Файл: Совершенствование техники стрельбы из лука Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 583

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


12. Обработка выстрела. Обработка выстрела - последняя фаза в растягивании лука, прицеливании и дотягивании, которая заканчивается выстрелом - отходом стрелы от тетивы. Прицельный выстрел осуществляется следующим образом. Заняв позицию для стрельбы (лук в опущенной руке), оценив ее правильность (отношение к мишени, постановка ног, головы и др.) и ознакомившись с объективными условиями выполнения предстоящего выстрела, стрелок поднимает лук и, удерживая его в руке (вытянутой в сторону мишени), принимает изготовку, натягивает тетиву, направляет лук мушкой в центр мишени и, удерживая эту направленность, возобновляет растягивание, но уже очень медленно, не мешая неподвижности всей системы «стрелок-лук». На фоне этого дотяга в момент, когда стрела вышла из-под кликера (при условии, что лук не изменил своей направленности мушкой на середину мишени), и производится, отрыв тетивы. Дотягивание начинается с перемещения стрелы из-под кликера и заканчивается щелчком. По этому звуковому сигналу начинается освобождение тетивы, которое заканчивается полным отделением тетивы от подбородка.

Действия стрелка по выпуску тетивы должны производиться в направлении плоскости выстрела, и тетива должна уходить только от подбородка. В отходе (выпуске) стрелы участвуют обе руки. В фазах дотягивания и освобождения тетивы левая рука наращивает давление на рукоятку лука в направлении выстрела, помогая как бы правой руке, но ни в коем случае не подменяя ее. При такой работе левой руки, когда произошел разрыв цепи «лук-стрелок», она перемещает лук в направлении выстрела, не сбивая наводки его. Правая рука перемещается назад.

13. Управление дыханием. Перед принятием исходной изготовки следует дышать спокойно, чуть углубленно, затем, ближе к началу растягивая тетивы, более поверхностно. Обработку выстрела следует производить при задержке дыхания на полу выдохе. Дыхательный цикл состоит из вдоха, выдоха и паузы. В одну минуту человек в спокойном состоянии производит в среднем 12-15 циклов, то есть один дыхательный цикл длится 4-5 секунд. После выдоха - 2-3 секундная пауза. Эта естественная пауза, как правило, используется стрелком для обработки выстрела. Но для того, чтобы ее хватило на весь выстрел, дыхание задерживается чуть раньше наступления естественной паузы, и продляют ее до выпуска тетивы. Таким образом, она увеличивается до 10-12 секунд, необходимых для обработки выстрела. Правильно поставленное, соответствующее ритму стрельбы дыхание обеспечивает организму нормальный отдых, предохраняет его от преждевременного утомления.


14. Подготовка к следующему выстрелу. Подготовка к выполнению выстрела слагается из действий, происходящих за очень короткий промежуток времени (в среднем 50 секунд на весь комплекс подготовительных мероприятий и выстрел). После выполнения выстрела стрелок должен сохранить позу и положение лука в вытянутой руке до момента попадания стрелы в мишень, произвести отметку выстрела, пользуясь биноклем или на коротких дистанциях без него и провести тщательный анализ выстрела. При анализе выстрела в случае неблагоприятного попадания следует определить причину. Если ошибка установлена - принять решение по ее исправлению. Если причина ошибки неизвестна, то необходимо выполнить следующий выстрел, после вторичного анализа найти причину появления ошибки и принять соответствующее решение.

Подготовка к следующему выстрелу слагается из выполнения следующих действий стрелка:

- отметка попадания стрелы в мишень;

- сохранение позы;

- анализ проведенного выстрела;

- принятие решения по технике и тактике стрельбы;

- восстановление сил, затраченных на проведение выстрела.



Глава II. Методические приемы совершенствования техники стрельбы из лука
2.1. Моделирование тренировочной и соревновательной деятельности стрелков из лука
В спортивной подготовке, по данным В.С. Фарфеля, объектом непосредственного управления является человеческий организм, чрезвычайно сложная многофункциональная система, что объясняет необходимость создания моделей спортсмена для различных этапов спортивной подготовки, соответствующих различным уровням мастерства (в частности, состоянию, предопределяющему достижение высоких спортивных результатов).

Разработка этапной и конечной форм модели спортивной деятельности и характеристик конкретных спортсменов включает в себя определение функциональной, психической и физической подготовленности по основным разделам тренировки. В основе построения моделей лежит разработка характеристик соревновательной деятельности, необходимых для достижения определенного результата. Эти характеристики практически одинаковы для спортсменов разной квалификации, различаются только их количественные оценки.

При определении комплекса параметров наиболее существенных признаков В.И. Тхоревским рассматриваются следующие информационно значимые характеристики: возраст, стаж спортивной деятельности; морфологические характеристики, функциональные, физиологические, биохимические, психологические, биомеханические.

При организации работы по определению модельных характеристик сильнейших стрелков, по данным исследований Л. М. Вайнштейн, необходимо учитывать следующие параметры:

1. Спортивный результат. Планируется с учетом данных, полученных при прогнозировании высших спортивных достижений.

2. Возраст и стаж спортивной дeятельности. Определяются специфическими требованиями пулевой стрельбы (динамика возраста олимпийских чемпионов) с учетом современных данных и тенденций на будущее (возраст для достижения вершин спортивного мастерства), а также оптимальными возрастными границами высокой результативности спортсмена. Стаж спортивной тренировки отсчитывается с момента начала занятий стрельбой.

3. Внешние морфологические признаки. Определяются вес, рост, длина туловища, рук, ног. Для стрелков значимость этих морфологических признаков не существенна.

4. Уровень специальной физической подготовленности стрелка должен быть достаточно высок, чтобы обеспечить надежность высоких результатов при освоении прогрессивной техники стрельбы.


Анализ физической подготовленности спортсмена должен быть многосторонним, но с обязательным акцентом на ведущих для стрелка качествах. При этом, в группе таких качеств целесообразно выделить те из них, которые являются наиболее консервативными, плохо поддающимися тренировке. Уровнем развития таких качеств во многом определяется перспективность спортсмена.

5. Уровень технической подготовленности выявляется с учетом следующих показателей:

а) арсенал технических действий, используемых стрелком на соревнованиях;

б) эффективность и адекватность применяемой спортивной техники в отношении:

- экономичности действий (учитывая современные тенденции технике спортивных движений);

- степени использования двигательного потенциала (имеется несколько вариантов несоответствия технической и физической подготовленности спортсменов);

- соответствия техники индивидуальным особенностям (морфофункциональным, психофизиологическим и др.);

в) устойчивость спортивной техники при действии ряда сбивающих факторов:

- изменение психического состояния (предстартовая лихорадка, эмоциональный подъем и т. п.);

- вариативность структурных компонентов двигательного навыков в определенных границах, обеспечивающих выполнение запланированных действий;

- утомление, которое может вынести движение за рамки оптимальной вариативности и привести к потере эффективности;

- изменение внешних условий (погодные условия, спортивные сооружения, оборудование, освещение, шум и т. д.).

6. Уровень тактической подготовленности. Определяется при анализе арсенала тактических возможностей, которыми владеет спортсмен, и степени их реализации в процессе подготовки и участия в соревнованиях.

В книге «Стрелок и тренер» Л. М. Вайнштейн пишет:

«… при разработке модельных характеристик с помощью специальных тестовых методик особенно важно оценить уровень умений стрелка:

- готовиться к соревнованию (тактически и мобилизационно);

- реализовывать запланированную тактическую схему выступления и перестраивать тактику в зависимости от конкретных условий;

- эффективно использовать тактические варианты при выполнении технических действий».

7. Уровень моральной и специальной психической подготовленности. Л.В. Кузнецовой, специалистом в области психологии, указывается на то, что составляется, прежде всего, характеристика тех свойств личности стрелка, которые необходимы для достижения рекордных результатов» По данным автора, должны быть получены качественные и количественные характеристики наиболее значимых показателей психической подготовленности спортсмена:


а) типологические особенности высшей нервной деятельности, а также основные черты характера и направленность личности спортсмена, обеспечивающие надежность выступления на соревнованиях наибольшего масштаба;

б) стабильность психических процессов и способность к управлению психическим состоянием;

в) психическая устойчивость к перенесению специфических нагрузок;

г) сенсорно-мыслительные и связанные с ними качества спортсмена, необходимые в процессе реализации всех сторон мастерства.

8. Медико-биологические характеристики. При разработке модели необходимо учесть, как общие, так и специфические показатели функциональных возможностей организма стрелка - нервная, сердечно- сосудистая, дыхательная и другие системы.

9. Способность организма восстанавливаться после больших физических и психических напряжений.

10. Наличие профессиональных заболеваний. При определении модельных характеристик необходимо установить, какие отклонения в состоянии здоровья допустимы без риска их рецидива и понижения спортивных результатов.

11. Уровень знаний и способность к самоусовершенствованию. Для высококвалифицированного спортсмена надо определить обязательный уровень специальной подготовленности, средства и методы совершенствования самоуправления и саморегуляции способностей к критическому анализу своей деятельности.

Роль модельных характеристик в управлении процессом подготовки спортсмена значительна, но не равнозначна.

Исследуя проблемы спортивного отбора в спорте, В.М. Волков и В.П. Филин указывают на то, что на начальном этапе обучения наибольшее значение имеют модельные характеристики физической, моральной, функциональной подготовленности спортсменов, возраст; на этапе спортивного мастерства - модельные характеристики соревновательной деятельности, различных сторон подготовленности по разделам тренировки: технической, тактической и т. д.

Безусловно, что на самых высших квалификационных ступенях модельные характеристики и качественно, и количественно приобретают специфичность, присущую стрельбе из лука. В их составе почти не остается признаков, являющихся модельными на низших ступенях спортивного мастерства. И только некоторые, врожденные (обусловленные генотипом) характеристики могут сохранять свое значение.

Существенна, но не равнозначна роль модельных характеристик в обеспечении информацией системы спортивного отбора, поскольку выделение специфических для вида спорта психических, физиологических и других функций, процессов и свойств, раскрытие их возрастной динамики - наиболее перспективный путь решения проблемы отбора талантливых спортсменов. Так, если при спортивной ориентации более существенна роль модельных характеристик физической, психической, функциональной подготовленности, то при спортивной селекции - модельных характеристик соревновательной деятельности и подготовленности по разделам тренировки, а также надежности спортивной деятельности.