Файл: Правила плавания судов по внутренним водным путям Российской Федерации Общие положения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае неуверенности в правильности своих действий, а также в оценке действий других судов судоводитель должен вызывать на пост управления судном капитана судна.

  1. Скоростное судно при движении не должно следовать в кильватер другим судам.

  2. Судно длиной менее 20 метров должно осуществлять плавание за пределами судового хода. В случае, когда это невозможно, оно может двигаться по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах 10 метров от нее, при этом оно обязано заблаговременно уходить с пути других судов без обмена звуковыми и визуальными сигналами. Судно длиной менее 20 метров не может требовать, чтобы другие суда уступили ему дорогу.

Положение первого абзаца настоящего пункта не распространяется на судно длиной менее 20 метров, занятого буксировкой/толканием других судов, плотов или плавучих объектов.

  1. Обгон одного судна/состава другим за исключением плота должен осуществляться по левому борту обгоняемого судна/состава.

Обгон плота осуществляется по борту указанному судном, буксирующим плот.

Обгон по правому борту разрешен только тогда, когда безопасный обгон по левому борту невозможен.

  1. Обгон производится после того как обгоняющее и обгоняемое суда/составы удостоверились в том, что обгон не представляет опасности, и подтвердили согласие на обгон по радиотелефонной связи и визуальными сигналами.

В случае, когда судоводителю обгоняющего судна/состава не удалось установить радиотелефонную связь с судоводителем обгоняемого судна/состава, он должен подать звуковой сигнал «Запрос на обгон» (приложение № 4 к настоящим Правилам). Судоводитель обгоняемого судна/состава должен подтвердить возможность обгона звуковым сигналом, состоящим из двух продолжительных звуков, и подать отмашку с борта, с которого разрешен обгон.

Обгоняемое судно/состав должно по требованию судоводителя обгоняющего судна/состава уменьшить скорость и предпринять другие действия для обеспечения безопасного обгона.

  1. Когда судоводитель обгоняемого судна/состава считает, что обгон невозможен, он должен подать звуковой сигнал «Предупреждение» (приложение № 4 к настоящим Правилам).

В этом случае производить обгон запрещается до получения судоводителем обгоняющего судна/состава разрешения, которое должно быть дано судоводителем обгоняемого судна/состава без повторного запроса со стороны обгоняющего судна/состава.

  1. Судно/состав может произвести оборот лишь после того, как судоводитель удостоверился в том, что другие суда не будут вынуждены изменить свой курс и/или скорость, и оповестил другие суда о своем намерении по радиотелефонной связи.

  2. Оборот, связанный с пересечением курса приближающегося судна/состава, выполняется только после согласования с этим судном взаимных действий.


Оборот за кормой проходящего судна судно/состав выполняет без согласования с ним взаимных действий.

  1. Судоводитель судна/состава, покидающего место якорной стоянки или швартовки, перед началом движения должен удостовериться в том, что другие суда не будут вынуждены изменить свой курс и/или скорость, и оповестить другие суда о своем намерении по радиотелефонной связи.

  2. Судну/составу разрешено пересекать судовой ход, входить в дополнительные судовые ходы, в притоки и выходить из них только после того, как судоводитель удостоверился, в том, что эти маневры безопасны и что другие суда не будут вынуждены изменять свой курс и/или скорость.

  3. Судно/состав, идущее от берега, причала или по дополнительному судовому ходу, должно пропускать суда, следующие по основному судовому ходу.

  4. При встречном движении поперек судового хода расхождение судов может производиться любыми бортами, при этом первым выходит на радиотелефонную связь и определяет сторону расхождения судно, идущее от правого берега.

  5. Судно на участках пути, где скорость движения ограничена в соответствии с требованиями правил движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, знака «Скорость ограничена» (приложение № 5 к настоящим Правилам), информации на навигационной карте или атласе, должно двигаться со скоростью, не превышающей установленного ограничения.

  6. Самоходному судну, буксирующему или толкающему другие суда, запрещается оставлять эти суда при швартовке и/или постановке на якорь до тех пор, пока они не освободили судовой ход, и пока судоводитель состава не убедился, в том, что эти суда безопасно ошвартованы или стоят на якоре.

  7. Судно при подходе к работающему на судовом ходу дноуглубительному или дноочистительному снаряду должно на расстоянии не менее 1 километра до указанного снаряда подать звуковой сигнал «Внимание» (приложение № 4 к настоящим Правилам) и согласовать с этим снарядом по радиотелефонной связи сторону прохода.

Дноуглубительный снаряд должен освободить часть судового хода, достаточную для пропуска судна, и показать сторону прохода в темное время суток миганием двух тентовых огней (если земснаряд отошел к левой кромке судового хода зелеными, к правой красными), в светлое время суток светоимпульсной отмашкой или флагом-отмашкой.


Дноочистительный снаряд должен показать сторону прохода в темное время суток миганием одного кругового огня (белого при работе у левой кромки судового хода, красного у правой), в светлое время суток светоимпульсной отмашкой или флагом-отмашкой.

Судно при получении от земснаряда согласования стороны прохода должно подать отмашку с соответствующего борта и проходить земснаряд, соблюдая необходимые меры предосторожности.

  1. При невозможности пропуска судна дноуглубительный или дноочистительный снаряд должен заблаговременно, но не менее чем за 1 километр до приближающегося судна, подать сигнал «Предупреждение» (приложение № 4 к настоящим Правилам).

Судно, получив сигнал «Предупреждение» (приложение № 4 к настоящим Правилам), должно прекратить движение и не возобновлять его до получения от дноуглубительного или дноочистительного снаряда разрешения на проход без повторного запроса.

  1. При одновременном подходе судов к дноуглубительному или дноочистительному снаряду сверху и снизу, судно, идущее вниз, а скоростное судно независимо от направления движения, проходит в первую очередь.

  2. Во время прохождения судна мимо земснаряда, земснаряд не должен допускать подхода к нему или отхода от него других судов.

  3. Обмен сигналами и прохождение мимо судна, занятого подводными и водолазными работами на судовом ходу (подъем судов, прокладка труб, кабеля), осуществляются в таком же порядке, как и с дноочистительным снарядом.

  4. Парому разрешено пересекать судовой ход только тогда, когда судоводитель парома убедился, в том, что движение других судов дает возможность сделать это безопасно, и что другие суда не будут вынуждены изменять свой курс и/или скорость.

  5. Паром канатной переправы не должен оставаться на судовом ходу дольше, чем это необходимо для пересечения судового хода.

Паром канатной переправы не осуществляющий перевозки должен стоять на месте, которое ему отведено для стоянки, а тросы паромной переправы должны лежать на грунте.

  1. Судно при подходе к канатной переправе, светофору или семафору, не менее чем за 1 километр до такой переправы, светофора или семафора должно подать звуковой сигнал «Внимание» (приложение № 4 к настоящим Правилам), убавить скорость до минимальной и следовать, соблюдая необходимые меры предосторожности.

  2. При приближении к наплавным мостам на расстоянии не менее 1 километра до наплавного моста суда подают звуковой сигнал «Внимание» (приложение № 4 к настоящим Правилам).

  3. При одновременном подходе судов сверху и снизу к мосту с одним судоходным пролетом первым его проходит судно, идущее вниз, или скоростное судно независимо от направления движения.

  4. При буксировке под бортом буксируемое судно должно находиться с правой стороны судна осуществляющего буксировку.


Управлять движением, маневрированием и обеспечивать подачу сигналов должен судоводитель судна, осуществляющего такую буксировку.

  1. Всем судам запрещается проходить на близком расстоянии от судна, занятого ловом рыбы и несущего соответствующие визуальные сигналы, предусмотренные пунктом 62 настоящих Правил.



  1. 1   2   3   4   5   6


Плавание судов, находящихся на виду друг у друга




  1. Если другими пунктами настоящих Правил не предусмотрено иное, то когда два судна с механическим двигателем сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, то каждое судно должно изменить свой курс вправо с тем, чтобы каждое судно прошло у другого по левому борту.

  2. При расхождении на участках ВВП с двусторонним движением каждое судно должно своевременно уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, и следовать так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади.

В случае невозможности расхождения судов левыми бортами, судно, идущее вверх, должно заблаговременно перейти на левую по ходу сторону судового хода в наиболее удобное место, убавить ход до минимального или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по правому борту, при этом судоводители должны предварительно согласовать свои действия по радиотелефонной связи и отмашками по правому борту.

При расхождении на участке ВВП, где расхождение по каким-либо причинам затруднено, судно/состав, идущее вверх должно заблаговременно уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, убавить ход или остановиться в безопасном месте и осуществить пропуск встречного судна/состава по левому борту.

  1. При расхождении судно/состав, идущее вверх, первым заблаговременно, а в случае ограниченного по путевым условиям обзора при визуальном обнаружении встречного судна, должно согласовать свои действия с этим судном по радиотелефонной связи и подать отмашку с левого борта.

Судно, идущее вниз, должно подтвердить указанную сторону расхождения/пропуска подачей отмашки, либо, в случае невозможности расхождения левыми бортами, назначить расхождение правыми бортами и подать отмашку с соответствующего борта.

  1. В случае, когда встречные суда не смогли установить между собой радиотелефонную связь, судно, идущее вверх, первым должно подать звуковой сигнал «Внимание» (приложение № 4 к настоящим Правилам) и светоимпульсную отмашку с левого борта. Судно, идущее вниз, должно незамедлительно подтвердить сторону расхождения подачей звукового сигнала «Внимание» (приложение № 4 к настоящим Правилам) и светоимпульсной отмашкой с левого борта.

  2. Судно, буксирующее плот, первым заблаговременно, а при ограниченном обзоре при визуальном обнаружении встречного судна, должно показать отмашкой сторону расхождения.