Файл: Учет труда и заработной платы (Методические основы анализа расчетов с персоналом по оплате труда).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методические основы анализа расчетов с персоналом по оплате труда
1.1 Сущность и роль оплаты труда в экономической деятельности организации, ее формы и системы
1.2. Требования законодательства к организации оплаты труда и ее учету
Глава 2. Практика бухгалтерского учета и анализа оплаты труда в ООО «Фортуна»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Бухгалтерский учет оплаты труда на предприятии
Основные формы первичных документов по учету рабочего времени и осуществления расчетов по оплате труда рассмотрены в таблице 2.
Таблица 2
Формы первичных документов по учету рабочего времени и расчетов по оплате труда
№ формы |
Наименование формы |
Т-12 |
Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда |
Т-13 |
Табель учета рабочего времени |
Т-49 |
Расчетно-платежная ведомость |
Т-51 |
Расчетная ведомость |
Т-53 |
Платежная ведомость |
Т-53а |
Журнал регистрации платежных ведомостей |
Т-54 |
Лицевой счет |
Т-54а |
Лицевой счет (свт) |
Т-60 |
Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику |
Т-61 |
Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) |
Т-73 |
Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной |
Для обобщения информации о расчетах с персоналом по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям, работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данного предприятия предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Заработная плата начисляется исходя из:
- системы оплаты труда, применяемой на предприятии;
- сведений об установленных тарифах, окладах, сдельных расценках;
- сведений о фактически отработанном времени сотрудниками или об объеме произведенной продукции. [11, С. 89]
Начисление заработной платы отражается по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами для учета затрат, в зависимости от характера работы того или иного сотрудника. Все виды удержаний из заработной платы отражаются по дебету счета 70 в корреспонденции с различными счетами, в зависимости от вида удержания.
Удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством. К основным удержаниям из заработной платы относятся: НДФЛ (сумма начисленного в установленном порядке налога); суммы алиментов по исполнительным листам; удержание невозвращенных во время подотчетных сумм; возмещение причиненного материального ущерба; удержания по суммам предоставленных сотруднику займов и процентов; удержание аванса, начисленного за первую половину месяца; прочие удержания по заявлению сотрудника (в пользу профсоюзов, страховых компаний). [16, С. 241]
Заработная плата может быть выплачена сотруднику: наличными деньгами, перечислена безналичным переводом на расчетный счет сотрудника в банке, выдана в натурально-вещественной форме (продукцией предприятия). [20, С. 93]
Выплата заработной платы из кассы организации производится в соответствии с кассовой дисциплиной и порядком оформления кассовых операций. Если сотрудник в установленные сроки (3 дня с даты выдачи заработной платы или аванса) не получил в кассе заработную плату, то производится ее депонирование - сдача в банк неполученной в срок заработной платы. При этом учет депонированных сумм ведется в специальных регистрах или книгах учета депонентов. Выплата депонированных сумм осуществляется на основании письменного заявления сотрудника в сроки выплаты очередной заработной платы.
Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»). [12, С. 108]
Аналитический учет по счету 70 ведется по каждому работнику предприятия. Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в лицевых счетах, расчетных книжках, расчетно-платежных ведомостях и т. д.
Таким образом, все факты начисления и выплаты сумм оплаты труда должны быть оформлены первичными документами, сформированными в достоверной форме и в установленные сроки, а затем использоваться бухгалтерией в качестве основы для составления регистров бухгалтерского и налогового учета.
Таким образом, оплата труда - система взаимоотношений, связанных с снабжением установления и воплощения работодателем выплат работникам за их труд в согласовании с законами, другими нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
1.2. Требования законодательства к организации оплаты труда и ее учету
Нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в Российской Федерации осуществляется по четырехуровневой системе.
I. К нормативным актам первого уровня относятся:
1) Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». [2]
Определяет объекты бухгалтерского учета, обязанность и особенности организации ведения бухгалтерского учета, необходимость закрепления способа ведения бухгалтерского учета в учетной политике; устанавливает правила составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета, проведения инвентаризации; регламентирует общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее составу и отчетному периоду; устанавливает обязанность осуществления организацией внутреннего контроля и применения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета.
2) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197- ФЗ (с учетом изменений и дополнений);
В кодексе рассматриваются следующие аспекты трудовых отношений:
- возникновение трудовых отношений и порядок заключения трудовых договоров между предприятием и его работниками;
- продолжительность рабочего времени и время отдыха (выходные, праздничные дни, отпуска);
- трудовой распорядок и дисциплина труда;
- организация охраны труда;
- особенности регулирования оплаты труда отдельных категорий работников: женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, работающих по совместительству и т.д.;
- вопросы защиты трудовых прав работников;
- ответственность за нарушение трудового законодательства. [1]
Нарушение любой статьи ТК РФ является серьезным противозаконным действием и карается в административном или уголовном порядке, поэтому выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников. Так, ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает наложение на должностное лицо штрафа за нарушение законодательства о труде в размере от 1 до 5 тыс. руб. Часть вторая ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает возможность привлечения лица, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное правонарушение, к другому виду дисциплинарного наказания - дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет. Федеральным законом от 23.12.2010 № 382-ФЗ «О внесении изменения в статью 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» внесено существенное изменение («Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»), позволяющее привлекать к уголовной ответственности не только за полную невыплату свыше двух месяцев денежных средств, но и за их частичную невыплату свыше трех месяцев.
3) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с учетом изменений и дополнений). [2]
Устанавливает обязанность физических лиц, получающих доходы от источников в Российской Федерации, уплачивать налог на доходы физических лиц; регламентирует особенности определения видов облагаемых налогом доходов, налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ налоговым агентом; устанавливает правила учета и исчисления имущественных, социальных и стандартных налоговых вычетов, а также правила исчисления и уплаты налога на прибыль организации.
4) Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». [4]
Минимальный размер оплаты труда в РФ применяется с целью регулирования размера заработной платы, определения размера пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и для других целей в области обязательного социального страхования.
5) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с учетом изменений и дополнений);
Регулирует правовые отношения, связанные с уплатой и исчислением страхователем (работодателем) взносов по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный Фонд РФ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ, а также по обязательному медицинскому страхованию в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Устанавливает контроль за исчислением и уплатой соответствующих взносов и ответственность за нарушение законодательства.
6) Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с учетом изменений и дополнений).
Регламентирует отношения в части исчисления и уплаты взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определяет функции контроля за соблюдением законодательства и ответственность за его нарушение.
Большая часть указов Президента Российской Федерации, принятых по вопросам обеспечения оплаты труда, посвящена государственным служащим, т.е. той области, которая в силу специфики экономических факторов в нашей стране подвержена частым изменениям, требующим оперативного правового регулирования.
Постановления Правительства Российской Федерации принимаются в развитие действующих законов, они являются источником законодательства о трудовых правах граждан, поскольку содержат новые нормы, которые не противоречат законам и указам, а развивают их. Особо следует выделить значение постановлений Правительства Российской Федерации как источников законодательства о трудовых правах, регулирующих условия труда отдельных категорий работников и устанавливающих посредством утверждения специальных положений особый юридический статус (дополнительные права или обязанности) отдельных органов и организаций (работодателей), а также категорий работников. К числу таких правовых актов относятся:
-Постановление Правительства РФ от 30.12.2000 № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» (с учетом изменений и дополнений). [5]
-Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»; [6]
Данное положение устанавливает правила расчета средней заработной платы для всех случаев ее определения. В нем рассматриваются виды выплат, предусмотренных системой оплаты труда, которые учитываются для расчета среднего заработка. Приводится методика расчета среднего заработка для оплаты отпусков и компенсаций за неиспользованный отпуск, и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
II. Ко второму уровню нормативно-правового регулирования трудового законодательства относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, а также стандарты по бухгалтерскому учету таких объектов бухгалтерского учета, как расходы организации и прибыль.
- Положение по бухгалтерскому учету утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ред. от 29.03.2017). Оно определяет особенности порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), в соответствии с законодательством РФ. [7]
- Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), разрабатываемые и утверждаемые Минфином РФ, на основании Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
- ПБУ №1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 106н, в ред. от 28.04.2017);
В учетной политике организации утверждаются: план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, правила признания доходов и расходов организации, правила документооборота, порядок организации внутреннего контроля и т.д.
- ПБУ №10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06 мая 1999 г. № 33н, в ред. от 06.04.2015);
Затраты организации на оплату труда относятся к расходам по обычным видам деятельности. Расходы признаются в том периоде, в котором они были совершены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. В учетной политике организация прописывает порядок признания затрат на оплату труда в качестве расходов, отнесенных на себестоимость продукции, управленческие или коммерческие расходы. [21,С. 49]