Файл: Тема экономические основы финансового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 527

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налог характеризуется следующими признаками:

  • обязательностью платежей;

  • индивидуальной безвозмездностью платежа;

  • денежной формой;

  • целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги взимаются с граждан и организаций.

Сбор – это обязательный платеж, взимаемый с граждан и организаций за конкретные действия государственных структур.

Сбор схож с налогом следующими признаками: обязательность уплаты и денежная форма. Но, в отличие от налога, сбор является возмездным платежом. Сборы взимаются за оказание государством конкретных услуг гражданам и организациям. Соответственно, сбор имеет иную цель, чем налог. Цель сбора – компенсировать затраты государства на содержание государственных органов и государственных служащих, занятых оказанием услуг гражданам и организациям.

Обязательный страховой взнос – это обязательный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государственных внебюджетных фондов, которые отвечают за социальную поддержку граждан.

Обязательный страховой взнос (как и сбор) схож с налогом такими признаками, как обязательность уплаты и денежная форма. В то же время такой признак налога, как индивидуальная безвозмездность платежа, относится к обязательному страховому взносу лишь частично. Страховые взносы можно отчасти считать возмездными платежами.

Общее и различия между налогами, сборами и взносами

Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами. Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс. Для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».


НК РФ Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени


1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ).

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов (за исключением специальных налоговых режимов) и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, нормативные правовые акты представительного органа федеральной территории "Сириус", вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 11.06.2021 N 199-ФЗ, от 25.02.2022 N 18-ФЗ)
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ).
2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)


4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ).

К основаниям, определяющим статус Конституции как основного источника регулирования налогообложения, можно отнести следующее:

  1. Конституция РФ содержит налогово-правовые нормы, например ст. 57, которая прямо закрепляет обязанность платить строго установленные налоги и сборы. Таким образом, нормы Конституции РФ имеют прямую налогово-правовую направленность.

  2. Исключение Конституции из источников налогового права нарушает классические положения общей теории права, которые снабжают Конституцию статусом Основного Закона государства, нарушая при этом иерархию законов по юридической силе.

  3. Если налогово-правовая норма вступит в противоречие с конституционной, то, безусловно, будет действовать последняя.

  4. По мнению В.Е. Кузнечковой, основным источником правового регулирования института обжалования в налоговом праве в первую очередь следует считать Конституцию РФ

Гипотеза = Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
ОЦЕНКА- 4

ТЕМА 5. ИНВИСТИЦИОННОЕ ПРАВО
Вопрос 1. Что такое «инвестиции» и «инвестиционная деятельность»?

В соответствии с законом «Об инвестиционной деятельности» в РФ
1999 г. под инвестициями понимают денежные средства, ценные бумаги,
иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие
денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или)
иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного
полезного эффекта. К инвестициям относятся долгосрочные вложения
государственного или частного капитала в различные отрасли национальной
или зарубежной экономики (внутренние и заграничные инвестиции
соответственно) с целью получения прибыли (дохода).
Согласно Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных

инвестиций под долгосрочными инвестициями в основные средства следует
понимать затраты на создание и воспроизводство основных средств.

Инвестиции могут осуществляются в форме капитального строительства и
приобретения объектов основных средств.
Инвестиции вкладываются на продолжительный период, начиная с
постановки цели инвестирования и заканчивая закрытием предприятия после
полной отдачи вложенного капитала. Средний период отдачи вложенного
капитала в России составляет от 10 до 12 лет.

В системе обеспечения эффективного функционирования предприятия
инвестиции играют важную роль. Осуществление инвестиций является
важнейшим условием решения практически всех стратегических и
значительной части текущих задач развития и обеспечения эффективной
деятельности предприятия.

Инвестиции – это:
• главный источник формирования производственного потенциала;
• основной механизм реализации стратегических целей экономического
развития;
• главный механизм оптимизации структуры активов;

• основной фактор формирования долгосрочной структуры капитала;
• важнейшее условие обеспечения роста рыночной стоимости
предприятия;
• основной механизм обеспечения простого и расширенного
воспроизводства;
• главный инструмент реализации инновационной политики;
• один из действенных механизмов решения задач социального
развития предприятия.

Эффективная деятельность фирм, предприятий и организаций в
долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов их развития и
повышения конкурентоспособности в значительной мере определяется
уровнем их инвестиционной активности и диапазоном инвестиционной
деятельности. Физическое или юридическое лицо, осуществляющее
инвестиции от своего имени и за свой счет, называют инвестором.
В наиболее широкой трактовке инвестиции представляют собой
вложение капитала с целью последующего его увеличения.

Источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций
является получаемая от них прибыль. Часто термин “инвестиция”
идентифицируется с термином “капитальные вложения”. Инвестиции в этом
случае рассматриваются как вложение средств в воспроизводство основных
фондов (зданий, оборудования, транспортных средств, и т.п.).

Инвестиции могут осуществляться: в оборотные активы; в различные финансовые

инструменты (акции, облигации и т.п.); в отдельные виды нематериальных
активов (приобретение патентов, лицензий и “ноу-хау”) и т.п. Следовательно,
капитальные вложения являются более узким понятием и могут
рассматриваться лишь как одна из форм инвестиций, но не как их аналог.
Все инвестиции подразделяют на две основные группы: реальные
(капиталообразующие) и финансовые.

Реальные инвестиции — это в
основном долгосрочные вложения средств (капитала) непосредственно в
средства производства. Они представляют собой финансовые вложения в

конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связаны с
приобретением реальных активов. При этом может быть использован как
собственный так и заемный капитал, в том числе и банковский кредит. В
таком случае банк также становится инвестором, осуществляющим реальное
инвестирование.

Финансовые или портфельные инвестиции — это вложение капитала в
проекты, связанные с формированием портфеля ценных бумаг и других
активов. В этом случае основной задачей инвестора является формирование и
управление оптимальным инвестиционным портфелем, осуществляемое, как
правило, посредством операции покупки и продажи ценных бумаг на
фондовом рынке. Инвестиционный портфель — это совокупность собранных
воедино различных инвестиционных ценностей.

В практике планирования и учета долгосрочные реальные инвестиции
могут группироваться по следующим признакам:

 по уровню централизации источников финансирования:
централизованные (средства государственного бюджета),
нецентрализованные (собственные средства предприятия, заемные и
привлеченные финансовые ресурсы и др.);
 по технологической структуре (составу работ и затрат): на
строительные и монтажные работы, приобретение всех видов оборудования,
инструмента и инвентаря, прочие капитальные работы и затраты;
 по характеру воспроизводства основных фондов: новое
строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение;
 по способу выполнения работ: подрядным и хозяйственным
способом;
 по назначению: производственного и непроизводственного
назначения.
Объем инвестиций зависит от определенных факторов.

Рассмотрим лишь основные факторы, влияющие на объем инвестиций:

 Во-первых, объем инвестиций зависит от распределения
получаемого дохода на потребление и сбережения. В условиях низких