Файл: Правила плавания судов по внутренним водным путям Российской Федерации Общие положения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


на Волго-Балтийском канале – от Рыбинского водохранилища в сторону Онежского озера;

на Беломорско-Балтийском канале, включая Выгозеро, по основному судовому ходу – от Беломорска к Повенцу;

на дополнительных судовых ходах Выгозера – от основного судового хода в сторону берега;

на Приладожских каналах – от Шлиссельбурга в сторону Свирицы;

на Онежском канале – от Вознесенья в сторону Вытегры;

на Белозерском канале – от реки Шексна в сторону реки Ковжа;

на озере Ильмень – от истока реки Волхов в сторону устья рек Ловать и Шелонь;

на Сиверсовом канале – от реки Волхов в сторону реки Мста;

на канале имени Москвы – от города Москва в сторону Иваньковского водохранилища;

В Тишковском, Аксаковском, Пироговском рукавах – от условной линии, соединяющей приметный знак красного цвета, установленный на дамбе № 211, с верхним светофором дальнего действия шлюза № 1 (Большая Волга) в сторону канала имени Москвы;

на Рыбинском водохранилище по судовому ходу № 62 – от Рыбинского гидроузла в сторону населенного пункта Торово;

на Рыбинском водохранилище по судовому ходу № 64 – от города Череповец в сторону населенного пункта Торово;

на Рыбинском водохранилище по судовому ходу № 65 – от Рыбинского гидроузла в сторону города Череповец;

на Рыбинском водохранилище на спрямлениях между судовыми ходами № 65 и № 63, № 64 и № 63 – от судового хода № 63.

  1. Судно считается идущим вниз, если оно движется в направлении противоположном движению вверх.

  2. Основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки, в которую этот приток впадает.

  3. Участки ВВП, на которых запрещается расхождение и обгон судов/составов, указаны в правилах движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, на навигационных картах, атласах и/или обозначены на местности знаками «Расхождение и обгон запрещены» или «Расхождение и обгон составов запрещены» (приложение № 5 настоящих Правил).

  4. На ВВП запрещается:

обгон и/или расхождение с одновременным нахождением на траверзе трех судов при ширине судового хода менее 200 метров;

пересечение части судового хода между условной линией, проходящей в средней части судового хода, или обозначенной осевыми знаками навигационного оборудования (далее – ось судового хода), и условной линией, ограничивающей судовой ход по ширине (далее – кромка судового хода) правой или левой или всего судового хода на расстоянии менее 1 километра от приближающегося судна без согласования судами взаимных действий;


движение судов/составов и плотов самосплавом;

буксировка плавучих кранов с поднятой стрелой;

расхождение и обгон судов в зоне аварийно-ремонтных работ, заградительных ворот каналов, переправ (при ширине судового хода менее 200 метров), в пролете мостов, а также расхождение судов (кроме скоростных) в пределах 500 метров выше и ниже мостов, если движение судов осуществляется через один пролет.

  1. Судну длиной менее 20 метров и парусному судну запрещается:

затруднять движение любого другого судна/состава, которое может безопасно следовать только в пределах судового хода;

останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода, а также у плавучих знаков навигационного оборудования.

  1. Судам, занятым ловом рыбы, запрещается:

затруднять движение любого другого судна/состава, которое может безопасно следовать только в пределах судового хода;

выметывать рыболовные снасти на судовом ходу на расстоянии 1 километра от судоходных пролетов мостов;

выметывать рыболовные снасти более чем наполовину судового хода;

начинать выметывание рыболовных снастей перед приближающимися судами/составами;

производить лов рыбы неводом несколькими судами, идущими фронтом, в пределах судового хода.

  1. Судну запрещается становиться на якоря, отдавать и волочить якоря, лоты, тросы, цепи в зонах подводных переходов кабелей, трубопроводов, водозаборов, а также на участках ВВП, обозначенных знаком «Якоря не бросать» (приложение № 5 к настоящим Правилам), на навигационной карте или в атласе.

  2. Экраноплан при взлете, посадке и во время полета вблизи поверхности должен держаться в стороне от всех других судов, и не затруднять их движение.

Экраноплан, эксплуатирующийся на ВВП, должен выполнять требования настоящей части и частей XI, XII настоящих Правил как самоходное судно с механическим двигателем.

  1. Проход под мостами разрешается только через предназначенные для этой цели судоходные пролеты, оборудованные знаками навигационного оборудования и навигационными огнями (приложение № 6 к настоящим Правилам).

  2. Особые условия прохода под мостами, обусловленные их конструкцией, расположением и гидрологическими особенностями соответствующего участка ВВП, указаны в правилах движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей.

  3. Пропуск судов через разводные и наплавные мосты регулируется с помощью светофоров или семафорной сигнализации (приложение № 5 к настоящим Правилам).

  4. Судоводитель при подходе к воздушным переходам и мостам должен заблаговременно уточнить их высотные габариты с учетом фактического уровня воды на соответствующем участке ВВП и принять необходимые меры по предотвращению повреждения конструкций воздушных переходов, мостов и судовых устройств.

  5. Шлюзование судов и составов производиться в соответствии с Правилами пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 24 июля 2002 г. № 1001).

  6. При плавании по системам разделения движения (далее – СРД) судно, использующее СРД, должно:


следовать в соответствующей полосе движения СРД в установленном на ней общем направлении потока движения;

держаться в стороне от линии разделения движения или от зоны разделения движения;

в общем случае входить в полосу движения СРД или покидать ее на конечных участках, но, если судно покидает полосу движения СРД или входит в нее с любой стороны, оно должно делать это под возможно меньшим углом к общему направлению потока движения;

избегать пересечения полос движения СРД, но если оно вынуждено пересекать полосу движения СРД, то должно делать это, насколько возможно, курсом под прямым углом к общему направлению потока движения.

  1. Судно не должно использовать участок акватории между СРД и береговой чертой (далее – зона прибрежного плавания), когда оно может безопасно использовать соответствующую полосу движения СРД.

Однако суда длиной менее 20 м, парусные суда и суда занятые ловом рыбы, а также суда, следующие к лоцманской станции или какому-либо другому месту, которые находятся в пределах зоны прибрежного плавания, или от них, или для избежания непосредственной опасности, могут использовать зону прибрежного плавания.

  1. Судно, если оно не пересекает СРД, не входит в полосу движения СРД или не выходит из нее, не должно входить в зону разделения движения или пересекать линию разделения движения, кроме случаев избежания непосредственной опасности и случаев, связанных с ловом рыбы в пределах зоны разделения движения.

  2. Судно, плавающее вблизи участков входа и выхода судов на полосы движения СРД (далее – конечные участки), должно соблюдать особую осторожность.

  3. Судно должно избегать постановки на якорь в пределах СРД или вблизи от ее конечных участков.

  4. Судно, не использующее СРД, должно держаться от нее на расстоянии.

  5. Судно, занятое ловом рыбы, не должно затруднять движение любого другого судна, идущего в полосе движения СРД.

  6. Судно длиной менее 20 метров или парусное судно не должно затруднять движение самоходного судна с механическим двигателем, идущего в полосе движения СРД.

  7. При плавании по участкам ВВП, где ось судового хода обозначена осевыми знаками навигационного оборудования, судно/состав должно:

следовать в соответствующей полосе движения в установленном на ней направлении;


входить на полосу движения и выходит из нее под возможно меньшим углом к установленному на полосе направлению движения;

пересекать судовой ход, насколько это возможно, курсом под прямым углом к направлению оси судового хода;

производить обгон судов/составов, следующих в пределах полосы движения, в соответствии с пунктами 130 – 132, 162 – 164, 182 настоящих Правил.

  1. Судам/составам запрещается пересекать полосы движения, кроме случаев перехода на дополнительные судовые ходы для подхода к причалам или месту работ, оказания помощи судам и/или людям, терпящим бедствие, наличии на борту судна больных, нуждающихся в услугах стационарных медицинских учреждений, при наличии неполадок, мешающих нормальной эксплуатации судна.

  2. При плавании на участках ВВП с двухсторонним движением, где ось судового хода не обозначена осевыми знаками навигационной оборудования, судно/состав должно следовать правой по ходу стороной судового хода, а там, где это затруднено по путевым, гидрометеорологическим или иным условиям придерживаясь оси судового хода и обеспечивая готовность к безопасному расхождению со встречным судном/составом левыми бортами.

  3. Судно/состав, при подходе к не просматриваемому участку ВВП, где встречное судно/состав визуально заблаговременно обнаружить невозможно, должно уменьшить скорость до минимальной и действовать в соответствии с пунктом 73 настоящих Правил.

  4. Судно/состав, получившее в соответствии с пунктом 73 настоящих Правил информацию о занятости участка ВВП, должно обеспечить безопасное расхождение/пропуск, а если участок ВВП не позволяет осуществлять движение судов/составов в обоих направлениях одновременно остановиться, и ожидать в безопасном для пропуска встречного судна/состава месте.

При одновременном подходе судов/составов сверху и снизу к участку ВВП, который не позволяет осуществлять движение судов/составов в обоих направлениях одновременно, судно/состав идущее вверх, должно остановиться в безопасном месте, и пропустить судно/состав, идущее вниз.

  1. В случае, когда по каким-либо причинам расхождение на участке ВВП затруднено, судно/состав, идущее вверх, с момента обнаружения судна/состава, идущего вниз, должно маневрировать таким образом, чтобы расхождение произошло в наиболее удобном месте.

  2. При приближении к участкам ВВП, на которых запрещается расхождение, судно, идущее вверх, при получении информации о приближении судна, идущего вниз, должно убавить ход до минимального или остановиться и осуществить пропуск встречного судна.

  3. При проходе зон подводных переходов трубопроводов судно/состав или плот должно:


надежно закрепить якоря, выбрать лоты, цепи(тросы)-волокуши и другие находящиеся за бортом устройства;

обеспечить наблюдение за окружающей обстановкой, учитывая возможное появление на поверхности воды выбросов газов, нефтепродуктов или нефтяных пятен.

  1. В случае обнаружения выбросов газов, нефтепродуктов или нефтяных пятен, на судне должны объявить общесудовую тревогу, запретить работы, связанные с огнем, курение и нахождение на палубе посторонних лиц, использование радиотелефонной связи и/или мобильных телефонов.

После прохода опасного участка капитан судна должен сообщить по радиотелефонной связи диспетчеру в ближайший район водных путей и диспетчеру порта о происшествии в зоне подводного перехода трубопровода.

  1. Если с судна/состава произошел сброс загрязняющих веществ или имеется угроза такого сброса, то капитан судна должен немедленно сообщить об этом в ближайшее подразделение АБВВП и территориальный орган Ространснадзора, указав характер и место сброса загрязняющих веществ и принять меры по локализации загрязнения.

При обнаружении загрязнения акватории, произведенного другим судном, капитан судна обязан сообщить в ближайшее подразделение АБВВП.

  1. При транспортном происшествии, представляющем опасность для находящихся на борту лиц, капитан судна должен предпринять все возможные меры для спасения этих лиц.

  2. Капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде1). Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам его экипажа2). Действия судна, оказывающего помощь в соответствии с настоящим пунктом, не должны, насколько это практически возможно, ухудшать положение лиц и судов, которым оказывается помощь.

  3. Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем, чтобы оно могло предпринять эффективное действие для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.

  4. Судоводители должны постоянно вести визуальное и слуховое наблюдение, а также наблюдение с помощью имеющихся технических средств, применительно к существующим обстоятельствам и условиям, с тем, чтобы полностью оценить ситуацию, в которой находится судно.

  5. В случае неуверенности в оценке ситуации (неясность в действиях других судов, неподача или неправильное подтверждение сигналов, потеря ориентировки, отсутствие или неисправность знаков навигационного оборудования) судоводитель должен уменьшить ход или прекратить движение судна до выяснения ситуации.