Файл: Организация области юстиции, правовые основы управления и регулирования в области юстиции 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поэтапная работа с кодексами началась с обсуждения Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, Министерством подготавливались обзоры судебной практики. В 1970 г. система Министерства юстиции (союзно-республиканское Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции в краях и областях) была воссоздана, так как в постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов», было отмечено, что имевшиеся упущения в деятельности юридических учреждений во многом обусловлены несовершенством их руководством. В 70-80 –е гг. XX в. Министерство юстиции активно разрабатывало проекты законов. Этот период ознаменован подъемом и активизацией юридической работы в стране, оживлению деятельности органов юстиции.

Однако одной из основных задач, как и в предыдущие периоды, у Министерства юстиции оставалось руководство судами. Данная деятельность сводилась к обеспечению отправления правосудия, контролю за строгим соблюдением законности при рассмотрении судебных дел, повышению воспитательного значения судебного процесса, разработке и осуществлению мер повышения эффективности наказания, назначенного судом. Министерство юстиции СССР также осуществляло международные связи по правовым вопросам, участвовало в подготовке международных договоров и соглашений, организовывало выполнение договоров об оказании правовой помощи, заключенных СССР с другими странами, а также конвенций и соглашений по вопросам, входящих в компетенцию министерства.

Таким образом, в 1970-1982 гг. Министерство юстиции СССР активно осуществляло, закрепленные за ними полномочия, а также налаживало международные связи с другими государствами. Уже в начале 80-х гг. XX в. в СССР были предприняты попытки реформирования всех сфер общественной жизни, включая деятельность органов юстиции. В частности, на органы юстиции теперь было возложено совершенствование организации работы судов, принятие мер и создание надлежащих условий их деятельности, выявление и устранение недостатков в судебной деятельности. Министерство юстиции РСФСР разработало проект Закона об адвокатуре РСФСР, в котором были выдвинуты следующие положения: задача адвокатуры – оказание юридической помощи гражданам и организациям, защита их прав и интересов; адвокатура способствует осуществлении правосудия, воспитанию граждан в духе уважения к закону, правам, чести и достоинству других лиц.


Политическая ситуация в стране 1991 г. привела руководство Минюста РСФСР к выводу о необходимости заключить ряд соглашений с министерствами юстиции союзных республик о взаимной помощи, обмене информацией и сотрудничестве. Новые времени пародии и новые функции юстиции. К числу таковых относится право Министерства регистрировать новые партии, фонда, общественные или религиозные организации. В 1991 г. в период «перестройки» во исполнение Закона СССР «Об общественных объединениях» было принято решение о государственной регистрации различных общественных объединений в органах юстиции и стал осуществляться контроль за их деятельностью.

Министерство юстиции СССР прекратило деятельность в связи с распадом СССР в 1991 г., ему не смену пришел институт государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов, что явилось условием для вступления данных актов в силу. В начале ноября 1993 г. уже Правительством РФ утверждено Положение о Министерстве юстиции и с тех самых пор, его основными задачами являются как правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента и Правительства РФ, так и организационно-правовое обеспечение судебной реформы. Отдельно стоит сказать о проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет соответствия их Конституции РФ и федеральным законам. Кроме этого, была создана система частного нотариата. В 1997 году в системе органов юстиции была создана Федеральная служба судебных приставов, определена структура территориальных органов Министерства юстиции: территориальные органы юстиции выведены из подчинения региональных властей и поставлены под непосредственное руководство Минюста России11.

К 2002 г. практически завершился период становления уголовно-исправительной системы в составе Министерства юстиции, постепенно была развита система судебно-экспертных учреждений.

Исходя из предложенной периодизации мы видим, что за более чем двухсотлетний период менялось не только наименование органа исполнительной власти государства, но и менялись основные задачи, стоящие перед Министерством, вызванные реформированием. Сегодня Министерство юстиции Российской Федерации – один из важнейших государственных органов, без участия которого немыслимы демократические преобразования, построение правового государства, эффективная защита прав и интересов личности и государства, так как его органы и учреждения претворяют в жизнь государственную политику в сфере нотариата, адвокатуры и органов ЗАГСа.



Так, уголовно-исполнительная система занимает важное место в системе правоохранительных органов. Задачами Уголовно-исполнительной системы наряду с правоохранительными функциями, являются: воспитание осужденных, производственно-хозяйственная деятельность, материально-бытовое и медицинское обеспечение. Российская система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с начала ХХ в. традиционно основывалась на строгой централизации. Изначально, со времен законодательного закрепления термина «исправительно-трудовая система» в ст. 5 ИТК РСФСР 1924г., под ним понималась единая система исправительно-трудовых учреждении в свою очередь получившая название по наименованию соответствующей отрасли законодательства. В связи с развитием уголовного и исправительно-трудового законодательства, с появлением новых видов учреждений, которые исполняли уголовные наказания, связанные не только с исправительно-трудовым воздействием, стало необходимо уточнение данного понятия. В связи с недостаточно четким выявлением правовой природы этих наказаний и органов, их исполняющих, сомнениями в возможности отнесения их к исправительно-трудовым учреждениям в литературе для обозначения всех указанных учреждений стали употреблять такие термины, как «исправительная система» и «система исполнения наказаний». В соответствии со ст. 5 Закона уголовно-исполнительная система включает в себя: территориальные органы уголовно-исполнительной системы; учреждения, исполняющие наказания; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (федеральный орган Уголовно-исполнительная система). Федеральным органом исполнительной власти считается Федеральная служба выполнения санкций (ФСИН России), которая воплотит в жизнь правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере выполнения уголовных санкций в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, обвиняемых или подозреваемых в совершении злодеяний, и подсудимых, оказавшихся под стражей, их охране и конвоированию, а еще функции по контролю поведения символически осужденных и осужденных, коим трибуналом предоставлена отсрочка отбывания санкции.

Основными задачами ФСИН России являются:

исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;


контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации. Данный орган в системе органов государственной власти с позиций финансово-правового регулирования имеет статус главного распорядителя средств федерального бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации)12.

Если проанализировать положения федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и финансовый период, можно обнаружить указание в приложении данного закона на ФСИН России как на главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В развитие содержания финансово-правового статуса ФСИН России как главного распорядителя средств федерального бюджета следует отметить, что директор ФСИН России обладает полномочием вносить Министру юстиции Российской Федерации свои предложения, касающиеся формирования проекта федерального бюджета в той части, которая напрямую касается финансирования уголовно-исполнительной системы.


Помимо указанного полномочия, директор ФСИН России, будучи должностным лицом, утверждает смету расходов на содержание работников ФСИН России в пределах утвержденных на финансовый период ассигнований, объем которых закреплен в законе о федеральном бюджете. Установление финансируемых за счет средств федерального бюджета надбавок, вознаграждений и иных дополнительных выплат государственных служащих и иных сотрудников органов и учреждений ФСИН России относится к финансовым вопросам, решаемым директором ФСИН России

В связи с указанными характеристиками финансово-правового статуса ФСИН России наделена полномочиями по организации бухгалтерского учета в уголовно-исполнительной системе, осуществления государственного финансового контроля проводимых финансовых и хозяйственных операций, их законностью и целесообразностью с позиций бюджетного законодательства. ФСИН России также реализует функции государственного заказчика государственного оборонного заказа, закупки товаров, работ, услуг в сфере обеспечения функций уголовно-исполнительной системы в соответствии с российским финансовым и гражданским законодательством о контрактной системе закупок.

Нормотворческая деятельность Федеральной службы исполнения наказаний направлена на решение следующих основных задач: разработка и приведение в жизнь единой концепции государственной уголовно-правовой политики, имеющей целью комплексное усовершенствование всей системы уголовно-правовых отношений; анализ нормативных правовых актов с целью повышения эффективности их действия; восполнение правовых пробелов, имеющихся в сфере исполнения наказаний и др.

Для Федеральной службы исполнения наказаний нормотворческая деятельность имеет особое значение. С помощью нормативных актов уголовно-исполнительная система способна обеспечить конкретизацию, оперативность и дифференцированность руководства сферой исполнения наказаний.