Файл: Особенности организации распределительной логистики на предприятии ооо икеа дом.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24
На рисунке 13 показано, что использование каналов распределения при- носит производителям следующие выгоды
Рисунок 13. Выгоды каналов распределения
Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право соб- ственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к по- требителю.
Каналы распределения представляют собой традиционные каналы, ко- торые состоят из независимого производителя и одного или нескольких неза- висимых посредников (рисунок 14).
Сокращение распределитель- ных издержек;
Сокращение распредели- тельных издержек;
Повышение эффективно- сти продаж;
Обеспечение широкой до- ступности товара.
25
Канал нулевого уровня
Одноуровневый канал
Двухуровневый канал
Трехуровневый канал
Рисунок 14. Каналы распределения
Канал распределения выполняет определенные функции:
• в период заключения сделок – сбор информации, необходимой для обеспе- чения движения товаров по каналу, принятие на себя рисков;
• в период завершения сделок – организация товародвижения (транспорти- ровка и складирование), изыскание и использование финансовых средств для обеспечения движения товаров по каналу, принятие на себя рисков, свя- занных с функционированием канала.
С организационной точки зрения выделяют обычные каналы распреде- ления; вертикальные маркетинговые системы и горизонтальные маркетинго- вые системы.
1. Обработка заказов. Включает в себя: получение заказа от потребителя, рас- сылку информации о заказе заинтересованным подразделениям предприя- тия, принятие решения о производстве продукции.
Производитель
Потребитель
Производитель
Розничный посредник
Потребитель
Производите- ль
Оптовый посредник
Розничный посредник
Потребитель
Прозводитель
Оптовый посредник
Мелкоопто- ый посредник
Розничный посредник
Потребитель
26 2. Складирование. После завершения производственного процесса предприя- тие хранит товар до его отгрузки. Это обусловлено тем, что циклы произ- водства и потребления редко совпадают.
3. Поддержание товарно-материальных запасов: для бесперебойного обеспе- чения потребителя необходимыми ему товарами предприятие изготовитель создает запасы товарно-материальных ценностей, которые хранятся на складах предприятия или в районах потребления. Запасы поддерживаются на уровне, предусмотренном специальными нормативами.
4. Транспортировка товара к месту потребления и его доставка потребителю на предусмотренных договором (контрактом) условиях.
Каналы распределения имеют различную структуру, которая характе- ризуется количеством составляющих канал уровней.
Уровень канала – это посредник, выполняющий работу по приближению товара и права собственника на него к конечному потребителю. Ключевая про- блема в области проектирования распределительного канала – это определе- ние его структуры.
Наиболее значимым является разделение посредников по собственности на товар и по признаку «от чьего имени ведется торговля»:
• Дилеры – оптовые, реже розничные, посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар по договору по- ставки, становятся собственниками товара после оплаты доставки и реали- зуют эти товары потребителям.
• Дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителей и за свой счет. Производитель предоставляет дистри- бьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного времени.
Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору он приобретает право ее продажи. На рисунке 15 представлена система поступ- ления продукции от производителя к потребителю через посредника.
27
Рисунок 15. Основные посредники распределительной логистики
• Комиссионеры – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собствен- ником продукции. За оказанные услуги ему выплачивается вознаграждение в виде процентов от суммы операций;
• Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов Бро- керы не являются собственниками продукциию. Они действуют на основе поручений и содействуют.
Таким образом, логистика распределения играет важную роль в рацио- нализации каналов сбыта, однако конфликты, в проектируемых каналах сбыта, все равно возникают. Государственный контроль, сезонность, климатические условия страны, в которой реализуются продукты питания; все это оказывает влияние на объемы поставок и построение каналов распределения. При по- строении каналов распределения конфликтные ситуации возникают и в раз- личных областях деятельности предприятия.
28
2. Практическая часть
2.1 Общая характеристика компании ООО «ИКЕА ДОМ»
ООО «ИКЕА ДОМ» — это предприятие, которое разрабатывает и про- дает готовую к сборке мебель, кухонную технику и аксессуары для дома, а также другие полезные товары и иногда услуги на дому. Предприятие из- вестно своим модернистским дизайном для различных типов техники и ме- бели, а ее дизайн интерьера часто ассоциируется с экологичной простотой. В мире предприятие известно под именем бренда «ИКЕА» и «IKEA» [12].
На рисунке 16 представлен магазин «ИКЕА», расположенный по адресу г. Котельники.
Рисунок 16. Магазин «ИКЕА Белая Дача»
Кроме того, фирма известна своим вниманием к контролю затрат, рабо- чим деталям и постоянному развитию продукта, корпоративным атрибутам, которые позволили «ИКЕА» снизить свои цены в среднем на два-три процента в течение десятилетия до 2010 года в период глобального расширения. ООО
«ИКЕА ДОМ» имеет сложную корпоративную структуру. Она контролиру- ется несколькими фондами, базирующимися в Нидерландах и Лихтенштейне.
По состоянию на ноябрь 2018 года в 52 странах действует 424 магазина
«ИКЕА». В 2018 финансовом году было продано товаров на сумму 38,8 млрд
29 евро (44,6 млрд долларов США). Веб-сайт ikea.com содержит около 12 000 продуктов и является ближайшим представителем всего ассортимента ИКЕА.
Распределение полномочий между сотрудниками в отделе логистики предприятия на рисунке 17.
Рисунок 17. Распределение полномочий между сотрудниками отдел ло- гистики
• In-Store Logistics Manager – начальник отдела логистики;
• SSS Manager – Sales & Supply Support Manager – менеджер подразделения поддержки продаж;
• Goods Flow Manager – менеджер подразделения товарооборота;
• Quality & Safety Compliance Leader – менеджер соответствия качеству и без- опасности;
• Goods Flow Team Leader (Receiving) – менеджер входящего товарооборота;
• Goods Flow Team Leader (SSFA) – менеджер подразделения заполнения склада самообслуживания;
• Goods Flow Team Leader (Fill Up MH) – менеджер подразделения заполнения отдела сопутствующих товаров;
30
• Goods Flow Team Leader (FS) – менеджер подразделения исходящего това- рооборота.
На первое января 2018 года в России действует четырнадцать магазинов сети (в том числе три в Москве, два в Санкт-Петербурге и по одному в Екате- ринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Ро- стове-на-Дону, Самаре, Уфе) [13 На рисунке 18 приведена структура отдела сбыта в ООО «ИКЕА ДОМ»
Рисунок 18. Структура отдела сбыта
1. Отдел сбыта:
• Начальник отдела сбыта (руководство отделом, составление плана продаж)
– 8 чел.;
• менеджеры по работе с магазинами города (контроль наличия продукции в торговой сети города, продвижение продукции в магазинах города, кон- троль дебиторской задолженности) – 14 чел. (по одному на район);
• кладовщики складов готовой продукции – 25 чел.;
• грузчики отдела сбыта – 8 чел.
2. Транспортный отдел:
• диспетчер по работе с магазинами города (прием заявок от магазинов, со- ставление рейса для развозки продукции по городу, контроль дебиторской
31 задолженности) – 1 чел.;
• старший оператор по работе с клиентами (выписка накладных клиентам, ра- ботающим само вывозом, выписка накладных в рейс по городу, введение в компьютер прихода готовой продукции, составление отчетов) – 1 чел.;
• оператор отдела сбыта (выписка накладных в рейс по городу) – 1 чел.;
• грузчики-экспедиторы отдела сбыта (доставка продукции в магазины го- рода, получение наличных денег за продукцию) – 7 чел.;
• водители – 20 чел.;
• слесари – 3 чел.
Итого численность отдела сбыта – 27 чел. Рисунок 19 показывает си- стему обслуживания потребителей ООО «ИКЕА ДОМ» следующим образом.
Рисунок 19. Основные типы поставок «ИКЕА ДОМ»
В «ИКЕА» работает 31 дистрибьюторский центр в 16 странах. Эти под- разделения так же снабжают товарами магазины «ИКЕА ДОМ». В 31 стране действуют около 45 закупочных сервис-офисов. Это позволяет поддерживать тесные взаимоотношения со всеми 1 350 поставщиками в 50 странах мира.
Но есть несколько заметных исключений, основная часть продукции
32
На рисунке 20 представлен ежегодный объем продаж компании ИКЕА начиная с 2011 по 2016 г. продаж ИКЕА начиная с 2013 по 2018 г. названа в соответствии со специальной системой, разработанной для ООО
«ИКЕА ДОМ». Чтобы обеспечить наличие больших объёмов товаров для по- купателей и сократить при этом расходы до минимума, нужно заниматься де- тальным планированием, а также уметь реагировать на быстро меняющуюся конъюнктуру рынка.
Сотрудники отдела Логистики внимательно следят за тем, чтобы товары оставались в хорошем состоянии, однако при этом обеспечивают их быстро и эффективное перемещение.
Рисунок 20. Ежегодный объём продаж (в миллиардах евро)
Объем продаж ИКЕА по всему миру за 2018 финансовый год возрос на
7 % и составил 21,1 миллиарда евро (рисунок 21).
0 5
10 15 20 25 2013 2014 2015 2016 2017 2018
33
Рисунок 21.Продажи по регионам
В ИКЕА работает 41 закупочный сервис-офис в 30 странах мира. Это обеспечивает близость к поставщикам – приблизительно 1 380 предприятиям в 50 странах. Статистика логистической продуктивности ООО «ИКЕА ДОМ» представлена на рисунке 22.
Рисунок 22.Статистика логистической продуктивности за финансовый год
0,9 1,1 1,3 1,5 1,7 1,9 2,1
Sep
Oct
Nov
Dec
Jan
Feb
Mar
Apr
May
Jun
Jul
Aug
Logistics productivity
FY18
FY17
FY16
Av.Goal
1 2 3
3 %
15 %
82 %
Продажи
Азия и Ав- стралия
Северная
Америка
Европа
15 %
82 %
Продажи
Азия и Ав- стралия
Северная
Америка
Европа
34
ООО «ИКЕА ДОМ» ведет свою историю умной и низкозатратной логи- стики еще с 1940-х годов, когда товары поставлялись на грузовике, предназна- чавшемся для развозки молока. Сейчас у компании есть возможность контро- лировать производственный процесс, тестировать новые идеи, вести перего- воры о ценах, проверять качество продукции, а также следить за соблюдением социальных норм и условий труда, а система умной логистики работает так, что сокращает все возможные транспортные и складские издержки до мини- мума.
Умную логистику ООО «ИКЕА ДОМ» можно представить в виде этапов
(рисунок 23).
Рисунок 23. Основные этапы умной логистики
Товары в магазинах ООО «ИКЕА ДОМ» производят свыше 2000 постав- щиков в 50 странах мира. С ООО «ИКЕА ДОМ» сотрудничают более 50 рос- сийских фабрик. Заказы предприятия размещаются по всей России.
Есть предприятия, где заказы конкретно ООО «ИКЕА ДОМ» составляют большую часть производимой продукции. В таблице 1 представлены основные поставщики предприятия ООО «ИКЕА ДОМ», которые непосредственно за- няты доставкой, дистрибьюцией и готовой продукцией.
1 этап
• Работа с поставщиками
2 этап
• Набор и доставка
3 этап
• Отправка в зону хранения
4 этап
• Развоз товара по залу
5 этап
• Оформление заказа
35
Таблица 1
Примеры поставщиков компании
Поставщики
Поставка продукции
Кенгуру
Полиэтиленовые пакеты
Лейтекст
Текстильные изделия
Гардеробoff
Гардеробное оборудование
Лесард блок-контейнеры
Предприятие ООО «ИКЕА ДОМ» не производит сама все 12 тысяч то- варов из каталога, на ООО «ИКЕА ДОМ» трудятся сотни заводов и фабрик по всему миру.
Есть в списке партнеров ООО «ИКЕА ДОМ» и белорусские предприя- тия. Внутренняя система управления распределительной логистикой компа- нии ООО «ИКЕА ДОМ» представлена на рисунке 24.
Рисунок 24. Демонстрация внутренней функциональности системы
36
Анализируя данный рисунок можно сказать, что канал распределения является многофункциональным, потому что продукция доставляется до по- требителя с использованием посредников
2.2 Анализ распределительной логистики ООО «ИКЕА ДОМ»
Для изучения распределительной логистики ООО «ИКЕА ДОМ» рас- смотрим процесс реализации продукции, который включает в себя следующие этапы (рисунок 25).
Для анализа сбытовой логистики ООО «ИКЕА ДОМ» рассмотрим по- дробно каждый из этапов.
Рисунок 25. Этапы процесса реализации продаж
Предполагаемое количество реализуемой продукции определяется в не- сколько этапов:
1. сравнение количества проданной продукции за текущий и прошедший вре- менной период;
2. изучение проданной продукции по ее видам;
3. анализ условий продаж продукции;
4. экономическое положение в стране и за ее пределами;
Планирование объемов продаж
Выбор и организация каналов сбыта
Организация складирования и хранения продукции
Упаковка продукции
Доставка и транспортировка продукции