Файл: Современные физкультурнооздоровительные технологии в физическом воспитании дошкольников.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградская государственная академия физической культуры»
Кафедра теории и технологий физической культуры и спорта
СОВРЕМЕННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
курсовая работа
по дисциплине «Теория и методика физической культуры»
направления подготовки 49.03.01 Физическая культура
(профиль «Спортивная подготовка в избранном виде спорта»)
Прошла защиту Исполнитель
Оценка _________________ Банько Ю.Ю.
«___» _____________20__г. студент группы 33 ФКб
Руководитель ___________
_______________________
Волгоград - 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. 6
1.1.Основы физическо-оздоровительной работы в физическом воспитании в ДОО 6
1.2.Современные технологии физкультурно-оздоровительной работы дошкольников 18
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Здоровьесберегающая технология в физическом воспитании дошкольников 21
2.2. Комплекс технологий сохранения и стимулирования здоровья 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ВВЕДЕНИЕ
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
В любом возрасте человек должен заботиться о своем здоровье, но особенно это важно в детстве. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Согласно исследованиям специалистов, около 76% болезней взрослых уходят корнями в детство. Поэтому охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества. Здоровые дети являются сегодня одним из важнейших факторов социально-экономического
развития общества в будущем, так как способны заниматься производительно-полезным трудом в полном объеме.
Жизненно важные и необходимые потребности в совершенствовании здоровья, его сохранении и приумножении формируются при обеспечении условий управления здоровьесберегающим образованием и заключаются в использовании эффективных средств оздоровления и организации рациональной двигательной деятельности и активного отдыха. Обычно такие условия могут организовать дошкольные общеобразовательные учреждения. [12, с.89].
В общих положениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечено, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, овладение подвижными играми, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. [20]
Следует учитывать, что сам ребенок в дошкольном возрасте ещё не может обеспечить себе достойный образ жизни, без участия и помощи взрослых. Многое зависит от родителей, воспитателей, специалистов по дошкольному образованию, которые должны быть наставниками и помощниками в коррекции своего поведения и сложившихся привычек. Обновление и совершенствование профессиональных задач, связанных непосредственно с применением здоровьесберегающих технологий и мероприятий по оздоровлению детей, требуют новых компетенций, умения видеть трудности, принимать решения, взаимодействовать вместе и координировать свою деятельность [5]. Для того, чтобы реализовать здоровьесберегающие технологии, педагогам необходимо четко знать о сущности здоровья, его составляющих, о структурных компонентах здорового образа жизни. Только грамотный подход специалистов дошкольного образования позволит сохранить и укрепить здоровье дошкольников, сформировать культуру здоровья, уверенность и привычки к здоровому образу жизни [13, с.15].
Предмет исследования: физическое воспитание дошкольников;
Объект исследования: процесс физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ посредством современных методов здоровьесберегающей технологии;
Цель исследования: исследование теоретический аспект физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ посредством современных методов здоровьесберегающей технологии;
Задачи исследования:
-
Раскрыть основы физическо-оздоровительной работы в физическом воспитании ДОО -
Изучить современные технологии физкультурно-оздоровительной работы дошкольников; -
Рассмотреть здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании дошкольников; -
Изучить комплекс технологий сохранения и стимулирования здоровья.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
-
Основы физическо-оздоровительной работы в физическом воспитании в ДОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования целью физического воспитания дошкольников является формирование ценностей здорового образа жизни, охрана и укрепление физического и психического здоровья. В документе указывается, что физическое развитие, как одно из направлений дошкольного развития и образования детей, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). Оно также направлено на формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)[17]
В процессе физического воспитания дошкольников должны решаться оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Таблица 1
Задачи физического воспитания дошкольников
Оздоровительные | Образовательные | Воспитательные |
Охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма, повышение работоспособности, укрепление иммунитета, профилактика нарушений осанки и плоскостопия и т. д.) | Формирование двигательных умений и навыков; развитие физических качеств; овладение ребенком элементарны ми з наниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья | Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; воспитание культуры здоровья личности; разностороннее, гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое) |
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи тесно взаимосвязаны, и только комплексное их решение обеспечит эффективность процесса физического воспитания и здоровьесбережения в дошкольных учреждениях. К числу основных средств физического воспитания детей дошкольного возраста относятся:
1) физические упражнения;
2) психогигиенические факторы;
3) эколого-природные факторы
Таблица 2
Средства физического воспитания детей дошкольного возраста
Средства | Цель | Условия |
Физические упражнения Основная гимнастика: общеразвивающие упражнения как с предметами, так и без них; различные виды движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, равновесие); строевые упражнения (построения и перестроения); танцевальные упражнения. Подвижные игры (сюжетные, бессюжетные). Упрощенные формы спортивных упражнений, игры с элементами спорта, туризм | Используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания | Обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка |
Психогигиенические факторы: соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха, санитарно-гигиенических норм (гигиены тела, одежды, обуви, физкультурного оборудования и инвентаря, помещения, площадки) | Дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физического развития | Психофизиологический комфорт ребенка |
Эколого-природные факторы: солнце, воздух, вода | Усиливают положительное влияние физических упражнений на организм, повышают его работоспособность, укрепляют иммунитет | Положительный эффект этого средства достигается только при экологически чистых природных условиях |
Эффективность решения задач физического воспитания в раннем и дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима. Его основу составляют ежедневные занятия физическими упражнениями и играми в различных формах под руководством инструктора по физической культуре, воспитателей, родителей и в процессе самостоятельной двигательной деятельности детей [19].