Файл: Современные физкультурнооздоровительные технологии в физическом воспитании дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основными формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ являются:

 физкультурные занятия урочного типа;

 физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультпаузы, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями);

 активный отдых (физкультурные праздники, физкультурные досуги, походы, дни здоровья, каникулы);

 самостоятельная двигательная деятельность детей;

 задания на дом.

Физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы в детском саду. Цель и задачи занятий – укрепление здоровья, обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, развитие физических качеств, совершенствование функциональных систем организма и адаптационных возможностей.

Характерными особенностями занятий являются ярко выраженная дидактическая (обучающая и развивающая) направленность; руководящая роль методиста или инструктора по физическому воспитанию, строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Занятия проводятся в первой младшей группе два раза в неделю; со второй младшей группы до подготовительной группы – три раза в неделю (два раза в зале, один раз – на свежем воздухе). Продолжительность занятий для детей 3–4 лет 15–20 мин, 4–5 лет – 20–25 мин, 5–6 лет – 25–30 мин, 6–7 лет – 30 мин. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Задача вводной части – организация детей, активизация внимания на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка систем организма к выполнению упражнений основной части. В содержание вводной части входят строевые упражнения, основные передвижения (различные виды ходьбы, бега и т. д.), упражнения на внимание.

В основной части занятия решаются задачи обучения детей новым упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и развитие физических качеств. Первыми в основной части выполняются общеразвивающие упражнения. Обязательно, чтобы упражнения воздействовали на все мышечные группы (сначала для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног). Не рекомендуется давать нагрузку на одну и ту же группу мышц двумя упражнениями подряд. После общеразвивающих упражнений следуют упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание или упражнения в равновесии). В конце основной части занятия обязательно проводится подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие на детей.


В заключительной части занятия решаются задачи снижения физической и психоэмоциональной нагрузки, постепенного перехода организма ребенка к спокойному физиологическому состоянию. Для постепенного снижения нагрузки используются ходьба в спокойном темпе, задания на внимание, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, элементы психогимнастики. Время занятия распределяется примерно следующим образом: вводная часть 2–6 мин, основная 15–25 мин и заключительная 2–3 мин. Продолжительность каждой части зависит от поставленных задач, возраста и подготовленности детей. После вводной части частота пульса не должна вырасти более чем на 20–25 %, после основной – не более чем на 50 %, после подвижной игры пульс может вырасти на 70–90 и даже на 100 %. Через 1–2 мин после занятия пульс должен восстановиться до исходного уровня. [23]

Утренняя гимнастика направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки, создание оптимального психоэмоционального фона. Средствами являются простые общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Продолжительность гимнастики 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3–4 упражнения игрового и имитационного характера), 6–8 мин для детей 4–5 лет, 8–10 мин для детей 6 лет, 10–12 мин для детей 6–7 лет. Структура утренней гимнастики может быть следующей: ходьба, бег, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища (спины и живота), ног, кратковременный бег и ходьба с выполнением дыхательных упражнений для восстановления. Комплекс упражнений через 7–10 дней нужно обновлять, заменяя 1–2 упражнения.

Физкультминутки – кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, повышение умственной работоспособности. Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц и нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Длительность физкультминуток 1,5–2 мин. Проводить их рекомендуется, начиная со средней группы, на различных общеобразовательных занятиях (рисование, обучение грамоте и т. д.).

Выполняются несколько хорошо освоенных и не сложных по структуре физических упражнений динамичного характера в течение 2–3 мин Физкультминутки проводятся:

1) в форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3–4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками с переходом на бег или ходьбу на месте с дыхательными упражнениями;



2) в форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами и движениями;

3) в форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки могут использоваться на занятиях по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;

4) в форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под музыку, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные;

5) в форме выполнения движений под текст стихотворения. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки; содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей; текст стихотворений должен быть ритмичным и высокохудожественным;

6) в форме любого двигательного действия и задания. Используются различные имитационные движения спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине) и т. д.

Требования к проведению физкультминуток:

  • проводятся на начальном этапе утомления в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала;

  • упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям, должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади; упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем организма; содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.

Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2–4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.

Физкультурная пауза предотвращает развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение на занятиях с умственной нагрузкой, что способствует лучшему восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей. Проводится физкультурная пауза в любом хорошо проветренном помещении (групповая комната, спальня, широкий коридор) во время перерыва между занятиями и составляет не более 10 мин. Она может состоять из трех-четырех игровых упражнений типа «Танец маленьких утят» или подвижной игры, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки).


При проведении физкультурной паузы учитываются следующие методические особенности: игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10–12 мин), доступны детям с разным уровнем двигательной активности; игровые упражнения должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее; не следует предлагать детям игры с высокой интенсивностью движений, так как они могут их перевозбудить; в конце двигательной паузы можно предложить детям различные дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно, как правило, во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, повышают интерес к занятию, вызывают у детей положительные эмоции. В подвижных играх часто используют ходьбу, бег, прыжки, переползание и другие способы передвижения, действия с предметами. Интенсивная двигательная активность способствует развитию физических качеств, совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка.

Приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений способствуют физкультурные праздники. Они демонстрируют детям результаты, достигнутые в овладении физическими упражнениями и играми за определенный промежуток времени, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. Проводятся не реже 2–3 раз в год. Длительность физкультурного праздника 1 ч – 1 ч 20 мин. В программу праздника включаются подвижные, спортивные и народные игры, эстафеты, танцы, аттракционы, общеразвивающие упражнения, музыкально-ритмические движения.

Подготовку физкультурного праздника осуществляют педагогический коллектив дошкольного учреждения, родители. Активными участниками подготовки к празднику могут быть дети старших групп. Перед проведением мероприятия определяются задачи праздника, дата, время, место проведения, ответственные за организацию праздника. Праздник может проводиться на участке дошкольного учреждения, в ближайшем парке, лесу, на поляне, стадионе. Составляется сценарий, подбирается музыкальное сопровождение, подготавливаются спортивный инвентарь и оборудование, красочное оформление площадки (зала), показательные выступления, призы и подарки. Определяется порядок подведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника.


Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы. Организуется 1–2 раза в месяц во второй половине дня. Участвуют дети одной-двух групп дошкольного учреждения. Проводится воспитателем как в помещении, так и на воздухе. Длительность: младшая, средняя группы 20–30 мин; старшая группа 35–40 мин; подготовительная групп 40–50 мин. Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, общественным праздникам, интересным спортивным событиям. В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание досуга может быть введен сказочный персонаж, можно использовать занимательный сюжет. Следует использовать музыкальное сопровождение. Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками.

Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде или самокате, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т. д.). Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей, способствует укреплению здоровья, улучшению физического состояния, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной системы, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предполагает организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий; закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке – во время утреннего приема, до занятий и между ними, на прогулке, после сна, в вечернее время; воспитатели должны владеть специальными (опосредованными) методами активизации двигательной активности и контроля за состоянием здоровья.

Дни здоровья, каникулы содействуют оздоровлению детей, предупреждают утомление. В эти дни отменяются все виды учебных занятий. Двигательный режим насыщается играми, музыкальными развлечениями, походами, спортивными играми и упражнениями, соревнованиями, физкультурными занятиями, трудом на природе, художественным творчеством. Приглашаются родители. Проводятся дни здоровья не реже одного раза в квартал, каникулы – два-три раза в год (в последнюю неделю квартала).