейное, весовое и мягко е мороженое. Мороженое «Русский Холод» соединяет в себе вкусы классического молочного лакомства, оригинальных кондитерских добавок и фруктовых наполнителей из натурального природного сырья: вишни, клюквы и облепихи, персика и груши, винограда, ананаса, дыни.

Одной из отличительных особенностей концерна «Русский Холод» стал самый высокий в отрасли контроль над продажами. Около 90% всей продукции компания доставляет в магазины самостоятельно. Ни один из конкурентов «Русского Холода» не имеет такой развитой системы дистрибуции - 14 филиалов по всей стране. Помимо филиалов мороженым «Русский Холод» торгуют множество официальных дистрибуторов. Развитая система логистики концерна позволяет заводу в Барнауле обеспечивать продукцией Сибирскую и Дальневосточную часть России, а новой фабрике в Подмосковье - Европейскую часть.

Цели: Укрепление своих позиций на российском рынке мороженого, а также усиленное развивитие и экспорт продукции в страны Европы и США.

На современном этапе можно выделить двух самых крупных производителей мороженого, конкуренция между которыми на российском рынке продолжается уже больше 10 лет: «Инмарко» и «Русский холод». «Инмарко» с 2008 года является частью Unilever, «Русский холод» самостоятельно развивается и постепенно продвигается на Запад (их продукция представлена в странах ЕС и США). Постепенно происходит сокращение количества мелких производителей в Центральной России, так как рынок все больше поглощается крупными концернами с развитыми торговыми марками.