Файл: Правила плавания судов по внутренним водным путям Российской Федерации Общие положения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в темное время суток два круговых огня (верхний зеленый, нижний белый), расположенные по вертикальной линии на расстоянии не менее 1 метра впереди и ниже топового огня, топовый огонь (судно длиной менее 50 метров не обязано, но может нести такой топовый огонь), бортовые огни и один кормовой огонь при ширине судна 5 метров и менее или три кормовых огня, расположенных в соответствии с пунктом 8 приложения № 2 к настоящим Правилам, при ширине судна более 5 метров;

в светлое время суток два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.

  1. Судно, предназначенное для лова рыбы, не занятое ловом рыбы, на ходу или на стоянке, должно нести сигнальные огни, предписанные настоящими Правилами соответствующему самоходному или несамоходному судну.

  2. Судно, выполняющее девиационные работы, в светлое время суток несет сигнал, состоящий из двух флагов:

верхний флаг представляет собой двухцветное прямоугольное полотнище, разделенное по диагонали таким образом, чтобы верхняя правая часть полотнища была красного цвета, а нижняя левая часть полотнища была желтого цвета (далее – флаг «О»);

нижний флаг представляет собой прямоугольное полотнище желтого цвета (далее – флаг «Q»).

  1. Когда терпящее бедствие судно нуждается в помощи, оно может показывать:

флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;

частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное перемещение огня;

ракеты красного цвета;

сигнал, состоящий из медленного повторяемого поднятия и опускания вытянутых в стороны рук.


  1. Звуковая сигнализация, радиотелефонная связь




  1. Звуковые сигналы, предусмотренные настоящими Правилами, должны подаваться в соответствии с приложением № 4 к настоящим Правилам.

  2. При движении судов в составе, звуковые сигналы должны подаваться только судном, на котором находится судоводитель состава.

  3. Когда судно, терпящее бедствие, просит о помощи, оно подает звуковой сигнал «Сигнал бедствия» в соответствии с приложением № 4 настоящих Правил.

  4. Самоходные суда должны быть оснащены установками радиотелефонной связи, позволяющими осуществлять радиотелефонную связь с другими судами и береговыми службами на ВВП.

  5. Судовые установки радиотелефонной связи должны быть постоянно включены и обеспечивать надежную связь во время движения, маневрирования судна и при стоянке судна на якоре и использоваться во всех случаях, требующих заблаговременного согласования судоводителями взаимных действий.


Запрещается использование для других целей каналов радиотелефонной связи, предназначенных для передачи сообщения о бедствии, безопасности судоходства, срочных сообщений, согласования взаимных действий судоводителей и обмена с береговыми службами в части организации движения судов.

  1. Перед маневром, связанным с прохождением одного судна/состава относительно другого судна/состава при встречном плавании (далее – расхождение), вызов по радиотелефонной связи осуществляет судоводитель идущего снизу судна/состава, а перед приближением обгоняющего судна/состава к обгоняемому судну/составу с направления более 22,5° позади траверза обгоняемого судна/состава и обгоном такого судна/состава (далее – обгон) судоводитель обгоняющего судна/состава.

Во время согласования действий между судами/составами судоводители других судов не должны мешать их переговорам.

Согласование судоводителями взаимных действий по радиотелефонной связи в случаях, когда настоящими Правилами требуется обмен звуковыми или световыми сигналами, должно производиться до подачи таких сигналов.

  1. Судоводитель судна, не получивший ответ на свой вызов по радиотелефонной связи, должен считать, что на другом судне устройство радиотелефонной связи неисправно или не работает, и действовать с учетом этого обстоятельства.

Если судоводитель судна, вызываемого на радиотелефонную связь, не отвечает, то для его вызова подается звуковой сигнал «Прошу выйти на связь» в соответствии с приложением № 4 к настоящим Правилам.

  1. При подходе судна/состава к участку ВВП с ограниченной видимостью или к непросматриваемому участку ВВП, где встречное судно визуально заблаговременно обнаружить невозможно, судно должно подать звуковой сигнал «Внимание» в соответствии с приложением № 4 к настоящим Правилам (в темное время суток этот звуковой сигнал должен дублироваться лучом прожектора, направленным вверх) и сообщить другим судам по радиотелефонной связи о подходе к такому участку.

При следовании по указанному в первом абзаце настоящего пункта участку ВВП большой протяженности судно должно через промежутки не более 2 минут подавать звуковой сигнал, состоящий из двух продолжительных звуков.

  1. Судоводитель судна/состава, перевозящего опасный груз, при согласовании по радиотелефонной связи взаимных действий с другими судами должен информировать судоводителей этих судов о наличии на судне опасного груза.

  2. В случае неисправности радиотелефонной установки судно/состав может осуществлять движение только до ближайшего пункта ремонта радиоэлектронных средств.

  3. При ведении переговоров по радиотелефонной связи при согласовании взаимных действий судов/составов судоводитель должен убедиться, что переговоры ведутся именно с тем судном/составом, с которым необходимо согласовать взаимные действия.





  1. Средства навигационного оборудования на ВВП




  1. Знаки навигационного оборудования и навигационные огни, которые устанавливаются на ВВП для указания положения судового хода и организации движения судов, приведены в приложении № 6 к настоящим Правилам.

Знаки, регулирующие движение судов по ВВП, приведены в приложении № 5 к настоящим Правилам.

  1. Если судном/составом или плотом поврежден или смещен знак навигационного оборудования, то капитан судна должен немедленно сообщить об этом в ближайшее подразделение АБВВП и территориальный орган Ространснадзора.

  2. Капитан судна должен немедленно сообщить в ближайшее подразделение АБВВП обо всех случаях неисправностей, замеченных в знаках навигационного оборудования на ВВП.

  3. Запрещается использовать знаки навигационного оборудования для швартовки судов/составов и плотов.

  4. Затонувшее на судовом ходу или вблизи него судно должно быть ограждено соответствующими плавучими знаками навигационного оборудования.




  1. Плавание судов при любых условиях видимости




  1. Ничто в настоящих Правилах не ограничивает судоводителя от принятия им в исключительных обстоятельствах мер, направленных на предотвращение непосредственно угрожающей человеческой жизни, судну и/или грузу опасности или ее возможных последствий, если эта опасность не может быть устранена в рамках норм, предусмотренных в настоящих Правилах.

  2. Груз должен быть размещен на судне таким образом, чтобы были обеспечены круговой обзор с поста управления и видимость сигнальных огней и знаков.

  3. Длина, ширина, надводный высотный габарит, осадка и скорость судов/составов и плотов должны соответствовать габаритам судового хода.

Габариты судов/составов и плотов должны быть меньше соответствующих габаритов судового хода, шлюзов и мостов на величину запасов, приведенных в приложении № 1 к настоящим Правилам.

При прохождении лимитирующих по глубине участков ВВП судоводители должны учитывать явление просадки судна и принимать меры для ее уменьшения путем снижения скорости судна и/или путем уменьшения загрузки судна перед прохождением такого участка.

При плавании в бассейнах разрядов «М» и «О» по классификации Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. № 136
1) (далее – Положение о классификации РРР) суда должны иметь дополнительный запас воды под днищем не менее 1/3 высоты волны согласно прогнозу.

  1. Запрещается выставлять за пределы габаритов судна предметы, которые представляют опасность для других судов и гидротехнических сооружений.

  2. За исключением судов, эксплуатирующихся без экипажа, каждое судно должно управляться лицом, имеющим необходимую квалификацию (далее – судоводитель), при этом:

когда в состав входит одно самоходное судно, судоводителем состава является судоводитель самоходного судна;

когда в голове буксируемого состава идут два или несколько судов в кильватере, судоводителем, возглавляющим проводку состава, является судоводитель переднего судна;

когда передним судном является временно используемый вспомогательный буксир, то судоводителем, возглавляющим проводку состава, является судоводитель следующего за передним судна;

при осуществлении совместной буксировки и толкании несколькими судами, судоводителем состава является судоводитель буксировщика/толкача с наиболее мощными двигателями;

при оказании вспомогательным буксиром помощи в маневрировании или при прохождении сложных участков ВВП (заход в шлюз, подход к причалу) самоходному судну/составу, использующему свои главные двигатели, судоводителем является судоводитель судна/состава, которому оказывается помощь.

  1. Судоводитель буксируемого судна должен выполнять распоряжения судоводителя состава, а также должен осуществлять соответствующее обстоятельствам управление своим судном.

  2. Когда судоводитель судна/состава обнаруживает препятствие, представляющее опасность для судоходства, капитан судна должен немедленно сообщить об этом в ближайшее подразделение АБВВП и территориальный орган Ространснадзора, а также находящимся в этом участке ВВП судам.

Когда судно/состав или плот теряет в пределах судового хода предмет, представляющий опасность для судоходства, капитан судна должен немедленно сообщить об этом в ближайшее подразделение АБВВП, территориальный орган Ространснадзора, а также находящимся на этом участке ВВП судам, указав место, где потерян такой предмет, отметить это место и при возможности принять меры для извлечения этого предмета.

  1. Если другими пунктами настоящих Правил не предусмотрено иное, то судно, идущее вниз, имеет преимущество по отношению к судну идущему вверх.

  2. Судно считается идущим вверх, если оно осуществляет движение в направлении:


на участках ВВП обозначенных знаками навигационного оборудования (далее – судовой ход) от устья к истоку реки, включая участки ВВП, где при отливах и приливах направление течения меняется;

на судовых ходах, отходящих от основного судового хода и предназначенных для подхода к берегу, причалу или затону (далее – дополнительный судовой ход) –от основного судового хода к берегу.

  1. На озерах, каналах и водохранилищах судно считается идущим вверх, если оно осуществляет движение:

на Волго-Донском судоходном канале – от реки Дон к реке Волга;

на Зейском водохранилище – от плотины Зейской гидроэлектростанции (далее – ГЭС) в сторону населенного пункта Бомнак;

на Бурейском водохранилище – от плотины Бурейской ГЭС в сторону населенного пункта Чекунда;

по Куйбышевскому водохранилищу – от плотины Куйбышевской ГЭС в сторону поселка Камское Устье;

по Волгоградскому водохранилищу – от плотины Волгоградской ГЭС в сторону Увекского моста (2178,5 км реки Волга);

по Камскому водохранилищу – от плотины Камской ГЭС в сторону города Березники;

по Воткинскому водохранилищу – от плотины Воткинской ГЭС в сторону населенного пункта Частые;

по Нижнекамскому водохранилищу – от плотины Нижнекамской ГЭС в сторону села Усть-Бельск;

по Бушминскому каналу дельты реки Волга – от протоки Белый Ильмень;

на Иркутском водохранилище – от плотины Иркутской ГЭС до истока реки Ангара;

на Братском водохранилище – от плотины Братской ГЭС до плотины Иркутской ГЭС;

на Усть-Илимском водохранилище – от плотины Усть-Илимской ГЭС до плотины Братской ГЭС;

на Саяно-Шушенском водохранилище – от плотины Саяно-Шушенской ГЭС в сторону города Шагонар;

на Красноярском водохранилище – от плотины Красноярской ГЭС в сторону города Абакан.

на Телецком озере – от истока реки Бия к устью реки Кыга;

на Новосибирском водохранилище – от Новосибирского гидроузла к городу Камень-на-Оби;

на Северо-Двинской шлюзованной системе – к реке Шексна;

на озере Лача – к реке Свидь;

на озере Кубенское – к реке Порозовица;

на озере Кенозеро – к реке Поча;

на Онежском озере в Кижских шхерах, в Никольском проливе – с юга на север;

на Онежском озере в проливах, бухтах – из большей акватории в меньшую;

на Онежском озере у причалов – от транзитного судового хода в сторону причала;