Файл: Российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию.
Свидетельства выдаются сроком на 5 лет после первоначального освидетельствования или освидетельствования для возобновления свидетельства.
5.4.1 Средства для предотвращения, обнаружения и тушения пожара
На судне имеется план противопожарной защиты (FIRE PLAN), содержащий ин- формацию о противопожарных конструкциях судна, системах пожарной сигнализации, системах пожаротушения и пожарных проходах.
Конструктивная противопожарная защита.
По требованию конвенции СОЛАС-74/88 для обеспечения конструктивной противопожарной безопасности судно разделено на вертикальные и горизонтальные зоны, с тем, чтобы локализовать пожар в определенном отсеке и предотвратить его распространение по судну.
Данные перекрытия обладают огнестойкостью и классифицируются на 3 класса:
«А», «В», «С». После индекса ставятся числа, которые указывают время в минутах, в течение которого данное перекрытие должно выдержать заданное повышение температуры.
Классификация огнестойких перекрытий:
–перекрытия класса «А» образуются переборками и палубами, изготавливаются, как правило, из стали, должны обеспечиваться защиту от прохода дыма и пламени в течение 1 часа; теплоизоляция, выполненная из негорючих материалов, должна обеспечивать на противоположной пожару стороне среднюю температуру не более чем на 140°С выше исходной, а в любой отдельной точке на этой стороне температуру не выше 180°С.
–перекрытия класса «В» образуются переборками, палубами, подволоками или зашивками, изготавливаются из одобренных негорючих материалов, должны препятствовать распространению пламени на протяжении 30 минут. Теплоизоляция переборки должна обеспечивать на противоположной пожару стороне среднюю температуру, не более чем на 140°С выше исходной, а так же в любой отдельной точке на этой стороне температуру не выше 225°С;
–перекрытия класса «С» изготавливаются из одобренных негорючих материалов, но также допускается применение горючей облицовки; в отношении данного класса переборок требования по ограничению распространения дыма и огня, а также ограничения по нагреву не установлены.
Двери, установленные на переборках и палубах, обладают такой же огнестойкостью, как и переборка или палуба, на которой они установлены.
Ограничение применения горючих материалов: не допускается применение на открытых поверхностях и внутри помещений красок, лаков и других отделочных материалов, выделяющих чрезмерное количество дыма и токсичных веществ; первичные палубные покрытия, применяемые в жилых и служебных помещениях и постах управления, должны изготавливаться из одобренного материала, не являющегося воспламеняющимся или выделяющим токсичные или взрывоопасные вещества.
Средства обнаружения пожара.
Стационарные системы пожарной сигнализации должны соответствовать характеру помещения и возможностям распространения огня. Такая система должна состоять из извещателей, сгруппированных в секции; панели сигнализации; панели управления системой; источников энергии и электропроводки. Пожарные извещатели делятся на: тепловые (детекторы), дымовые, извещатели пламени и ручные пожарные извещатели.
При срабатывании извещателей начинается подача звукового и светового сигнала на пульте управления и на панелях сигнализации. Если в течение двух минут эти сигналы не привлекут внимание судового экипажа, тогда сработает сигнал Общесудовой тревоги.
Мероприятия по ограничению и тушению пожара.
Разделение судна на противопожарные переборки позволяет локализовать пожар путем их закрытия и перекрытия вентиляции, обеспечив охлаждение смежных палуб и переборок, все находящиеся материалы в помещениях выгорят и пожар прекратится. Также разделение судна на переборки позволяет использовать в герметичных помещениях системы объемного пожаротушения.
Методы тушения пожара подразделяются на прямую атаку на очаг возгорания, когда экипаж, задействованный в тушении пожара, подходит непосредственно к очагу возгорания и тушит его огнегасящими средствами; не прямую атаку на очаг возгорания, когда экипаж не может подойти к очагу возгорания и задействует системы объемного пожаротушения.
Перед использованием объемного пожаротушения необходимо убедиться, в отсутствии людей в помещении. Системы объемного пожаротушения включаются по приказанию капитана судна.
Защита путей эвакуации.
Панель аварийного выхода устроена так, что ее легко можно выбить; конструктивно судно позволяет обеспечить быструю и безопасную эвакуацию экипажа из любого отсека, обеспечить быстрый доступ на шлюпочную палубу для посадки на спасательные средства; ширина коридоров и дверных проемов, которые предназначены для выхода на трапы и открытые палубы, должна быть
достаточной для предотвращения заторов; двери должны открываются в направлении эвакуации, исключение представляют двери кают, которые открываются во внутрь; из МО существует 2 пути эвакуации, один из которых является убежищем от пожара на всем своем протяжении.
Для тушения пожаров, в зависимости от их размеров и категорий на судне установлено следующее оборудование:
− водопожарная система состоящая из 2-х пожарных насосов типа RV 200J и RV 140J, производительностью 275 и 230 м3/ч соответственно;
− система объемного химического тушения, в качестве огтетушащего средства используется газ СО2;
− стационарные и переносные огнетушители пенного, порошкового и углекислотного типа;
− противопожарное имущество (гидранты, пожарные рукава, кошма и т.д.)
Борьба экипажа с пожаром.
При обнаружении пожара действия экипажа складываются следующим образом по графику:
− оповещение о пожаре;
− разведка пожара;
− локализация пожара;
− тушение пожара.
После обнаружения пожара вахтенный помощник капитана объявляет общесудовую тревогу звонком громкого боя в течении 25 – 30 секунд и голосом по трансляции указанием места пожара. По пожарной тревоге действует в соответствии с пожарным расписанием.
Одновременно с разведкой пожара производятся следующие мероприятия:
− выключение вентиляции;
− задраивание всех противопожарных дверей;
− задраивание водонепроницаемых закрытий;
− подготовка средств пожаротушения в полную готовность.
Тушение пожара в МКО начинают первичными огнегасящими материалами, одновременно перекрывают топливо к аварийному механизму, останавливают ГД, выключают вентиляцию, запускают пожарный насос, частично герметизируют помещение, отключают электроэнергию в районе пожара.
В целях предотвращения пожара запрещается:
− хранить ветошь, пропитанную ГСМ, красками и т.д.;
− хранить в открытой таре ГСМ;
− хранить легковоспламеняющееся вещества в неприспособленных для этих цели местах;
− курить в местах неприспособленных для этого.
5.4.2 Требования, применяемые к судовым спасательным средствам
Спасательные средства делятся на индивидуальные и коллективные.
Все спасательных средств должны быть в рабочем состоянии при хранении их при температуре воздуха от –30 до +65°С; быть в рабочем состоянии при погружении их в мор- скую воду при температуре от –1 до +30°С; быть хорошо видимого цвета; должны быть снабжены светоотражающим материалом; не поддерживать горение или плавиться после того, как были полностью охвачены пламенем в течении 2 секунд.
Спасательный круг должен иметь наружный диаметр до 800 мм, внутренний диаметр от 400 мм; иметь массу не менее 2,5 кг; снабжаться автоматически действующей дымовой шашкой и самозажигающимся сигнальным огнем; выдерживать падение с высоты 30 м без ухудшения эксплуатационных качеств; иметь информацию с названием судна и портом приписки.
Спасательный жилет должен выдерживать падение с высоты не менее 4,5 м без получения телесных повреждений и без смещения или повреждения самого жилета. Должен удерживать рот пострадавшего на расстоянии не менее 120 мм над водой; поворачивать за время не более 5 с тело человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот будет находиться над водой. Каждый спасательный жилет оборудуется сигнальным огнем.
Гидрокостюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов; после прыжка в воду с высоты не менее 4,5 м в него не должно попадать большое количество воды; должен быть снабжен сигнальным огнем и свистком; гидрокостюм без теплоизоляции должен сохранять температуру человека, не допуская ее понижения более чем на 2°С за 60 минут, находясь в циркулирующей воде с температурой 5°С; гидрокостюм с теплоизоляцией должен сохранять температуру человека, не допуская ее понижения более чем на 2°С за 6 часов, находясь в циркулирующей воде с температурой 0-2°С.
Спасательные шлюпки.
В кормовой части судна установлены спасательные шлюпки закрытого типа на гравитационных балках, одна из них используется в качестве дежурной. Спасательная шлюпка должна иметь достаточную остойчивость на волнении и достаточный надводный борт при загрузке ее полным комплектом людей и снабжения; должна сохранять положительную остойчивость в прямом положении на тихой воде при загрузке ее полным комплектом людей и снабжения, имея пробоину ниже ватерлинии, но с условием, что отсутствуют другие повреждения; должна иметь информацию об изготовителе, модели, серийном номере, дате изготовления,
количестве людей в шлюпке; должна быть устроена и расположена так, чтобы все люди могли совершить посадку в нее за время не более 3 минут. Скорость переднего хода спасательной шлюпки на тихой воде, когда она нагружена полным комплектом людей и снабжения, а также при работе всех вспомогательных механизмов, должна быть не менее 6 узлов и не менее 2 узлов при буксировке спасательного плота вместимостью 25 человек, нагруженного полным комплектом людей и снабжения. Запуск двигателя спасательной шлюпки при температуре окружающей среды – 15°С должен происходить в течение 2 минут с момента начала пуска. Двигатель должен быть способен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды.
Спасательные плоты.
На судне имеются 3 спасательных плота. Спасательный плот должен удерживаться на плаву под влиянием окружающей среды в течение 30 суток при любых метеорологических условиях; выдерживать многократные прыжки, находясь на плаву с высоты не менее 4,5 м от его днища; должен иметь тент для защиты находящихся на нем людей от воздействия внешней среды; надувание не должно занимать более 1 минуты при температуре окружающей среды от –18 до +20°С и не более 3 мин при температуре окружающей среды 30°С. Спасательный плот хранится в контейнере, на котором должна содержаться информация об изготовителе, количестве людей, допускаемых к размещению, дате проведения последнего обслуживания, длине фалиня, инструкции по спуску. Сам спасательный плот должен иметь маркировку, указывающую наименования производителя, серийный номер, дату изготовления, наименования одобряющего органа, число людей, допустимое к размещению.
Снабжение спасательного плота: инструкция по сохранению жизни; одно плавучее спасательное кольцо; один нескладной нож; один плавучий черпак; две губки; два плавучих якоря; два плавучих гребка; три консервооткрывателя; аптечка первой помощи; один свисток; четыре парашютные ракеты; шесть фальшфейеров; две плавучие дымовые шашки; один водонепроницаемый электрический фонарь для сигнализации по азбуке Морзе; радиолокационный отражатель; одно сигнальное зеркало с инструкцией по его использованию; один экземпляр таблицы спасательных сигналов; запас воды по 1,5 л на одного человека; запас пищи не менее 10000 кДж на одного человека; один комплект рыболовных принадлежностей; таблетки от морской болезни; теплозащитные средства в количестве достаточном для 10% от числа людей; один комплект ремонтных принадлежностей для заделки проколов в камерах плавучести; один насос для подкачки.