Файл: Современные физкультурнооздоровительные технологии в физическом воспитании дошкольников.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прогулки способствуют развитию выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды, особенно к простудным заболеваниям; учат детей преодолевать различные препятствия, становиться более подвижными, ловкими, смелыми; укрепляют мышечную систему, повышают жизненный тонус, развивают наблюдательность, расширяют представления об окружающем мире; способствуют воспи- танию любви к родному краю; воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Во время прогулок могут быть использованы подвижные игры, бессюжетные народные игры с предметами (такие, как бабки, серсо, кольцеброс, кегли), в старших группах – элементы спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол, городки, бадминтон и др.).
Закаливание в сочетании с физическими упражнениями играет важную роль. Закаливание – совершенствование функциональных систем, направленное на повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов внешней среды. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма и повышает его устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, развивает выносливость организма ребенка.
Существуют следующие правила проведения закаливающих мероприятий:
закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка;
необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;
занятия должны проводиться систематически;
необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка;
начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года воздействие средовых факторов в начале закаливания уменьшается, необходимо его более постепенное нарастание, нежели в теплое время года);
закаливающие мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребенка;
после перерыва с разрешения врача возобновление занятий следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. [4]
Задания на дом даются с целью воспитания здорового образа жизни семьи, совершенствования умений и навыков детей.
- 1 2 3 4 5
Современные технологии физкультурно-оздоровительной работы дошкольников
«Оздоровительная физическая культура» — производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны всем практически здоровым людям.
В оздоровительной физической культуре можно выделить как минимум три аспекта: деятельности, предметно-ценностный и результативный. Оздоровительная физическая культура (как род деятельности) это организованная двигательная активность, а также такие виды деятельности, которые связаны с соблюдением здорового образа жизни. Деятельность в рамках оздоровительной физической культуры направлена в первую очередь на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта. Многообразные формы и виды занятий физическими упражнениями должны обеспечивать как минимум следующие эффекты:
1) профилактику гипокинезии и гиподинамии за счет увеличения жизненно необходимого объема движения и нагрузок;
2) расширение резервных возможностей основных жизненно важных систем организма (прежде всего дыхательной и сердечно-сосудистой);
3) повышение общей неспецифической устойчивости организма к вредным воздействиям внешней среды и заболеваниям.
Оздоровительная физическая культура (как совокупность предметных ценностей) представлена теми материальными и духовными ценностями, которые созданы для обеспечения эффективной физкультурно-оздоровительной деятельности.
1) это сведения об оздоровительных возможностях занятий физическими упражнениями;
2) это методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности и здорового образа жизни;
3) это необходимое материально-техническое оснащение физкультурно- оздоровительной деятельности;
4) это формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.
Оздоровительная физическая культура выполняет следующие функции, имеющие непосредственное отношение к проблеме формирования стабильного здоровья:
-
Образовательная функция; -
Оздоровительная функция; -
Воспитательная функция; -
Рекреативная функция.
Физкультурно-оздоровительная деятельность - это сознательно регулируемая двигательная активность человека, направленная на развитие и совершенствование собственного здоровья и бережному к нему отношению. Эффективность физкультурной деятельности связана с формированием мотиваций к здоровому образу жизни, приобретением определенного уровня знаний, ну и собственно с осуществлением двигательной и оздоровительной деятельности.
Существуют перечень физкультурно-оздоровительных методов:
-
Самомассаж; [11] -
Оздоровительный час; -
Гимнастика пробуждения; -
Физкультминутки; -
Динамическая поза; -
Гимнастика для глаз; [22] -
Гимнастика корригирующая; -
Гимнастика ортопедическая; -
Релаксация; -
Игровой стретчинг; -
Гимнастика с элементами Хатха- йога; -
Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой; -
Методики закаливания (Методика точечного массажа по А.А. Уманской, "Рижский" метод закаливания, Обширное умывание, Хождение босиком, Контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом, Полоскание полости рта, Методика оздоровительного бега для дошкольников). [14]
Таким образом, физультурно-оздоровительная технология – это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности. Это та база, на которой строится так называемая оздоровительная индустрия и физкультурно-оздоровительная работа. Физкультурно-оздоровительные технологии могу осуществляться по самым разным направлениям: шейпинг, аэробика, фитнес, бодибилдинг, калланетик, изотон, а также бег, туризм,
плавание как оздоровительные виды спорта, и прочие виды деятельности, которые используются в досуговой деятельности.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Здоровьесберегающая технология в физическом воспитании дошкольников
Первостепенной задачей любого дошкольного образовательного учреждения является создание максимально благоприятных условий, для последующего развития ребенка и формирования его здоровья, гармоничной физической и психической и социальной адаптации. А основными критериями качества дошкольного образования являются его оздоровительная и здоровьеукрепляющая ориентация. [22]
В целях реализации здоровьесберегающей технологии в детском саду должны быть созданы условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. С позиций организации педагогического процесса педагогические условия определяются средой, которая может быть разделена на внешнюю - природную, социальную, экономическую и собственно педагогическую - образовательного учреждения. Для каждой возрастной группы должны быть созданы уголки двигательной активности, оснащенные необходимым оборудованием, спортивные площадки, тренажерные и спортивные залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. Оборудование должно быть полифункциональным, трансформируемым и удобно размещено так, чтобы дети могли подходить к нему с разных сторон, не мешая друг другу. Это означает смену подвижного переносного оборудования, размещение на стационарном и передвижном оборудовании дополнительных видов пособий и своеобразных комплексов – полосы препятствия, дорожки, заборчики.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для нормального развития человека. Только при создании такой среды: обучение здоровью его укрепление, культура личного творчества в образовательном учреждении могут быть созданы условия для полноценного сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здоровья, ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов [10].