Файл: Современные физкультурнооздоровительные технологии в физическом воспитании дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К основным условиям здоровьесберегающей среды относятся организованная обстановка, неукоснительное соблюдение распорядка дня и руководство взрослыми — воспитателем, родителями, поэтому дошкольное учреждение и семья должны тесно взаимодействовать в вопросах укрепления здоровья детей. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [20]. .

Семья - это своеобразный коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль, но может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания [16].

Создание благоприятных условий для формирования здорового образа жизни у дошкольников представляет система дошкольного образования, так как усилия по укреплению здоровья ребенка как отмечают ряд авторов: Вавилова. Е. Н., Лазарев.О. В., - создание благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни [2, с.83].

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. По современным представлениям, к компонентам здорового образа жизни входят следующие составляющие: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции.

По современным представлениям, к компонентам здорового образа жизни входят следующие составляющие: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции. Правильно воспитывать здорового ребенка можно только при соблюдении общих требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, укрепления здоровья, соблюдения распорядка дня, двигательной активности, выполнению гигиенических процедур. Работа с родителями по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни может проводиться как в коллективной форме, так и в индивидуальной. И строиться она должна на основе изучения интереса родителей к данной проблеме, оценке индивидуальных особенностей, уровня сформированности культуры здоровья, а
также совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Для этих целей рекомендуется проводить предварительную работу, исследование с помощью специально разработанной анкеты. К коллективным формам работы с родителями можно отнести: семейные клубы, школу для родителей, лекции, дни здоровья, дни открытых дверей, конференции, конкурсы и конечно же родительские собрания. Среди индивидуальных форм работы можно выделить: посещение семьи ребенка, поручения родителям, и вовлечение их в жизнь детского сада, беседы, консультации. Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки. К ним относятся: знание правил личной гигиены, умение правильно строить режим дня и выполнять его, взаимодействовать с окружающей средой, побольше находиться на свежем воздухе.

Педагогам дошкольных учреждений необходимо сформировать перечень привычек здорового образа жизни детей во время пребывания в дошкольном учреждении. При этом нужно анализировать разные привычкии полезные, и вредные. Система мер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы. Создавая условия по созданию и стимулированию здорового образа жизни для самого себя и своих воспитанников, педагог определяет круг принципов и методических правил, которым неукоснительно следует сам и приобщает к ним воспитанников [18, с.29].

Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям, но и отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений.

Таким образом, рассмотрев условия здоровьесберегающей среды, мы пришли к выводу, что к числу основных условий успешного формирования у детей культуры здоровья, формированию осознанного отношения к своему здоровью, его укреплению относятся рационально организованная обстановка, в которую входит четкий режим дня и руководство взрослых к его выполнению.

Отношение родителей к здоровью и его составляющим компонентам, погрешности воспитания, пренебрежение соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики создают неблагоприятные условия в воспитании и развитии детей. Поэтому тесное взаимодействие с семьями воспитанников, повышение валеологической грамотности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья обеспечивают условия оптимизации здоровьесберегающей работы.



Организация и проведение физкультурно – оздоровительной работы должна строиться в соответствии с возрастными возможностями и особенностям детей. Оснащение групп, спортивного зала и игровой площадки должно располагать ребёнка к активности, действуя на мотивационно - эмоциональную сферу, создавая стойкий интерес к физкультурной деятельности, что в свою очередь положительно повлияет на оптимальное физическое развитие дошкольника.

2.2. Комплекс технологий сохранения и стимулирования здоровья


В настоящее время в России, в связи с выходом нового закона Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС дошкольного образования, идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Дошкольное обучение согласно новому закону об образовании теперь тоже является составной частью образования и, соответственно, также подверглось стандартизации. Новые стандарты утверждены Приказом Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155.

В настоящее время здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ разделяют на три большие группы [3]. Это: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии. Остановимся на каждой из них.

Каждая из перечисленных здоровьесберегающих технологий имеет свои составляющие, отличительные особенности.

Так, технологии сохранения и стимулирования здоровья включает в себя: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, технологии эстетической направленности, такие виды гимнастики, как: для глаз, пальчиковая, бодрящая, корригирующая, ортопедическая [3, c. 72].

Стретчинг рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Проводят не раньше чем через 30 минут после приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин; используется со среднего возраста в физкультурном или музыкальном зале либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Стретчинг – комплекс упражнений для медленного, плавного растягивания определённых мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг улучшает настроение, создаёт ощущение комфорта и спокойствия в целом. Можно начинать с 3 - 4 лет [3, c. 77].


Ритмопластика имеет художественную ценность, используется с учётом величины физической нагрузки и её соразмерности возрастным показателям ребёнка. Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, темпа, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Проводят начиная со среднего возраста не раньше, чем через 30 минут после приёма пищи, 2 раза в неделю по 20 минут [3, c. 93]. Динамические паузы рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Проводят во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей [3, c. 110].

Подвижные и спортивные игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В ДОУ используют лишь элементы спортивных игр. Проводят ежедневно для всех возрастных групп как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнатемалой со средней степенью подвижности. Релаксация осуществляется с использованием спокойной мелодии или классической музыки (например, Рахманинова, Чайковского), звуки природы. Проводят во всех возрастных группах в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность технологии.

Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчиковая гимнастика - это упражнения для развития мелкой моторики (координация движений в сочетании с речью) [9, c. 51]

При проведении гимнастики для глаз используется наглядный материал, мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов и потешек. Проводят ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Дыхательная гимнастика - эти упражнения повышают устойчивость организма к болезням и стрессам, облегчают восстановление организма после простуды, а главное, научат вас правильному здоровому дыханию.

Бодрящая гимнастика проводится в различных формах: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Проводят ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Форма проведения корригирующей гимнастики зависит от поставленной задачи и контингента детей осуществляется в различных 17 формах физкультурно-оздоровительной работы [29, c. 70].