Файл: Особенности организации распределительной логистики на предприятии ооо икеа дом.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
37 5. изменения в законодательстве РФ и деятельность конкурентов.
Бюджет логистической деятельности предприятия на следующий квар- тал устанавливается в размере 5% от объема продаж в предыдущем квартале.
Чтобы стимулировать клиентов к участию в создании стоимости, ООО
«ИКЕА ДОМ» должна также мобилизовать и 1800 своих поставщиков более чем в 50 странах по всему миру. Чтобы выполнить свою часть в этом разделе- нии труда, ООО «ИКЕА ДОМ» должна найти поставщиков, которые могут предложить и низкие цены, и хорошее качество. Дизайнеры в едином проект- ном бюро в главном управлении ООО «ИКЕА ДОМ» в Эльмхульте, Швеция, за два-три года до выхода товара на рынок решают, какой поставщик и каким товаром будет снабжать компанию. На рисунке 26 подробно представлены
«фуры» компаний поставщиков и перевозчиков.
Рис. 26. Фуры поставщиков паркуются в зоне приемки
Становясь частью системы ООО «ИКЕА ДОМ», поставщики получают не только выход на глобальные рынки, но и техническую помощь.
38
Оборудование в аренду и рекомендации по доведению качества продук- ции до мировых стандартов.
На основании планируемых данных по объему продаж осуществляется определение необходимого количества места на складе, планирование транс- портных расходов и расходов по организации сервисного обслуживания про- дукции.
Рассмотрим каналы распределения продукции ООО «ИКЕА ДОМ». При обслуживании потребителей предприятие использует как прямые, так и кос- венные каналы распределения продукции различных уровней.
Основной объем продукции реализуется через прямые каналы распре- деления (канал нулевого уровня). Предприятие имеет 14 фирменных магазина
(розничная торговля).
Косвенные каналы распределения (розничная торговля, одноуровневый канал). Доставка продукции в магазины (розничная торговля) города осу- ществляется развозом автотранспортом предприятия.
Для этого диспетчер отдела сбыта принимает заявки (по телефону или через менеджеров по работе с магазинами города) и формирует рейсы по го- роду. Развозку продукции осуществляют грузчики-экспедиторы отдела сбыта и водители транспортного отдела.
Частные предприниматели (розничной торговли) приобретают продук- цию само вывозом на предприятии. Организация складирования и хранения продукции.
При выборе помещения для склада готовой мебельной продукции необ- ходимо учитывать возможность эффективных способов размещения и укладки товара, а также применения подъемно-транспортного оборудования. Под- держка оптимального режима хранения мебельной продукции на складе и осу- ществление качественного контроля за товаром способствуют более эффек- тивному использованию складских помещений.
Помещение склада должно быть разбито на определенные зоны, каждая из которых несет свою функцию. Эти зоны должны быть связаны между собой
39 необходимыми проездами и проходами. Информация о проходах магазина
«ИКЕА Белая Дача» компании ООО «ИКЕА ДОМ» представлена на рисунке
27.
Рисунок 27. Карта магазине ИКЕА «Белая Дача»
Основное помещение склада представляет собой складское помещение, оборудованное специальным оборудованием-стеллажами для хранения ме- бельной продукции.
Как правило, зоны упаковки и расфасовки примыкают к складскому по- мещению. В зоне комплектования для оптовых покупателей могут распола- гаться стеллажи для мебельного склада, отличающиеся универсальностью конструкции.
Для того чтобы максимально рационально использовать подъемно- транспортные машины и механизмы на складе, необходимо сделать складское пространство максимально свободным, исключив все возможные перегородки или колонны в планировке.
40
Необходимым условием для организации склада является возможность свободного доступа к готовой продукции.
Нормативные требования к складу мебельной продукции предъявля- ются, прежде всего, в отношении противопожарной безопасности, строгое со- блюдение которой гарантирует сохранность готовой продукции. Во избежа- ние повреждения предметов мебели на складе должна быть оптимальная влаж- ность, а также установлена вентиляция.
Проведенный анализ показывает, что предприятие динамично развива- ется, является одним из самых крупных поставщиков мебели для дома. Но даже при этом можно дать ряд рекомендаций по улучшению логистической деятельности предприятия.
Во-первых, на предприятии составляются неточные прогнозы по объе- мам продаж, что влечет за собой неточные расчеты расходов на складирова- ние, транспортировку и т.д. и, в конечном итоге – неточное определение ком- плекса мер по сбытовой логистике.
Во-вторых, основной объем реализации продукции осуществляется че- рез каналы нулевого уровня, т.е. не привлекает к своей деятельности посред- ников. Торговое посредничество – весьма важная и неотъемлемая часть совре- менной рыночной экономики.
Объективная экономическая необходимость и высокая эффективность торгово-посреднического звена в международной торговле сырьем, полуфаб- рикатами, готовыми изделиями, машинами и оборудованием, а также услу- гами доказаны всей практикой работы в сфере реализации зарубежных произ- водителей, экспортеров и импортеров.
Огромное число сделок в торговле осуществляется с помощью посред- ников – торговых фирм, организаций и физических лиц, занимающих проме- жуточное положение между производителями товаров и услуг и их конечными потребителями.
Следовательно, можно выделить следующие проблемы предприятия в области организации распределительной логистики: отсутствие посредников
41 при реализации продукции, нечеткое планирование объемов продаж. Ниже обозначены пути их решения.
Следует отметить, что складская сеть, через которую осуществляется распределение материального потока, является значимым элементом логисти- ческой системы.
Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта.
Поэтому для каждого предприятия так важно грамотно построить свою складскую сеть.
Таким образом, схема распределения продукции для данного предприя- тия выглядит следующим образом (рисунок 28).
Рисунок 28. Схема системы распределения продукции прямы и не пря- мым путем доставки
Данная распределительная система не отвечает многим логистическим принципам, на которых должны строиться системы распределения с точки зре- ния оптимизации потоковых процессов, т.е. в конечном итоге эта система не способствует максимизации прибыли, получаемой предприятием от реализа- ции своей продукции.
Система с одним распределительным центром в данном случае имеет
42 для предприятия как свои положительные, так и отрицательные свойства, при- веденные более детально в дальнейшей таблице.
Таблица 2
Плюсы и минусы распределительной системы в ООО «ИКЕА ДОМ»
Плюсы
Минусы
Предприятию не нужно создавать об- ширную сеть складов, обсуживающих какую-либо территорию, у него нет по- требности в создании разветвленной складской инфраструктуры, поэтому оно не несет дополнительных расходов на содержание дополнительных скла- дов;
В условиях существующей распределитель- ной системы предприятие достаточно сильно зависит от своих оптовых покупателей. Ис- ходя из результатов анализа структуры сбыта, можно заметить, что подавляющее большин- ство своей продукции (98%) предприятие реа- лизует всего четырем посредникам.
Предприятие не несет больших транс- портных издержек, т.к. при существую- щей системе распределения предприя- тие не содержит значительного парка транспортных средств в связи с тем, что само не осуществляет самостоя- тельных перевозок своей продукции;
Можно сделать вывод, что структура сбыта
«ИКЕА ДОМ» является недостаточно дивер- сифицированной, в результате чего данное предприятие сильно подвержено колебаниям спроса со стороны вышеперечисленных опто- вых покупателей, а это, в свою очередь, может негативно сказаться в будущем на успешности реализации продукции предприятия. В данном случае эти оптовые покупатели могут в опре- деленной ситуации диктовать предприятию свои условия, добиваясь для себя определен- ных выгод и пользуясь тем, что предприятие достаточно сильно от них зависит;
Предприятие имеет возможность про- давать свою продукцию оптовым поку- пателям по более низкой цене, т.к. в эту цену не включаются транспортные расходы. Эта низкая цена может при- влечь тех оптовых покупателей, у кого создана широкая сеть распределитель- ных центров, налажено транспортное хозяйство, и они, соответственно, имеют возможность доставлять товары до своих оптовых баз с минимальными издержками.
Данная распределительная система, когда оптовый покупатель вынужден самостоя- тельно вывозить продукцию предприятия с его склада, приводит к ограничению числа по- купателей, готовых сотрудничать с «ИКЕА
ДОМ».
43
2.3 Предложения по совершенствованию сбытовой логистики
«ИКЕА ДОМ»
Исходя из указанных выше проблем, мы определяем пути повышения эффективности логистики продаж предприятия. ООО «ИКЕА ДОМ» необхо- димо привлекать посредников для организации своей деятельности на товар- ном рынке. В результате будет достигнуто следующее:
• Привлечение посредников повысит эффективность продаж продукции, что будет способствовать увеличению прибыли предприятия за счет ускорен- ного оборота его капитала;
• Посредники, находясь ближе к покупателю, лучше знают рынок и быстрее реагируют на изменения его рыночной ситуации; что позволит продавать товары на более выгодных условиях, освобождая производителя от многих забот, связанных с продажей товаров и привлечение посредников создаст возможность повысить конкурентоспособность товаров за счет сокращения сроков доставки и промежуточных складов, лучшего складирования и хра- нения товаров.
Посредники предоставляют возможность относительно быстрого до- ступа к новым рынкам, более легкого доступа к клиентам, что позволит пред- приятию снизить или устранить кредитные риски, сэкономить на бухгалтер- ских и административных расходах, оптимизировать затраты на маркетинг, рекламу и т.д. Посредники, всегда находящиеся в более тесном контакте с ко- нечными пользователями товаров и услуг, являются важными постоянными источниками ценной первичной информации о рынке - его емкости, тенден- циях формирования и изменения спроса, позиции конкурентов и продаж пер- спективы. цены и возможности их изменения, современные требования к уровню качества и конкурентоспособности товара. При работе через посред- ников, специализирующихся на массовом маркетинге определенной номен- клатуры товаров, дополнительная прибыль будет возникать из-за сокращения издержек обращения на единицу проданных товаров.
44
Для улучшения планирования объема продаж, при осуществлении реа- лизации продукции, необходимо ввести в массовый оборот на предприятии системы программ 1С – EPR – управление предприятием, версия 8.
Конфигурация 1С – EPR это управление предприятием является тираж- ным решением, позволяющим в комплексе автоматизировать задачи оператив- ного и управленческого учета, анализа и планирования торговых операций, обеспечив тем самым эффективное управление современным торговым пред- приятием. На рисунке 29 представлены ключевые направления развития но- вого решения:
Рисунок 29. Ключевые направления деятельности 1С –
ERP
Подсистема управления продажами позволяет решать задачи оператив- ного планирования и контроля продаж, как в натуральном, так и в денежном выражении. Включает в себя блоки:
✓ планирование продаж;
✓ управление заказами покупателей.
Планирование производится как по отдельным видам, так и по группам продукции; конфигурация также позволяет выбрать определенные категории управление продажами управление поставками планирование продаж и закупок управление складскими запасами управление заказами анализ товарооборота предприятия анализ цен и управление ценовой политикой мониторинг и анализ эффективности торговой деятельности
1С – EPR
45 покупателей (по регионам, по видам деятельности и т.п.) и составлять отдель- ные планы для каждой из этих групп.
Планы составляются с различной временной детализацией (от дня до года); таким образом, конфигурация дает возможность разрабатывать как стратегические (квартальные, годовые), так и рабочие планы на один и тот же период. При составлении планов продаж, прогнозируются следующие показа- тели:
✓ объемы продаж в натуральном и суммовом выражении;
✓ себестоимость продажи;
✓ торговая наценка.
Плановые данные о продажах в натуральном выражении могут вво- диться как в ручном, так и в автоматическом режиме. Для последнего варианта используется информация о продажах продукции за предыдущий период, те- кущих складских остатках и полученных на плановый период заказах покупа- телей. Эти данные могут использоваться в различных комбинациях, определя- емых пользователем. Для контроля выполнения разработанных планов в кон- фигурации предусмотрены развитые средства сравнительного анализа инфор- мации о планах и фактических продажах. С помощью них, например, реша- ются следующие задачи:
✓ план-фактный анализ продаж за определенный период;
✓ сравнительный анализ продаж за различные периоды, например за текущий период и аналогичный прошлого года;
✓ сравнение планов продажи с одинаковой детализацией за различные пери- оды времени, например, помесячные планы на декабрь текущего и про- шлого года;
✓ сравнение планов с различной детализацией за один и тот же период, напри- мер, поквартальные и помесячные планы на первое полугодие текущего года.
46
Выводы
В результате выполнения выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
1. Было изучено 12 отечественных и зарубежных литературных источников, которые показали, что распределительная логистика является важной ча- стью всего процесса обеспечения предприятий и производства в целом.
2. Со стороны внутреннего программного обеспечения предприятия было рас- смотрено: процесс поступления прогноза поставок товаров от различных поставщиков, формирование прогноза продаж как отдельного магазина, так и в целом, а также реализации систем прямого и смешанного товаропо- тока.Проведен анализ распределительной логистики ООО «ИКЕА ДОМ». В ходе анализа было выявлено, ряд недостатков, которые являлись «тормо- зом» логистической системы. Среди них можно отметить неточные про- гнозы по объемам продаж, а также использование каналов нулевого уровня, которая приводит к замедлению обслуживания клиентов.
3. На основании выявленных недостатков в распределительной логистике
ООО «ИКЕА ДОМ» были разработаны мероприятия по ее усовершенство- ванию:
• привлечение новых посредников;
• создание дистрибьюторских центров, расположенных равноудаленно от распределительного центра;
Так как подсистема управления заказами покупателей позволяет реали- зовать наиболее эффективную для предприятия стратегию обслуживания по- купателей. Мы рекомендуем внедрение системы 1С – EPR –управление пред- приятием в качестве программного обеспечения.